
Julia  24.08.2010 16:06
| |  | | RE: Судебные решения  Че-то все темы про обучение экологической безопасности уже в архиве, так что пишу сюда. Отличное судебное решение нашла в недрах правовой системы по поводу штрафов за отсутствие обучение руководителей. И главное, никаких-таких косвенных признаков, все очень логично.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2008 года Дело N А56-41014/2007
[Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что непрохождение должностными лицами общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует лишь о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Самсоновой Л.А., судей: Клириковой Т.В., Матлиной Е.О., при участии от Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" Митрофана А.К. (доверенность от 09.07.2008 N 2), рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2007 по делу N А56-41014/2007 (судья Трохова М.В.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РС-центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее - Инспекция) от 27.06.2007 N 0648/01.
Решением от 04.12.2007 заявление удовлетворено. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда.
По мнению подателя жалобы, отсутствие у должностных лиц Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой проверки Инспекция установила, что руководители и специалисты Общества, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение требований статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является несоблюдением экологических требований при эксплуатации предприятия.
Выявленное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Инспекция квалифицировала по статье 8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 18.06.2007 N 0648/1 постановлением Инспекции от 27.06.2007 по делу об административном правонарушении N 0648/01 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, свидетельствует лишь о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает данные выводы суда правильными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34-39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Закона N 7-ФЗ.
В частности, требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов предусмотрены в статье 39 Закона N 7-ФЗ и заключаются в обязанности юридических и физических лиц:
- соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды;
- обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды;
- проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как правильно указал суд, статья 73 Закона N 7-ФЗ, несоблюдение которой вменено в вину Обществу, находится в главе ХIII "Основы формирования экологической культуры" указанного Закона.
Таким образом, по смыслу указанной нормы непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2007 по делу N А56-41014/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.Самсонова
Судьи:
Т.В.Клирикова
Е.О.Матлина |