sasha1981 писал(а)
Доброе утро!
Есть у кого-нибудь эта статья из журнала сентября - "Правила РОП: кто, когда, за что и как" ?
Можете скинуть? Подписки нет...
Добрый день! [Правила РОП:
кто, когда, за что и как
Н. С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи»,
член НТС Росприроднадзора, автор ТГ-канала «Метод Дельфи»
В августе прошлого года механизм расширенной ответственности производителя (РОП) поменялся в связи с принятием Закона № 451-ФЗ [1] и, помимо самих общих правил, были изменены (приняты новые) и подзаконные акты. Чтобы не запутаться в том, кто и за что теперь отвечает, когда и как выполняет возложенные на него законом обязательства, мы подготовили этот обзор новых правил РОП.
Субъекты РОП
Закон определяет тех, кто обеспечивает утилизацию отходов от использования товаров (субъекты РОП) в п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ [2]. Это:
▸
производители товаров [юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие производство товаров, упаковки на территории Российской Федерации];
▸
импортеры товаров (юрлица и ИП, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств – членов ЕАЭС).
Важно: субъектами РОП являются только те производители и импортеры, чьи товары и упаковка упомянуты в Перечне товаров РОП. Покупатели, использующие такие товары и упаковку, субъектами РОП не являются.
Товары РОП
Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливается Постановлением Правительства РФ № 2414 [3].
Производитель товара, осуществляющий производство товара и упаковки, предназначенной для упаковывания произведенного им товара, обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров и (или) упаковки (ОИТ) независимо от того, отнесено ли производство упаковки к основному виду деятельности данного производителя
товара.
16 СЕНТЯБРЬ 2024
Документы и комментарии
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, ОИТ – это отходы, образующиеся после утраты товарами и (или) упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств. К упаковке относится продукция как являющаяся товаром, так и используемая для упаковки товара.
Важно: под упаковкой для целей РОП понимаются те товарные позиции, которые указаны в Перечне № 2414, вне зависимости от того, что в соответствии со ст. 2 ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» [4] многие из позиций Перечня № 2414 можно отнести к упаковочным материалам, предназначенным для производства упаковки.
Объем ответственности субъектов РОП
Субъекты РОП обеспечивают утилизацию ОИТ в соответствии с нормативами утилизации, установленными Постановлением № 2414, за исключением упаковки, для которой объем ответственности установлен в отношении всей массы упаковки, произведенной на территории Российской Федерации и (или) ввезенной из государств, не являющихся членами ЕАЭС, или государств – членов ЕАЭС (пп. 2, 4 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
Важно: до 1 января 2027 г. субъекты РОП обеспечивают утилизацию ОИТ в соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона № 451-ФЗ следующим образом:
▸
с 1 января до 31 декабря 2024 г. по нормативам утилизации, установленным Правительством РФ [3];
▸
с 1 января до 31 декабря 2025 г. в отношении 55 % массы упаковки, произведенной на территории России и (или) ввезенной из государств, не являющихся членами ЕАЭС, или государств – членов ЕАЭС;
▸
с 1 января до 31 декабря 2026 г. в отношении 75 % массы упаковки, произведенной на территории России и (или) ввезенной из государств, не являющихся членами ЕАЭС, или государств – членов ЕАЭС.
Нормативы утилизации в отношении товаров Перечня № 2414 устанавливаются в процентах от общей массы товаров, произведенных на территории Российской Федерации, ввезенных из государств – членов ЕАЭС или из государств, не являющихся членами ЕАЭС.
До 1 января 2024 г. обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространялась на субъектов РОП
СЕНТЯБРЬ 2024 17
Документы и комментарии
с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации, а не с момента их производства и ввоза на территорию страны. Так, ввезенные для собственных нужд товары не попадали в объем ответственности импортеров.
Исключения
1. Производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, когда указанная упаковка произведена данным производителем товара (п. 6 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
2. Производители и импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию ОИТ в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в Перечень № 2414, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор и виды и категории которых устанавливаются в соответствии с п. 2 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ (п. 9 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
3. Производители и импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию ОИТ, если товары вывозятся из Российской Федерации (п. 8 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
4. Положения ст. 24.2–24.5 Закона № 89-ФЗ согласно п. 10 ст. 29.1 указанного закона не распространяются на производителей (импортеров):
▸
товаров, относящихся к оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (ГОЗ);
▸
продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;
▸
продукции, сведения о которой составляют государственную тайну.
Доказательства исключения
1. Производители товаров, купившие упаковку из Перечня № 2414 (доказательством приобретения является договор купли-продажи, поставки, спецификация, товарные накладные и т. д.), использующие ее для упаковывания своей продукции,
18 СЕНТЯБРЬ 2024
Документы и комментарии
в том числе и путем ее деления на части (разрезания, высечки, термической резки и т. д.), нагревания, вытягивания (термоформования, вакуумного формования и т. д.), не являются изготовителями упаковки, вне зависимости от того, что их технологические регламенты могут содержать упоминание об изготовлении упаковки во время упаковывания в нее товара.
2. Доказательствами использования товаров из Перечня № 2414, произведенных или ввезенных в Россию в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в указанный перечень, или при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор другими производителями, могут быть:
▸
договоры поставки с указанием такого условия использования;
▸
отчетность, сдаваемая как производителями товаров из Перечня № 2414, поставляемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих (поставщиками), так и производителями других товаров указанного перечня, изготовленных из поставленного (покупателями).
Так, согласно Правилам № 741 [5], в форме этой отчетности имеются графы:
▸
«Информация о товаре, используемом в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих» (столбцы с 15 по 21);
▸
«Информация об ином товаре, используемом в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих» (столбцы с 22 по 30).
В указанных графах заполняются сведения о лицах, которым переданы такие товары, реквизиты документов, подтверждающих передачу, наименование, код по ОКПД, ТН ВЭД и масса переданного, а также масса, код и наименование используемых товаров.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются:
▸
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 [6] – для самоходных машин и (или) прицепов;
▸
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 [7] – для колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
3. Документы, подтверждающие экспорт товаров из Перечня № 2414, будут утверждены постановлением Правительства РФ, проект которого с правилами подтверждения факта вывоза из Российской Федерации товаров, упаковки, товаров в упаковке, отходы от использования которых подлежат утилизации, выложен на портале regulation.gov.ru (ID-проекта 148311) [8].
Оборонную продукцию вообще не нужно включать в отчетность по самостоятельной утилизации и расчет экологического
сбора.
СЕНТЯБРЬ 2024 19
Документы и комментарии
4. Правила представления субъектами РОП отчетности о массе не содержат указания на необходимость отражения каких-либо данных о ГОЗ, в рамках которого осуществляется поставка товаров, которые:
▸
могут быть отнесены к оборонной продукции или к продукции, используемой в целях защиты сведений;
▸
составляют государственную тайну или относимую к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иную информацию ограниченного доступа, сведения о которой составляют государственную тайну.
Понижающий коэффициент
Если товар из Перечня № 2414 произведен на территории Российской Федерации с использованием вторичного сырья, произведенного здесь же, к нормативу утилизации ОИТ, массе произведенной упаковки, отходы от использования которой подлежат утилизации, применяется понижающий коэффициент.
Размер понижающего коэффициента и порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом размер понижающего коэффициента устанавливается в зависимости от доли вторичного сырья, использованного при производстве товара (продукции).
В настоящее время документ, определяющий размер такого коэффициента и порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья, не принят.
Вместе с тем понижающий коэффициент, равно как и подтверждение доли вторичного сырья в продукции, – не новинки в практике использования вторичного сырья при производстве продукции. Например, в письме Минприроды № 25-29/36428 [9] со ссылкой на информацию Минпромторга указано, что в качестве подтверждения наличия вторичных ресурсов в закупаемой продукции можно использовать:
▸
письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторичного сырья;
▸
выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
▸
документацию на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК-034-2014 (КПЕС 2008) [10].
20 СЕНТЯБРЬ 2024
Документы и комментарии
Момент возникновения обязанностей по РОП
Обязанность по обеспечению утилизации ОИТ возникает в соответствии с п. 1 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ у производителей товаров с наиболее ранней из следующих дат:
▸
день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;
▸
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки;
▸
день отгрузки (передачи) или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в упаковке, если производство упаковки осуществляется для целей размещения в ней собственных товаров, независимо от включения (невключения) товаров в перечень, предусмотренный п. 5 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ;
▸
день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.
Обязанность по обеспечению утилизации ОИТ у импортера товаров в соответствии с п. 2 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ возникает:
▸
в отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств – членов ЕАЭС, со дня принятия их на учет;
▸
в отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, путем уплаты экологического сбора до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления, путем самостоятельной утилизации отходов от использования товаров со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления при условии соблюдения требования, предусмотренного п. 10 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ.
Способы выполнения РОП
Обязанность субъектов РОП по обеспечению утилизации ОИТ считается в соответствии с п. 9 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ исполненной:
▸
со дня представления в ЕФГИС УОИТ отчетности о выполнении самостоятельной утилизации, за исключением случаев, предусмотренных п. 13 настоящей статьи;
▸
со дня уплаты экологического сбора в размере, подлежащем уплате в соответствии с законом.
Исключения по признанию выполнения РОП (п. 13 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ):
СЕНТЯБРЬ 2024 21
Документы и комментарии
▸
договор на самостоятельную утилизацию заключен с лицом, сведения о котором не внесены в реестр утилизаторов;
▸
акт об утилизации выдан субъектом РОП, осуществившим самостоятельную утилизацию ОИТ с использованием собственной инфраструктуры, но сведения о нем не внесены в реестр утилизаторов;
▸
из акта утилизации следует, что утилизация ОИТ осуществлена за счет утилизации иных ОИТ, включенных в другую группу товаров Перечня № 2414, или за счет ОИТ и (или) полученного из таких отходов вторичного сырья, не включенных в соответствующую группу, с получением не упомянутых в соответствующем постановлении Правительства Российской Федерации видов товаров (продукции);
▸
указанная в акте утилизации масса ОИТ и (или) полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции), не могла быть утилизирована юрлицом или ИП, которыми представлен акт утилизации, в связи с тем, что:
•
данная масса превышает предельную производственную мощность оборудования и (или) установок утилизатора, используемых при утилизации ОИТ, в том числе с учетом договоров, которыми предусмотрена утилизация ОИТ и которые заключены указанным лицом с иными производителями товаров, импортерами товаров и иными лицами;
•
данная масса не может быть использована при производстве товаров (продукции) с учетом производственного цикла, технологических процессов, межремонтных периодов оборудования;
•
данная масса превышает указанную в отчетности утилизатора массу ОИТ и (или) полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции) в течение календарного года, в том числе с учетом договоров, которые заключены указанным лицом с иными производителями товаров, импортерами товаров и иными лицами и предусматривают утилизацию этих отходов;
▸
договор с утилизатором в течение отчетного периода расторгнут или одна из сторон договора отказалась от его исполнения, и обязательства по договору не выполнены в полном объеме. В случае расторжения договора самостоятельная утилизация признается выполненной в объеме фактически утилизированных отходов, подтвержденном актом утилизации.
РОП не будет считаться выполненной, если указанная в акте утилизации масса ОИТ превышает производственную мощность оборудования утилизатора.
22 СЕНТЯБРЬ 2024
Документы и комментарии
Самостоятельность в РОП
Под самостоятельностью в РОП понимается следующее (п. 3 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ):
▸
субъекты РОП самостоятельно, без посторонней помощи, создают и (или) используют собственную инфраструктуру по утилизации ОИТ;
▸
субъекты РОП заключают договор с юрлицом или ИП, осуществляющими деятельность по утилизации ОИТ (далее – утилизатор, утилизатор РОП) и включенными в реестр утилизаторов.
Правила выполнения самостоятельной утилизации:
▸
не допускается утилизация ОИТ за счет утилизации иных ОИТ (за исключением товаров, упаковки, включенных в одну группу) в целях обеспечения производителями товаров, импортерами товаров самостоятельной утилизации (п. 4 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
▸
обязанность по обеспечению утилизации считается исполненной в случае использования отходов или полученного из них вторичного сырья для производства товаров (продукции) при условии соответствия утилизированных видов отходов и видов товаров (продукции), произведенных в результате утилизации указанных видов отходов, перечню, установленному Постановлением Правительства РФ № 2394 [11] (Конвертер РОП), пп. 5, 6 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ.
▸
обязанность по обеспечению утилизации ОИТ может быть исполнена на всей территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте осуществляется деятельность субъекта РОП (п. 8 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
Обеспечение самостоятельной утилизации подтверждается:
▸
договором и актами утилизации, если утилизация ОИТ обеспечивается путем заключения такого договора с утилизатором, включенным в соответствующий реестр;
▸
актами утилизации, если утилизация обеспечивается субъектом РОП с использованием собственной инфраструктуры по утилизации ОИТ.
Форма акта утилизации утверждена приказом Минприроды России № 762 [12].
СЕНТЯБРЬ 2024 23
Документы и комментарии
Экологический сбор
Субъекты РОП, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию ОИТ, уплачивают экологический сбор.
Экологический сбор уплачивается производителями и импортерами при ввозе товаров, в том числе в упаковке, из государств – членов ЕАЭС по каждой группе товаров, упаковки, включенных в Перечень № 2414, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Экологический сбор уплачивается импортерами товаров при ввозе товаров, в том числе в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, до дня выпуска товаров в обращение для внутреннего потребления, за исключением случаев, когда импортером товаров представлено уведомление о намерении самостоятельной утилизации с приложением документов, предусмотренных п. 10 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ. Если импортером товаров не была обеспечена самостоятельная утилизация, он уплачивает экологический сбор в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Если самостоятельная утилизация была исполнена частично, то подлежащий уплате экологический сбор уменьшается на размер вознаграждения за выдачу банковской гарантии или по договору поручительства пропорционально массе товаров, в отношении отходов от использования которых импортером товаров выполнена самостоятельная утилизация, но не более чем на две трети ставки рефинансирования Центрального банка РФ*.
Экосбор, уплачиваемый субъектом РОП (за товары), рассчитывается следующим образом (п. 10 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ):
Эс = Стэс × Мт(Ну – Му),
где Эс – экосбор;
Стэс – ставка экосбора;
Мт – масса товаров, произведенных на территории Российской Федерации, ввезенных из государств – членов ЕАЭС или выпущенных для внутреннего потребления;
Ну – норматив утилизации;
* С 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 26 июля 2024 г. ключевая ставка составляет 18 % годовых (информационное сообщение Банка России от 26.07.2024).
24 СЕНТЯБРЬ 2024
Документы и комментарии
Му – масса ОИТ и (или) полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции), выраженная в относительных единицах, указанная в актах утилизации РОП.
Ставка экологического сбора определяется по каждой группе товаров, упаковки следующим образом:
Стэс = Бсэ × Кф,
где Бсэ – базовая ставка экосбора;
Кф – коэффициент, учитывающий сложность извлечения ОИТ для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки ОИТ), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции).
Базовая ставка экологического сбора формируется в том числе на основе средних сумм затрат на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства, а также удельных величин затрат на создание инфраструктуры, необходимой для осуществления указанных видов деятельности.
Методика расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, а также значения базовых ставок экосбора и значения указанного коэффициента устанавливаются Постановлением Правительства РФ № 2392 [13].
Экосбор, уплачиваемый субъектом РОП (за упаковку), с 1 января 2027 г. рассчитывается следующим образом (п. 11 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ):
Эс = Стэс × (Муп – Му),
где Муп – масса произведенной, или ввезенной из государств – членов ЕАЭС, или выпущенной для внутреннего потребления упаковки.
Важно: экологический сбор с 2024 по 2026 г. в соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона № 451-ФЗ в отношении упаковки рассчитывается:
▸
за отчетный период 2024 г. – в соответствии с п. 10 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ, то есть как экосбор за товары;
▸
за отчетные периоды 2025 и 2026 г. – посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между указанной соответственно в пп. 2, 3 ч. 5 ст. 7 Закона № 451-ФЗ масВ
отдельных случаях экологический сбор уплачивается утилизаторами, не являющимися субъектами РОП (п. 13 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ).
СЕНТЯБРЬ 2024 25
Документы и комментарии
сой произведенной, или ввезенной из государств – членов ЕАЭС, или выпущенной для внутреннего потребления упаковки и фактическим значением массы утилизированной упаковки.
Если утилизатором РОП, с которым заключен договор, не выполнена утилизация ОИТ в массе товаров, указанной в договоре, или в актах утилизации, представленных таким утилизатором, либо утилизация осуществлена с нарушением требований, предусмотренных пп. 4, 5 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ, то он обязан уплатить экологический сбор в срок не более чем 30 дней со дня направления предписания (п. 5 ст. 24.2-2 Закона № 89-ФЗ).
Экосбор, уплачиваемый утилизатором, рассчитывается следующим образом:
Эс = Стэс × (Мт – Мф),
где Мф – фактическое значение массы ОИТ и (или) полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве утилизатором товаров (продукции) в отчетном периоде.
Под фактическим значением массы ОИТ и (или) полученного из них вторичного сырья понимается:
Мф = (Мо – МнеРОП),
где Мо – масса всех ОИТ, полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции), сведения о которой содержатся в отчетности утилизатора;
МнеРОП – масса товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации в соответствии с договорами, заключенными с лицами, не являющимися субъектами РОП, и предусматривают утилизацию ОИТ.
Согласно п. 12 Правил № 1073 [14], расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками администратору экосбора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
Формат, структура, порядок подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме элекУтилизаторы
РОП не вправе использовать ОИТ, полученные от лиц, не являющихся субъектами РОП, по договорам утилизации для целей самостоятельной утилизации субъектов РОП. Такое указание свидетельствует о том, что сегодня бо́льшую часть используемых отходов промышленности, даже формально попадающих под наименования тех отходов, которые упомянуты в Конвертере РОП, нельзя учесть в объеме отходов, утилизированных для субъектов РОП с целью подтверждения самостоятельной утилизации.
26 СЕНТЯБРЬ 2024
Документы и комментарии
тронного документа, а также телекоммуникационные сети, используемые для передачи расчета экосбора в электронной форме, определяются приказом Росприроднадзора № 920 [15].
Уплата экологического сбора и представление расчета его суммы осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (подп. «а» п. 2 Постановления № 1073).
Отчетность субъектов РОП
Меняется и отчетность субъектов РОП, которую они должны сдавать. Так, декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки последний раз была сдана субъектами РОП 15 апреля 2024 г. – за товары и упаковку, произведенную и ввезенную на территорию страны в 2024 г., и далее декларацию подавать больше не потребуется.
Субъекты РОП обязаны представить в ЕФГИС УОИТ сведения о себе, о производимых и импортируемых ими товарах, об упаковке, которые включены в Перечень № 2414 (п. 11 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ, подп. «л» п. 12 Положения № 868 [16]).
Согласно п. 17 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ, субъекты РОП в случае ввоза товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств – членов ЕАЭС представляют в ЕФГИС УОИТ:
▸
отчетность о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств – членов ЕАЭС, в том числе об испорченных или бракованных товарах и упаковке [17];
▸
сведения о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке;
▸
в случае выполнения самостоятельной утилизации – отчетность об этом.
Отчетным периодом является календарный год. Указанные отчетности представляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
К отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров прилагаются договоры и акты утилизации.
Эксперимент РОП
Согласно ч. 10 ст. 7 Закона № 451-ФЗ, до 1 января 2026 г. Правительство Российской Федерации проводит эксперимент по правилам подп. 2 п. 2, пп. 10 и 18 ст. 24.2-1, пп. 3 и 12 ст. 24.5 ЗакоСЕНТЯБРЬ
2024 27
Документы и комментарии
на № 89-ФЗ в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке из Перечня № 2414. Положение о порядке проведения указанного эксперимента утверждено Постановлением Правительства РФ № 750 [18].
Эксперимент проводится с 1 сентября 2024 г. по 31 декабря 2025 г.
Он является обязательным для импортеров товаров, в том числе товаров в упаковке, включенных в перечень товаров, участвующих в эксперименте.
Действие эксперимента распространяется:
▸
на товары, упаковку, ввезенные из государств, не являющихся членами ЕАЭС, включенные в перечень товаров, участвующих в эксперименте. Исключением является упаковка, которая включена в перечень товаров, участвующих в эксперименте, использованная для упаковки товара, не включенного в указанный перечень;
▸
упаковку, включенную в перечни товаров, упаковки, и не включенную в перечень товаров, участвующих в эксперименте, если из государств, не являющихся членами ЕАЭС, ввозятся товары, включенные в перечень товаров, участвующих в эксперименте, упакованные в такую упаковку.
Эксперимент распространяется на такие виды продукции, как одежда и текстильные изделия (пиджаки, костюмы, блейзеры и т. д.), шины (автомобильные, велосипедные, грузовые и т. д.), стиральные машины, аккумуляторы свинцовые, упаковочные изделия из полипропилена, тара металлическая и бумажная, а также любая упаковка для указанных видов продукции.
Утилизаторы РОП и реестр утилизаторов
Кто относится к утилизаторам РОП и какие документы у них должны быть?
Закон по-прежнему не содержит никаких специальных правил о том, кто же такой утилизатор. Вместе с тем есть другие свидетельства, которыми можно руководствоваться при выборе контрагента (для заказчиков) и при подтверждении статуса утилизатора (для исполнителей, подрядчиков).
Самостоятельная утилизация может признаваться выполненной только в случае осуществления утилизации ОИТ юрлицами и ИП, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов, в том числе привлекаемыми на основании договора с субъектом РОП.
28 СЕНТЯБРЬ 2024
Документы и комментарии
Учитывая тот факт, что самостоятельная утилизация может осуществляться как самим субъектом РОП, так и привлекаемым подрядчиком, как имеющим лицензию на утилизацию (для работы с отходами I–IV классов опасности), так и не имеющим ее (для работы с отходами V класса опасности), утилизаторами РОП могут быть все указанные лица при условии, что сведения о них внесены в реестр утилизаторов [19].
Реестр утилизаторов является информационной подсистемой ЕФГИС УОИТ (пп. «а» п. 5 Положения № 868), оператором которой является публичная правовая компания «Российский экологический оператор». Ведение реестра утилизаторов осуществляет Рос природнадзор.
Правила ведения реестра утилизаторов утверждены Постановлением Правительства РФ № 2400 [20].
Рекомендации для утилизаторов, осуществляющих утилизацию ОИТ, по подготовке заявлений о включении сведений о них в реестр утилизаторов, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и об исключении сведений из реестра были разработаны Минприроды России и отражены на сайте министерства [21].
Утилизаторы РОП, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов, ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в ЕФГИС УОИТ:
▸
отчетность о массе ОИТ и (или) полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованной при производстве товаров (продукции);
▸
сведения о договорах, которыми предусмотрена утилизация ОИТ и которые заключены с производителями товаров, импортерами товаров, иными лицами;
▸
сведения о расторжении таких договоров в отчетном периоде.
Также утилизаторы ведут учет ОИТ, полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции).
Отчетным периодом является квартал календарного года.
Порядок формирования и подачи указанной отчетности и сведений, а также Правила ведения учета ОИТ, полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции), утверждены Постановлением Правительства РФ № 2116 [22].
Список литературы приведен на сайте журнала
СЕНТЯБРЬ 2024 29
Документы и комментарии][/img]