С осени в России ужесточаются требования к маркировке органической продукции
Обозначения «эко» и «био» с 1 сентября 2024 г. будут наносить только на сертифицированную органическую продукцию. Поправки в закон «Об органической продукции» призваны устранить затруднения покупателей в ее идентификации. Это станет значимым шагом для защиты потребителей от гринвошинга – маркетинговых уловок, при которых товар позиционируется как экологичный, не являясь таковым.
Помимо «эко» и «био» в перечень терминов, которые невозможно использовать для зеленого позиционирования товаров без соответствующего официального подтверждения, попали также «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» (и даже сходные по значению слова либо их сокращения). Раньше ограничения затрагивали только термин «органический» и его производные. Исключения из правил в этот раз тоже есть. Например, можно называть продукт «зеленым», если речь идет о его цвете или степени созревания.
По данным исследования Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и компании «Собиратор», более 20% рекламодателей и рекламных агентств транслировали в своих коммуникациях «псевдозеленую» повестку с целью создать имидж экологически ответственного бизнеса. Согласно новой версии закона, производителям предстоит доказать экологические характеристики своих товаров.
Закон содержит 11 основных требований к производству органической продукции, охватывающих аспекты от организации производства до выбора упаковки для нее. К примеру, нельзя производить органическую продукцию вместе с неорганической.
Кроме того, существует запрет на использование упаковки и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды. К такой упаковке относится, например, поливинилхлорид (ПВХ), который и так не любят экологически просвещенные потребители, из-за чего вряд ли остались производители «экологичной» продукции, которые решатся ее использовать.
На фоне роста осведомленности об экологической повестке потребители критично относятся к гринвошингу, следует из упомянутого выше исследования. Более 60% сознательной аудитории готовы отказаться от бренда, если уличат его в ложной экологичности.
При этом покупателям сложно ориентироваться. На товарах встречается множество зеленых обозначений, хотя в России только одна официальная экомаркировка, подтверждающая соответствие продукту стандартам Экологического союза («Листок жизни», признана на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки (GEN)). Поэтому в законе утверждено графическое изображение знака органической продукции единого образца ОРГАНИК / ORGANIC.
Подтверждение возможности его нанесения происходит в основном в форме добровольной сертификации, однако ее могут проводить не все, а только аккредитованные в области производства органической продукции органы по сертификации, тщательно проверяющие соответствие производства и самой продукции требованиям закона. Например, «Роскачество».
Отмечу, что сертификация «Листок жизни» набирает все большую популярность. Если рассматривать сегмент FMCG-товаров (а именно – категорию средств для уборки и косметики), сегодня уже более 130 товаров таких производителей, как ООО «Юнилевер Русь» (бренд Cif), ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» (бренд Fairy), ООО «ТД ГраСС» (бренд Crispi), ООО «Синергетик» (бренд SYNERGETIC), ООО «Сплат глобал» (бренд BioMio), АО «Ступинский химический завод» (бренд Green love), ООО «Вектор Дистрибьюшн» (бренд Gardenica), ООО «Лента» (бренд Лента), ООО «Дьютибокс» (бренд Dutybox) и ООО «Ботавикос» (бренд Botavikos) имеют соответствующий значок. Это подтверждает экологичность прошедших сертификацию продуктов указанных брендов на всем жизненном цикле продукта.
Однако встречается и довольно много примеров, когда информация о «зелености» наносится на упаковку товара безосновательно. Поэтому в связи с новыми требованиями, во-первых, я ожидаю сокращения количества товаров с псевдоэкологическими декларациями. Вероятно, далеко не все производители захотят тратить время и средства на сертификацию, а возможная ответственность за недостоверную маркировку отпугнет их окончательно, заставляя искать новые маркетинговые пути донесения до потребителей информации об устойчивости товара.
Во-вторых, неизбежно встанет вопрос об устойчивости или экологичности упаковки, ведь именно она является носителем зеленого позиционирования. Нанесение заявления об экологичности продукта на неэкологичную упаковку противоречит концепции перехода на устойчивые решения. Между тем, государство поддерживает подход отказа от неустойчивой упаковки.
Согласно новому закону о расширенной ответственности производителя (РОП), повышаются ставки экологического сбора для упаковки, которая плохо извлекается на сортировочных линиях, а также не перерабатывается или обладает минимальным количеством циклов переработки. В 2023 г. также появился ГОСТ ISO 18604-2022 «Упаковка и окружающая среда. Переработка материалов», который устанавливает требования к перерабатываемой упаковке. Кроме того, в работе находятся изменения к Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности упаковки», который в том числе должен уточнить понятие «биоразлагаемой» упаковки.
Пока нет четкого понимания того, какую упаковку считать устойчивой экологичной, перерабатываемой. Тем не менее ответственные производители стараются не только наносить на упаковку информацию о различных аспектах устойчивости («пригодная к переработке», «готова к переработке», «изготовлена из переработанного пластика», «содержит Х% вторичного пластика» и т. п.), но и там, где это необходимо – проводить доступные им испытания для подтверждения заявлений на упаковке. Например, проверять, действительно ли упаковку можно переработать на мощностях российских рециклеров и при каких условиях, можно ли выбрать ее отходы на сортировочных пунктах региональных операторов или собрать другим способом.
Таким образом, несмотря на ужесточение требований к маркировке товаропроизводителям, безусловно, не стоит замалчивать успехи в переходе на более устойчивые альтернативы. Такой переход важен уже сегодня, ведь завтра неэкологичная упаковка будет попросту экономически невыгодной. А примеры пионеров в области устойчивой упаковки подтягивают за собой других представителей рынка. Именно это и нужно, чтобы пока еще одиночные альтернативы сложной упаковке постепенно занимали все большую долю рынка и формировали все более качественный поток отходов для переработчиков.
Федеральный закон от 04.08.2023 N 486-ФЗ "О внесении изменений в лесной кодекс Российской Федерации и статью 98 земельного кодекса Российской Федерации" внес изменени...
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2024 № 915 "О подготовке и согласовании проекта соглашения об участии в социально-экономическом развитии су...
Президент Российской Федерации подписал Указ № 755 от 6 сентября 2024 года, который утверждает новый состав Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития то...
В своем исследовании, недавно опубликованном в журнале Nature Catalysis, ученые продемонстрировали, что углекислый газ может быть преобразован в жидкое топливо под названием метанол. Этот процесс прои...
Электротехнический комплекс (ЭТК) нефтедобывающего предприятия — это система снабжения и преобразования электроэнергии на нужды производства. В нее входят, например, электростанции и двигатели, электр...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.