Относительно нормативов отчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ, необходимо уточнить, что в бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 % указанной платы (ст.57 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а не 40 %, как во всех иных случаях.
По поводу возможности корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду хотелось бы пояснить следующее.
Действительно, согласно ранее действовавшему законодательству существовали государственные экологические фонды.
В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» было указано, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов – на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов – в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды (п.4 ст.20 данного Закона).
При этом в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей среды установлено, что корректировке подлежат 90% платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.
В Инструктивно-методических указаниях содержится и порядок осуществления корректировки.
Вместе с тем Инструктивно-методические указания применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.
В настоящее время 100 % платежей за негативное воздействие поступают на специальные счета федерального казначейства и распределяются в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим нормативам отчислений.
Согласно приказу Ростехнадзора от 21 января 2005 г. № 24 «Об организации работ по взиманию в 2005 г. платы за негативное воздействие на окружающую среду», изданному в целях реализации Федерального закона от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» соответствующим структурным подразделениям Ростехнадзора было поручено обеспечить подготовку до 20 февраля 2005 г. проектов нормативных правовых актов, инструктивно-методических и нормативно-технических документов, необходимых для организации и осуществления взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части, в том числе, корректировки размеров взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за полнотой и своевременностью внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, до настоящего времени указанные нормативные правовые акты, инструктивно-методические и нормативно-технические документы не приняты. В связи с этим вопрос, относительно размера платежей подлежащего корректировке до сих пор в действующем законодательстве не регламентирован.
В письме Минфина России от 17 января 2005 г. № 03-07-03-02/1 изложена позиция, согласно которой, в связи с тем, что распределение регулирующих доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации регулируется бюджетным законодательством и не относится к обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборов, указанное распределение производится органами, осуществляющими кассовое обслуживание соответствующего бюджета. При этом корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду должна производиться в целом по размеру платежей природопользователей, а не в части, подлежащей перечислению в доход бюджета области и ее местных бюджетов.
При этом мы с вами должны иметь в виду, что издание нормативных правовых актов, то есть актов обязательных к применению, в виде писем и телеграмм не допускается.
Поэтому применение указанного письма Минфина России не является обязательным.
В связи с этим, гипотетически у природопользователя есть возможность осуществить корректировку платы, однако, так как Инструктивно-методические указания во многом не соответствуют действующему законодательству и новые нормативные правовые акты по указанному поводу до сих пор не приняты, порядок осуществления данной процедуры в настоящее время не совсем ясен.