www.ecoindustry.ru » Обменяемся опытом » Лицензирование деятельности по обращению с отходами (тема полностью)

milaV 03.10.2007 14:58

Здравствуйте!
Помогите пожалуйста с советом: мы получали в свое время лицензию по ОБРАЩЕНИЮ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ, сейчас законодательство поменялось, лицензию получали в МПР России. Сейчас необходимо переоформить лицензию, но ее не переоформляют, ссылаясь на то, что теперь лицензии выдает Ростехнадзор (другая структура) и что та лицензия у них не зарегистрирована в их перечне,и называется она по другому (ПО СБОРУ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ,ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ И Т.Д...). Но ведь все полномочия МПР России были в свое время переданы Ростехнадзору, и то что у них произошла реорганизация это не должно быть отказом в переоформлении лицензии. Правомерен ли отказ в переоформлении лицензии или нет?

danger 03.10.2007 15:51

Здесь дело не столько в том кто выдает лицензию, сколько в том, что изменился лицензируемый вид деятелности ( а не название лицензии). Поэтому переоформить лицензию невозможно, нужно получать новую, вернее на другой вид деятельности.

water-south 22.10.2007 10:11

Здравствуйте. У меня такой вопрос. В предприятие входят филиалы, которые расположены в одном субъекте РФ. На данный момент входит несколько филиалов, а в дальнейшем будут и другие филиалы. Подскажите как лучше сделать получить лицензию на те филиалы которые существуют а затем получить для остальных. Лицензию получает юр.лица, а филиал таким не является. Так вот потом как мы будем прописыватьь остальные филиалы в лицензии? Может у кого-нибудь есть опыт в решении данного вопроса, подскажите пожалуйста. Без лицензии на сегодняшнее время не выдаются лимиты на размещение отходов

ultra 22.10.2007 22:27

Пользователь water-south написал(а) 22.10.2007 10:11
Здравствуйте. У меня такой вопрос. В предприятие входят филиалы, которые расположены в одном субъекте РФ. На данный момент входит несколько филиалов, а в дальнейшем будут и другие филиалы. Подскажите как лучше сделать получить лицензию на те филиалы которые существуют а затем получить для остальных. Лицензию получает юр.лица, а филиал таким не является. Так вот потом как мы будем прописыватьь остальные филиалы в лицензии? Может у кого-нибудь есть опыт в решении данного вопроса, подскажите пожалуйста. Без лицензии на сегодняшнее время не выдаются лимиты на размещение отходов

О грехи мои тяжкие! Когда это кончится!

Из статьи журнала ЭП № 8 - 2007 «Переоформление лицензии при образовании филиала», К.В.Киселева «Юридический центр промышленной экологии»:

"…в документе, подтверждающем наличие лицензии, а также в реестре лицензий не отражается информация о филиалах юридического лица".

"...Юридическое лицо обязано подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае:
- реорганизации юридического лица в форме преобразования;
- изменения наименования юридического лица или места его нахождения;
- изменения адреса мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности".

"… Следует отметить, что создание филиала не является реорганизацией юридического лица".

"… Таким образом, если при образовании филиалов юридического лица изменяются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указанные в лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, является обязательным. В иных случаях изменение сведений о филиалах юридического лица не отражается в документе, подтверждающем наличие лицензии, не вносится в реестр лицензий и не является основанием для переоформления лицензии".

alcy 23.10.2007 07:47

ultra, хелп плиз советом
Задача:
на предприятие отход ТБО, который до свалки движется по следующей цепочке: арендатор (наш филиал) -> арендодатель -> спецавтохозяйство -> свалка.
у свалки и автоозяйства лицензии на сбор, хранение транспортировку отходов естественно есть. в договоре с арендодателем прописано, что вывозом и сбором мусора (ТБО) занимаются они , а все экол. платежи и собственный проект делаем мы сами (т.е. отход- собственность наша, а они осуществляют услуги по вывозу мусора и уборке площадей).
Ввопрос: Обязан ли арендадатель иметь лицензию на сбор переработку и хранение отходов ? Если можно дай пожалуйста ссылку на нормативный документ (или хотя б умную цитату )

Julia 23.10.2007 14:18

Граждане, всем, кому Ultra помог, незаконно цитируя статьи из журнала "ЭП", копируйте эти странички и показывайте начальству - на предмет согласования подписки!
А то Ultrе скоро бан по IP сделают.
Правильно я говорю, Ultra?

feeshka 12.11.2007 19:44

привет
хочу обучить народ обращению с опасными отходами, но этих обучающих организаций очнь много, не подскажите к кому обратится и как должен выглядит сертификат о прохождении обучения чтобы удовлетворил Ростехнадзор, насколько я знаю законодательно это не описано формы определенной нет так выбросишь деньги а потом окажется что это не то и така форма Ростехнадзору не подходит

Natella 12.11.2007 20:38

feeshka, а можно узнать в РТН, какие организации обучают по обращению с опасными отходами у Вас в городе, они и подскажут нужную. Мне также в РТН указали, что повышение квалификации по обращению есть у нас в университете, где я и прошла обучение в этом году. Выдавали скромное, невзрачное бумажное удостоверение, где от руки вписано, что такой-то прошел обучение в объеме 112 часов и получил право на обращение ... и т.д.

feeshka 12.11.2007 20:47

Natella, а можете сбросить копию одного удостоверения и сертификат обучающей организации?, а то в нашем РТН сопли (извините) жуют и не кто ничего не знает

Natella 13.11.2007 09:45

feeshka, могу конечно, правда качество сканера оставляет желать лучшего. Мыло только дайте.

Colibri 13.11.2007 13:12

Уважаемые форумчане, подскажите из практического опыта, пожалуйста. Для получения лицензии на сбор,... отходов в РТН необходимо, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 524, предоставить "копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов". Мы пока осуществляем деятельность только по транспортированию отходов (лицензия на это имеется, санзаключения нет). Хотим собирать и перерабатывать отходы, и расширить перечень отходов для транспортировки (готовимся получать лицензию). Какое санитарное заключение для получения лицензии нужно получать? Мне сказали, что санзаключение выдается ТОЛЬКО на осуществляемую деятельность. А как же быть с намечаемой? Я думала, что санзаключение выдают по материалам обоснования намечаемой деятельности (которые потом подаются в РТН), а в РПН говорят,что санзаключение дается только на осуществляемую деятельность. Нам нужно два заключения? на осуществляемую и на материалы обоснования? Я запуталась, плиз, хелп.

Natella 13.11.2007 14:42

Colibri, заключение можно получать и на намечаемую деятельность. Нас в РТН так проконсультировали - если вы еще не работаете, готовите материалы на намечаемую деятельность, получаете лицензию без проблем, только в материалах обоснования указываете, что производственную деятельность еще не осуществляете, в приложении прикладываете расчет классов опасности и паспорта опасных отходов (из ПНООЛР), в этом случае лабораторный анализ отходов не нужен, т.к. отходов еще и нет. Я так и сделала - подала свои материалы в РПН, хотя мы еще на работали на то время (в настоящее время они там на согласовании). А если есть лицензия, а в дальнейшем у вас меняется перечень отходов и способов обращения, если не ошибаюсь, лицензия должна быть новая.

Colibri 13.11.2007 17:38

Natella, спасибо за ответ! как раз лицензией мы сейчас и занимаемся. А вот с санзаключением у меня какие-то непонятки, разбираюсь. Посмотрим, как в реальности пойдет все. Скажите, а площадка у вас одна, на которую вы делали материалы обоснования?

Natella 14.11.2007 10:21

Colibri, нет, площадок в перспективе будет около 30, первые из них только что построились, но т.к. лицензия дается на юридическое лицо, то мы будем получать одну общую лицензию (все площадки принадлежат одному нашему ОАО).

Linsi 27.11.2007 14:29

А я вот, наверное, задам глупый вопрос... Нужна ли лицензия предприятию (по отходам), деятельностью которого не является сбор, транспортировка и т.д. То есть в уставе эта деятельность не прописана. Вот раньше был приказ на получение лицензии предприятиям по ОБРАЩЕНИЮ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ. даю определение: Обращение с опасными отходами - деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. Вот первая часть определения ушла в историю, а почему тогда необходимость в лицензии (например,для банка или магазина) не ушла?!

Irishka77 28.11.2007 15:03

Уважаемые "форумчане"! Подскажите мне, пожалуйста, как "реагировать" на письмо Федеральной службы по экологическому ....надзору №04-09/1239 от 4 сентября 2007г. В филиале нашего ЦЛАТИ мне сказали, что годовой отчет не будет приниматься без заключения договора со сторонними организациями на ПЕРЕВОЗКУ опасных отходов (в том числе ртут.лампы, м/лом, аккумуляторы....), ссылаясь на данное письмо. В противном случае- оплата будет проводиться за все виды отходов (ранее мы оплачивали по Разделу 4 только за мусор и все что мы сдаем с ТБО и за лампы )... Помоему если у нашей организации будет лицензия ( надеюсь до конца года получить) на право обращения с опасными отходами (в том числе - транспортировка)- то данный договор нет нужны заключать .....

Julia 28.11.2007 15:58

Irishka77, ну так вы сначала получите лицензию, а потом не заключайте договора. Лицензия у вас ведь не началом 2007 года будет выдана.
А пока д.б. договора, и если вы не сможете подтвердить обращение с отходами наличием лицензированных предприятий, то можно и на штраф нарваться.

Irishka77 29.11.2007 10:43

Пользователь Julia написал(а) 28.11.2007 15:58
Irishka77, ну так вы сначала получите лицензию, а потом не заключайте договора. Лицензия у вас ведь не началом 2007 года будет выдана.
А пока д.б. договора, и если вы не сможете подтвердить обращение с отходами наличием лицензированных предприятий, то можно и на штраф нарваться.


Я вчера созвонилась с отделом лицензирования в Ростехнадзоре- мне сказали, что если мы подаем им документы (для лицензирования по обращению с ОО...) на рассмотрение (кстати сказали что ввиду того что большой объем- рассматриваться будут 4 мес-ца), то с ЦЛАТИ они сами "договорятся", если к нам будут с их стороны какието требования...

ultra 10.12.2007 11:26

Пользователь Linsi написал(а) 27.11.2007 14:29
А я вот, наверное, задам глупый вопрос... Нужна ли лицензия предприятию (по отходам), деятельностью которого не является сбор, транспортировка и т.д. То есть в уставе эта деятельность не прописана. Вот раньше был приказ на получение лицензии предприятиям по ОБРАЩЕНИЮ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ. даю определение: Обращение с опасными отходами - деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. Вот первая часть определения ушла в историю, а почему тогда необходимость в лицензии (например,для банка или магазина) не ушла?! :25:

В 12-ом номере журнала ЭП в рубрике "Ответ специалиста" на подобный вопрос был дан вот такой ответ (выдержка):

"…Наверняка, у вас проводится какое-то промежуточное складирование (сбор) образующихся опасных отходов перед тем, как их передать специализированным предприятиям. Следовательно, вам нужна лицензия на право сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов.

Однако, если в договоре с организацией, которой вы передаете отходы на утилизацию, указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования должна эта специализированная организация, то вам лицензия нужна не будет. При этом в схеме движения отходов на предприятии необходимо указать, что все отходы передаются специализированной организации. Другой вопрос, захочет ли эта организация брать на себя такой трудоемкий процесс, как сбор отходов по всему предприятию".

Dimitrey 10.12.2007 11:34

Поищите в инете постановление Федерального Арбитражного суда центрального округа от 12 декабря 2006 года № А54-2730/2006-С2. Там про МУП "Тепловые сети".

Цитата:
Суд пришел к правильному выводу о том, что не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ).
Рассмотрев представленные доказательства, суд установил, что деятельность по обращению с опасными отходами не является основной деятельностью муниципального предприятия, предприятие не занимается транспортировкой, использованием и утилизацией отходов.

т.е. лицензия не нужна.
Суды принимают сторону природопользователя, а не РТН.
Посчитаете, что Вам целесообразнее сделать - обратиться в суд или пойти на поводу у РТН и получить лицензию.

Linsi 10.12.2007 12:18

Dimitrey, А Вы как считаете? Нужна ли лицензия предприятиям, основная деятельность которых не являтся сбор, транспортировка и т.д.?

Dimitrey 10.12.2007 12:28

Linsi, мое личное мнение: магазины, детские сады, школы и другие непромышленные организации не должны получать лицензию на право обращения с опасными отходами.

Однако, в законодательстве есть неопределенности, которые РТН трактует в свою пользу и требует лизению от всех организаций.

ultra 10.12.2007 12:54

Мне кажется, необходимо исходить не из того, основная ли деятельность у хозяйствующего субъекта деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При определении необходимости лицензирования следует исходить из опасности отходов, с которыми происходит обращение.

Например, в Резолюции ОЭСР деление всех отходов осуществляется, на три категории:
а) "красный" список - отходы, ввоз которых на территорию страны запрещен, а также запрещен их транзит через территорию страны;
б) "янтарный" или "желтый" список - отходы, которые подпадают под регулирование в соответствии с принятым законодательством;
в) "зеленый" список - отходы, трансграничные перевозки которых регулируют существующими мерами контроля, обычно применяемыми в торговых сделках.

Причем, например, отходы ртути входят в янтарный список, а ртутьсодержащих ламп и приборов в этих списках вообще нет.
По-моему, лицензироваться должны хозяйствующие субъекты, которые имеют дело с обращением с отходами из красного и янтарного списка. А из зеленого списка не подвергать лицензированию. Тогда не будет возникать необходимости в лицензировании садиков, школ, банков и других объектов социальной сферы.

Wine 10.12.2007 14:23

а меня вот интересует судьба Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке ....
исчез ....

Dimitrey 10.12.2007 15:01

Wine, как понять "изчез"?

Wine 10.12.2007 15:48

Dimitrey, ну он располагался на сайте ростехнадзора... ждал своей участи ... а потом исчез ... и невидно, не слышно ))

edelfinn 10.12.2007 16:06

Dimitrey, а реквизиты точно правильные? Никак не удаётся найти...:(((((

lyubava811 10.12.2007 16:06

подскажите, пытаемся получить лицензию по обращению....вот уже получили заключение СЭС, а для ГЭЭ что надо делать?куда обращаться и что (какие документы) для этого надо?

gbkmrby 11.12.2007 17:30

Помогите советом, кто чем может. Нужны ли материалы общественного слушания для компании которая собирается собирать и транспортировать отходы.

ultra 11.12.2007 23:49

Пользователь gbkmrby написал(а) 11.12.2007 17:30
:23: Помогите советом, кто чем может. Нужны ли материалы общественного слушания для компании которая собирается собирать и транспортировать отходы.

Во-первых, не общественные слушания, а общественные обсуждения. И это две большие разницы!!!

Смотрите Приказ МПР России от 09.07.2003 № 575 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу»
-----------------------------------------------------------------------------------------
IV. Содержание и оформление основных положений обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами
….
… 12.3.8. Сведения об участии общественности при принятии решений, касающихся намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.

…В данном подразделе приводятся следующие данные о материалах общественных обсуждений, выполненных при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществления намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами:

12.3.8.1. Способ информирования общественности.
12.3.8.2. Информация о высказанных в процессе проведения общественных обсуждений замечаний и предложений с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий.

XI. Состав приложений
….
- документация о проведении общественных обсуждений намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами (при условии их проведения);
------------------------------------------------------------
Во-вторых, можно просто дать объявление в газету о том, что ваша организация намечает осуществление деятельности в области обращения с отходами. С материалами по намечаемой деятельности можно ознакомиться там-то и там-то.

gbkmrby 12.12.2007 11:18

Спасибо, большое.

Harrier 10.01.2008 14:20

Коллеги, скажите, пожалуйста, если предприятие осуществляет вывоз отходов другого предприятия с целью их дальнейшего использования в своем технологическом процессе, то требуется ли ему лицензия? (Для одного предприятия это отход, а для другого сырье.)

Natalyka 10.01.2008 16:35

Требуется, т.к. лицензия выдается на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. А у вас и транспортировка и использование

ravnopravie 15.01.2008 06:44

Пользователь Harrier написал(а) 10.01.2008 14:20
Коллеги, скажите, пожалуйста, если предприятие осуществляет вывоз отходов другого предприятия с целью их дальнейшего использования в своем технологическом процессе, то требуется ли ему лицензия?

Пользователь Natalyka написал(а) 10.01.2008 16:35
Требуется, т.к. лицензия выдается на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. А у вас и транспортировка и использование

Совершенно верно. Это в случае, когда то, что вывозится, является отходом.
Пользователь Harrier написал(а) 10.01.2008 14:20
Для одного предприятия это отход, а для другого сырье.

Для другого предприятия это "сырьё" перестанет быть отходом (и следовательно, не нужно наличие лицензии) только в случае, если отходы "переведены" в категорию продукции. Т.е. получены технические условия (ТУ) на продукцию и сан-эпид.заключение.
В случае же если образователь/перевозчик передает отходы организации, хоть и использующей эти отходы в качестве сырья, но при этом не имеющей лицензии на использование отходов, это будет приравниваться к несанкционированному размещению отходов. Со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

ultra 15.01.2008 10:38

Вот встретил интересную информацию в статье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» Е.В. Пресняковой, эксперта журнала "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение" ("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.):
--------------------------------------------------------------------------------------

Всем ли нужна лицензия? Лицензия и лимиты

Согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ N 128-ФЗ *(13) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, то есть по обращению с отходами, за исключением их образования.

Отметим, что согласно не действующей сейчас редакции Федерального закона N 128-ФЗ лицензировалось обращение с отходами, а значит, под лицензирование подходили все предприятия, у которых образовывались отходы. Новая формулировка должна была сузить круг предприятий, которые обязаны иметь лицензии. Однако Ростехнадзор требует наличия лицензий у всех предприятий без исключения. Если лицензии нет, то он не утверждает природопользователям лимиты на размещение отходов, которые необходимы всем предприятиям, осуществляющим обращение с отходами (в том числе, только их образование) в силу ст. 11 Закона N 89-ФЗ. А это, в свою очередь, влечет пятикратное увеличение платы за размещение отходов.

Правомерны ли действия Ростехнадзора? Попробуем разобраться. Большинство предприятий не имеют спецтехники для вывоза отходов, не занимаются их обезвреживанием и не используют в собственном производстве, а заключают договоры со специализированными организациями, которые осуществляют сбор, транспортировку и размещение отходов.

Многочисленные споры экологов предприятий и Ростехнадзора ведутся по поводу: является ли временное накопление отходов в мусорном контейнере их размещением? Требуется ли в таком случае лицензия? Под размещением отходов в силу ст. 1 Закона N 89-ФЗ понимается их хранение (временное содержание для последующего захоронения) и захоронение (изоляция отходов в специальных хранилищах). Хранение отходов происходит исключительно в специально оборудованных сооружениях - объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и пр.). Такие объекты заносятся в государственный реестр (п. 6 ст. 12 N 89-ФЗ), находятся на балансе предприятия или арендуются и эксплуатируются им.

Природоохранное законодательство оперирует тремя разными понятиями: накопление, хранение и захоронение отходов. Так, в п. 4.2.1 ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" накопление отходов определено как второй этап технологического цикла отходов, которому предшествует только их появление, а хранение и удаление - завершающие этапы цикла, которые осуществляются после их транспортировки и складирования. Кроме того, в проекте лимитов на размещение отходов в одном из разделов указываются места хранения отходов, а в другом - объекты их размещения.

Очевидно, что понятие временного накопления отходов в контейнере не соответствует хранению отходов. Ведь хранение отходов в контексте законодательства - это вид деятельности, связанный с эксплуатацией специально оборудованных объектов, а не внутреннее движение отходов на предприятии. И, конечно, таким объектом не является мусорный бак.

Однако из-за отсутствия в законах четкой трактовки этих понятий сотрудники Ростехнадзора утверждают, что лицензия нужна всем предприятиям без исключения. Но это не так. К сожалению, на данный момент отсутствует арбитражная практика по этому вопросу. Однако все основания отстоять свою позицию в суде у тех предприятий, о которых шла речь, по мнению автора, есть.

Если предприятие действительно осуществляет хотя бы один из таких видов деятельности, как сбор, транспортировка, использование, обезвреживание, размещение опасных отходов, независимо от того, собственные это отходы или принятые от других организаций, то оно должно получить лицензию (лицензия единая на все виды, конкретный вид деятельности, на который она выдана предприятию, указывается в выписке из реестра к лицензии). Основной документ, который регламентирует порядок выдачи лицензии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524. В нем определены лицензирующие органы и их функции, стандартный пакет документов, предъявляемых в лицензирующие органы соискателем, а также порядок надзора за соблюдением фирмой лицензионных условий. Основополагающий момент для получения лицензии - положительное заключение экологической экспертизы. Проводит ее региональный орган Ростехнадзора в порядке, установленном п. 2 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 N 280. Практика показывает, что экспертиза длится 2-3 месяца, а процедура получения лицензии занимает около 6 месяцев. Правда, срок ее действия - 5 лет.

К сведению: операции по проведению государственной экологической экспертизы, осуществляемые Ростехнадзором, не являются объектом обложения НДС в силу пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

При отсутствии лицензии лимиты на размещение отходов не утверждаются (пп. "б" п. 7 Правил разработки и утверждения проектов *(14)).
В случае если предприятие не осуществляет ни один из лицензируемых видов деятельности и не имеет лицензии, в пакете документов на оформление лимитов оно вправе представить лицензию специализированной организации, с которой заключен договор. Соответствующие данные должны быть отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Так действуют при утверждении лимитов многие предприятия. Если в каком-либо подразделении отказывают в согласовании лимитов на основании отсутствия собственной лицензии, стоит потребовать письменного нормативного обоснования отказа.

Срок действия лимитов на размещение отходов для тех предприятий, которые самостоятельно не занимаются размещением опасных отходов, составляет пять лет при условии ежегодного подтверждения ими неизменности производственного процесса и используемого сырья (п. 11 Правил разработки и утверждения проектов), а для тех, кто осуществляет деятельность по размещению опасных отходов, лимиты действительны в течение срока действия лицензии (п. 13 Правил разработки и утверждения проектов).

Независимо от наличия лицензии размещение отходов - основание для начисления платы за НВОС. При этом субъектом платы за размещение отходов может стать как специализированная организация, так и образовавшее отход предприятие. Это определяется характером договора между сторонами. Если договор на вывоз ТБО - посреднический, например договор комиссии, то на основании п. 1 ст. 990 ГК РФ обязанным по сделке признается комиссионер, несмотря на то что он действует по поручению комитента. Значит, внести плату за размещение отходов должен комиссионер. Если же специализированная организация осуществляет размещение отходов на основании агентского договора от имени их собственника, то обязанность по внесению платы возникает у принципала, то есть у собственника отходов. Такая позиция изложена в Письме Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145 (направлено налоговым органам Письмом ФНС РФ от 08.02.2006 N ГВ-6-21/132@).

К сведению: расходы по приобретению и оформлению лицензии (проведение экспертизы, выдача заключений), в том числе лицензионный сбор, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
----------------------------------------------

help 15.01.2008 15:28

Коллеги, посмотрите, что пишет сам РТН на сайте федерального РТН
10 декабря 2007 г.


Вопрос:
____________________________________________________
Из Ростова-на-Дону поступило письмо с просьбой разъяснить особенности разработки и утверждения нормативов образования отходов.
________________________________________________
Ответ:

Консультацию дают специалисты Управления государственного экологического надзора:

Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 767, от 29 августа 2007 г. № 545), предусматривают представление индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в территориальные органы уполномоченного органа для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в числе прочих документов, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Cогласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Приведенное определение не содержит дополнительных условий, указывающих на то, что лицензирование распространяется только на основные (уставные) виды деятельности, либо виды предпринимательской деятельности, то есть деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
_________________________________________________
Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов, обязаны оформлять лицензию и в тех случаях, когда рассматриваемая деятельность не является для них основной и не приносит прибыль.
___________________________________________________

GJHNYJD2006 16.01.2008 11:49

Да это такое понимание РТН.
А вот Вам и еще один вопрос-ответ из того же Ростова-на-Дону. Предлагаю официальный ответ начальника Управления государственного экологического надзора А.И. Масалевич от 23.04.2007 №14-10/1341 на мой вопрос, основанный на юридическом заключении Центра правового обеспечения природопользователей:

Вопрос:
"Предприятие в процессе своей деятельности:
- не осуществляет своими силами изъятие отходов с территории предприятия, на котором образуются (появляются и накапливаются) указанные отходы – сбор отходов;
- не применяет отходы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии – использование отходов;
- не производит обработку отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду – обезвреживание отходов;
- не перемещает отходы за пределы территории предприятия, на котором образуются (появляются и накапливаются) указанные отходы – не транспортирует отходы;
- не размещает отходы самостоятельно в объектах размещения отходов;
и при этом образует отходы (накапливает появившиеся отходы) на территории предприятия, на котором они образовались", нужно ли таким предприятиям получать лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, на деятельность, которую они, фактически, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ?!

Ответ:
Управление государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) рассмотрело Ваш запрос и сообщает следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ под «размещением отходов» понимается хранение и захоронение отходов.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Исходя из данного Федеральным законом определения, хранение отходов -это временное накопление отходов до момента последующей передачи для совершения определенных действий с ними. При этом накапливаются отходы в «объектах размещения отходов».
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, объектами размещения отходов признаются специально возведенные хранилища отходов, предназначенные для целей длительного хранения отходов и места их временного хранения.
В частности, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» устанавливает гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов. При этом в составе указанных санитарных правил рассматриваются вопросы как временного, так и длительного складирования отходов. Так, в п. 4.4 определено, что объект складирования предназначается для длительного хранения отходов. Размещение же отходов на территории предприятий (в том числе, собственно в местах образования, на площадках накопления) определяется в п.3.3 как временное складирование (хранение), предназначенное для:
- селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов;
- для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.
Таким образом, фактически временное хранение также является размещением отходов в специально оборудованных для этих целей местах (объектах).
Требования к оборудованию мест временного накопления (хранения отходов) установлены СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.03.2002 № 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2002, регистрационный номер 3553) в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представляется характеристика мест временного хранения (накопления) отходов, а также способ их хранения (тара).
В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» используется понятие «сбор опасных отходов». В статье 8 организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (т.е. под «сбором» понимаются работы по централизованному сбору). Согласно п.З ст. 10 при проектировании объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, предусматриваются места (площадки) для сбора отходов (т.е. местами сбора являются контейнерные площадки, а сбор в контейнеры осуществляют жители, работники и т.д.).
Также понятие «сбор отходов» используется в иных нормативных правовых актах, таких как:
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, в частности, в п. 3.3. говорится о селективном сборе и накоплении отходов на производственной территории предприятия;
- в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 № 4690-88) в п.2 прописана система сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов с таких
объектов, как территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, территории предприятий, учреждений, организаций и другие.
- в СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» определяется схема сбора и удаления отходов лечебно-профилактических и медицинских учреждений.

С учетом изложенного, под сбором отходов понимается как помещение отхода в момент его образования в определенное место (емкость), так и очистка территории населенных мест или территории предприятия, т.е. в места временного хранения отходов.
При этом, понятие «сбор» не дифференцируется в зависимости от целей (сбор в собственный контейнер или вторичный сбор из ряда контейнеров нескольких сторонних организаций) и субъекта, осуществляющего данное действие (собственно предприятие, образовавшее отход, или тот субъект, который будет осуществлять дальнейшее обращение с отходом).
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями на 31 декабря 2005 года) деятельность организаций, осуществляющих размещение опасных отходов подлежит лицензированию по виду деятельности «сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов».

Организациям, осуществляющим размещение опасных отходов, необходимо оформлять лицензию на вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, либо подтверждать отсутствие необходимости оформления такой лицензии, предоставив в лицензирующий орган документы, подтверждающие переход права собственности (владения, пользования, распоряжения) на отходы с момента их образования к лицензированной организации, которая будет осуществлять все дальнейшие операции по управлению отходами (их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение - как захоронение, так и хранение, заключение договоров с переработчиками, перевозчиками, полигонами, ведение соответствующего учета и отчетности и уплату экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в окружающей среде).


Обратите внимание, что РТН понимает под "сбором" и "хранением"!!! Каково?! А?! А как вам насчет предоставления документов о переходе права собственности на отходы «с момента их образования»!? Это же не возможно!

GJHNYJD2006 16.01.2008 12:00

Кроме того, вот Вам ещё:
9 апреля в 9.30 состоялось организованное компанией "Гарант"интернет-интервью председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии Грачева Владимира Александровича.
Тема интервью: "Изменения природоохранного законодательства как необходимый фактор сохранения благоприятной экологической обстановки".

Предлагаю Вам ответ Владимира Александровича на мой вопрос: "Полностью разделяю мнение о том, что проблема в области обращения с отходами является не просто наболевшей. Это действительно целый клубок проблем, где несовершенство нормативной правовой базы, непрофессиональные действия чиновников, а подчас преднамеренное с корыстным умыслом использование пробелов в законодательстве лицами, наделенными властными полномочиями, приводят к ощущению полной безысходности, безнадежности и бессилия изменить ситуацию и направить ее в правовое русло. Я полностью согласен с выводами цитируемого вами руководящего сотрудника Росгидромета Д.А. Джангирова и не вижу иных цивилизованных рычагов борьбы с произволом, беспределом, коррупцией. Поскольку в кибернетике есть известное правило: механизм решения проблемы должен быть адекватен сложности самой проблемы. Проблемы противоправных действий чиновников ни за что не решить иначе. Преодолеть это безобразие можно только посредством массовых обращений в суд всех потерпевших. О каких еще цивилизованных рычагах может идти речь? Воспитание, образование, культура, духовность - вот краеугольный камень и первопричина возможности устранения всех бед современного общества, начиная с бед в экологии и кончая бедами в действиях чиновников. Добро и зло находятся в непримиримом противостоянии и борьбе. Так было всегда и будет до конца веков. Наша задача - обличать зло и творить добро. Спасибо вам за вопрос."

А вот некоторые комментарии:
Автор: aloff @
Вот это да! Ничего себе ответил председатель комитета ГД! Значит, в условиях "несовершенства нормативной базы" и "использования пробелов в законодательстве лицами, наделенными властными полномочиями" он предлагает нам массово идти в суды??? Щас!!
Может, все-таки сначала надо эти пробелы и несовершенства устранить, а? И не нам, а именно законодателям? Чтобы было с чем в суд идти. Сейчас, к сожалению, вместо правового русла имеем сплошное болото.

N5 29.02.2008 13:15

Подскажите, пожалуйста, вот мы собираемся подавать пакет документов на лицензирование, как будет проходить эта процедура (конкретно интерисует придут ли к нам с проверкой на соответствие предъявленных сведений). И еще интерисует вопрос по административному регламенту по лицензированию, вступил ли он в действие???

Julia 29.02.2008 14:23

N5, с проверкой придут обязательно. Регламент еще не был опубликован.

ise 25.04.2008 08:22

Добрый день! Помогите пожалуйста добрые люди! В приказе о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в разделе II, пункте (в) сказано, что для получения лицензии нужна копия положительного заключения ГЭЭ материалов, представленных для обоснования лицензии. Я что-то не могу догнать положительное заключение чего именно.

marika 25.04.2008 09:00

Заключение по материалам обоснования намечаемой деятельности (обращения с отходами).

ise 25.04.2008 09:12

То есть, мне нужно описать, что я собираюсь с ними делать, куда везти, да?

marika 25.04.2008 09:22

Типа того в соотвествии с Методическими рекомендациями
по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.

johnbob 25.04.2008 11:53

верно. Если предприятие недействующее ещё потребуется заключение ГЭЭ на основной хозяйственный вид деятельности.

Volgaelektro 25.04.2008 21:43

Пользователь ise написал(а) 25.04.2008 08:22
Я что-то не могу догнать положительное заключение чего именно.


Положительное заключение проекта, который называется "материалы обоснования намечаемой деятельности по .....и т.д...., и выполнен в соответствиии с методическими рекомендациями по подготовке представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору 28 августа 2007 г. № 596а

ise 28.04.2008 07:11

Спасибо большое! Все нашла.

ise 28.04.2008 07:50

А если предприятие действующее, то ГЭЭ материалов обоснования деятельности по обращению с отходами все равно надо?