stas,
Утвержден
Приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от ___________2010 г. № ____
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ПОРЯДКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ, ОПРЕДЕЛЯЕМОГО ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ПО ОБЪЕКТАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной службой по надзору
в сфере природопользования по исполнению государственной функции по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (далее - Регламент) разработан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47,ст. 4933; 2007, № 50,
ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063).
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), порядок взаимодействия между структурными подразделениями Роспироднадзора при осуществлении полномочий по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность
в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, определенных Положением
о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений
в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г.
№ 370» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст.3347; 2006, № 44, ст.4596; 2006, № 52 (3 ч.), ст.5597; 2007, № 22, ст.2647; 2008, № 16, ст.1707; 2008, № 22, ст.2581, № 46, ст.5337; 2009, № 6, ст.738; 2009, № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976). Действие Регламента не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений.
2. Исполнение государственной функции по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (далее – государственная функция) осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, № 237; 1996, № 3, ст.152; 1996, № 7, ст.676; 2001, № 24, ст.2421; 2003, № 30, ст.3051; 2005, № 42, ст.4212; 2006, № 29, ст.3119; 2007, № 1 (1 ч.), ст.1; 2007, № 30, ст.3745).
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст.133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст.25; № 19, ст.1752; 2006, № 1, ст.10; № 52, ст.5498; 2007, № 7, ст.834; 2007, № 27, ст.3213; 2008, № 26, ст.3012; 2008, № 29 (ч. 1), ст.3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст.3616; .2009, № 1, ст.17; 2009, № 11, ст.1261, 2009, № 52, ст. 6450, 2008, № 30 (ч. 2), ст.3616; .2009, № 1, ст.17; 2009, № 11, ст.1261) (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды);
Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст.6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6441);
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст.2060);
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст.3009; 2001, № 1, ч. II, ст.21; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 1, ст.10; 2006, № 52, ч. I, ст.5498; 2007, № 46, ст.5554; 2008, № 30 (ч. 2), ст.3616; 2008, № 45, ст.5142; 2009, № 1, ст.172008, № 30 (ч. 2), ст.3616; 2008, № 45, ст.5142; 2009, № 1, ст.17);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 5, ст.625; 2009, № 14, ст.1668);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст.1278);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.04.2009, № 14, ст.1668);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст.3347; 2006, № 44, ст.4596; 2006, № 52 (3 ч.), ст.5597; 2007, № 22, ст.2647; 2008, № 16, ст.1707; 2008, № 22, ст.2581, № 46, ст.5337; 2009, № 6, ст.738; 2009, № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 39, ст.4453);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; 2008, N 14, ст. 1413; 2008, № 46, ст. 5337; 2009, № 12, ст. 1443; № 19, ст. 2346; № 25, ст. 3060; ст. 47, ст. 5675; № 49 ст. 5970);
3. Исполнение государственной функции осуществляется Росприроднадзором или его территориальными органами на безвозмездной основе (список территориальных органов приведен в Приложении 1 к настоящему Регламенту).
В компетенцию согласования Росприроднадзора входят предприятия,
у которых размер годовой платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет 8 млн. руб. и более, а так же предприятия, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами на территории двух и более федеральных округов. Росприроднадзор может принять решение
о делегировании полномочий по согласованию представленного порядка соответствующему территориальному органу.
В компетенцию согласования Департаментов Росприроднадзора входят предприятия, у которых размер годовой платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет от 3 млн. руб. до 8 млн. рублей;
В компетенцию согласования Управлений Росприроднадзора входят предприятия, у которых размер годовой платы за негативное воздействие
на окружающую среду составляет менее 3 млн. рублей.
4. Результатом исполнения государственной функции является согласование порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, подписанное руководителем (заместителем руководителя) Росприроднадзора или его территориального органа и оформленное соответственно на официальном бланке Росприроднадзора или его территориального органа.
5. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (далее – Порядок), согласовывается сроком на 3 года. Отчет о выполнении мероприятий производственного контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять
в Росприроднадзор или его территориальный орган ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным.
6. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения
с отходами (далее - Заявитель).
II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
Порядок информирования о правилах исполнения
государственной функции
7. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется:
непосредственно в Росприроднадзоре и его территориальных органах;
путем использования средств телефонной связи или электронного информирования;
посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации.
8. Сведения о местонахождении Росприроднадзора и его территориальных органов, графике (режиме) работы Росприроднадзора и его территориальных органов, контактных телефонах (телефонах для справок) размещаются на:
интернет-сайте Росприроднадзора;
информационных стендах в Росприроднадзора и его территориальных органах.
9. На информационных стендах и Интернет-сайте Росприроднадзора размещается также следующая информация:
извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регламентирующие деятельность по предоставлению государственной услуги;
извлечения из текста Административного регламента с приложениями (полная версия на Интернет-сайте);
перечень заявочных документов, необходимых для получения государственной услуги;
порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.
10. Консультации по процедуре исполнения государственной функции могут предоставляться по обращениям Заявителя:
в письменной форме, в том числе с использованием средств электронной передачи данных;
с использованием средств телефонной связи.
11. При консультировании по письменным обращениям, в том числе по электронной почте, ответ направляется не позднее 30 календарных дней с момента получения такого обращения.
12. При консультировании по телефону уполномоченные должностные лица обязаны в соответствии с поступившим обращением предоставить информацию по следующим вопросам:
о входящих номерах, под которыми в соответствующем структурном подразделении делопроизводства зарегистрированы заявки на предоставление государственной услуги;
о ходе исполнения государственной функции по конкретной заявке;
о нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы исполнения государственной функции.
При невозможности уполномоченного должностного лица, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое уполномоченное должностное лицо или должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
Требования к составу документов, необходимых
для исполнения государственной функции
13. Для исполнения государственной функции Заявитель должен представить в Росприроднадзор или его территориальный орган согласно пункту 3 настоящего Регламента заявление на согласование Порядка (приложение 2 к настоящему Регламенту), утвержденный Заявителем порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, перечень документов, подготовленный в соответствии с приложением 3 к Регламенту.
Срок исполнения государственной функции
14. Срок исполнения Росприроднадзором и его территориальными органами государственной функции не должен превышать 30 календарных дней.
Перечень оснований для отказа в исполнении
государственной функции
15. Основаниями для отказа в рассмотрении Порядка является непредставление полного комплекта документов предусмотренного пунктом 13 настоящего Регламента, несоответствие Порядка требованиям, изложенным в п. 16 настоящего Регламента, мотивированного решения комиссии комиссия по вопросам рассмотрения порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, по отказу в согласовании порядка.
Требования, предъявляемые к содержанию Порядка
16. Порядок должен содержать следующие обязательные разделы:
16.1 Цели и задачи производственного контроля
в области обращения с отходами. (Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:
• соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в области обращения с отходами;
• выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды.
• соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;
• соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;
• выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
• соблюдения природоохранных требований в области обращения
с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
• своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;
• получения данных о текущих воздействиях
на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;
• оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
• соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие ГЭК, и органы государственного статистического наблюдения;
• получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования.
Основными задачами производственного контроля
в области обращения с отходами являются:
• проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов;
• контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий
на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;
• подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
• предупреждение вреда, наносимого окружающей среде
в результате деятельности предприятия;
• контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
• проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;;
• обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
• оперативное и своевременное представление необходимой
и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
• своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды).
16.2 Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля. (Организационной структурой является экологическая служба предприятия – Заявителя. Экологическая служба может представлять собой специализированное подразделение (отдел, бюро, группа и др.) или отдельное должностное лицо. Структура, штатная численность и состав экологической службы определяется Заявителем в зависимости от видов деятельности в области обращения
с отходами производства и потребления, видов воздействий на окружающую природную среду, региональных особенностей состояния окружающей среды и требований к ее охране, необходимости ведения первичного учета
по формам федерального статистического наблюдения и др.
