Fati, Вот ответ напоставленный Вами вопрос в форма ответ-вопрос:
Просим объяснить: обязано ли предприятие разрабатывать проекты ПДС на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, получать разрешения или перечислять плату за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с тех объектов предприятий (не оборудованных ливневой канализацией), если на них нет: передвижных и стационарных источников загрязнения,неорганизованных парковок автотранспорта, не осуществляется деятельность, влекущая за собой загрязнение сточных вод, а в здании находится лишь несколько человек административно- технического персонала и размещено станционное оборудование». Если все- таки предприятие обязано это делать- то правомочно ли требование Ростехнадзора о ежегодном продлении разрешений на неорганизованный сброс загрязняющих веществ только при наличии анализов данных стоков (как минимум 2 раза в год по 17 ингредиентам с каждой промплощадки (стоимость 10 тыс. рублей каждый анализ! в аккредитованной лаборатории)). Расчет платы по методике за данные объекты при наличии проекта ПДС и разрешения составляет приблизительно 200 рублей в год, а за анализы придется заплатить 20 тысяч рублей. Что нам мерить- дождь и снег с неба? Для чего?
Правовых оснований для разработки проектов нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ в водные объекты с 01.01.2007 не существует, поскольку пунктом 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 19.12.1996 № 1504, которое устанавливало такие основания.
Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предусмотрена пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пунктом 7 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 № 545, действующего в части, не противоречащей законодательству.
Разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее – Разрешения) выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Полномочием по выдаче Разрешений обладает Ростехнадзор и его территориальные органы на основании пункта 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401.
Разрешение является документом, свидетельствующим о наличии у хозяйствующего субъекта законного права на использование компонентов окружающей среды для выброса (сброса) загрязняющих веществ.
В действующем законодательстве не содержится каких-либо указаний на возможность осуществления этого права без упомянутого Разрешения в связи с какими-либо обстоятельствами, связанными с характеристиками хозяйствующего субъекта или способами его воздействия на окружающую среду (в том числе вольного или невольного отсутствия документированных доказательств факта воздействия, что имеет место в Вашем случае).
Отсутствие у хозяйствующего субъекта Разрешения может служить основанием для принятия мер административного воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В области расчета характеристик неорганизованного сброса и определения величины платежей за него в соответствии с письмом МПР России от 10.12.2001 № АК-65/7352 применяются Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологией России 29.12.1998 и признанные не нуждающимися в государственной регистрации (письмо Минюста России от 20.12.1999 № 10634-ЭР), далее – Методические указания.
В Методических указаниях приводится следующее определение: под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Пунктом 3.1.7 Методических указаний установлено, что при наличии производственного или государственного аналитического контроля фактические концентрации загрязняющих веществ используются для определения массы их годового сброса в стоке дождевых, талых и поливомоечных вод и принимаются по его результатам. Отсюда вытекает необходимость ежегодного обновления данных аналитического контроля, так что требования Ростехнадзора правомочны.
Другое правовое последствие получения Разрешения связано с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, в случае отсутствия у хозяйствующего субъекта оформленного в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ, вся масса загрязняющих веществ, сбрасываемых в окружающую среду, учитывается и оплачивается как сверхлимитная.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2006 № 675 (зарегистрирован в Минюсте России от 10.11.2006 № 8461) утверждена Инструкция об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – Инструкция).
Инструкция устанавливает процедуру и условия выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностные водные объекты хозяйствующим субъектам (их территориально обособленным подразделениям), имеющим организованные (так называемые «точечные») выпуски сточных вод.
Порядок выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в подземные водные объекты, на земную поверхность (на почвенный покров, в естественные понижения рельефа местности), в моря (с территории суши), а также на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты в виде неорганизованного поверхностного стока (так называемый «ливневой сток») пока не установлен.
Исходя из изложенного, Ваше предприятие вправе сделать выбор – оплачивать массу загрязняющих веществ, сбрасываемых в окружающую среду, как сверхлимитную плюс штрафные санкции за отсутствие разрешения, либо соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.