![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Лицензия Росгидромета – нужна или нет?Материал прочитан 5670 раз и оценен ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 09.07.2018 В Российской Федерации подлежит лицензированию деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (подп. 45 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). При этом предусмотрено исключение: не лицензируется подобная деятельность, осуществляемая в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства или реконструкции объектов капитального строительства.
Как показывает анализ правоприменительной практики, испытательные лаборатории и иные хозяйствующие субъекты, проводящие регулярные исследования поступающих к ним отобранных образцов атмосферного воздуха, воды или почвы нередко сталкиваются с претензиями контролирующих органов о проведении таких испытаний в отсутствии у них лицензии. В 2016 году было подписано Письмо Минприроды России от 24 февраля 2016 г. №14-47/3703 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях". В этом письме содержалось разъяснение, что для проведения испытательной лабораторией натурных исследований атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Текст письма не носит нормативный характер и официально опубликован не был. Тем не менее в материалах правоприменительной практики можно встретить ссылки на него или дословное воспроизведение содержащегося в нем текста (решение Ульяновского УФАС России от 7 июля 2017 г. по делу № 14-250/03-2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2017 г. № 09АП-29515/2017 по делу № А40-63758/17). Следует также обратить внимание, что вышеуказанное разъяснение не носит универсального характера и должно рассматриваться, как минимум, с учетом нормы ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее – Закон № 113-ФЗ), в которой под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Соответственно, в случаях, когда деятельность Испытательной лаборатории не преследует целей долгосрочного наблюдения за состоянием природного объекта и происходящими в нем природными явлениями, оценки и прогноза состояния окружающей среды – такая деятельность не является деятельностью по мониторингу состояния окружающей среды и не подлежит лицензированию (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 г. № Ф08-4092/2017 по делу №А01-2244/2016, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2016 г. № Ф06-11734/2016 по делу № А55-30204/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2016 г. № 11АП-4739/2016 по делу № А55-30204/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 15АП-3258/2017 по делу № А01-2244/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2015 г. № 18АП-11557/2015 по делу №А07-14629/2015). Согласно письму Росгидромета от 3 августа 2015 г. № 140-05247/15и деятельность по осуществлению систематического наблюдения водопользователем за водным объектом также не относится к деятельности в области метеорологии и смежных с ней областях и по этой причине не требует лицензирования. Следует также учитывать, что проведение анализа предоставленных образцов не равнозначно получению результатов об уровне их загрязнения. Если в первом случае получаемые результаты носят количественный характер (выявление фактического значения присутствия конкретного элемента в образце), то во втором, качественный (комплексный вывод о степени загрязненности объекта, его соответствии или несоответствии установленным требованиям). Следует напомнить, что в соответствии с требованиями п. 5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54887-2011 "Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)" (утв. приказом Росгидромета от 22 декабря 2011 г. № 1659-ст) оформляемый Испытательной лабораторией Протокол испытаний должен содержать:
Каких-либо выводов о степени загрязнения исследуемого образца такой протокол не содержит и по действующим правилам не может содержать. Действующий ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 не требует обязательного включения в протокол значений норм из ТУ, стандартов, ПДК и аналогичных документов, устанавливающих допустимые лимиты присутствия какого-либо элемента в образце. Не обязательным является и включение в протокол испытаний каких-либо выводов, мнений или толкований. Но даже если такие выводы протокол содержит – это не равнозначно заключению о соответствии. Вывод о степени загрязнения исследуемого образца может быть сделан как на основании одного протокола испытаний, так и их совокупности, в том числе на основании протоколов, полученных по результатам разных испытаний от разных лабораторий. Достаточно часто, для получения подобного вывода предусмотрена определенная расчетная или иная процедура, выполняемая по определенному, утвержденному в соответствующем документе алгоритму. Все эти действия, выполняются, как правило, уже вне стен Испытательной лаборатории и не ее персоналом. Таким образом, для осуществления Испытательной лабораторией деятельности направленной на определение соответствия качества воды, воздуха, почвы требованиям нормативных документов (включая, например, требования СанПиН 2.15.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и ГН 2.1.5.1315-03 и др.) вполне достаточно факта аккредитации Испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации, что подтверждается аттестатом аккредитации (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 г. № Ф08-4092/2017 по делу № А01-2244/2016). Протоколы лабораторных испытаний, не свидетельствуют о проведении работ по определению уровня загрязнения, если в них не содержатся ссылки на Руководящие документы или Методические указания по методам комплексной оценки степени загрязнения или порядку проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 15АП-3258/2017 по делу № А01-2244/2016). Также следует учитывать, что одним из обязательных условий для обладателя лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства является обязательная передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со ст. 16 Закона № 113-ФЗ. Соблюдение данного требования для Испытательной лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации представляется затруднительным и по той причине, что на основании п. 4.5.