redaktor писал(а)
... только в отношении объектов III категории не нужно:
- НДС разрабатываются только в отношении веществ I, II классов опасности.
Ув.
redaktor, не хотел комментировать

... НО, поскольку для судов мы неоднократно делали "Заключение" по применению пункта 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ, согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории, поэтому просто приведу выдержку из нескольких Решений судов :
Решение от 21 июля 2022 г. по делу № А33-26711/2021
Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)
ссылка
[...]
Вышеуказанные разрешения не отменены, являются действующими, в связи с чем право заявителя на водопользования возникает только при соблюдении требований, предусмотренных в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2017 № 24-16.01.03.003-Р-РСВХ-С-2017-03475/00.
Оспаривая предписание, заявитель ссылается на пункт 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ, согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Между тем согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса сброс сточных вод является одной из форм водопользования.
Частью 1 статьи 35 Водного кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Кодекса).
Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39 Кодекса).
Специалистами филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Красноярск, принимавшими участие в проверке, проведены отборы проб сточной воды в том числе из выпуска № 4.
Согласно протоколу испытаний от 28.07.2021 № К 21г-В с экспертным заключением по результатам проведения лабораторных испытаний от 28.07.2021 № К 111г выявлены превышения концентраций загрязняющих вещеста в сточных водах над Разрешением № 05-1/31-028, в том числе алюминия в 3,5 раз, взвешенных веществ в 1,5 раз, нефтепродуктов в 1,4 раза, сульфат-иона 1,8 раза, стронция 3,7 раза, свинца 1,8 раза, сухого остатка в 2,7 раза.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).
С учетом поименованного прямого запрета, общество обязано соблюдать нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.
Поскольку согласно оспариваемому предписанию общество должно довести фактическое содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых им сточных водах до показателей, отраженных в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2017 № 24-16.01.03.003-Р-РСВХ-С-2017-03475/00, оспариваемое предписание не нарушает права общества в сфере его предпринимательской и иной деятельности.
Указанные вывод суда согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2021 по делу № А21-4292/2020, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу № А33-28025/2021.
Довод заявителя о неправомерности проведения отбора проб в сточных водах, судом отклонен. Как указано ранее, подпунктом 10 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2017 № 24-16.01.03.003-Р-РСВХ-С-2017-03475/00 предусмотрено, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать следующих значений показателей, в том числе, алюминия - 0,028 г/м3, нефтепродуктов - 0,05 г/м3, сульфат-иона 28 г/м3, стронция – 0,27 г/м3, свинца – 0,006 г/м3, взвешенных веществ - 5,25 г/м3, сухого остатка – 124 мг/л., в связи с чем отбор проб правомерно взят из сточных вод.
Кроме того, подпунктом 13 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2017 № 24-16.01.03.003-Р-РСВХ-С-2017-03475/00 предусматривалось, что вода в р. Ангара в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям, в том числе, алюминий - 0,028 г/м3, нефтепродукты - 0,05 г/м3, сульфат-ион 28 г/м3, стронций – 0,27 г/м3, свинец – 0,006 г/м3, взвешенные вещества - 5,25 г/м3, сухой остаток – 124 мг/л.
Следовательно, административным органом обоснованно отобраны пробы сточной воды в целях установления вменяемого нарушения о превышении нормативов загрязняющих веществ в сточных водах.
Места отбора проб, определенные программой производственного контроля, предназначены для осуществления мониторинга загрязнения окружающей среды, а не для установления превышения нормативов загрязняющих веществ в сточных водах.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление в части требования о признании недействительным пункта 2 предписания от 30.07.2021 № ВАТ-540 не подлежащим удовлетворению.
При этом относительно исполнимости предписания суд отмечает следующее.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Следовательно, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.
Оценив предписание, суд пришел к выводу о том, что требования, указанные в оспариваемом предписании являются четкими, определенными, исключающими двоякое толкование, не противоречащими содержанию акта проверки.
Вместе с тем, в остальной части по пунктам 1, 3-6 оспариваемого предписания суд полагает заявление АО «Богучанская ГЭС» подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 2 Водного кодекса водное законодательство состоит из Водного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Водные отношения регламентированы положениями водного законодательства (часть 1 статьи 4 Водного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 Водного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 названного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статьи 20 Закона N 7-ФЗ Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
- нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
- нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
- иные нормативы качества окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
В соответствии со статьей 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ в редакции действующей на момент проверки).
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Между тем согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса сброс сточных вод является одной из форм водопользования.
Частью 1 статьи 35 Водного кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Кодекса).
Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39 Кодекса).
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).
С учетом поименованного прямого запрета, Общество обязано соблюдать нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.
Таким образом, суд отклоняет доводы общества об отсутствии обязанности производить расчёт нормативов допустимых выбросов, в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории, а сбросы осуществляются по факту, так как указанное обстоятельство не освобождает общество об обязанности соблюдать требования, установленные ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу по отношению к положениям Закона № 7.
Удачи !
P.S. :
Аналогично по НДВ (ВРВ)