san23  21.02.2011 15:38
| |  | | RE: Приказ №50 и Постановление №461  КОММЕНТАРИЙ
К ПРИКАЗУ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 25.02.2010 N 50
"О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ"
И ПРИКАЗУ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 16.02.2010 N 30
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ОТЧЕТНОСТИ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ И РАЗМЕЩЕНИИ
ОТХОДОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ)"
Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 было утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. При этом с 15.12.2009 данное министерство было наделено полномочиями устанавливать порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) . Это согласуется и с действующей редакцией Федерального закона N 89-ФЗ .
--------------------------------
Данное дополнение введено Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 975.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Данное министерство довольно оперативно реализовало свои новые полномочия, выпустив Приказ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок). Новый Порядок заменяет прежние Правила (далее - Правила), которые были установлены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461. Правда, п. 3 Приказа N 50 определено, что должно быть выпущено специальное постановление Правительства РФ, которым устаревшее Постановление N 461 будет признано утратившим силу, тогда и начнет действовать Приказ N 50 .
--------------------------------
На дату выхода данного журнала постановление Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления N 461 отсутствовало.
Примечание. Приказ N 50 заменит Постановление N 461 после признания Правительством РФ Постановления N 461 утратившим силу.
Лимиты, утвержденные до этого момента, будут действовать до окончания установленного в них срока.
Что же изменилось в новом документе по сравнению с Правилами?
Из п. 4 Правил следует, что они распространяются на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Необходимо учесть, что согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Важно то, что такая формулировка введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ и действует с июля 2009 г. До этого она включала в себя также и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Примечание. Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
А вот Порядок распространяется на предпринимателей и юридических лиц, которые именно осуществляют деятельность, в процессе которой образуются отходы, ничто более, связанное с отходами, не является причиной для применения Порядка.
На первый взгляд кажется, что сфера применения Правил была шире и вообще относилась к иной деятельности, нежели Порядок. Все перечисленные выше виды обращения с отходами не представляют собой собственно деятельность, в результате которой образуются отходы , а работу с уже образованными отходами, которую осуществляют, как правило, иные лица.
--------------------------------
Хотя, разумеется, дополнительное образование отходов возможно при любой деятельности, связанной с обращением отходов.
Тем не менее, взглянув на п. 7 Порядка, в котором перечислены документы, представляемые в Ростехнадзор лицами, в результате деятельности которых образуются отходы, мы обнаруживаем там, в частности, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих соответствующую деятельность).
Как это понимать, если указанная деятельность уже не является предметом регламентации Порядка? Получается, что нормативы и лимиты должны разрабатывать те же хозяйствующие субъекты, что имелись в виду в Правилах, а Минприроды просто запуталось в терминах? Или смысл п. 7 Порядка в том, что если некое лицо образует в своей деятельности отходы и при этом еще занимается сбором, или использованием, или обезвреживанием, или транспортировкой, или размещением отходов, то именно оно должно представить обязательную в этом случае лицензию? Нам кажется, что правильным будет, скорее, второе. Однако хотелось бы получить разъяснения от уважаемого министерства.
В п. 9 Правил указано, что за представление недостоверных или искаженных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В Порядке подобная норма отсутствует, что, разумеется, не означает освобождение от ответственности.
Обратите внимание! Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).
Однако не совсем ясно, как будет работать данная норма после вступления в силу Порядка с учетом того, что в ней речь идет о наказании за нарушения при обращении с отходами производства, а, как мы выяснили, образование отходов в процессе деятельности в это понятие не входит.
В то же время нарушителям Порядка следует также опасаться, хотя и более щадящей, ст. 8.1 КоАП РФ. В ней предусмотрено наказание за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Оно следующее: наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 руб.
На предпринимателей и юридических лиц, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, Порядок не распространяется, для них предусмотрена упрощенная процедура. Они отчитываются теперь в уведомительном порядке, как это будет происходить - своевременно должно распорядиться Минприроды (п. 2 Порядка).
И оно это сделало, выпустив Приказ от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" .
--------------------------------
Опубликован в "Российской газете" 23.04.2010.
Из Приказа N 30 следует, что малым и средним предприятиям придется следить не только за образованием отходов в процессе хозяйственной и иной деятельности, но и за их использованием, обезвреживанием и размещением, причем как своих отходов, так и полученных от других лиц. Процедура подготовки отчетности расписана подробно, методических указаний при этом не предусматривается.
Обращает на себя внимание то, что помимо бумажного варианта отчетности необходимо будет в обязательном порядке представить ее вариант на магнитном носителе. При этом предусмотрена возможность направления отчетности в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.
Напомним, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 250 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время указанный предельный размер выручки равен 1000 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556), он определяется в порядке, установленном НК РФ.
Кроме того, Порядок, как и Правила, не распространяется на деятельность по обращению радиоактивных отходов, а также дополнительно теперь и на обращение биологических отходов и отходов лечебно-профилактических учреждений. Разъясним эти понятия:
- радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
- биологические отходы - трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения (п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов );
- отходы лечебно-профилактических учреждений - все виды отходов, образующиеся в больницах, поликлиниках, диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях; частных предприятиях по оказанию медицинской помощи (п. 2.1 Санитарных правил и норм "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" СанПиН 2.1.7.728-99" ).
--------------------------------
Утверждены Минсельхозпродом России 04.12.1995 N 13-7-2/469.
Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 N 2.
Согласно п. 5 Порядка проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минприроды. Собственно, необходимость применения в данном случае методических указаний роднит Порядок с п. 4 Правил, но в последних содержится ссылка на Методические указания , разработанные иным органом - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
--------------------------------
Утверждены Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703.
Получается, что до момента вступления в силу Порядка соответствующие методические указания должны быть разработаны и утверждены именно Минприроды, а действующий документ для Порядка нелегитимен.
В число документов, которые необходимо представить в Ростехнадзор, теперь включен еще один, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
К сведению. Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ внесены значительные изменения в гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. В частности, установлено, что за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение взимается пошлина в размере 1000 руб., а за переоформление и выдачу дубликата этого документа - 200 руб. (пп. 125 и 126 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, должны учесть, что они подают документы в Ростехнадзор не по месту осуществления своей деятельности, как прочие хозяйствующие субъекты, а по месту предлагаемого размещения отходов (п. 7 Порядка).
В Порядке подробнее расписан процесс подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Однако в нем ничего не сказано, как это было в п. 11 Правил, о том, что при отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. |