kvmart, из просторов интернета:
Вывоз ТБО, юридическое лицо.
ООО не ведет деятельность. Сдает всю необходимую нулевую отчетность. Никаких долгов нет. Сотрудников нет.
Учредитель один. В текущем месяце компания по вывозу ТБО прислала письмо с заявкой о заключении договора и предоставлении пояснения относительно потоков ТБО, образованных в период с 01.01.2020 по настоящее время. Нужно ли заключать договор с региональным оператором? Имеют ли право выставлять счета без фактически подписанного договора на вывоз мусора в соответствии с ч. 4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В городе есть муниципальное унитарное предприятие, можно с ним заключить договор на вывоз ТБО или обязательно с региональным оператором?
Ответ:
Букатина Юлия Владимировна ( 01.04.2021 в 06:48:16 )
На основании ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по указанному выше договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник этих отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Причем для собственника ТКО заключение договора на оказание услуг по обращению с ними является обязательным (ч. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ), а юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только в случае наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке (ч.
6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Заключение указанного договора производится в соответствии с положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила) и условиями Типового договора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ч. 2 ст. 24.6 и ч. 5 ст.
24.7 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, из п. 8.17 Правил следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным в том числе и тогда, когда оператор после заключения им соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с органом исполнительной власти субъекта РФ и утверждения единого тарифа на услугу на первый год действия соглашения разместил в печатных СМИ, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора, а соответствующий потребитель в течение 15 рабочих дней после указанного опубликования не направил оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8.5-8.7 Правил. В этой ситуации договор с этим потребителем считается заключенным на условиях Типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что неподписание юридическим лицом договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не означает отсутствия между ними договорных отношений, поскольку они возникают в силу прямого указания закона. При этом законодательство напрямую не предусматривает такого основания для отказа от заключения данного договора, как неосуществление деятельности юридическим лицом.
В то же время необходимо учитывать, что по смыслу ч. 4 и ч. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, пп. «в» п. 8.1 Правил договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в случае образования ТКО в зданиях, строениях, на земельных участках в результате деятельности юридического лица.
Следовательно, можно предположить, что в той ситуации, когда организация не ведет деятельность и ТКО, соответственно, не образуются, вносить плату за услуги по обращению с ТКО она не обязана.
Однако следует принимать во внимание, что перечень документов, подтверждающих освобождение организации от обязанности заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в связи с необразованием таких отходов, и порядок их представления региональному оператору законодательством не установлены.
Поэтому высока вероятность того, что данный вопрос будет предметом судебной оценки, исходя из доказательств, представленных организацией, от которой региональный оператор требует внесения платы по договору(например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 N 16АП-1250/20 по делу N А15-6620/2019, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 N 19АП-756/20 по делу N А64-4908/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 N 13АП-36794/19, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 N 17АП-17759/18, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 N 13АП-18733/20).
Кроме того, также с точки зрения оценки представленных сторонами доказательств суд будет оценивать доводы о фактическом неоказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО. В случае, если факт неоказания услуг будет доказан, то плата за них также взиматься не должна, поскольку это противоречит самой сущности договора, заключаемого с региональным оператором (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1906/20).