siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Трубы лучше танкеров


Материал прочитан 1894 раза и оценен
0
14.04.2005

Природоохранные организации и ведомства многих стран развернули настоящую кампанию по борьбе с российским экспортом "черного золота", причем практически на всех его направлениях. Конечно, природу надо оберегать от человека, а уж от нефтяника – в первую очередь. Но попробуем разобраться, чего же тут больше: заботы о природе или все же политики?

Турция угрожает серьезно ограничить проход танкеров через свои проливы, балтийские страны ужесточают требования к танкерам и вообще любой деятельности на Балтике, российские и международные экологи упорно стремятся "завалить" проект дальневосточного нефтепровода...

Начнем с Черноморского направления. Турция, контролирующая Босфор и Дарданеллы, давно уже хочет ограничить растущий танкерный трафик, который угрожает миллионам людей, живущим по их берегам. Официальные лица в Анкаре заявляют, что за последние 3 года число танкеров, проходящих через проливы, возросло на 50%. А ведь сам этот маршрут не из простых. Босфор – это 55 км, изобилующих излучинами, отмелями, подводными скалами и опасными течениями; для супертанкеров это один из самых сложных и напряженных маршрутов в мире. Нередко его парализуют аварии. Последний раз движение в Босфоре было перекрыто в середине марта, когда в результате шторма там затонул сухогруз, везший цистерны со сжиженным газом (которые пришлось вылавливать). А если на его месте окажется супертанкер?.. В общем, в 2003 г. Турция ужесточила правила прохода. Появились многодневные пробки (а день фрахта супертанкера стоит порядка $25 тысяч). Но то ли еще будет!

Конечно, причины для ограничения танкерного трафика у Турции довольно существенные. Однако нарушать в одностороннем порядке свободу судоходства в проливах она не может, поскольку это запрещают ей международные нормы (Договор Монтре). Даже экологическая угроза является довольно спорным основанием для введения таких ограничений. Но если разобраться, дело не только в экологии. В нынешнем году (или в начале следующего) должен, наконец, быть пущен в эксплуатацию нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, по которому каспийская нефть потечет сразу к побережью Средиземного моря (минуя Черное). О том, что это проект в основном политический (имеющий целью "вывести" экспорт каспийской нефти из-под контроля России), говорилось уже предостаточно. При этом эксперты с самого начала сомневались в том, что для такой мощной трубы в Азербайджане найдется достаточно "свободной" нефти.

Теперь же становится очевидным, что нефть для нее будут просто перебрасывать с российского направления, а также из Казахстана. И вот тут-то очень пригодятся турецкие экологические ограничения: они помогут убедить каспийских экспортеров нефти выбрать "правильный маршрут". Кроме того, появится формальное основание для отказа от использования российского направления – дескать, мы бы рады и дальше гнать нефть через ваш Новороссийск, да вот турки через проливы не пущают!

Ситуацию можно исправить, построив "свой" трубопровод в обход проливов – то есть, из Черного моря в Средиземное. Тогда российские терминалы на Кавказе смогут работать без оглядки на турок. И проектов таких было уже немало. Самый короткий и простой – Кыйикей-Ибрихаба, или Трансфракийский нефтепровод – должен был пройти по турецкой же территории, практически параллельно проливам. Но недавно руководство "Транснефти" заявило о том, что отказывается рассматривать этот вариант. Возможно, в политических кругах сочли нецелесообразным доверять эту стратегическую трубу турецкой земле, еще больше усиливая влияние Анкары на транзит каспийской нефти. Остановились на российско-болгарско-греческом проекте Бургас – Александруполис: тут и участники свои, православные, и ТЭО разработано, и греческое правительство готово поучаствовать в финансировании.

Теперь о том, что происходит на Балтике. Там действует наша Балтийская трубопроводная система, по которой нефть из Западной Сибири экспортируется через российские терминалы на Балтийском побережье, причем их число растет. Уже несколько лет нефть заливают в танкеры в Приморске – в этом году пропускную способность порта предполагается довести до 62 млн тонн. В июне прошлого года "ЛУКОЙЛ" ввел в строй нефтепродуктовый терминал в Высоцке: сейчас его мощность составляет 4,7 млн т, в дальнейшем планируется увеличить ее до 15 млн тонн. Кроме того, ТНК-ВР намерена к 2007 г. построить собственный терминал в Усть-Луге (уже в этом году на его строительство будет выделено $30 млн), а "Сургутнефтегаз" – к 2008 г. в бухте Батарейной.

Экологи давно выражают недовольство по поводу российской нефтяной активности на Балтике. Молодое, не устоявшееся как экосистема, со слабой циркуляцией воды, Балтийское море и загрязнено довольно основательно, а тут еще Россия со своей нефтью! Да заливает ее в однокорпусные танкеры (печально знаменитый "Престиж", кстати, тоже вез российскую нефть). Недавно усилия экологов привели к международно-правовым результатам: решением Международной морской организации ООН Балтийское море было признано особо чувствительным районом мирового океана. На основании этого статуса прибрежные страны вырабатывают сейчас соответствующие нормы по охране моря: в частности, о запрещении использования на нем однокорпусных танкеров. Россия не признала эти решения, однако ситуация складывается таким образом, что ей придется с ними считаться. Ведь, скажем, однокорпусные танкеры на Балтике скоро смогут передвигаться только в пределах территориальных вод РФ...

Экология Балтики представляет жизненный интерес для всей Северной Европы, и поэтому сейчас на Россию оказывается мощный прессинг со стороны различных природоохранных организаций и "гражданских инициатив". Однако нельзя не усмотреть здесь и коммерческий интерес наших соседей: ведь до реализации проекта Балтийской трубопроводной системы Россия экспортировала нефть и нефтепродукты через порты Прибалтики и Финляндии. По мере вступления в строй терминалов в Ленинградской области их транзитные доходы резко сокращаются – ну как тут было не воспользоваться благородными и модными аргументами защиты окружающей среды? Конечно, российскую нефтяную экспансию на Балтике экологам не остановить, но кое-какие трудности и дополнительные затраты они обеспечат. Гораздо более серьезные проблемы могут возникнуть в связи с позицией Дании, которая контролирует проливы, соединяющие Балтийское море и Атлантический океан (как Турция на юге). Несколько лет назад она тоже ужесточила экологические требования к морскому транзиту через свои проливы, что обошлось российским экспортерам и перевозчикам в $100 миллионов. Но при этом сама Дания ежегодно получает до $200 млн дохода от морского транзита (из которого порядка 75% приходится на российский экспорт), так что можно надеяться, что совсем она проливы не закроет. Тем не менее, России придется принимать новые балтийские "правила игры".

И, наконец, перенесемся на Дальний Восток, где вырисовываются черты грандиозного проекта – трубы длиной в 4,2 тыс. км, стоимостью порядка $14 млрд и пропускной способностью в 80 млн т нефти в год. Она протянется от станции Тайшет до бухты Перевозочная на побережье Тихого океана, пересекая реки Ангару, Илим, Лену (не считая огромного числа более мелких) и обходя с севера озеро Байкал. Этот амбициозный проект очень уязвим с точки зрения экологии. Велик риск попадания нефти в уникальную водную систему Байкала, да и само строительство в этом районе может нарушить его природный комплекс. Территория к северу от Байкала является сейсмоопасной, подвержена воздействию селей и обвалов, что увеличивает риск аварий на нефтепроводе. Кроме того, бухту Перевозочная экологи считают неудачным выбором для строительства терминала: это открытая акватория, из которой разлившаяся нефть быстро распространится по всему побережью (а там – пляжи, биосферный заповедник), да и путь к этой бухте пролегает через две природные зоны, охраняемые ЮНЕСКО.

В общем, экологи уже давно борются с российской дальневосточной трубой во всех ее вариантах. И нынешний проект – далеко не самый "неэкологичный". Тем не менее, в конце марта более 40 российских и международных природоохранных организаций обратились с письмом к премьер-министру Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Токио кредитует строительство этой трубы) с просьбой убедить Россию и компанию "Транснефть" в очередной раз пересмотреть проект...

Не раз уже возникали экологические проблемы и с сахалинскими проектами. Недавно, например, Royal Dutch/Shell была вынуждена приостановить строительство, а затем немного изменить маршрут главного нефтепровода в рамках проекта "Сахалин-2" (стоимостью $12 миллиардов). Как выяснилось, труба проходила через "кормовую площадь" вымирающих серых китов (которых осталось всего около 100 особей). И несмотря на то, что пожелания экологов были учтены, они все равно призывают консорциум государственных кредиторов, в который входят ЕБРР, Японский банк международного сотрудничества и американская Корпорация частных зарубежных инвестиций, отказаться от выдачи кредита на сумму $5 млрд на завершение проекта "Сахалин-2"...

В принципе, ситуацию с дальневосточными нефтяными проектами можно было бы списать на "чистую экологию", поскольку чьих-то явных экономических и политических интересов в торможении этих проектов не просматривается. Наоборот, все страны Тихоокеанского региона (в числе которых и США) заинтересованы в том, чтобы на российском Дальнем Востоке появился нефтяной "крантик". А сжиженный газ с Сахалина предполагается экспортировать в США. Вот разве что Китай остался обиженным на Россию за то, что восточносибирский нефтепровод пойдет к Тихому океану, но влияние Пекина в мире пока не настолько велико, чтобы он смог подвигнуть западных экологов отстаивать его интересы. И тем не менее, экологические проблемы наших дальневосточных нефтяных проектов – звенья той же цепи.

Так что это за цепь? Какой смысл носят все эти участившиеся "наезды" экологов на российских нефтяников? Ответ прост: в условиях, когда мировая борьба за доступ к энергоресурсам обостряется, страны, располагающие этими ресурсами, получают власть над всеми остальными. И вот, чтобы такой крупный и независимый экспортер "черного золота", как Россия (вступать в ОПЕК не собирается, координирует с ней свои действия, только когда захочет), не начинал диктовать свои условия потребителям, которыми являются развитые страны Запада, они находят (или изобретают) свои рычаги влияния на него. Таким рычагом и стала защита природы. Причем, она является именно рычагом влияния на конкретные ситуации, а не универсальным правилом. Показательна в этой связи ситуация вокруг нефтепровода Баку – Джейхан. Помнится, еще пару лет назад экологи и грузинская общественность сильно выступали против этого проекта. Основания у них были довольно серьезные: труба проходит через ряд областей с нестабильными экосистемами, а Южный Кавказ вообще причислен WWF к особо охраняемым регионам. Более того, на пути попался Боржоми-Харагаульский заповедник, где, помимо всего прочего, добывают знаменитую воду "Боржоми" (которая представляет важную статью грузинского экспорта). На территории Турции тоже встречались различные ценные природные и исторические объекты. Но ничего: все страсти как-то улеглись, и строительство трубы идет полным ходом.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: rustrubprom.ru     Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться     


Еще 5 новостей по теме «»

Суд поддержал требования Приамурского межрегионального управления о взыскании вреда, причиненного окружающей среде
Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее – Управление) на территории Зейского района проведен плановый (рейдовый) осмотр совместно с УФСБ России по Амурской области. В ходе р...
Минприроды планирует утвердить состав и содержание заключения ГЭЭ
Проектом приказа Минприроды России "Об утверждении состава и содержания заключения государственной экологической экспертизе" (далее - Проект) планируется определить перечень разделов, которые должно с...
Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы
В этом году заканчивается срок действия нацпроекта «Экология» и входящего в него федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» — ключевого документа в этой сфе...
В Курской области около 120 тыс. тонн отходов будут перерабатывать для производства цинка
В пресс-службе Российского экологического оператора уточнили, что завод начнет работать с начала 2025 года Завод по производству вельц-оксида цинка из вторичных ресурсов начнет работать в начале 20...
Право собственности на отходы СИЗ — противоречия в НПА
Могут ли нормы Правил № 766н ограничивать возможность осуществлять обращение с СИЗ как с отходами только их утилизацией? Как правильно утилизировать СИЗ? Какую необходимо оформи...

Другие новости за 14.04.2005

Облдума Брянска признала финансирование программы по охране окружающей среды неравномерным
Исполнение областной целевой программы «Охрана окружающей природной среды на 2004-2005 годы» обсудили члены постоянного комитета Брянской областной Думы по экологии и природопользованию на очередном з...
«Северсталь» увеличила затраты на снижение выбросов в 4 раза
Затраты ОАО «Северсталь» в 2004 году на выполнение мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду с учетом внедрения новых технологий составили 2 млрд рублей, что в 4 раза превышает уровень з...
Руководство ПО "Маяк" не получало от прокуратуры материалы уголовного дела по факту загрязнения окружающей среды
Руководство ПО "Маяк" (г. Озерск, Челябинская область) не располагает материалами уголовного дела, возбужденного прокуратурой Уральского федерального округа (УрФО) по факту загрязнения химкомбинатом о...
ФСБ и прокуратура приступили к расследованию факта загрязнения окружающей среды ПО "Маяк"
Следственно-оперативная группа работников ФСБ и прокуратуры в среду прибыла на ФГУП "Производственное объединение "Маяк" (Озерск, Челябинская область), сообщает пресс-служба предприятия. ...
Один гамма-всплеск – и прощай, человечество
Научные открытия все больше подтверждают зыбкость нашего существования и настраивают на философский лад относительно будущего человеческого рода. Ученые рассчитали расстояние, на котором один-елдиснтв...
Воронеж. Мероприятия областной экологической программы обсудят в обладминистрации.
Совещание по рассмотрению мероприятий проекта областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Воронежской области на 2006 – 2010 годы" состоялось в главном з...
Ярославская область отказалась строить завод по переработке токсичных отходов
Комиссия по природопользованию и охране окружающей среды администрации Ярославской области, как стало известно корреспонденту ИА REGNUM, отказалось санкционировать размещении на территории Ярославля з...
Рыбаки-любители дают фору промысловикам
Где рыбака ждет удача? В былые годы российские траулеры устремились в океан за большой добычей. И не обманулись в ожиданиях, которые обернулись неплохим денежным уловом. На прибрежные воды капитаны-ры...
За ущерб экологии будут штрафовать
Платить за загрязнение окружающей среды теперь будут лишь те компании, где выбросы в атмосферу перекроют нормативы. Такое предложение внесла на рассмотрение Правительства Федеральная служба по экологи...
Дело пахнет нефтью
По мнению экологов, будущий нефтепровод не только не принесет новые рабочие места жителям Хасанского района, но и погубит уникальные места отдыха Премьер-министром Михаилом ФРАДКОВЫМ 3...
Замминистра природных ресурсов РФ В.Г.Степанков провел совещание с представителями субъектов Амурского региона
12 апреля 2005 г. замминистра природных ресурсов РФ В.Г.Степанков провел совещание с представителями субъектов Амурского региона, посвященное экологическим проблемам бассейна р. Амур ...
На строительство КОС в Байкальске будут привлекаться средства зарубежных грантов
На строительство коммунально-очистных сооружений (КОС) в Байкальске будут привлекать дополнительные средства в размере 65 млн. рублей за счет зарубежных грантов, в частности, из Глобального экологичес...
Хабаровскому краю необходим полигон для захоронения токсичных отходов
Жители сел Джонка, Лидога, Иннокентьевка Нанайского района Хабаровского края обратились с открытым письмом в СМИ, в котором интересуются строительством полигона по переработке и захоронению токсичных ...
Власти Ростовской области рассматривали варианты утилизации бытовых отходов
Возможность разработки региональной программы сбора и утилизации отходов рассматривалась на совещании у министра промышленности, энергетики и природных ресурсов Ростовской области Сергея Назарова
Расследование дела "Маяка" продлится как минимум два месяца
Расследование уголовного дела о нанесении вреда экологии со стороны ФГУП "ПО "Маяк" (город Озерск, Челябинская область) продлится как минимум два месяца, сообщили РИА "Новости" в четверг в отделе Гене...
Канада обнародовала план по снижению выброса в атмосферу парниковых газов
Оттава Канада намерена принять активные меры по сохранению экологической безопасности страны. Сегодня правительство этой североамериканской страны обнародовало план по снижению выброса в атмосферу пар...
Шестьдесят миллионов тенге в год – такой доход могут принести отходы фосфорной промышленности в южных регионах Казахстана
В 2005 – 2007 годы по программе жилищного строительства в Жамбылской области предполагается ввести в строй 420 тысяч квадратных метров жилья, для чего потребуется большой объем облицовочных и конструк...
Красноярский алюминиевый завод прошел международный аудит и подтвердил действие экологического сертификата ISO 14001
Красноярский алюминиевый завод прошел сертификационный аудит и подтвердил соответствие экологического менеджмента стандарту ISO 14001. Как сообщает пресс-служба предприятия, аудит на КрАЗ...
В Иркутской области приступили к разработке программы «Защиты окружающей среды на 2006-2010 годы»
Заседание экологического совета при администрации Иркутской области по выполнению областной государственной целевой программы «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2004-2005 годы» состоялось...
Покупателям машин с сажевыми фильтрами обещают льготы на 350 евро
Правительство Германии 4 мая утвердит программу по предоставлению налоговых льгот владельцам транспортных средств с сажевыми фильтрами, сообщил журналистам министр окружающей среды Юрген Триттин
Выхлопные газы составляют две трети вредных выбросов в Крыму
В Крыму две трети вредных выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт. Причем личные авто гораздо токсичнее служебных. Об этом в эфире радио «Лидер» заявил зампредседателя Республика...
За загрязнение окружающей среды будут платить не все компании
Платить за загрязнение окружающей среды теперь будут лишь те компании, где выбросы в атмосферу перекроют нормативы. Такое предложение внесла на рассмотрение Правительства РФ Федеральная с...
Иркутскэнерго готово направить в 2005 году на выполнение областной экологической программы 52 млн. рублей
ОАО «Иркутскэнерго» готово профинансировать в 2005 году из собственных средств мероприятия областной целевой программы «Защита окружающей среды в Иркутской области» на сумму 52 млн. рублей
Киргизии грозит ядерная катастрофа
Экологическая катастрофа грозит Киргизии, которую еще совсем недавно сотрясала так называемая "тюльпановая революция". В районе, где расположены хранилища отходов ядерного производства, вблизи г. Майл...

03.05.2024

В Курской области около 120 тыс. тонн отходов будут перерабатывать для производства цинка

Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы

Минприроды планирует утвердить состав и содержание заключения ГЭЭ

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

Экосбор 2024 Вчера, 08:51

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 03 May 2024 19:45:49
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения