RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
подскажите, пытаемся получить лицензию по обращению....вот уже получили заключение СЭС, а для ГЭЭ что надо делать?куда обращаться и что (какие документы) для этого надо?
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
gbkmrby писал(а)
Помогите советом, кто чем может. Нужны ли материалы общественного слушания для компании которая собирается собирать и транспортировать отходы.
Во-первых, не общественные слушания, а общественные обсуждения. И это две большие разницы!!!
Смотрите Приказ МПР России от 09.07.2003 № 575 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу»
-----------------------------------------------------------------------------------------
IV. Содержание и оформление основных положений обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами
….
… 12.3.8. Сведения об участии общественности при принятии решений, касающихся намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.
…В данном подразделе приводятся следующие данные о материалах общественных обсуждений, выполненных при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществления намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами:
12.3.8.1. Способ информирования общественности.
12.3.8.2. Информация о высказанных в процессе проведения общественных обсуждений замечаний и предложений с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий.
XI. Состав приложений
….
- документация о проведении общественных обсуждений намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами (при условии их проведения);
------------------------------------------------------------
Во-вторых, можно просто дать объявление в газету о том, что ваша организация намечает осуществление деятельности в области обращения с отходами. С материалами по намечаемой деятельности можно ознакомиться там-то и там-то.
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Коллеги, скажите, пожалуйста, если предприятие осуществляет вывоз отходов другого предприятия с целью их дальнейшего использования в своем технологическом процессе, то требуется ли ему лицензия? (Для одного предприятия это отход, а для другого сырье.)
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Требуется, т.к. лицензия выдается на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. А у вас и транспортировка и использование
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Harrier писал(а)
Коллеги, скажите, пожалуйста, если предприятие осуществляет вывоз отходов другого предприятия с целью их дальнейшего использования в своем технологическом процессе, то требуется ли ему лицензия?
Natalyka писал(а)
Требуется, т.к. лицензия выдается на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. А у вас и транспортировка и использование
Совершенно верно. Это в случае, когда то, что вывозится, является отходом.
Harrier писал(а)
Для одного предприятия это отход, а для другого сырье.
Для другого предприятия это "сырьё" перестанет быть отходом (и следовательно, не нужно наличие лицензии) только в случае, если отходы "переведены" в категорию продукции. Т.е. получены технические условия (ТУ) на продукцию и сан-эпид.заключение.
В случае же если образователь/перевозчик передает отходы организации, хоть и использующей эти отходы в качестве сырья, но при этом не имеющей лицензии на использование отходов, это будет приравниваться к несанкционированному размещению отходов. Со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Вот встретил интересную информацию в статье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» Е.В. Пресняковой, эксперта журнала "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение" ("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.):
--------------------------------------------------------------------------------------
Всем ли нужна лицензия? Лицензия и лимиты
Согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ N 128-ФЗ *(13) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, то есть по обращению с отходами, за исключением их образования.
Отметим, что согласно не действующей сейчас редакции Федерального закона N 128-ФЗ лицензировалось обращение с отходами, а значит, под лицензирование подходили все предприятия, у которых образовывались отходы. Новая формулировка должна была сузить круг предприятий, которые обязаны иметь лицензии. Однако Ростехнадзор требует наличия лицензий у всех предприятий без исключения. Если лицензии нет, то он не утверждает природопользователям лимиты на размещение отходов, которые необходимы всем предприятиям, осуществляющим обращение с отходами (в том числе, только их образование) в силу ст. 11 Закона N 89-ФЗ. А это, в свою очередь, влечет пятикратное увеличение платы за размещение отходов.
Правомерны ли действия Ростехнадзора? Попробуем разобраться. Большинство предприятий не имеют спецтехники для вывоза отходов, не занимаются их обезвреживанием и не используют в собственном производстве, а заключают договоры со специализированными организациями, которые осуществляют сбор, транспортировку и размещение отходов.
Многочисленные споры экологов предприятий и Ростехнадзора ведутся по поводу: является ли временное накопление отходов в мусорном контейнере их размещением? Требуется ли в таком случае лицензия? Под размещением отходов в силу ст. 1 Закона N 89-ФЗ понимается их хранение (временное содержание для последующего захоронения) и захоронение (изоляция отходов в специальных хранилищах). Хранение отходов происходит исключительно в специально оборудованных сооружениях - объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и пр.). Такие объекты заносятся в государственный реестр (п. 6 ст. 12 N 89-ФЗ), находятся на балансе предприятия или арендуются и эксплуатируются им.
Природоохранное законодательство оперирует тремя разными понятиями: накопление, хранение и захоронение отходов. Так, в п. 4.2.1 ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" накопление отходов определено как второй этап технологического цикла отходов, которому предшествует только их появление, а хранение и удаление - завершающие этапы цикла, которые осуществляются после их транспортировки и складирования. Кроме того, в проекте лимитов на размещение отходов в одном из разделов указываются места хранения отходов, а в другом - объекты их размещения.
Очевидно, что понятие временного накопления отходов в контейнере не соответствует хранению отходов. Ведь хранение отходов в контексте законодательства - это вид деятельности, связанный с эксплуатацией специально оборудованных объектов, а не внутреннее движение отходов на предприятии. И, конечно, таким объектом не является мусорный бак.
Однако из-за отсутствия в законах четкой трактовки этих понятий сотрудники Ростехнадзора утверждают, что лицензия нужна всем предприятиям без исключения. Но это не так. К сожалению, на данный момент отсутствует арбитражная практика по этому вопросу. Однако все основания отстоять свою позицию в суде у тех предприятий, о которых шла речь, по мнению автора, есть.
Если предприятие действительно осуществляет хотя бы один из таких видов деятельности, как сбор, транспортировка, использование, обезвреживание, размещение опасных отходов, независимо от того, собственные это отходы или принятые от других организаций, то оно должно получить лицензию (лицензия единая на все виды, конкретный вид деятельности, на который она выдана предприятию, указывается в выписке из реестра к лицензии). Основной документ, который регламентирует порядок выдачи лицензии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524. В нем определены лицензирующие органы и их функции, стандартный пакет документов, предъявляемых в лицензирующие органы соискателем, а также порядок надзора за соблюдением фирмой лицензионных условий. Основополагающий момент для получения лицензии - положительное заключение экологической экспертизы. Проводит ее региональный орган Ростехнадзора в порядке, установленном п. 2 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 N 280. Практика показывает, что экспертиза длится 2-3 месяца, а процедура получения лицензии занимает около 6 месяцев. Правда, срок ее действия - 5 лет.
К сведению: операции по проведению государственной экологической экспертизы, осуществляемые Ростехнадзором, не являются объектом обложения НДС в силу пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
При отсутствии лицензии лимиты на размещение отходов не утверждаются (пп. "б" п. 7 Правил разработки и утверждения проектов *(14)).
В случае если предприятие не осуществляет ни один из лицензируемых видов деятельности и не имеет лицензии, в пакете документов на оформление лимитов оно вправе представить лицензию специализированной организации, с которой заключен договор. Соответствующие данные должны быть отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Так действуют при утверждении лимитов многие предприятия. Если в каком-либо подразделении отказывают в согласовании лимитов на основании отсутствия собственной лицензии, стоит потребовать письменного нормативного обоснования отказа.
Срок действия лимитов на размещение отходов для тех предприятий, которые самостоятельно не занимаются размещением опасных отходов, составляет пять лет при условии ежегодного подтверждения ими неизменности производственного процесса и используемого сырья (п. 11 Правил разработки и утверждения проектов), а для тех, кто осуществляет деятельность по размещению опасных отходов, лимиты действительны в течение срока действия лицензии (п. 13 Правил разработки и утверждения проектов).
Независимо от наличия лицензии размещение отходов - основание для начисления платы за НВОС. При этом субъектом платы за размещение отходов может стать как специализированная организация, так и образовавшее отход предприятие. Это определяется характером договора между сторонами. Если договор на вывоз ТБО - посреднический, например договор комиссии, то на основании п. 1 ст. 990 ГК РФ обязанным по сделке признается комиссионер, несмотря на то что он действует по поручению комитента. Значит, внести плату за размещение отходов должен комиссионер. Если же специализированная организация осуществляет размещение отходов на основании агентского договора от имени их собственника, то обязанность по внесению платы возникает у принципала, то есть у собственника отходов. Такая позиция изложена в Письме Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145 (направлено налоговым органам Письмом ФНС РФ от 08.02.2006 N ГВ-6-21/132).
К сведению: расходы по приобретению и оформлению лицензии (проведение экспертизы, выдача заключений), в том числе лицензионный сбор, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
----------------------------------------------
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Коллеги, посмотрите, что пишет сам РТН на сайте федерального РТН
10 декабря 2007 г.
Вопрос:
____________________________________________________
Из Ростова-на-Дону поступило письмо с просьбой разъяснить особенности разработки и утверждения нормативов образования отходов.
________________________________________________
Ответ:
Консультацию дают специалисты Управления государственного экологического надзора:
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 767, от 29 августа 2007 г. № 545), предусматривают представление индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в территориальные органы уполномоченного органа для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в числе прочих документов, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Cогласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Приведенное определение не содержит дополнительных условий, указывающих на то, что лицензирование распространяется только на основные (уставные) виды деятельности, либо виды предпринимательской деятельности, то есть деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
_________________________________________________
Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов, обязаны оформлять лицензию и в тех случаях, когда рассматриваемая деятельность не является для них основной и не приносит прибыль.
___________________________________________________
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Да это такое понимание РТН.
А вот Вам и еще один вопрос-ответ из того же Ростова-на-Дону. Предлагаю официальный ответ начальника Управления государственного экологического надзора А.И. Масалевич от 23.04.2007 №14-10/1341 на мой вопрос, основанный на юридическом заключении Центра правового обеспечения природопользователей:
Вопрос:
"Предприятие в процессе своей деятельности:
- не осуществляет своими силами изъятие отходов с территории предприятия, на котором образуются (появляются и накапливаются) указанные отходы – сбор отходов;
- не применяет отходы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии – использование отходов;
- не производит обработку отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду – обезвреживание отходов;
- не перемещает отходы за пределы территории предприятия, на котором образуются (появляются и накапливаются) указанные отходы – не транспортирует отходы;
- не размещает отходы самостоятельно в объектах размещения отходов;
и при этом образует отходы (накапливает появившиеся отходы) на территории предприятия, на котором они образовались", нужно ли таким предприятиям получать лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, на деятельность, которую они, фактически, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ?!
Ответ:
Управление государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) рассмотрело Ваш запрос и сообщает следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ под «размещением отходов» понимается хранение и захоронение отходов.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Исходя из данного Федеральным законом определения, хранение отходов -это временное накопление отходов до момента последующей передачи для совершения определенных действий с ними. При этом накапливаются отходы в «объектах размещения отходов».
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, объектами размещения отходов признаются специально возведенные хранилища отходов, предназначенные для целей длительного хранения отходов и места их временного хранения.
В частности, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» устанавливает гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов. При этом в составе указанных санитарных правил рассматриваются вопросы как временного, так и длительного складирования отходов. Так, в п. 4.4 определено, что объект складирования предназначается для длительного хранения отходов. Размещение же отходов на территории предприятий (в том числе, собственно в местах образования, на площадках накопления) определяется в п.3.3 как временное складирование (хранение), предназначенное для:
- селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов;
- для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.
Таким образом, фактически временное хранение также является размещением отходов в специально оборудованных для этих целей местах (объектах).
Требования к оборудованию мест временного накопления (хранения отходов) установлены СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.03.2002 № 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2002, регистрационный номер 3553) в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представляется характеристика мест временного хранения (накопления) отходов, а также способ их хранения (тара).
В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» используется понятие «сбор опасных отходов». В статье 8 организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (т.е. под «сбором» понимаются работы по централизованному сбору). Согласно п.З ст. 10 при проектировании объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, предусматриваются места (площадки) для сбора отходов (т.е. местами сбора являются контейнерные площадки, а сбор в контейнеры осуществляют жители, работники и т.д.).
Также понятие «сбор отходов» используется в иных нормативных правовых актах, таких как:
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, в частности, в п. 3.3. говорится о селективном сборе и накоплении отходов на производственной территории предприятия;
- в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 № 4690-88) в п.2 прописана система сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов с таких
объектов, как территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, территории предприятий, учреждений, организаций и другие.
- в СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» определяется схема сбора и удаления отходов лечебно-профилактических и медицинских учреждений.
С учетом изложенного, под сбором отходов понимается как помещение отхода в момент его образования в определенное место (емкость), так и очистка территории населенных мест или территории предприятия, т.е. в места временного хранения отходов.
При этом, понятие «сбор» не дифференцируется в зависимости от целей (сбор в собственный контейнер или вторичный сбор из ряда контейнеров нескольких сторонних организаций) и субъекта, осуществляющего данное действие (собственно предприятие, образовавшее отход, или тот субъект, который будет осуществлять дальнейшее обращение с отходом).
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями на 31 декабря 2005 года) деятельность организаций, осуществляющих размещение опасных отходов подлежит лицензированию по виду деятельности «сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов».
Организациям, осуществляющим размещение опасных отходов, необходимо оформлять лицензию на вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, либо подтверждать отсутствие необходимости оформления такой лицензии, предоставив в лицензирующий орган документы, подтверждающие переход права собственности (владения, пользования, распоряжения) на отходы с момента их образования к лицензированной организации, которая будет осуществлять все дальнейшие операции по управлению отходами (их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение - как захоронение, так и хранение, заключение договоров с переработчиками, перевозчиками, полигонами, ведение соответствующего учета и отчетности и уплату экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в окружающей среде).
Обратите внимание, что РТН понимает под "сбором" и "хранением"!!! Каково?! А?! А как вам насчет предоставления документов о переходе права собственности на отходы «с момента их образования»!? Это же не возможно!
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Кроме того, вот Вам ещё:
9 апреля в 9.30 состоялось организованное компанией "Гарант"интернет-интервью председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии Грачева Владимира Александровича.
Тема интервью: "Изменения природоохранного законодательства как необходимый фактор сохранения благоприятной экологической обстановки".
Предлагаю Вам ответ Владимира Александровича на мой вопрос: "Полностью разделяю мнение о том, что проблема в области обращения с отходами является не просто наболевшей. Это действительно целый клубок проблем, где несовершенство нормативной правовой базы, непрофессиональные действия чиновников, а подчас преднамеренное с корыстным умыслом использование пробелов в законодательстве лицами, наделенными властными полномочиями, приводят к ощущению полной безысходности, безнадежности и бессилия изменить ситуацию и направить ее в правовое русло. Я полностью согласен с выводами цитируемого вами руководящего сотрудника Росгидромета Д.А. Джангирова и не вижу иных цивилизованных рычагов борьбы с произволом, беспределом, коррупцией. Поскольку в кибернетике есть известное правило: механизм решения проблемы должен быть адекватен сложности самой проблемы. Проблемы противоправных действий чиновников ни за что не решить иначе. Преодолеть это безобразие можно только посредством массовых обращений в суд всех потерпевших. О каких еще цивилизованных рычагах может идти речь? Воспитание, образование, культура, духовность - вот краеугольный камень и первопричина возможности устранения всех бед современного общества, начиная с бед в экологии и кончая бедами в действиях чиновников. Добро и зло находятся в непримиримом противостоянии и борьбе. Так было всегда и будет до конца веков. Наша задача - обличать зло и творить добро. Спасибо вам за вопрос."
А вот некоторые комментарии:
Автор: aloff
Вот это да! Ничего себе ответил председатель комитета ГД! Значит, в условиях "несовершенства нормативной базы" и "использования пробелов в законодательстве лицами, наделенными властными полномочиями" он предлагает нам массово идти в суды??? Щас!!
Может, все-таки сначала надо эти пробелы и несовершенства устранить, а? И не нам, а именно законодателям? Чтобы было с чем в суд идти. Сейчас, к сожалению, вместо правового русла имеем сплошное болото.
RE: Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Подскажите, пожалуйста, вот мы собираемся подавать пакет документов на лицензирование, как будет проходить эта процедура (конкретно интерисует придут ли к нам с проверкой на соответствие предъявленных сведений). И еще интерисует вопрос по административному регламенту по лицензированию, вступил ли он в действие???
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.