16.3 Объекты производственного контроля в области обращения
с отходами. (При осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами регулярному наблюдению подлежат нормируемые параметры и характеристики:
• технологических процессов и оборудования, связанных
с образованием отходов;
• систем удаления отходов;
• объектов временного хранения (складирования) отходов
на промышленных площадках;
• объектов захоронения отходов (полигоны), находящиеся в ведении природопользователя;
• систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении природопользователя.
16.4 Контроль соблюдения требований законодательства
за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) и планы-графики его осуществления. (Порядок проведения мероприятий по инспекционному контролю устанавливается
в корпоративных документах предприятия. В указанном разделе должны быть установлены:
• состав лиц, уполномоченных на подписание поручений
на проведение проверок;
• форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля;
• порядок уведомления должностных лиц контролируемого объекта о проведении мероприятий по контролю;
• права и обязанности должностных лиц экологической службы, уполномоченных осуществлять инспекционный контроль;
• перечень документов, представляемых должностными лицами контролируемого объекта для инспекционного контроля;
• права, обязанности и ответственность руководителей (ответственных сотрудников), контролируемого объекта (структурных подразделений), ответственность
за противодействие проверке или отказ от оформления
ее результатов;
• особенности оформления актов проверки;
• требования к оформлению и хранению внутренних документов контролируемого объекта;
• порядок и сроки информирования заинтересованных лиц
о результатах проверки;
• особенности оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия
на окружающую среду;
• перечень мер воздействия, применяемых по отношению
к нарушителям;
• порядок оформления предложений об устранении выявленных нарушений;
• порядок повторных проверок исполнения выданных предписаний и внесенных предложений).
16.5 Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления. (Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта.
Процедура проведения мероприятия по экоаналитическому контролю
в общем виде должна включать следующие этапы:
• установление нормативного значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации,
• первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки;
• контроль правильности расположения точек отбора проб;
• проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с требованиями МВИ;
• в случае отбора проб – их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ;
• в случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, – фиксация результата измерений;
• в случае использования расчетных и расчетно-аналитических методов – фиксация технологических параметров работы источника воздействия, необходимых для проведения расчетов;
• расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации;
• оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений
16.6 Контроль функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления. (Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы:
• установление нормируемых показателей работы систем
и устройств природоохранного назначения в соответствии
с технической документацией и первичный осмотр систем
и устройств;
• контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения;
• определение технологических параметров работы систем
и устройств природоохранного назначения;
• отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения;
• расчет показателей эффективности работы систем и устройств
и сравнение с паспортными значениями).
16.7 Контроль за соблюдением требований предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении
с отходами. (Содержание мероприятий по контролю при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении
с отходами определяется в оперативном порядке непосредственно после получения уведомления о аварийной ситуации и зависит от тяжести ситуации. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами фактическому загрязнению объектов окружающей среды на производственной площадке и в пределах зоны влияния производственного объекта осуществляется по соответствующим нормативным документам с применением МВИ содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, допущенных к применению
в установленном порядке. Для оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении
с отходами, допускается применение методов экспрессного (индикаторного) анализа. Для анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении
с отходами, допускается привлечение сторонних лабораторий, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений).
16.8 Привлечение сторонних аккредитованных организаций
к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами. (К осуществлению производственного контроля могут на договорных условиях могут привлекаться сторонние аккредитованные организации, функции которых включаются в соответствующие документы
о производственном контроле.
Лаборатории, осуществляющие производственный контроль для сторонних организаций на договорной (контрактной) основе, подлежат обязательной аккредитации в системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ). Аккредитованные испытательные лаборатории проводят исследования (испытания) и измерения в пределах своей области аккредитации. Область аккредитации аналитических лабораторий, участвующих в экоаналитическом контроле, должна включать те виды измерений, которые предусмотрены планами-графиками производственного контроля.
16.9 Ответственность за надлежащую организацию производственного контроля.
16.10 Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю (Документооборот в системе производственного контроля осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Положением о производственном контроле или иной документацией, определяющей порядок осуществления производственного контроля. Документирование результатов производственного контроля должно соответствовать принципам документирования в системе управления охраной окружающей среды на предприятии).