pozicia писал(а)
....видимо, куда-то подаваемых в виде проектов, участники профессионального форума делятся с вами своим анализом поднятых интересных вопросов за так («не жмутся»).
Уважаемый
pozicia, спасибо за то, что среди постоянных участников профессионального форума
Вы поделились с нами своим анализом поднятых интересных вопросов ЗА ТАК («НЕ ЖМЯСЬ»).
Единственно, относительно ГОСТ 17.2.3.02-78 «в котором черным по белому написано в п.2.6» небольшое уточнение…
«2.6 Расчеты загрязнения атмосферы при установлении ПДВ (ВСВ) в случаях использования ЭВМ производят по программам,
согласованным в установленном порядке.» При этом в п.3.1 указано, что
«п.3.1 РАБОТЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПДВ (ВСВ) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ ГОРОДА ИЛИ ДРУГОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА проводит ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПДВ (ВСВ) в следующем порядке: головная организация города или населенного пункта по установлению ПДВ (ВСВ) определяет порядок проведения и участников работ по установлению ПДВ (ВСВ)..» и т.д.
Таким образом, при
«нормальном» подходе к охране окружающей среды в соответствии с
ГОСТ 17.2.3.02-78 на регион ДОСТАТОЧНО ИМЕТЬ ОДНУ ПРОГРАММУ в ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПДВ (ВСВ)…
В дополнении к Вашей информации, Уважаемый
pozicia, мы приводим
Письмо Росприроднадзора от 21 октября 2011 г. N ВК-08-02-36/13737 «О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы» в соответствии в котором идет ссылка на документы 37
летней давности(!!!!) 1977, 1986, 1989. 1997, 2004 (!!!). …
Таким образом, получается что за последние
ДЕСЯТИЛЕТИЯ никаких
НОВЫХ нормативно-правовых документов не было выпущено… т.е
ВСЕХ УСТРАИВАЛА И УСТРАИВАЕТ СЛОЖИВШАЯСЯ СИСТЕМА УСТАНОВЛЕНИЯ ПДВ (ВСВ) на основании «
ДОГОВОРНЫХ» томов ПДВ разработанных по каким то программам, согласованных между двумя какими-то юридическими лицами, расчеты выбросов ЗВ по какому-то перечню
ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩИХСЯ РАСЧЕТНЫХ МЕТОДИК….УТВЕРЖДАЕМЫХ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ….
Ни в письме Росприроднадзора от 21 октября 2011 г. N ВК-08-02-36/13737 «О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы»,
ни в указанных в письме документах на которые ссылается Росприроднадзор
отсутствует согласование, утверждение с ГГО им. Воейкова, ОАО НИИ "Атмосфера"…..
В соответствии с Письмом:
1. Письмо Росприроднадзора от 21 октября 2011 г. N ВК-08-02-36/13737 «О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы»
«В целях реализации полномочий в области экологического нормирования, связанных с установлением нормативов выбросов и выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует о следующем.
Согласно п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 229 и от 15.02.2011 N 78) (далее - Положение), нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ на указанные выбросы в настоящее время
НАХОДИТСЯ В СТАДИИ РАЗРАБОТКИ В МИНПРИРОДЫ РОССИИ (далее - Порядок).
В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ УКАЗАННОГО ПОРЯДКА необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами:
Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденная Госкомприроды СССР
11.09.1989 (далее - Инструкция по нормированию);
Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Л.
1991;
Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия, утвержденные Госкомгидрометом СССР от
28.08.1987, включенные в Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности, утвержденный Приказом Госкомэкологии России от
25.09.1997 N 397;
ОНД-86, утвержденный Госкомгидрометом СССР от 04.08.1986 N 192;
ГОСТ 17.2.1.04-77 "Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения";
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.12.2004, в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации…..»
1.1 Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденная Госкомприроды СССР 11.09.1989 (далее - Инструкция по нормированию);
«1.1. Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду производится путем установления предельно допустимых выбросов этих веществ в атмосферу (ПДВ) и предельно допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС). ПДВ - это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, непревышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира
(по ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями"), если нет других более жестких экологических требований или ограничений *.»
1.2 Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Л. 1991;
«1.1. Инвентаризация выбросов (
ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
1.7. С введением настоящей "Инструкции" "Инструкция по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу (по форме № 1-воздух)", утвержденная ЦСУ СССР и Госснабом СССР 12 марта 1979 года № 42/082-018/2-90, отменяется.»
«3.3.
При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и РЕКОМЕНДОВАННЫМИ МЕТОДИКАМИ, СОГЛАСОВАННЫМИ С ГОСКОМПРИРОДОЙ СССР /1,2/. В случаях отсутствия инструментальных методик для определениявыброса какого-либо вещества
ДОПУСКАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕМ РАСЧЕТНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ МЕТОДИК, СОГЛАСОВАННЫХ С ГОСКОМПРИРОДОЙ СССР /3/.
4.5. Заполнение раздела 4 "Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация".»
1.3 Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.12.2004, в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
«
2. Расчетные методы применяются, в основном,
для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов).
К неорганизованным источникам относятся:
- неплотности технологического оборудования (пропуски технологических газов через уплотнения перекачивающего оборудования и запорно-регулирующую арматуру, расположенную вне вентилируемых помещений), в том числе работающего при избыточном давлении;
- факельные установки и амбары для сжигания некондиционного углеводородного сырья;
- открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.;
- взрывные работы;
- погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов;
- карьеры добычи полезных ископаемых, открытые участки их дробления и рассева на фракции;
- оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).
В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся:
- транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.);
- резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов.»
…
«2.1.
Оценка выбросов от неорганизованных источников выполняется с помощью расчетных (
расчетно-аналитических) методов, базирующихся на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, а также на сочетании инструментальных измерений и расчетных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.»....
«2.3.1.
При отсутствии методов по расчету выделений (выбросов) в атмосферу от оборудования, расположенного в производственных помещениях, и невозможности проведения инструментальных измерений (по причинам технического или экономического характера) в отдельных случаях
для определения массы выделения (выброса) в качестве исходной информации используются значения ПДК рабочей зоны и расчетные оценки воздухообмена в данном помещении (например, [23]).
2.4. В соответствии с [93 (Письмо Госкомэкологии N 05-19/25-171 от 06.05.1998 !!!!!) ] программы,
РЕАЛИЗУЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИКИ ПО РАСЧЕТУ ВЫДЕЛЕНИЙ (ВЫБРОСОВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проходят тестирование и согласование в
НИИ Атмосфера (1998 год!!!)
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СОГЛАСОВАНИИ (ТЕСТИРОВАНИИ) И СФЕРА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
1. Заключение о согласовании подтверждает, что данное программное средство (ПС) успешно прошло тестирование
на предмет соответствия нормативным и методическим документам (!!!), положения которых оно реализует.
2. В заключении указывается срок его действия (как правило, срок действия ПС определяется сроком действия реализуемого документа).
3. В заключении могут быть отражены определенные ограничения на сферу применения соответствующего ПС в атмосфероохранной практике, связанные с ограниченностью
применения реализуемых коэффициентов (!!!!).
4. Указывается, что данное заключение не относится ни к каким модификациям ПС, тем более с присвоением ему новых реквизитов. В таком случае модернизированное ПС должно пройти
НЕЗАВИСИМОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (!!!).
5
. Заключение о согласовании может быть использовано при маркетинге и рекламе ПС на рынке (!!!!). По требованию пользователя (покупателя ПС) заключение о согласовании должно ему предъявляться разработчиком или его дилером (!!!).»
«12.
Расчеты загрязнения атмосферы для установления нормативов выбросов (ПДВ, ВСВ) для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86. В соответствии с п. 5 "Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" [4] при определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе,
в том числе сводных расчетов, утверждаемые Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидрометом) по согласованию с Госкомэкологии (в настоящее время с Ростехнадзором).
В настоящее время единственным общероссийским документом по расчету рассеивания вредных веществ в атмосферном воздухе является ОНД-86 [6]. Использование других методов расчета рассеивания и в т.ч. изложенного в разделе 4.3.5 "Рекомендаций по учету требований по охране окружающей среды при проектировании а/дорог и мостовых переходов" [51] не представляется возможным.
Этот метод не утвержден Росгидрометом, функцией которого является его рассмотрение и утверждение (!!!!!).. То же самое касается раздела 4 "Методики контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестностях аэропорта" [52] и некоторых других документов.
Примечание: "Отраслевая методика расчета приземной концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах компрессорных станций магистральных газопроводов. Отраслевое дополнение 1 к ОНД-86" [69]
распространяет область применимости ОНД-86 (!!!!) на источники выбросов в атмосферу газовой отрасли, для которых характерны большие опасные скорости ветра (порядка 20 м/с и более).
Учитывая изложенное Вами, Уважаемый
pozicia , Приказ МПР №650, документы приведенные в Письме Росприроднадзора от 21 октября 2011 г. N ВК-08-02-36/13737…. мы не нашли ….что УВАЖАЕМЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММ, которые приводят на своих сайтах какие-то СОГЛАСОВАНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПИСЬМА и т.д. на основании которых они «утверждают» о достоверности проводимых расчетов… достоверности и ЗАКОННОСТИ… правомочности применения в своей коммерческой деятельности …. выданных другим юридическим лицом каких-то РЕГАЛИЙ…
Уважаемые разработчики программ, имеющих какие-то согласования, убедительно, просим «поделиться» с участниками профессионального форума с утвержденной методологией проверки программ, тестовых примерах расчета (аналогично примеру, приведенному в ОНД-86), описании структуры ХМL форматов выгрузки для ДОКУМЕНТАРНОЙ проверки достоверности соответствия алгоритма заложенного в программу а не КРАСИВЫХ рисунков с «изолиниями» ….. со
ссылкой на документы 37 летней давности (!!!!) 1977, 1986, 1989. 1997, 2004 (!!!), которые в настоящее время не соответствуют ФЗ, ПП, Приказам….
Р.S. Относительно того, что …..некоторые уважаемые форумчане договорились в теме форума
«Отчетность СМСП» до того, что источником выброса на который устанавливается ПДВ (ВСВ) является промышленная площадка …..по Приказу МПР №650 ….можно остановиться позднее…