Продолжение веток форума :
ПЛАРН И ПЛАН УЧЕНИЙ,
ссылка
ПЛАРН И ПЛАН УЧЕНИЙ - 2 СЕЗОН
ссылка
ссылка
1) Снова напоминаю, что 01.01.2021 вступил в силу Федеральный закон № 207-ФЗ, которым введены новые обязанности для лиц, осуществляющих деятельность по добыче, производству, транспортированию, хранению и реализации углеводородного сырья и продукции из него.
В соответствии с Постановлениями Правительство РФ от 30.12.2020 N 2366, от 31.12.2020 № 2451, от 28 декабря 2020 г. N 2295, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 декабря 2020 г. N 1139 определено, какие лица
обязаны до 01.01.2024 г. разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ПЛАРН), устанавливает требования к содержанию ПЛАРН, а также регламентирует порядок проведения комплексных учений по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и т.д.
2) Еще раз напоминаю, что в связи с вступлением в силу Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утратили силу постановления Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», которыми ранее руководствовались организации в случае аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
3) ПЛАРН аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, направлен на прогнозирование аварийных разливов нефти, на локализацию разлива, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, на оценку вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), оценку тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий (ст.22, ст.23 248-ФЗ)
4) Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
4.1) Лица, которые обязаны разработать ПЛАРН
Нормативно-правовыми документами утверждены критерии определения объектов, юрлица, которые занимаются деятельностью в области геологического изучения, разведкой и добычей углеводородного сырья, а также для переработкой, производством, транспортировкой, хранением, реализацией углеводородного сырья и произведенной из него продукции в зависимости от максимального расчетного объема обязаны разработать планы ПЛАРН:
• в случае аварийных разливов нефти и нефтепродуктов от любых емкостей для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов,
при квазимгновенном разрушении резервуаров, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей –
0,5 тонны и более;
• в случае аварийных разливов нефти и нефтепродуктов от любых емкостей для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов,
при квазимгновенном разрушении резервуаров, расположенных на сухопутной части территории РФ, –
3 тонны и более.
ссылка
ссылка
4.2)
[…]
III.
Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
5. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать:
ссылка
ссылка
ссылка
а)
общие сведения об эксплуатирующей организации, об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;
б)
сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
ссылка
ссылка
в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил;
г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения (с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта);
д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;
е) расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
ж) расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - в течение 6 часов;
з) состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;
и) порядок привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
к) схему оповещения, схему организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;
л) мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов;
м) информацию об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо провести для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается в случае если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
н) информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается, если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
о) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающему вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
[…]
7.
Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:
а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;
б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;
в) поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины - объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;
г) железнодорожный подвижной состав - 50 процентов общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в железнодорожном подвижном составе;
д) нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением внутренних морских вод), причалы в речном порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке;
е) внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том числе надводные и подводные, проходящие через водные объекты) - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытия задвижек на поврежденном участке);
ж) магистральные трубопроводы при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
з) магистральные трубопроводы при проколе - 2 процента максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или утвержденной проектной документацией (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, процент максимального объема нефти и нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких систем);
и) магистральные трубопроводы при пересечении водных объектов - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
к) технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов) - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов, определяемой характеристиками насосного оборудования, за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке;
л) склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.
ссылка
ссылка
4.3) Сроки согласования ПЛАРН
Срок согласования ПЛАРН не должен превышать двадцать рабочих дней со дня получения этого ПЛАРН территориальным органом Росприроднадзора.
4.4) В случае поступления в эксплуатирующую организацию замечаний от Росприроднадзора, такая организация после доработки указанного ПЛАРН с учетом данных замечаний направляет его на повторное согласование.
Срок повторного согласования ПЛАРН не должен превышать десять рабочих дней со дня его получения территориальным органом Росприроднадзора.
4.5) Комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации Разливов
Чтобы подтверждать готовность эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, организации необходимо регулярно проводить комплексные учения по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объекте (далее – Комплексные учения).
4.5.1) Впервые Комплексные учения должны быть проведены после согласования ПЛАРН Росприроднадзором, а впоследствии – не реже одного раза в три года.
4.5.2) Для организации Комплексных учений необходимо не менее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты Комплексных учений направить в территориальный орган МЧС по субъекту РФ, в пределах которого размещен объект аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, уведомление о проведении Комплексных учений с приложением плана их проведения, составленного на основе ПЛАРН .
Если уведомление и план проведения Комплексных учений не имеют недостатков, территориальный орган МЧС должен подтвердить дату, время и место проведения Комплексных учений, предложенные эксплуатирующей организацией, и создать комиссию, которая будет оценивать готовность эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объекте.
В ходе Комплексных учений должно быть отработано, в том числе :
• оповещение об условном Разливе;
• выдвижение сил и средств к месту условного аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объекте;
• его локализация и ликвидация;
• организация временного хранения и транспортировки собранных нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов.
Решение о признании Комплексных учений удовлетворительными принимается простым большинством голосов комиссии.
В Постановлении Правительства перечислены основания, по которым комиссия может признать Комплексные учения неудовлетворительными.
4.6) Заключение комиссии по результатам Комплексных учений
Заключение комиссии по результатам Комплексных учений (далее – Заключение) содержит вывод о готовности либо о неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объекте, обоснование принятого решения, недостатки Комплексных учений и рекомендации по их устранению.
После устранения недостатков эксплуатирующая организация повторно организует проведение Комплексных учений.
Эксплуатирующая организация вправе представить мотивированные возражения на Заключение в 10-дневный срок с даты его получения, которые рассматриваются комиссией также в течение 10 дней. В случае согласия с возражениями, комиссия принимает решение о подготовке нового Заключения.
4.7) Уведомление об утверждении ПЛАРН
Уведомление об утверждении ПЛАРН с приложением копии утвержденного ПЛАРН и Заключения на электронном носителе направляется эксплуатирующей организацией в соответствующие территориальные органы МЧС, Росприроднадзора, Ростехнадзора.
4.8) Оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов
По каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация незамедлительно с использованием электронного документооборота направляет оповещение с указанием сведений об объекте, вида, масштаба и обстоятельств аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, принимаемых мер, задействованных сил и средств в адрес:
• соответствующих территориальных органов МЧС, Росприроднадзора и Ростехнадзора – через их центры управления в кризисных ситуациях;
• органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территориях которых произошел аварийный разливов нефти и нефтепродуктов – через их единые дежурно-диспетчерские службы;
• администрации бассейна внутренних водных путей.
4.9) Привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации разлива
При превышении аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, указанного в ПЛАРН, не позволяющем осуществить ликвидацию разлива на основании ПЛАРН, по обращению эксплуатирующей организации привлекаются дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5) Что необходимо сделать эксплуатирующим организациям
Разработать план ПЛАРН и до 01.01.2024г. и направить как бумажном виде, так и в электронном виде в ****.
6) ПЛАРН, введенные в действие до 1 января 2021 г., продолжают свое действие до дня истечения срока их действия или до дня утверждения новых планов.
Однако с 1 января 2024 г. все организации должны уже работать по ПЛАРН, разработанным и утвержденным согласно постановлению № 2451
7) Согласно Федеральному закону от 21.12.2021 № 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» за представление на согласование ПЛАРН, содержащих заведомо недостоверные сведения, а также за отсутствие системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов или финансового обеспечения для проведения спасательных работ предусмотрены следующие штрафы:
▸ на должностных лиц –
от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (за повторное правонарушение – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.);
▸ на индивидуальных предпринимателей –
от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (за повторное правонарушение – до 60– 80 тыс. руб.);
▸ на юридических лиц –
от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (за повторное правонарушение – до 300–500 тыс. руб.).
За неоповещение властей о разливах нефти и нефтепродуктов штрафы составляют:
▸ на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (за повторное правонарушение – до 50–100 тыс. руб.);
▸ на индивидуальных предпринимателей – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (за повторное правонарушение – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 сут);
▸ на юридических лиц –
от 150 тыс. до 500 тыс. руб. (за повторное правонарушение – от 500 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 сут)
ссылка
ссылка
8) Все аварийные ситуации с разливами нефти и нефтепродуктов при разработке планов ПЛАРН должны быть указаны в составах «декларации по промышленной безопасности», «декларации пожарной безопасности»
и должны быть включены в паспорта потенциально опасного объекта при выполнении требований Постановления Правительства РФ от 10 июля 2021 г. N 1155 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов" , Постановления Правительства РФ от 14 июля 2022 г. N 1265 "Об утверждении Правил разработки и формы паспорта безопасности потенциально опасного объекта", Постановления Правительства РФ от 14 августа 2020 г. N 1226 "Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам", Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 октября 2020 г. N 414 "Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2020 г. Регистрационный N 61526), Приказу МЧС России от 16 марта 2020 г. N 171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 апреля 2020 г.
Регистрационный N 58127), Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 декабря 2020 г. N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2020 г. Регистрационный N 61794, Федеральному закону от 30.12.2021 N 446-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
ссылка
И учтены при составлении плана мероприятий в соответствии с Проектом Постановления Правительства
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА И ТРЕБОВАНИЯХ К ЕГО СОДЕРЖАНИЮ" :
[...]
2.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
ссылка
Удачи !