irina12  13.05.2014 15:50
| |  | | RE: Автотранспорт в ПДВ  Бюллетень № 6 НИИ Атмосфера
Вопрос: Просим Вас разъяснить порядок учёта выбросов от
передвижных источников при разработке проекта нормативов ПДВ
для предприятия (юридического лица).
Отвечает начальник лаборатории Отдела методических основ
нормирования и установления технических нормативов выбросов
ФГУП "НИИ Атмосфера" Губанов Анатолий Фёдорович.
В соответствии с Законом "Об охране атмосферного воздуха" и
другими нормативно-правовыми актами источники выбросов вредных
веществ разделяются на стационарные и передвижные (автотранспорт,
дорожно-строительные машины, тепловозы и др.). При этом имеются
некоторые отличия в порядке регулирования выбросов вредных
веществ от стационарных и передвижных источников выбросов.
1. В соответствии со ст.1 и ст.12 Закона "Об охране атмосферного
воздуха" регулирование выбросов от стационарных источников выбро-
сов осуществляется путём установления для них предельно допусти-
мых (или временно согласованных) выбросов.
2. В отличие от стационарных источников выбросов порядок регу-
лирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств
устанавливается ст.17 Закона "Об охране атмосферного воздуха". В
частности, для транспортных или иных передвижных средств и уста-
новок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосфер-
ного воздуха, техническими регламентами должны устанавливаться
технические нормативы выбросов. В целях реализации статьи 17
Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" вышло
постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля
26
2002 г. № 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и
иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".
3. В ст.14 Закона "Об охране атмосферного воздуха" предусматри-
вается разный порядок выдачи разрешений на выброс вредных
веществ стационарными источниками и передвижными. Исходя из
положений ч. 2 ст.14 и ч.2 ст.30 Федерального закона "Об охране атмо-
сферного воздуха", при эксплуатации транспортных средств обязанно-
сти по получению разрешения на выбросы вредных веществ в атмо-
сферный воздух и соблюдению установленных технических нормати-
вов выбросов лежат на владельцах транспортных средств. То есть, для
передвижных источников выбросов разрешение на эксплуатацию
(выбросы вредных веществ) должно выдаваться по результатам соот-
ветствующих регулярных проверок (см. Постановление Правительства
РФ от 6 февраля 2002 г. № 83).
4. Порядок начисления платы за выбросы вредных веществ стацио-
нарными и передвижными источниками различен. В частности, плата
за выбросы от передвижных средств осуществляется по фактическому
количеству израсходованного топлива, а не по валовым выбросам
вредных веществ. В обоих случаях плательщиком является юридичес-
кое лицо, которому принадлежат эти источники выбросов.
Несмотря на перечисленные особенности, общим для этих двух
групп источников является то, что при проектировании, размещении,
строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной
и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений
должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосфер-
ного воздуха. Так, в ст. 1 Закона "Об охране окружающей среды" ука-
зывается, что при установлении нормативов выбросов для субъекта
хозяйственной и иной деятельности должны учитываться выбросы как
от стационарных, так и передвижных источников в установленном
режиме, при этом должны обеспечиваться нормативы качества окру-
жающей среды. В Законе "Об охране атмосферного воздуха" и в Поло-
жении о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него,
введённом в действие постановлением Правительства Российской
Федерации от 02 марта 2000 г. № 183 (в редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 229),
указывается, что предельно допустимые выбросы для конкретного
стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и юридического лица в целом устанавливаются
с учётом всех источников выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух данного юридического лица и фоно-
вого загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, если на территории предприятий хранятся (на сто-
янках) или работают передвижные источники выбросов, то максималь-
ные разовые выбросы от них должны учитываться при разработке про-
екта нормативов ПДВ предприятия.
Особенностью эксплуатации передвижных источников выбросов
вредных (загрязняющих) веществ является то, что выбросы от них
происходят в пределах более или менее чётко ограниченной территории
(различные стоянки, внутренние проезды, дороги, места работы, пункты
технического обслуживания и т.п.) и, как правило, одновременно от
многих единиц техники. С учётом этого, при оценке загрязнения
атмосферного воздуха передвижными средствами, в качестве источника
выбросов рассматривается не отдельное средство, а их совокупность в
пределах определённой территории (объекта). При этом устанавливается
допустимость выбросов на данной территории (стоянка, проезд и т.д.) от
суммы конкретных видов передвижных средств в зависимости от их
количества, режима работы двигателей и одновременности их работы.
При этом могут быть следующие ситуации:
1) передвижные источники выбросов, хранящиеся или работающие на
территории рассматриваемого объекта, не принадлежат данному
юридическому лицу;
2) передвижные источники выбросов, хранящиеся или работающие на
территории рассматриваемого объекта, принадлежат данному
юридическому лицу.
В первом случае максимальные разовые выбросы от передвижных
источников выбросов должны учитываться в фоновом загрязнении
атмосферного воздуха и в проект нормативов ПДВ для рассматривае-
мого объекта (предприятия) не включаются.
Во втором случае при установлении нормативов ПДВ для
субъекта хозяйственной деятельности (для предприятия) места хране-
ния или работы передвижных средств на территории предприятия при-
нимаются в качестве стационарных объектов (стоянка, рабочая
площадка, внутренний проезд и т.п.), им присваивается соответствую-
щий номер и для этих объектов устанавливаются предельно допусти-
мые максимальные разовые выбросы от совокупности передвижных
средств. Эти источники и выбросы вносятся в проект нормативов ПДВ
для предприятия. При этом в таблице нормативов ПДВ в целом для
предприятия выбросы от передвижных средств дополнительно
показываются отдельным разделом: "В том числе выбросы от
передвижных средств". |
Jo-Jo  14.05.2014 08:32
| |  | | RE: Автотранспорт в ПДВ  Мнение коммерческой организации (как бы круто не звучало ее название) не является единственно верным и правильным (да и просто соответствующим здравому смыслу)!!!!
Эта организация (в данном случае) льет воду на свою мельницу (+ мельницу Росгидромета). |