Совместные проекты в области устойчивости крупных компаний положительно влияют на «зеленый маркетинг» и поддержку развития ESG в России, так как они способны охватить более широкую аудиторию и оптимизировать затраты за счёт усилий нескольких акторов. Почему коллаборации поддерживали устойчивую деятельность компаний в 2022 году и какие удачные кейсы продолжают развивать российский рынок?
При реализации ESG-проектов ответственные компании, как правило, выбирают конкретные направления работы, напрямую связанные с их бизнесом — те, на которые они могут оказать наибольшее непосредственное влияние. К примеру, FMCG-компании зачастую занимаются вопросами рециклинга производством пригодной к переработке упаковки, поддерживают малоимущих и попавших в сложную жизненную ситуацию людей, переходят на альтернативные источники энергии в своем производстве.
Но ряд инфраструктурных проблем в стране компании не могут решать самостоятельно, что и подталкивает их к коллаборациям и партнерским инициативам в сфере ESG. Они позволяют компаниям охватить широкую аудиторию и более комплексно подходить к решению важных проблем, которые один бренд зачастую не может решить. Кроме того, за счет эффекта синергии партнерские проекты увеличивают эффективность при одновременном сокращении затрат. Такой подход стал крайне популярен и продолжит свое развитие во второй половине 2022 года и далее.
В новых реалиях важно не только преумножить ESG достижения, но как минимум не потерять уже имеющиеся достижения. Так, важный нюанс в контексте партнерских проектов — устойчивость цепочки поставок, которая затрагивает множество игроков. Для точной оценки ESG-рисков компании необходимо учитывать ее сквозные операции, но и (в идеале), Scope 3 выбросы. Это вынуждает ответственных подрядчиков учитывать операции на каждом этапе создания продукта или услуги, что, безусловно, повышает стоимость их услуг. Но может привести к качественным улучшениям.
До февраля этого года растущая популярность совместных проектов была обусловлена взрывным трендом на устойчивое развитие, которое стало набирать обороты в России с задержкой в 20 лет и быстро приобрело популярность на фоне заимствований из богатой западной практики. В текущий момент экономическая нестабильность, разрушение цепочек поставок и новые вызовы делают партнерские проекты лишь актуальнее, поскольку они позволяют не только добиться большей практической пользы, но и предлагают потребителям продолжать вносить вклад в решение экологических и социальных проблем просто через приобретение устойчивых товаров, а не более дешевых, но не таких ответственных аналогов.
Рассмотрим партнерские проекты и успешные практики по отраслям.
Ритейл
Ритейлеры стремятся объединиться с брендами в проектах, направленных на повышение экологической и социальной грамотности потребителей. Это могут быть не только активации по сбору вторсырья, но и благотворительные акции.
Производитель продуктов питания и бытовой химии «Юнилевер» в кооперации с торговыми сетями занимается развитием сети фандоматов. С 2019 года удалось собрать более 70 тыс. пластиковых бутылок и флаконов через фандоматы косметического бренда «Чистая Линия». Их переработка позволила сэкономить 117 МВт электричества, 8 817 л нефти и 78 кв. м территории размещения отходов. Все полученное сырье было отправлено на повторную переработку и использование.
Другая недавняя акция «Юнилевер» и торговой сети «Перекресток» по сбору и переработке аэрозольных алюминиевых баллонов была запущена в ноябре прошлого года в супермаркетах Санкт-Петербурга. За прошедшие месяцы благодаря фандоматам удалось собрать более 400 кг металла. Как известно, алюминий может бесконечно подвергаться переработке, а его повторная переплавка требует на 95% меньше энергии, чем изготовление первичного сырья. Именно поэтому собранные алюминиевые баллоны будут переплавлены и превратятся в велопарковки рядом с супермаркетами партнера.
Другой пример — производитель поддонов CHEP в сотрудничестве с производителем бытовой химии и косметики Henkel и сетью рознично-мелкооптовой торговли SELGROS смогли снизить использование первичных ресурсов и уменьшить объем отходов за счет оборотной транспортной тары — многоразовых паллет.
Производство
Коллаборации с производствами позволяют улучшить качество и повысить экологичность продуктов и упаковки, а также уменьшить логистические издержки для минимизации вредного воздействия. Компании стремятся взаимодействовать с производителями, чтобы получать продукцию, соответствующую ESG-критериям. Так, в 2021 году розничная торговая компания X5 Group совместно с «Юнилевер» и другими партнерами ассоциации ECR (Efficient Consumer Response) разработали детальные рекомендации по устойчивой упаковке для 13 категорий продукции, в том числе для продуктов питания. В документе приводятся конкретные примеры предпочтительного и наименее предпочтительного сырья для устойчивой упаковки, которые будут постепенно вводиться в свой портфель участниками проекта.
Бизнес, государство и НКО
Цели устойчивого развития не могут быть достигнуты исключительно силами коммерческих организаций и предполагают широкое сотрудничество государственной власти, международных организаций (например, ООН), общественных объединений и бизнеса. При этом, потребители с каждым годом становятся все более требовательными и ждут от бизнеса не просто постепенных преобразований, но значимых решений здесь и сейчас. Во многом поэтому бренды начинают реализовывать собственные проекты, а для большей эффективности вступают в партнерства с НКО, профсоюзами или государством.
Совместными усилиями бизнес и различные влиятельные структуры запускают масштабные благотворительные инициативы, образовательные проекты и разрабатывают новые законодательные нормы. Участники Лиги зеленых брендов (ЛЗБ) создают понятные для производителей и потребителей критерии зеленых товаров, которые послужат основой для будущей национальной экосертификации, при поддержке Роскачества и Росстандарта разрабатывают ГОСТ устойчивого развития брендов (компаний), требования которого соответствуют целям устойчивого развития (ЦУР) ООН. Этот документ позволит поддержать устойчивые компании и помочь потребителям делать простой и осознанный выбор в пользу брендов, которые развивают ESG-инициативы.
Бренд + бренд
Зачастую для достижения целей устойчивого развития необходимы креативные решения и оригинальные подходы, которые помогут привлечь внимание широкой аудитории и передать важные тезисы. Для этого бренды часто вступают в партнерство с другими брендами для создания креативных кампаний.
Именно так появился совместный проект «Спорт без исключений» бренда Nike и компании «Моторика», российского разработчика бионических протезов из фонда «Сколково». Компании объединили тренеров, юных спортсменов и их родителей, чтобы повысить осведомленность о возможностях детей с протезами рук.
Перспективы в новой реальности
Несмотря на кризис, глобальные вызовы, стоящие перед человечеством, не изменились. Для достижения устойчивого развития общества необходимо оптимизировать использование невозобновляемых ресурсов, сохранять биологическое разнообразие, обеспечивать устойчивость экономик стран в том числе за счет инвестиций в человеческий капитал. Сейчас особенно обострились вопросы устойчивости экономик стран под влиянием санкций. Возникающие разрывы цепочек поставок также могут иметь критическое значение, поэтому поиск и внедрение принципов ESG стало не просто трендом, но и бизнес-необходимостью.
Более того, устойчивое развитие в своей сути — это система управления рисками. То есть внедряемые бизнесом ESG-принципы в практическом аспекте должны решать задачи по нивелированию рисков. Фактически, текущие события вернули ESG-повестку в прикладное, практическое русло. В такой ситуации важно сознавать неразрывную связь всех ESG-аспектов: социальные и экономические риски неминуемо становятся и экологическими. Так, возросший риск воздействия на биологические системы ввиду оптимизации затрат, внештатных ситуаций на производствах из-за прерванных цепочек поставщиков – это текущая реальность. Соответственно, терять какой-то аспект в канве ESG и допускать перекосов нельзя.
В любых проектах и коллаборациях в рамках ESG ключевой принцип — это честность и открытость перед конечным потребителем и клиентом. Только в этом случае использование ESG-подходов дает конкурентное преимущество, позволяя создать стратегию устойчивого развития, завоевать доверие потребителей и инвесторов. Сейчас повестка ESG и повестка устойчивого развития актуализировалась и опрос, который провела ЛЗБ, это подтверждает: 70% компаний остаются привержены своим стратегическим задачам, зафиксированным в стратегии устойчивого развития их корпоративных и товарных брендов. 70-80% компаний не секвестируют бюджеты, которые направлены на устойчивое развитие, включая экологическое и климатическое.
Важно, что для развития темы ответственного потребления и масштабирования повестки в пользу экономики замкнутого цикла требуются меры государственной поддержки и широкое экологическое просвещение — как покупателей, так и бизнеса. Все это указывает на широкие перспективы партнерских проектов в сфере ESG, а, главное, на их необходимость и востребованность в текущих условиях.
В конце 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", которым предусмотрена новая кате...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.