![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Национальная зеленая повестка: экономика, экология или климат?Материал прочитан 734 раза и оценен ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 03.08.2023 В последние несколько лет вопросы экологии и климата стали неотъемлемой частью практически любой более или менее крупной дискуссии в стране. Редкое публичное мероприятие обходилось без хотя бы секции или круглого стола о зеленой экономике, экологической и климатической ответственности бизнеса, ESG-инвестициях, во многих случаях вопросы спасения окружающей среды и вовсе становились центральной темой форумов, конференций, симпозиумов и совещаний. При этом повестка в основном формировалась по «западным стандартам» – из тех вопросов, которые принято обсуждать в странах с развитой постиндустриальной экономикой. Однако сейчас в результате геополитического конфликта произошла вынужденная «суверенизация» практически всех сфер международной кооперации, а сокращение доступных финансовых и трудовых ресурсов ставит под сомнение реализацию многих новых проектов. Вместе с тем, неверно считать, что тема экологии и климата в России перестала быть актуальной. Напротив, под влиянием новых обстоятельств постепенно формируется куда более зрелый взгляд на необходимую роль эколого-климатических инициатив в обеспечении устойчивого развития страны. Прежде всего, важно ответить на вопрос: что, собственно, является предметом нашей национальной зеленой повестки? Даже в профессиональной аудитории часто можно столкнуться со смешением ее климатической компоненты, то есть вопросов смягчения изменений климата и адаптации к его последствиям, и экологической – оптимизацией выбросов вредных веществ, загрязняющих воздух, воду и почву. Лежащая в основе зеленой повестки теория антропогенного происхождения глобального потепления, призывает сокращать избыточные выбросы парниковых газов (прежде всего, диоксида углерода и метана) вплоть до достижения углеродной нейтральности. По утверждению Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), только такие действия могут остановить рост глобальной температуры и спасти хозяйственно освоенные территории умеренного пояса от опустынивания, а все остальные – от катастрофических природных явлений. Экологическая повестка направлена на решение совершенно иных, локальных вопросов: проблем загрязнения воздуха, воды и почв вблизи промышленных предприятий. Поэтому она гораздо меньше волнует мировое сообщество, в основном представленное резидентами территорий, где «грязных» производств давно не осталось по причине исчерпания природных ресурсов и дорогого труда. То, что две большие темы, экология и климат, гармонично дополняют друг друга – рассуждение поверхностное. Довольно часто у них сложные и противоречивые отношения. Например, замена угольной энергогенерации на ветровую приводит к сокращению потока выбросов парниковых газов, но имеет не столь однозначные экологические последствия: никто так и не придумал, как безопасно утилизировать отработавшие свой срок службы металлические детали и аккумуляторы ветряных электрогенераторов. В результате многие проекты, полезные с точки зрения целей декарбонизации экономики, могут иметь негативные экологические последствия. Подсчет полного баланса выгод и издержек в таких случаях довольно сложен, но такую задачу пока никто даже и не ставит. Сложившееся положение дел объясняется тем, что до недавнего времени мы по доброй традиции перенимали зеленую повестку у мировых передовиков этого дела со всеми ее естественными изъянами. Думаю, теперь самое время остановиться и задуматься о том, как выстраивать внутреннюю эколого-климатическую политику, исходя из национальных интересов. Ведь никто уже не станет сомневаться, что «заграница» нам ни в чем помогать не планирует. С моей точки зрения, важнейшая задача зеленой повестки – улучшение качества жизни населения. В современном мире этой цели невозможно достичь без реализации наиболее приоритетных экологических инициатив. А это, например, тотальное внедрение лучших доступных технологий улавливания веществ, загрязняющих атмосферу, почвы и водные бассейны в результате деятельности промышленных предприятий. Или стимулирование применения более безопасных с точки зрения экологии видов топлива в автономных источниках теплоснабжения. Или организация современной системы утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) и так далее. Инвестиции в экологические инициативы сегодня в основном проводятся в рамках политики корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса или в рамках мероприятий национального проекта «Экология». При этом традиционно в стороне остается малый и средний бизнес. Вместе с тем, именно на уровне небольших компаний, часто являющихся важной частью экономики наиболее загрязненных городов, можно было бы делать много полезных, небольших, но заметных для населения проектов. Жаль, что в настоящий момент к этому нет стимулов. Элементарные налоговые вычеты на инвестиции в экологические инициативы могли бы стать хорошим импульсом для формирования этого социально значимого сектора экономики. Приоритетность проблем охраны окружающей среды должна проходить сквозной нитью государственной политики и быть заметна всему обществу, а не проявляться исключительно в крупных экологических проектах. Что касается климатической повестки, важность именно противодействия изменению климата для подобных проектов не столь очевидна. До России еще не успела дойти волна глубокой погруженности населения в борьбу с так называемым «климатическим кризисом», характерная для стран Запада (например, в последних выпусках авторитетного научного журнала Nature Climate Change вышла серия статей, анализирующих проблему климатической обеспокоенности, climate anxiety, ставшую одной из центральных фобий и причиной бессонницы жителей наиболее развитых европейских стран). Наша культура в целом не восприимчива к столь отложенным по времени рискам. Да и вряд ли вообще удастся напугать жителей крупнейшей в мире страны тем, что на горизонте 20–30 лет на нескольких сотнях тысяч или даже миллионах квадратных километров будет трудно жить и работать. Поэтому в России важнее заниматься проблемой адаптации к климатическим рискам. По этой причине климатическая повестка страны должна быть исключительно прагматичной: инициативы по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощающей способности лесов и других естественных экосистем позволят создать новый вид ресурсов, который рано или поздно будет востребован мировым рынком. Для этого правительство создает полноценную национальную инфраструктуру обращения углеродных единиц и реализует важнейший инновационный проект государственного значения по мониторингу климатически активных веществ. Таким образом, при разумном подходе и климатическая, и экологическая повестка не только не помешают экономическому развитию, но и станут его дополнительными драйверами. Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться ![]() Еще 5 новостей по теме «»![]() Проект учета данных о малом предпринимательстве
На обсуждение вынесен проект о порядке формирования и веден... Утверждены новые формы для оформления изменений в проектной документации
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 227 "Об утверждении формы и содержания подтверждения... ГИС: новый этап в организации нормотворческого процесса
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 1230 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе "Национал... Обновлены требования к отчетности по экологическому контролю
Приказ Минприроды РФ от 15.03.2024 N 173 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологическог... Сокращены сроки рассмотрения заявок на выбросы
Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 N 1752 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. ... Другие новости за 03.08.2023![]() ESG-оценки размывают углеродный след Компании с высоким ESG-рейтингом могут загрязнять природу так же сильно, как и их конкуренты с низким рейтингомАналитики международной информационной и консалтинговой платформы Scie... Росприроднадзор информирует Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора информирует о публикации на Едином портале государственных и муниципальных услуг интерактивных форм заявлений на предоставление государс... Верховный Суд отказал ООО «Олимп-Дизайн» в рассмотрении жалобы на решения судов трех инстанций, признавших законными действий СЗМУ Росприроднадзора Верховный суд Российской Федерации отказал ООО «Олимп-Дизайн» в признании незаконными решений судов трех инстанций, признавших законными действия и предписания Северо-Западного межрегионального упр... Северо-Кавказское управление Росприроднадзора выявило несанкционированный сброс неочищенных сточных вод в Каспийское море с территории г. Махачкалы Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования совместно с Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены контрольные (над... Северо-Кавказское управление Росприроднадзора через суд взыскало с ООО «Грин Тау» более 98 млн рублей платы за НВОС Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ООО «Грин Тау» о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружа... Суд удовлетворил требование Росприроднадзора о взыскании ущерба, причиненного почве, с Ядринского МПП ЖКХ в сумме более 800 тыс. руб. По результатам плановой выездной проверки в отношении Ядринского МПП ЖКХ в 2021 г. Управлением был выявлен несанкционированный сброс сточных вод на почву вследствие переполнения приёмного лотка сто... Инспекторы экологического надзора Минэкологии Красноярского края перешли на усиленный режим работы Инспекторы экологического надзора Минэкологии края переведены на усиленный режим работы. С передвижной эколабораторией специалисты будут патрулировать улицы Красноярска и выявлять источники загрязн... РЭО назвал способы применения беспилотников для ведения экомониторинга В рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2023», который в этом году проходит с 28 июля по 7 августа в Новосибирске, Россия и Гана будут вместе готовить кадры для экономики замкнутого цикла Представители Российского экологического оператора рассказали делегации из Ганы о российской системе обращения с отходами и экономике замкнутого цикла в Российско... Росатом начал рекультивацию самого проблемного уранового хвостохранилища бывшего СССР Работы проводятся в сотрудничестве с Министерством чрезвычайных ситуаций КиргизииРосатом начал работы по рекультивации самого проблемного хвостохранилища на территории бывше... Разъяснен порядок представления некоторых сведений в систему учета отходов от использования товаров Минприроды России напомнило об обязанности представлять в ЕФГИС УОИТ информацию:об объектах утилизации отходов (мощностях основного технологического оборудования по утилизации); Содержание опасного объекта при банкротстве: порядок возмещения трат уточнят с 24 августа 2023 года Расходы на снижение угрозы техногенных и (или) экологических катастроф на опасном объекте (в т.ч. в рамках обычной хоздеятельности) погасят перед текущими платежами. Речь идет о минимальном размере... |
![]() |
05.05.2025 Новые критерии отнесения отходов к классу опасности 05.05.2025Разъяснения Росреестра о постановке на учет участков, пересекающих береговую полосу 05.05.2025Новые правила подтверждения исключения НВОС объектов размещения отходов ![]() 6 июня 2025 года 21-23 мая 2025 года 15 мая 2025 г. ![]() НДВ Сегодня, 15:42 ФГИС ОПВК Сегодня, 14:01 Ведение баз данных в области ООС, форми... Сегодня, 10:52 ФГИС "Экомониторинг" новая площадка. 30 апреля, 16:23 Экосбор 2024 30 апреля, 13:55 ![]() ![]() Контактная информацияРЕДАКЦИЯ ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: ![]() |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |