![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Не вешай НВОС: регионы обяжут находить объекты накопленного вредаМатериал прочитан 785 раз и оценен ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25.07.2023 Опасные свалки и заброшенные хранилища отходов начнут утилизировать по-другому Госдума приняла законопроект, который позволит эффективнее работать с опасными для экологии объектами. Если раньше регионы имели право выявлять объекты накопленного вреда окружающей среде (НВОС), то теперь это их обязанность. Кроме того, документ поменял принцип их ликвидации: отныне будут расставляться приоритеты — сначала устранят самые проблемные. Подробности — в материале «Известий». В чем суть законопроектаЗаконопроект, принятый Госдумой во втором и третьем чтениях, зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган называет подготовкой к федеральному проекту «Генеральная уборка». Документ занимается совершенствованием системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде, он позволит расставить приоритеты и выявить объекты накопленного вреда, которые нужно реабилитировать в первую очередь. Объекты НВОС — это крупные несанкционированные свалки, заброшенные объекты, на которых долгое время копились опасные отходы, и другие территории, опасные для природы и населения из-за деятельности человека. Выявленные объекты НВОС и сейчас вносятся в специальный реестр, их там уже 1929. Однако точное количество объектов неизвестно, да и достоверной информации о степени опасности их воздействия на окружающую среду тоже нет, говорится в пояснительной записке. По словам Александра Когана, главное в законопроекте — регионы и муниципалитеты теперь должны выявлять такие объекты. Раньше это было их право. Также будут расставлены приоритеты, какие объекты должны в первую очередь ликвидировать. Уничтожать их будут в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Что меняет законопроектАлександр Коган рассказал, что принятый законопроект напрямую обязует муниципалитеты и регионы выявлять объекты накопленного вреда. — Раньше это было право, которым не всегда пользовались, — пояснил он «Известиям». — Информация далее передается в Росприроднадзор и Роспотребнадзор, чтобы они оценили воздействие на природу и здоровье людей. Соответствующую обязанность мы также закрепили в законе. По его словам, ликвидировать такие объекты муниципалитеты и регионы должны в рамках бюджетных возможностей — и понятно, что все свалки и заброшки ликвидировать получится только постепенно, поэтому и появится система выявления приоритетных объектов. В 2021 году был принят закон, согласно которому все экологические платежи стали «окрашенными» — то есть экологические сборы, штрафы, компенсации за нанесенный окружающей среде ущерб, получаемые от физических и юридических лиц, могут быть направлены только на решение экологических проблем. — Это как раз та «кубышка», из которой можно и нужно брать деньги на ликвидацию объектов накопленного вреда, — сказал депутат Госдумы. Ход работ по реабилитации территорий на всех этапах будет контролировать Росприроднадзор. Без положительного заключения ведомства ни один объект не будет считаться приведенным в порядок. Все сметы также будут жестко контролироваться — раньше такое требование было только при наличии объектов капитального строительства. То есть полномочия муниципалитета — выявление и ликвидация, а обследование и контроль — это уже дело федеральных ведомств. Критерии для определения очередности ликвидации объектов должно разработать правительство. Однако основные принципы понятны и логичны, говорит Александр Коган: нужно убрать самые опасные для человека и природы угрозы. Эксперт Российского экологического общества, основатель экобюро FUTUR Полина Позднякова отмечает, что в целом законопроект более подробно регламентирует порядок на уровне федерального законодательства. Упорядочение процессов должно повысить эффективность, но понадобятся дополнительные нормативно-правовые акты: порядок обследования и оценки, критерии отнесения к объектам, накопленный вред на которых ликвидируется в первую очередь, и так далее. — Из улучшений можно назвать детализацию обязанностей по уровню полномочий публичной власти, — сказала она «Известиям». — В частности, отдельно прописали случаи, когда выявление и ликвидация объектов передается на федеральный уровень. Распределение полномочий между уровнями власти не всегда однозначно следует из действующего закона, что составляло большую проблему: из-за финансовой необеспеченности соответствующего уровня власти обязанности не исполнялись. Кроме того, значительно конкретизирован порядок оценки объектов и ведения реестра объектов, продолжает Полина Позднякова. Это позволит получать наиболее точную информацию о состоянии объекта, рисках, с ним связанных. — Третья новелла, которая в перспективе может повысить эффективность: отдельно уточняется, что ликвидация объектов должна происходить с применением наилучших доступных технологий, и только при их отсутствии — с применением технологий, не превышающих нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, — сказала эксперт. Член комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии Мособлдумы, эксперт при комитете Совета Федерации по природопользованию Сергей Маликов замечает, что законопроект предусматривает в том числе сокращение сроков проведения работ. Однако гендиректор ООО «Дельфи», председатель комиссии по экологии Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Наталья Беляева указывает, что о существенном сокращении сроков речи не идет: предполагается, что экономия составит около полутора месяцев за счет отмены обсуждения в рамках повторной государственной экологической экспертизы объекта. Однако это совсем небольшой срок, особенно с учетом того, что прохождение государственной экологической экспертизы с первого раза — редкий случай, говорит она. Сколько объектов НВОС на самом делеКаково реальное количество объектов накопленного вреда — пока неизвестно, таких точных данных, альтернативных информации из официального реестра, пока нет ни у кого, говорит Полина Позднякова. Можно лишь предположить, что таких объектов должно быть значительно больше. — Формирование известного количества таких объектов происходило на основании данных не инвентаризации, а уже имеющихся сведений, — объясняет Наталья Беляева. — Некоторые объекты продолжают быть вне этого реестра, даже если они известны. Так что, вероятно, основная работа еще впереди. Александр Коган отмечает, что вдобавок к тем 1929 объектам, которые уже есть в реестре, регионы прислали информацию о новых — и там их примерно столько же. Он выразил уверенность, что это «далеко не окончательный результат». В открытом доступе общего реестра объектов накопленного вреда нет, но на сайте Минприроды можно найти, например, государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Там по состоянию на 26 января 2021 года было 284 объекта, многие из которых уже ликвидированы. Однако даже этот ограниченный список, содержащий в основном различные свалки и полигоны с отходами, отражает очень разнообразные беды конкретных территорий. Например, жители различных населенных пунктов могут страдать из-за нефтешламовых амбаров и нарушенных земель в районе нефтяных месторождений. Вредить экологии и населению могут пометохранилища, пруды-накопители кислых гудронов, иловые поля биологических очистных сооружений и т.д. Проект «Генеральной уборки» подразумевает также ликвидацию наиболее опасных скважин нераспределенного фонда недр, мероприятия по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов: на начало проекта было выявлено более 250 затонувших судов — не только в морях, но и на крупнейших реках, например на Лене. В Минприроды на момент публикации материала не ответили на запрос «Известий» относительно предполагаемого количества объектов НВОС в России. Эффективно ли ликвидируют НВОССергей Маликов отмечает, что пока ликвидация объектов НВОС — сложный и длительный процесс, требующий больших ресурсов и специальных знаний. Эффективность работ может быть разной в зависимости от конкретной ситуации. А Наталья Беляева указывает, что работа по ликвидации объектов НВОС не может быть признана эффективной из-за сильной бюрократизации процесса. Сейчас это приводит скорее к значительным затратам на необходимую документацию, чем на реальные работы, сказала она. — В настоящее время сложно в полной мере оценить эффективность, тем более что сроки реализации проектов, направленных на ликвидацию таких объектов в рамках проектов «Генеральная уборка» и «Чистая страна», сдвигались, — говорит, в свою очередь, Наталья Позднякова. — Работа идет небыстро, в частности из-за сложности найти подрядчиков на выполнение таких работ. Но положительная динамика тоже есть. В целом на вопрос ликвидации объектов накопленного вреда всё больше обращают внимание на государственном уровне. «Генеральная уборка», которая охватывает широкий перечень объектов накопленного вреда, фактически стала продолжением «Чистой страны», которая была рассчитана только на ликвидацию свалок, пояснила она. Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться ![]() Еще 5 новостей по теме «»![]() Проект учета данных о малом предпринимательстве
На обсуждение вынесен проект о порядке формирования и веден... Утверждены новые формы для оформления изменений в проектной документации
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 227 "Об утверждении формы и содержания подтверждения... ГИС: новый этап в организации нормотворческого процесса
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 1230 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе "Национал... Обновлены требования к отчетности по экологическому контролю
Приказ Минприроды РФ от 15.03.2024 N 173 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологическог... Сокращены сроки рассмотрения заявок на выбросы
Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 N 1752 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. ... Другие новости за 25.07.2023![]() В России появится единая комплексная система мониторинга окружающей среды Федеральная информационная система мониторинга окружающей среды будет внедрена во всех регионах России для осуществления контроля состояния выбросов и загрязнений и дальнейшего принятия мер по ... Электронная отчётность, прозрачное администрирование и полная ответственность за выпущенную упаковку: Госдума приняла в окончательном чтении закон о РОП С первого января 2024 года в России начнёт работу обновлённая система ответственности производителей за выпущенную в оборот упаковку. Депутаты Государственной Думы России приняли сразу в двух чтени... Рассматривается законопроект о ФГИС СОС, оператором которой станет ППК РЭО Скачать текст ПФЗ № 247198-8
Сегодня в третьем чтении принимают закон о ФГИС СОС.Оператором системы станет ППК РЭО, сервис будет содержать... Согласование проектной документации ВопросЗдравствуйте!Предприятие 2 категории нужно ли согласовывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения с Росприроднадзором?... Законодательная база для организации мест сбора и сортировки ВМР Вопрос:В нашем городе Вельске Архангельской области предприниматель занимается сбором, сортировкой и отправкой вторсырья. Оснастил весь город контейнерами РСО. После долгих ... Итоги и планы. В Воронеже обсудили реализацию нацпроекта «Экология» и его перспективы Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов принял участие в заседании общественного совета партийного проекта «Чистая страна» партии «Единая Россия». Мероприятие прошло в Воронеже п... Как экологические новации меняют облик современного ТЭК Энергетический сектор экономики в наши дни становится не только все более эффективным и технически продвинутым, но и более экологичным. Бережное отношение к окружающей среде - важнейший показатель эне... Росприроднадзор выдал положительное заключение по проекту "Порт Эльга" Угольный морской терминал "Порт Эльга" примет первый балкер в начале 2025 года, отметили в компании ЭЛСИ
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы Федеральной службы по надзору в... Расходы на предотвращение ЧП будут считаться приоритетными при банкротстве предприятий Согласно подписанному президентом закону, вводятся критерии, по которым можно оценить риски возникновения таких катастроф
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, по которому при банкротстве пре... В Нижнем Новгороде на выставке представили работы созданные из бытовых отходов Выставка "Эковолна" открылась в субботу в Нижнем Новгороде в галерее "Луна" в рамках фестиваля экологического искусства, в экспозиции представлены работы в различных техниках, в том числе технике апса... Индия поставила цель стать мировым центром производства зеленого водорода Премьер-министр страны Нарендра Моди сообщил о подключении к сжиженному газу более 190 млн семей за последние девять лет
Индия для достижения углеродной нейтральности поставила цель стать глобальны... «Росводоканал» опубликовал первый в отрасли ВиВ отчет об устойчивом развитии Группа компаний «Росводоканал» представила отчет об устойчивом развитии за 2022 год – это первый подобный документ, раскрытый российским предприятием сферы водоснабжения и водоотведения. В отч... В Казани реконструкцию биологических очистных сооружений выполнили на 63% Реконструкция биологических очистных сооружений в Казани выполнена на 63%. Об этом сообщил глава республиканского минстроя Марат Айзатуллин на совещании в Доме правительства.
В рамках мероприятий п... |
![]() |
05.05.2025 Новые критерии отнесения отходов к классу опасности 05.05.2025Разъяснения Росреестра о постановке на учет участков, пересекающих береговую полосу 05.05.2025Новые правила подтверждения исключения НВОС объектов размещения отходов ![]() 6 июня 2025 года 21-23 мая 2025 года 15 мая 2025 г. ![]() НДВ Сегодня, 15:42 ФГИС ОПВК Сегодня, 14:01 Ведение баз данных в области ООС, форми... Сегодня, 10:52 ФГИС "Экомониторинг" новая площадка. 30 апреля, 16:23 Экосбор 2024 30 апреля, 13:55 ![]() ![]() Контактная информацияРЕДАКЦИЯ ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: ![]() |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |