siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

О значении термина "экология"


  1 ... 6 7 8 9 10
Всего записей: 127, показаны: 118-127

Тема прочитана 285721 раз и оценена
0



ultra
30.05.2006 22:44

RE: О значении термина "экология"
Cement писал(а)
ultra, мы все такие "умные" на словах, а на деле .......... Тебе бы лекции читать в начальной школе, пользы больше бы было.


Кому? Мне? Или тем, у кого авитаминоз?
Боюсь, в начальной школе закон Либиха не соблюдается. Денег ни ГУО, ни родителей не хватает на хороший обмен веществ у детишек.


greenfrog
31.05.2006 07:06

RE: О значении термина "экология"
Cement писал(а)
ultra, мы все такие "умные" на словах, а на деле .......... Тебе бы лекции читать в начальной школе, пользы больше бы было.



Cement,
между прочим наиболее трудное - это читать лекцию людям, которые ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ в описываемой тобой области... они "забрасывают" лектора совершенно фантастическими вопросами... и ведь не так просто объяснить, потому что они азов не знают Со спецами много проще - они уже и сами много знают, и можно ссылаться на известное им


ultra
31.05.2006 09:44

RE: О значении термина "экология"
greenfrog писал(а)
между прочим наиболее трудное - это читать лекцию людям, которые ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ они "забрасывают" лектора совершенно фантастическими вопросами... и ведь не так просто объяснить, потому что они азов не знают


А природоведение? А ботаника? А биология? А зоология? А анатомия? А БЖД, наконец?
Мы же не об экологии Луны говорим. Азы хоть какие-то проходим в разных жизненных школах.

ravnopravie
31.05.2006 13:24

RE: О значении термина "экология"
Maut,
искренне рада, что Вы на самом деле добрый. Мы же все коллеги. И нужно быть по возможности единомышленниками. Пусть у единомышленников иногда и расходятся точки зрения, но просто необходимо уважать мнения других.

oja
13.06.2006 07:55

RE: О значении термина "экология"
Вернемся к заявленной теме! Вот мнение специалиста:

Экология как наука.

Экология в настоящее время стала популярной. К сожалению, в нашей стране слово "экология" с лёгкой руки непрофессионалов широко употребляется для обозначения всех форм взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе им же созданной. Во многих случаях слово "экология" используется как слово-паразит, для придания речи наукообразия.

Часто науку экологию и окружающую среду рассматривают как синонимы и связывают с проблемами взаимоотношений человеческого сообщества и природы. И если происходит, например, загрязнение окружающей среды, говорят о "плохой экологии", подразумевая, вероятно, что есть ещё и "хорошая экология". Однако экология - это наука, и как любая наука она не может быть плохой или хорошей. Всякое непрофессиональное использование понятия экологии в конечном счёте приведёт и уже приводит к размыванию её как науки, которая, как и всякая наука, имеет свой специфический предмет, метод и цель исследования.

История экологии, в том числе и в России, интересна и во многом поучительна. Термин "экология" (ecos, или oikos, - жилище, местопребывание; logos - наука; греч.) был впервые предложен Эрнстом Геккелем в 1866 г. во "Всеобщей морфологии организмов". Этот термин в русской научной литературе был впервые воспроизведён И.И. Мечниковым уже в 1869 г.

Развитие экологии в России связано с именами выдающихся российских биологов:
А.Ф. Миддендорфа, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцова, Д.Н. Кашкарова, В.Н. Сукачёва, Л.Г. Раменского, А.Н. Формозова, Г.А. Новикова, С.С. Шварца, В.Е. Соколова, И.А. Шилова, В.Н. Большакова, Н.Ф. Реймерса, В.Р. Дольника, В.С. Ивлева, Г.Г. Винберга, А.М. Гилярова, Н.П. Наумова и др. Важнейший вклад в экологию был сделан В.Н. Вернадским. Научной основой глобальной экологии послужил его труд "Биосфера", вышедший в свет в 1926 г. В нём были развиты представления о планетарной геохимической роли живого вещества.

Экологи сразу же воспользовались идеями В.Н. Вернадского. В 1928 г. В.Н. Беклемишев выдвинул концепцию геомериды, в которой всё живое вещество биосферы рассматривалось как некоторое системное единство. Позже, в 1942 г., В.Н. Сукачёв предложил понятие биогеоценоз, рассматривая его как термодинамическую систему. Многими российскими экологами биогеоценоз рассматривается как синоним экосистемы. Этот термин нередко применяют в географии для определения элементарного ландшафта. Если географы исследуют территорию с существующим на ней биогеоценозом, а геохимики - движение химических элементов на этом пространстве, то экологи исследуют весь комплекс процессов и явлений, внутренние взаимодействия компонентов, совокупность прямых и обратных связей.

В двадцатые-сороковые годы прошлого века экология становится количественной наукой. После работ американского биофизика А. Лотки и итальянского математика В. Вольтерра появляются первые математические модели экологических явлений, среди которых особое место занимает модель конкурентного вытеснения Лотки-Вольтерра.

Эти идеи нашли благоприятную почву в России. Г.Ф. Гаузе изложил принципы конкурентного исключения, провёл первые экспериментальные исследования взаимоотношения видов. В начале 30-х гг. В.С. Ивлев, широко используя экспериментальные и математические методы, создал концепцию трофологии, разработал балансовый подход к изучению роста и развития животных и к исследованиям экосистем. Основные идеи балансового подхода были сформулированы Л.Л. Россолимо. В.С. Ивлев рассматривал исследование баланса веществ и энергии в изучении водоёмов как мощное орудие для решения теоретических задач и практических целей. В.В. Станчинский развил представления о трофических уровнях и "пирамиде энергии". Были заложены основы экосистемного подхода в экологии.

Замечательные успехи в изучении трансформации энергии и превращения веществ в озёрных экосистемах были достигнуты на Косинской лимнологической станции под Москвой. Здесь в 1932 г. начинает свои, ставшие потом классическими, работы по оценке первичной продукции в водоёмах Г.Г. Винберг. Применённый им метод "тёмных и светлых склянок" стал классическим и до сих пор активно используется при исследованиях первичной продукции водоёмов. Именно в это время было положено начало продукционной гидробиологии, активно развиваемой ныне в нашей стране.

Для работ, развивавших экосистемный подход в экологии, характерен высокий уровень эмпиризма, описание и количественные оценки изучаемых процессов на уровне особи, популяции, сообщества и экосистемы. Выявленные закономерности всегда выражаются как определённые количественные соотношения. В 1942 г. Р. Линдеман (США) предложил "трофодинамический аспект экологии". Опираясь на теоретические построения и экспериментальные данные, в том числе и полученные В.С. Ивлевым, Р. Линдеман описал закон "пирамиды энергий" (впервые понятие о "пирамиде энергий" было предложено указанным выше В.В. Станчинским в 1931 г.) и рассчитал, что при переходе энергии с одного трофического уровня на другой экологическая эффективность составляет примерно 10%. Около 90% от ассимилированной организмами энергии рассеивается (диссипируется) в виде тепловой энергии. Это впоследствии было убедительно подтверждено разными исследователями и вошло в историю как "правило 10%".

Можно сказать, что к середине прошлого века в нашей стране были созданы предпосылки к широкому изучению водных и наземных экосистем. Однако поступательное развитие экологии в СССР было заторможено сначала Второй мировой войной, а затем августовской 1948 г. сессией Сельскохозяйственной академии, в результате которой победили антинаучные взгляды Т.Д. Лысенко. Подверглось нападкам учение о биосфере В.Н. Вернадского. Взгляды таких экологов, как Д.Н. Кашкаров, Г.Ф. Гаузе, А.Н. Формозов, Г.Г. Винберг, В.С. Ивлев и др., были публично осуждены.

Некомпетентное вмешательство в биологию и естествознание в целом нанесло огромный ущерб практически всей российской биологии, в том числе и экологии. Эти потери прошлых лет проявляются и сегодня, в том числе в навязываемых общественности околонаучных толкованиях экологии и разного масштаба экологических кризисов.

Примерно с середины 60-х гг. прошлого века в нашей стране вместе с начинающимся подъёмом биологии продолжает развиваться и экология. Общепризнанно, что в развитие отечественной экологии большой вклад внесли гидробиологи (гидроэкологи).

Большие успехи в изучении наземных и водных экосистем были достигнуты в рамках Международной биологической программы (МБП, 1964-1974 гг.). Ведущая роль гидробиологических исследований в нашей стране, выполненных в рамкам МБП по руководством Г.Г. Винберга, была признана мировым научным сообществом. В результате многочисленных и трудных экспериментальных и полевых исследований было, например, показано, что скорости роста, питания, метаболизма, размножения животных, как и скорости увеличения численности в их популяциях, связаны с массой организмов. Эти зависимости могут быть описаны степенными уравнениями, параметры которых имеют вполне определённые и биологически значимые величины.

Всё это позволило предложить выделение функциональной экологии животных (Алимов, 1981), которая на основе аутэкологических исследований количественно оценивает значение популяций организмов в процессах биологической продуктивности, превращения веществ и трансформации энергии в экосистемах. Выявлены важнейшие закономерности потоков вещества и энергии через популяции, сообщества организмов и экосистемы водоёмов разного типа. Установлены общие закономерности структуры и функционирования сообществ организмов, предложен структурно-функциональный подход к изучению экосистем, рассчитаны биотические балансы экосистем разных по типу, географическому положению и продуктивности водоёмов. Исследованиями А.М. Гилярова, его учеников и последователей были решены многие трудные вопросы популяционной экологии (Гиляров, 1990). Школой продукционной гидробиологии, руководимой автором статьи, продолжаются исследования водных экосистем.

Заметное место в исследованиях российских экологов всегда отводилось проблемам охраны природы. Наиболее передовые из них отстаивали научный подход к окружающей среде, обосновали необходимость использования результатов фундаментальной науки для рациональной эксплуатации природных биологических ресурсов. В связи с этим важное место занимает оценка взаимоотношений человеческого общества и природы, особенно уже потому, что современное потребление людьми продукции биосферы, по данным В.Г. Горшкова (1990), достигло 7% от чистой первичной продукции суши, и это привело уже к нарушению биохимического круговорота в биосфере.

На рубеже ХХ и ХХI вв. экология в России получила широкое толкование. Как отмечал А.В. Яблоков (1985), в 70-е г. ХХ в. возникло не менее 50 различных "экологий": глобальная, медицинская, моря, суши, атмосферы, почвы, города, культуры и т.д. Одни считают экологию частью биологии, другие - комплексной или синтетической наукой, третьи - дисциплиной, изучающей общие закономерности функционирования экосистем, четвёртые - общенаучной областью знания. Заметим, что не бывает комплексных или синтетических наук.

К сожалению, в нашей стране понятие "экология" становится всё более неопределённым. Эту неопределённость оправдывают так называемым пониманием экологии, неоправданно выделяя, например, "биоэкологию" или "геоэкологию". Последняя понимается одновременно и как географическая и как геологическая наука. При этом первую часто смешивают с ландшафтоведением (географическая наука), а при выделении второй не принимают во внимание, что преобразующая деятельность организмов на Земле превосходит таковую в результате геологических процессов. Скорость изменения химического состава окружающей среды в результате жизнедеятельности организмов на четыре порядка выше, чем скорость его изменения в результате геологических процессов. Масса всех биогенных элементов, необходимых для развития растений, вовлечённых в биохимические реакции за время существования жизни на Земле, на много порядков превосходит их запас в земной коре и мантии.

Наиболее значимы и наиболее опасны воздействия людей на биологические системы. Эти воздействия могут быть грамотно оценены в рамках экологии как биологической науки. Развитие экологии в России, как и во всём мире, полностью подтверждает именно такое понимание экологии. Важно отметить, что, например, В.И. Вернадский и В.Н. Сукачёв подчёркивали ведущую роль живых организмов в общих биогеохимических процессах. Пятый Международный экологический конгресс (1990) определил экологию как науку биологическую. Показательно, что, например, в обстоятельной сводке (учебном пособии) Г.С. Розенберга с соавторами (1999) из приведённых более чем 60 определений экологии практически все рассматривают её как науку биологическую.

Экология занимает вполне определённое место в системе биологических наук, изучающих разные организационные уровни биологических систем.

Всё сказанное даёт основание определить экологию как фундаментальную биологическую науку, исследующую системы надорганизменного уровня, их структуру и функционирование в пространстве и времени в естественных и изменяемых человеком условиях. Такое понимание экологии позволяет сохранить её как науку, отличая от наук об окружающей среде. Экология, опираясь на весь комплекс биологических и смежных наук, создаёт фундаментальную научную базу для гармоничного сочетания возрастающего воздействия человеческого общества с законами природы, управляющими биосферой.

Методологической основой современных экологических исследований служит системный подход, ориентированный на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину. При этом система, и экологическая система в том числе, понимается как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определённую целостность, единство. Она характеризуется также непрерывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система и проявляет свою целостность. Выявление системного характера объекта исследований требует разложения его на составные части с установлением их свойств, а для определения сущности объекта, как некой организации, необходим синтез этих частей в единое целое.

Важное свойство системы - это её структура, при рассмотрении которой следует учитывать совокупность связей, обеспечивающих целостность системы. Так, например, популяция представляет собой локализованную в пространстве и динамичную во времени систему особей одного вида. В популяциях различают размерную, возрастную, половую структуры. В сообществах организмов или биоценозах, которые можно рассматривать как локализованные в пространстве и динамичные во времени системы популяций разных видов, кроме того, различают и трофическую структуру.

Главный объект исследований экологии - экосистемы. Большинство экологов рассматривают экосистему как локализованную в пространстве и динамичную во времени совокупность совместно обитающих и входящих в сообщества различных организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи между собой и образующей систему взаимообусловленных биотических и абиотических процессов. В результате взаимодействия организмов между собой и окружающим их средой внутри экосистемы организуются потоки вещества, энергии и информации. Экосистема может быть представлена как разнообразие видов плюс взаимосвязь потоков вещества и энергии и информации, последние рассматриваются как организующие и регулирующие (Bayers, Odum, 1993). Динамическое взаимодействие потоков вещества, энергии и информации, обеспечивающее стабильность экосистемы во времени в конкретных условиях среды, и есть её функционирование. Разработка теории функционирования экосистем - одна из важнейших задач современной экологии. Обращено внимание на необходимость и возможность разработки теории функционирования экосистем (Алимов, 2000).

Существование экосистемы, как открытой по энергии системы, возможно лишь при условии постоянного поступления извне энергии, способной совершать работу. Это может быть солнечная энергия, либо энергия, высвобождающаяся при химических реакциях, либо энергия, эквивалентная количеству поступающих в экосистему различного рода органических веществ, содержащихся, например, во вносимых загрязнителях или других веществах. Органическое вещество внутри экосистемы (первичная продукция) создаётся организмами-продуцентами в процессах фотосинтеза растений или хемосинтеза бактерий. В дальнейшем созданное в экосистеме органическое вещество и органические вещества, поступающие в неё извне (аллохтонные), совершают превращения в процессах круговорота веществ и трансформации энергии в экосистеме.

Процессы биологического круговорота веществ и трансформации энергии в экосистемах организуются в результате жизнедеятельности живых организмов, различных взаимоотношений между организмами, главным образом через их трофические связи. Так в экосистемах образуются многочисленные трофические цепи и сложноразветвлённые трофические сети.

Энергия, запасённая в первичном органическом веществе или в аллохтонных органических веществах, в процессе потребления одних организмов другими трансформируется в экосистеме, в том числе рассеиваясь в виде тепловой энергии в результате обменных процессов, протекающих в живых организмах. Органические вещества и эквивалентная им энергия, которые не были потреблены или усвоены организмами консументами (потребителями), преобразуются редуцентами (микроорганизмами) и становятся доступными для потребления их консументами. Энергия поступает на каждый трофический уровень и покидает его. Так в экосистеме образуется поток энергии, который рассматривается как одно из её фундаментальных свойств.

Энергетический принцип изучения биотического круговорота веществ отражает фундаментальное положение о том, что энергия, в отличие от вещества, в цепи трофических (пищевых) превращений не исчезает, а переходит из одной формы в другую. Без этих переносов и превращений энергии не было бы жизни на Земле.

Количество производимой организмами энергии может быть определено расчётным путём, приняв во внимание, что в процессе дыхания организмы рассеивают энергию, эквивалентную количеству потреблённого ими кислорода или деструкции соответствующего количества органических веществ. Задача такого расчёта облегчается тем, что установлена зависимость между количеством потреблённого кислорода, или скоростью обмена (R), у разных видов животных с массой их тела (W):

R = aWb.

При этом в целом для животного мира b > 0,75.

В то же время для отдельных групп животных рассчитаны конкретные параметры приведённого уравнения. Количественно выражены поправки величин этих параметров, которые учитывают их изменения при изменениях отдельных факторов среды, например такого важнейшего, как температура.

Изучая разнообразные явления в экосистемах, исследователи встречаются с различными, в ряде случаев противоположно направленными, процессами, совокупность и общий итог которых выражают в виде различного рода балансов. Особое место в экосистеме занимает баланс органических веществ, которые могут синтезироваться в самой экосистеме. Он охватывает широкий круг разнородных и сложных биотических процессов, с ним связаны балансы биогенных и многих других элементов. Балансовый подход стал одним из способов исследования функционирования экосистем, например водных.

Выявление закономерностей биотического круговорота веществ и трансформации энергии в экосистемах облегчается тем, что биомасса организмов, скорости её построения (продукция) и разрушения (деструкция) могут быть выражены в единицах энергии или иных эквивалентных единицах, отнесённых к конкретному моменту или отрезку времени. Этому же способствует использование установленных количественных закономерностей роста, размножения, метаболизма, питания животных и влияния факторов среды на эти процессы, которые исследует экологическая физиология организмов.

Экосистема поддерживает свою целостность благодаря многообразным взаимосвязям между её компонентами, реализуемым через потоки энергии, вещества и информации. Количество таких потоков, даже если ориентироваться на те из них, по которым имеется количественная информация, достаточно велико.

В конкретных условиях среды складываются конкретные по структуре и функциям сообщества организмов и экологические системы. Экосистема остаётся стабильной, пока на неё с неизменной силой воздействуют конкретные по качеству факторы среды. Она характеризуется величинами структурных и функциональных характеристик, которые находятся между собой в тесной зависимости. Из данных рисунка видно, что увеличение продукции (полезной энергии, P), сопровождаемое снижением производимой энергии (R), возможно лишь при упрощении структуры системы. Это обычно и используется в хозяйственной деятельности людей, например в сельском хозяйстве или рыбном хозяйстве, микробиологической промышленности и т.п.

Для получения высоких величин продукции водоёмов или полей хозяйственная деятельность людей направлена на упрощение сообществ животных или растений, доводя их при необходимости до монокультуры. Сокращаются трофические цепи, вводятся виды с высокой эффективностью роста, создаётся простая структура экосистемы, уменьшаются потери энергии. Аналогично - загрязнение, эвтрофикация, ацидофикация, токсические воздействия на экосистемы в первую очередь приводят к изменениям их структуры в сторону упрощения. Поддержание системы в таком, далёком от природного, состоянии возможно только за счёт постоянного притока в систему дополнительной энергии. Это следует постоянно иметь в виду при планировании хозяйственных мероприятий и уметь рассчитывать усилия, необходимые для достижения желаемого результата.

Такие усилия, учитывая низкие КПД экосистем, могут быть весьма значительными и оказаться экономически невыгодными. Однако чаще всего расчёты таких усилий не производятся, но при этом принимаются хозяйственно значимые решения, неоправданно высокая стоимость которых выясняется только при их реализации. Изменения структурных, а за ними и функциональных характеристик озёрных и прудовых экосистем были положены в основу метода "биоманипулирования", который применяется, например, для предотвращения их эвтрофирования. Этот метод основан на положениях теории трофического каскада (Carpenter et al., 1985), являющегося составной частью теории биологической продуктивности. Ослабление пресса хищников в системе 'хищник-фитофаг-растение' позволяет фитофагам достичь большой численности и биомассы, что приводит к снижению количества первичных продуцентов и предотвращает массовое развитие водорослей. Это направление воздействия на экосистемы получило широкое распространение на Западе, ему посвящена масса литературы. Сказанное демонстрирует, каким образом результаты фундаментальных исследований возможно и необходимо применять для решения прикладных задач.

Человек как биологический вид занимает вполне определённое место в экосистемах и биосфере в целом. Популяции людей входят в состав экосистем. Они так же потребляют продуцируемые экосистемами органические вещества, создают вполне определённую биомассу, пропорционально которой окисляют органические вещества в процессах метаболизма. Часть органических веществ, выделяемых в окружающую среду в виде фекальных масс и метаболитов, вовлекаются в общие процессы круговорота веществ и трансформации энергии в экосистемах. Следует выделить экологию человека, задача которой - изучение структуры и функционирования человеческих популяций.

Потребление пищи на одного человека в среднем составляет около 2500 ккал/сутки или 120 Вт/сутки (Горшков, 1990; Горшков, Кондратьев, 1990). Приняв численность людей на Земле равной 5·109 человек, нетрудно определить, что общая мощность пищевого потребления людей не превышает 6·1011 Вт, что составляет примерно 0,6% от мощности фотосинтеза на Земле.

Однако люди используют дополнительные источники энергии. В результате технического прогресса человечество стало мощным фактором, активно воздействующим на окружающую среду и преобразующим её. Поэтому следует выделить раздел экологии - социо-экологию, которая, используя общие законы экологии, занимается количественной оценкой взаимодействия человеческого сообщества (социума) с природными экосистемами.

В западной литературе, в отличие от российской, различают экологию как фундаментальную биологическую науку и науки об окружающей среде (environment-окружающая среда, англ.) или "энвайронментологию". Смешение понятий "экология" и "энвайронментология" (природоведение) явилось причиной низкой эффективности экологического образования в России. Не случайно экологическое движение конца 80-х гг. формировалось в основном как эмоциональный всплеск "экологистов" (по определению Н.Ф. Реймерса, 1990; . А при организации специализированной службы охраны окружающей среды её кадры комплектовались преимущественно из непрофессионалов и тех же "экологистов" (Розенберг и др., 1999, с.13). Произошла девальвация самой специальности эколога, и таких 'специалистов', называемых экологами, стали готовить почти во всех учебных заведениях. В то время как экологов, возможно, и следует готовить на биологических факультетах, а не в технических институтах или на кратких курсах, что, к сожалению, принимает у нас неоправданно широкий масштаб.

Необходимо направленно готовить энвайронментологов, природоведов - специалистов по охране окружающей среды. В их задачи входят проблемы охраны и рационального использования природных и искусственных экосистем. Они, применяя фундаментальные знания по экологии, должны уметь рассчитывать ожидаемые нагрузки на экосистемы, определять такие режимы эксплуатации экосистем, которые могут обеспечить их неистощительное использование.

Это трудная профессия. Она требует хорошего экологического образования, умения применять знания разных наук, самые современные методы, в том числе методы математического моделирования биологических и экологических систем.

А.Ф. Алимов, Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург. , д.б.н., академик РАН.
"Спасение" /всероссийская экологическая газета/- 19.06.2002

Sk
26.06.2006 22:55

RE: О значении термина "экология"
danger, извините за задержку - совсем не было свободного времени. Надеюсь, вы еще посещаете этот форум.

Да-а, признаться Вы озадачили меня. Ну что же попробуем разобраться в этом потоке схоластики и силлогизмов.
-----------------------------------------------------
Ни силлогизмов, ни элементов схоластики в моем дискурсе не было. До методов логического вывода, мы с вами, к счастью, не добрались, всего лишь занялись подстановкой. Догматы мы тоже вроде никакие не обосновывали…


1. Расплывчатость определений: А как же может быть иначе? Как можно уместить постоянно растущую, обновляющуюся, изменяющуюся систему в раз и навсегда определенные границы?
-----------------------------------------------
Вот этот вопрос очень интересный. Полгода назад я писал Rendall об этом, но он не обратил внимание. Есть, например, топологические методы, которые описывают изменяющиеся границы геометрических тел.

Да Вы же сами найдете столько проитворечий в подобных определениях!
---------------------
Для того и существует логика, которая строит непротиворечивые системы. Другое дело, что когда эти системы приходится прилагать к практике, то нужно создавать соответствующую методологию.

вот когда человек скажет, что ему известно большинство тайн мироздания, сядет, уставший, на придорожный камень и скучающим взглядом окинет пройденный путь, тогда он и даст полное, всеобъемлющее и точное определение науки!
---------------------------
Это красиво с точки зрения поэзии, но не очень продуктивно для науки, для которой больше важны критерии научности, нежели определения.

А что, ремесло не предполагает "наличие теоретического знания"? А наука практические навыки? И чем добыча новых знаний отличается от плетения корзин?
------------------------
В науке фундаментальной есть теоретики и экспериментаторы – люди совсем различных навыков, занимающиеся совсем разной деятельностью. У ремесленника «теоретическое» знание слито с практикой напрямую – его корзины ограничены размерами и свойствами материала и технологией изготовления. Чтобы сделать «нанокорзину» (на уровне молекул) или космическую корзину для исследования вселенной – потребуется развитие теории и эксперимента, для этого необходимо будет осуществить «добычу новых знаний», которые в отличие от технологии плетения корзин до начала исследований просто не существуют. Причем, в процессе эксперимента и развитие теории может оказаться, что построить космическую корзину (нанокорзину) нельзя из-за специфических законов, действующих на соответствующих уровнях «организации материи».

Наука прикладная и наука фундаментальная тесно связаны друг с другом.
----------------------------------
Небольшое продвижение в фундаментальной науке приводит к революции в науках прикладных. Например, открытие полупроводников.


Забавно, но не более. Еще забавнее, если подставить слово "Шизофрения".
------------------------------------
Это слово сюда не подойдет.

Не могли бы Вы привести пример чего-нибудь "специфически научного"?
------------------------------------
Мог бы. ИМХО, это принцип «ничто на веру». Принцип фальсификации К.Поппера, который на сегодня является главным критерием научной истины. В классической науке можно добавить еще то, что наука все превращает в объект исследования. Поэтому вся субъективность отбрасывается. И поэтому очень сложно создать что-либо существенно научное «на пути к теоретической биологии».


ЗНАНИЕ и ИНФОРМАЦИЯ - разные вещи.
----------------------------------------
Согласен. Информация более первична, чем знания, которые предполагают структуру информации. Но при этом знания могут быть научными и не научными. Так же как не существует «абсолютного» определения количества информации, которая является мерой упорядоченности.


ultra
26.06.2006 23:39

RE: О значении термина "экология"
Sk писал(а)
И поэтому очень сложно создать что-либо существенно научное «на пути к теоретической биологии».


Вабше не понятно откуда такой вывод?

danger
27.06.2006 18:48

RE: О значении термина "экология"
Sk, Добрый вечер! Очень рад снова видеть Вас!

------------------------------------------
До методов логического вывода, мы с вами, к счастью, не добрались, всего лишь занялись подстановкой. Догматы мы тоже вроде никакие не обосновывали…
-----------------------------------------------------------
Не обижайтесь на "схоластику", - ну, поерничал слегка! Если не ошибаюсь ранние схоласты и занимались именно "подстановкой" цитат из Платона для обоснования догматов? Всё, молчу, молчу.

-------------------------------------------------------
Есть, например, топологические методы, которые описывают изменяющиеся границы геометрических тел.

-------------------------------------------------------

согласен , вариант очень интересный. Но возможно ли применение топологических методов без определения топологического пространства? Мне представляется это серьезной проблемой, так как неминуемо придется, отталкиваясь от задач теории многообразий, подойти к проблемам алгебраической топологии. Вот..., хотя, дайте время подумать - вернемся чуть позже.
-------------------------------------------------------

Для того и существует логика, которая строит непротиворечивые системы. Другое дело, что когда эти системы приходится прилагать к практике, то нужно создавать соответствующую методологию.
-------------------------------------------------------

Одну минуту! Ниже вы говорите как о единственном критерии истинности о принципе фальсификаций. Но этот принцип, основываясь на теориях К.Геделя , именно и утверждает, что проверка истинности научных теорий осуществляется через их опровержение. Т.е. то, что нельзя оспорить - неистинно!
Хотя лично я не считаю не считаю принцип Поппера главным критерием истинности. Каким способом можно опровергнуть сам принцип фальсификации?

---------------------------------------------------
Небольшое продвижение в фундаментальной науке приводит к революции в науках прикладных. Например, открытие полупроводников.
--------------------------------------------------

.

Sk
29.06.2006 20:05

RE: О значении термина "экология"
Уважаемый danger, отвечаю, правда в спешке, простите за возможные неточности формулировок.

Но возможно ли применение топологических методов без определения топологического пространства? Мне представляется это серьезной проблемой, так как неминуемо придется, отталкиваясь от задач теории многообразий, подойти к проблемам алгебраической топологии.
----------------------------
Мои знания топологии гораздо слабее, чем ваши. Но методологические вопросы я бы с удовольствием с вами обсудил, когда у вас будет время и желание. С позиций дилетанта в сфере алгебраической топологии, я все-таки высказал бы мысль о том, что простейшие топологические методы можно вводить без обобщенного топологического пространства. Например, можно классифицировать поверхности, односторонние (Мебиус, Клейн), двустороннее, односвязные, и т.д.
Листов Мебиуса может быть множество, при этом, все они обладают одним признаком, который можно использовать для их определения.
Посмотрите про границу биосистемы, если будет время – мне интересно Ваше мнение.

Ниже вы говорите как о единственном критерии истинности о принципе фальсификаций.
------------------------------------
Я говорю о критерии истинности научной теории. Теорема Геделя о неполноте, говорит о том, что любая достаточно мощная система аксиом не полна. Т.е. можно построить еще одну аксиому, которую нельзя будет ни опровергнуть, ни доказать. Я ее интерпретирую так – для того, чтобы изучать систему, нужно находиться с более расширенной системе, которая включает исследуемую в качестве подсистемы. Например, находясь внутри замкнутой комнаты вы можете изучать только объекты внутри этой комнаты и вообще не знать, если ли физическая реальность вне этой комнаты. Чтобы изучать поведение самой комнаты, нужно перейти в более расширенную систему, например, выйти на улицу.
Если хотите, теорему Геделя можем еще обсудить. Тем более, что представители паранепротиворечивой логики утверждают, что в их системе такой проблемы (с неполнотой) не возникает.

Но этот принцип, основываясь на теориях К.Геделя , именно и утверждает, что проверка истинности научных теорий осуществляется через их опровержение. Т.е. то, что нельзя оспорить - неистинно!
-----------------------
Нет. Теории Геделя (кстати, что вы под этим подразумеваете?), ИМХО, здесь ни при чем. Поппер указал на невозможность проверки истинности теории (принципа верификации). То, что нельзя опровергнуть – не является наукой. В религии наоборот – истину, догматы нельзя не только опровергнуть, но и пытаться опровергать.

Хотя лично я не считаю не считаю принцип Поппера главным критерием истинности.
--------------------------
Предложите свой.

Каким способом можно опровергнуть сам принцип фальсификации?
--------------------------
Чтобы изучать (опровергать) принципы нужно перейти к мета-теории. Это разговор долгий. Может быть достаточно будет привести пример? Возьмем обычную алгебру. Вы знаете, что там действует принцип – делить на ноль нельзя. Предложим, вы хотите пренебречь этим принципом – тогда можно доказать, что 4=5, например. Вы наверняка это знаете. То же и в науке – пренебрегите принципом фальсификации - принципом проверки и возможности опровержения и у вас исчезнет наука. Останется, в лучшем случае, литература. Экология, в трактовке Rendell, тоже останется, если пренебречь принципом фальсификации – так что делайте выводы.

Sk
29.06.2006 20:12

RE: О значении термина "экология"
ultra, классическая наука построена на том, что в физическом мире действуют объективные законы. Объективные - означает независимые от человека.
Вы знаете, что в микромире тоже действуют физические законы, все молекулы клеток человека подчиняются объективным законам, т.е. должны им следовать, как тело, брошенное под углом к горизонту. Но при этом, любой человек, может двигать своим телом по своему желанию. Вопрос: как (с помощью физической теории) описать возможность свободы воли в контексте классической научной методологии?


  1 ... 6 7 8 9 10

Письмо Минпромторга России от 27.04.2024 N ЮМ-44607/12 "О порядке определения технологических показа... (30)

Фоновые концентрации загрязняющих веществ для городских и сельских поселений, где отсутствуют регуля... (387)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ПОДЗЕМНЫХ ВОДНА МЕЛКИХ ГРУППОВЫХ ВОДО... (239)

Проект Федерального закона N 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий... (400)

Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 39 "Об особенностях создания и эксплуатации систем ав... (491)

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Курской области в 2022 году (04.08.2023)

Доклад о реализации в 2021 году отраслевого документа стратегического планирования - Стратегии разви... (11.07.2023)

Доклад о реализации в 2022 году Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до ... (11.07.2023)

Доклад о реализации в 2021 году Основ государственной политики в области использования, охраны, защи... (11.07.2023)

Доклад о реализации в 2021 году Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до ... (11.07.2023)

Землепользователь

КАПИЛЛЯРНАЯ ЗОНА

ВРЕМЯ ДОБЕГАНИЯ

ДОННЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ

БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В помощь начинающим

Школа начинающего эколога Справочники и учебные пособия Рефераты по экологии

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Wed, 08 May 2024 03:13:49
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения