DeVillar,
Что за Постановление № 372 ?
Проведение ОВОС регламентировано базовым природоохранительным законом (Об ООС), международными договорами и соглашениями, которые не связывают процедуру ОВОС с экспертизой проектной документации в связи с ревизией Федерального закона «Об экологической экспертизе».
В соответствии с установленным порядком процедуры ОВОС проводятся общественные обсуждения, которые предусматривают возможность организации слушаний – очной формы обсуждений «предварительной экологической оценки» и «проекта материалов ОВОС» по намечаемой деятельности.
На эту тему есть хорошая статья в мартовском номере журнала «Экология производства» № 3 - 2007 г., которая называется «Общественные обсуждения и публичные слушания».
Вот некоторые наиболее важные выдержки из статьи:
«…Общественные обсуждения организуются и проводятся по всем видам намечаемой деятельности, реализация которой способна оказать негативное воздействие на окружающую среду и определяет экологические права граждан. Содержание положения по ОВОС особо выделяет инвестиционную строительную деятельность. Оно ориентирует заказчика на «определение альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий)».
«…За реализацию целей и требований проведения общественных обсуждений проекта деятельности отвечает заказчик. В подавляющем большинстве случаев это застройщик, предприятие, намеревающееся провести реконструкцию, новое строительство.
Заказчик организует информирование о намечаемой деятельности в течение всего времени проведения ОВОС, принимает и документирует замечания и предложения, учитывает их в техническом задании. Замечания и предложения должны быть отражены в итоговых материалах ОВОС, являющихся неотъемлемой частью документации по намечаемой деятельности. В материалах ОВОС отражается, а
на итоговом их обсуждении сообщается, какие из этих предложений и замечаний были учтены, в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа».
«…Заказчик обеспечивает проведение общественных обсуждений по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором фиксируются вопросы обсуждения, а также предмет разногласий
между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов власти, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.
Заказчик обеспечивает доступ общественности к материалам ОВОС с момента утверждения технического задания до принятия решения о реализации намечаемой деятельности».
«…Предметом общественных обсуждений являются возможные негативные воздействия и последствия намечаемой деятельности, соблюдение экологических прав граждан, экологических требований, включая проверку соблюдения требований к процедуре разработки обосновывающих материалов и итоговой документации.
Существенно, что для общественных обсуждений действует принцип необходимой достаточности материалов экологической оценки и ОВОС для реализации их целей. В обязательном порядке представляются техническое задание на проведение ОВОС, материалы изысканий, исследований, характеристика исходной ситуации, содержание намечаемой деятельности и экологической оценки предполагаемых изменений в исходной ситуации».
«…Общественные обсуждения, предусмотренные природоохранительным законодательством, и публичные слушания, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, представляют собой правовые процедуры различных областей права, соответственно национального и муниципального уровней. В этих процедурах выражен отличающийся общественный и частный интерес к различным аспектам территориального развития, градостроительной и хозяйственной деятельности, и они не перекрывают друг друга».
-----------------------
Делая небольшие выводы, можно сказать, что ОВОС и общественные обсуждения являются необходимыми и эти процедуры не следует увязывать с экологической экспертизой в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» и единой экспертизой проектной документации согласно Градостроительного кодекса РФ.