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54887-2011 "Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)" для передачи результатов исследований третьим лицам требуется обязательное согласие на это Заказчика испытаний. Этот фактор учитывается и в правоприменительной практике. Так, не подлежащей лицензированию, признавалось выполнение испытательной лабораторией работ в случаях, когда представленные в проекте НДС сведения по анализу отбора проб были выполнены только для нужд предприятия и не предназначались для передачи третьим лицам (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017). Также следует учитывать, что лицензированию соответствующий вид деятельности подлежит лишь в тех случаях, когда они выполняются для третьих лиц как самостоятельные работы или услуги, имеющие самостоятельное законченное значение. Если же этот фактор не учитывать, то, как верно было отмечено в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2016 г. № Ф08-8072/2016 по делу № А53-15321/2016 обязательной лицензии на определение метеорологических характеристик окружающей среды требовали и действия физических лиц, определяющих для личных нужд температуру воздуха с использованием бытового (оконного) термометра или направление ветра с использованием компаса или обычного флюгера впоследствии поделившихся полученными данными с другими пользователями на своей страничке в Интернете. Таким образом, анализ современной правоприменительной практики позволяет сделать выводы, об отсутствии необходимости обязательного получения лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства в случаях, если целью выполняемых работ или оказываемых услуг является:
Лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства необходима в случаях:
При этом, работы (услуги) подлежат лицензированию, как вид деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках гидрометеорологии (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017). При размещении заявок о государственных и муниципальных закупках наименование объекта закупки, или техническое задание в обязательном порядке должны содержать указание, что требующиеся заказчику услуги по проведению количественного химического анализа необходимы ему именно для цели последующего определения уровня загрязнения природных объектов. Наличие подобного указания для исполнителей будет означать, что для выполнения этих услуг у них должна быть соответствующая лицензия. Если же в подобной ситуации объект закупки был обозначен заказчиком, например, как "Услуги по проведению количественного химического анализа речной воды" – то такое описание объекта закупки признается нарушающим требования ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (решение Вологодского УФАС России от 1 апреля 2015 г. по делу № 5-2/67-15). Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться ![]() Еще 5 новостей по теме «Экологическое право»![]() В Госдуме принимается основание для освобождения от административной ответственности В Госдуме находится Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федера... Дополняются основания для наложения штрафных санкций в части РОП Разработан Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - П... Увеличивается срок привлечения к ответственности за непредставление статистических отчетов В Госдуме находится Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правон... Административные дела рассматриваются в электронном виде Опубликованы:
Федеральный закон от 07.04.2025 N 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действи... Усилится ответственность за самовольную добычу нерудных полезных ископаемых Разработаны Проекты:
1. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
2. Другие новости за 09.07.2018![]() Минприроды России сформирует онлайн-карту всех объектов системы управления отходами страны. Готовность реальных проектов Приморского края рассмотрели в рамках «Регионального часа» Сегодня, 9 июля 2018 г., в Минприроды России обсудили результаты реализации природоохранных мероприятий и проектов экологического оздоровления территории Приморского края и административного центра –... Административные штрафы за нарушение законодательства об экологической экспертизе могут возрасти Минприроды России предлагает наказывать должностных лиц за совершение указанного правонарушения административными штрафами в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; а юрлиц – в размере от 100 тыс. до 250 ... Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части нормативно-правового регулирования вторичных ресурсов)» В связи с увеличением численности населения и ростом благосостояния необходимо принимать меры по увеличению продолжительности жизненного цикла материальных и иных ресурсов. Достигается это с помощью в... Вниманию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей! В Личном кабинете природопользователя размещен калькулятор предварительного расчета категории риска для объекта негативного воздействия.
Ознакомиться с новым функционалом можно по ссылке Росприроднадзор сообщает о нарушениях в сфере обращения с отходами Сотни нарушений выявлено Росприроднадзором в сфере обращения с отходами. По поручению Президента РФ работа в этом направлении проходит совместно с Роспотребнадзором и МВД России. На сегодняшний день п... Внесены изменения в правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов Постановлением Правительства РФ от 30.06.2018 г. N 766 внесены Изменения в Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 г. N 155 (далее соответственно - Постановление Правительства РФ от 30.06.2018 г.... |
![]() |
30.04.2025 Утверждены меры противопожарного обустройства лесов В Госдуме рассматриваются изменения лесного законодательства в части размещения ГТС Рассматривается порядок направления документов по административным делам в электронном виде ![]() 6 июня 2025 года 21-23 мая 2025 года 15 мая 2025 г. ![]() ФГИС "Экомониторинг" новая площадка. 30 апреля, 16:23 Экосбор 2024 30 апреля, 13:55 Документация на списание эрбиевого лазе... 30 апреля, 11:02 Начинающий эколог без опыта работы 30 апреля, 06:42 ФГИС ОПВК 28 апреля, 13:11 ![]() ![]() Контактная информацияРЕДАКЦИЯ ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: ![]() |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |