- Новый список нормируемых веществ
- Санитарно-защитные зоны: отдельные вопросы
- Особенности обращения с ТКО на предприятии
- Проблемы сброса сточных вод на рельеф и возможные их решения
Читайте далее
Учредители
Издательский дом "Отраслевые ведомости"
|
Новый ИСО 14001 2004 г. в сравнении с ГОСТ Р ИСО 14001 1998 г.
Авторы: Андрей
Стандарт ИСО 14001:2004. Сравниваем с ГОСТ Р ИСО 14001:1998.
Введение.
1. Принципиальные особенности ИСО 14001 2004 года принятия. Причины, по которым возникла необходимость перехода на обновленный стандарт.
2. Попунктное сравнение.
2.1 Раздел определений. Новые определения.
2.2 Раздел разработки и внедрения СЭМ, включая разработку экологической политики и предварительный анализ.
2.3 Раздел проверки, анализа и совершенствования СЭМ.
Введение.
Международные стандарты серии ИСО 14000 приобретают сегодня все большую популярность. Они предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы экологического менеджмента (СЭМ), которые могут объединяться с другими требованиями из области менеджмента с тем, чтобы содействовать организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Первоистоком стандарта ИСО 14000 можно считать основные положения Концепции устойчивого развития, согласно которым взаимодействие человека с окружающей средой признается значимым. Эти стандарты, так же как и другие международные стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.
В данных стандартах устанавливаются требования к системе экологического менеджмента, позволяющие любой организации разработать и внедрить политику и целевые показатели, учитывающие законодательные требования и информацию о существенных экологических аспектах. Стандарт разработан таким образом, чтобы его можно было применять к организациям любого типа и размера с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации, и особенно ее высшим руководством. Общая цель международных стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и способствовать предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями.
Для рассмотрения мной были выбраны два последних стандарта серии ИСО 14001: стандарт принятый Госстандартом в 1998 году, базирующийся на ISO 14001:1996 – переведенный и адаптированный и ИСО 14001:2004, переведенный с английского.
1. Принципиальные особенности ИСО 14000 2004 года. Причины, по которым возникла необходимость перехода на обновленный стандарт.
Начиная с мая 2006 года стандарт ИСО 14000:1996, а следовательно и ГОСТ Р ИСО 14000:1998 прекращают свое действие. На смену приходит второе издание ИСО 14000, принятое техническим комитетом №207 в 2004 году. Чем же была обоснована необходимость пересмотрения предыдущего стандарта?
Следует заметить, что стандарты семейства ИСО отличаются от привычных стандартов, существующих уже по нескольку десятилетий. Некоторые называют их революционными, так как они максимально абстрагируются от количественных требований, предъявляемых к рассматриваемому процессу, а представляют собой совокупность требований к системе управления процессом. Неудивительно, что реакция общественности на распространение стандартов ИСО была довольно неоднозначной. Некоторые противники ИСО заявляли, что эти стандарты по определению нельзя считать стандартами, так как они не предъявляют численно выраженных требований к конкретной деятельности предприятий. Также возникали вопросы, относительно принципа «постоянного совершенствования» - высказывалось мнение, что предприятия могут добиться улучшения показателей лишь формально, на незначительную величину, увеличивая экологическую эффективность. Несмотря на неоднозначную реакцию общества, число предприятий, получивших сертификаты ИСО ежегодно растет, и Международная организация по сертификации не внесла в ИСО 14001:2004 принципиальных изменений, изменяющих суть стандарта. Основная задача была исправить недоработки, и сделать стандарт более удобным для применения. Ниже приведу краткую характеристику основных направлений изменений ИСО 14001 1996 года. (ГОСТ Р ИСО 14001:1998)
Во-первых, стандарт 1996 года, как уже упоминалось, был первым стандартом, ориентированным на систему экологического мэнеджмента предприятия. За восемь лет его существования, естественно проявились многие неточности толкования документа, неконкретности и пр. Второе издание было издано с соответствующими исправлениями и дополнениями. Свидетельством тому являются расширенные раздел терминов и «Приложение А».
Во-вторых, считалось, что некоторые требования к системе экологического менеджмента трудно реализовать на небольшом предприятии. Поэтому некоторые требования стандарта были изменены, а также добавлены некоторые примечания – все это чтобы максимально адаптировать стандарт для внедрения не только на крупных, но и на средних и малых предприятиях. Эти нововведения принимаются, по-видимому, с расчетом изменить тенденцию: сначала сертифицируются крупные предприятия, а малые «запаздывают».
В-третьих, пользуясь схожестью принципов стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000, многие предприятия разрабатывают одновременно тесно взаимодействующие системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Кроме того, стандарт ИСО 9000 уже претерпел преобразование в 2000 году. Именно поэтому при разработке нового стандарта большее внимание было уделено вопросу интегрированного внедрения стандартов.
2. Последовательное сравнение стандартов.
Поскольку изменения документа 1998 года нельзя назвать глобальными – было привнесено множество, но небольших изменений, поэтому рациональнее сравнивать два стандарта попунктно.
2.1 Раздел определений. Новые определения.
При переходе к новому стандарту произошли изменения в глоссарии документа. Вместо 13 понятий имеем уже 20 понятий, причем в некоторых сохранившихся определениях были сделаны уточняющие либо принципиальные изменения, и добавлены примечания.
В определении воздействия на окружающую среду разработчики конкретизировали, что воздействие на ОС оказывает не деятельность предприятия в целом а его экологические аспекты.
Кроме того разработчики стандарта посчитали, что важный экологический аспект точнее будет называть существенным (возможно это особенности перевода).
Понятие «система управления окружающей средой» заменяется понятием «система экологического менеджмента». Однако в англоязычном документе, как в старом так и в новом при дословном переводе получаем все-таки «ситему экологического менеджмента». Таким образом, возможно в адаптированном ГОСТом ИСО 14001:2004 мы снова увидим первое понятие – СУОС. Однако, по определению менеджмент более подходящее по смыслу понятие.
Добавлено важное примечание, устанавливающее, что экологическая эффективность определяется по результатам того, как организация управляет своими экологическими аспектами. Результаты измеряются по отношению к экологической политике организации, по отношению к ее экологическим целевым показателям, экологическим плановым показателям и другим требованиям в рамках экологической эффективности.
Понятие «аудит СУОС» заменено на понятие «внутренний аудит». Добавлено примечание касательно требования независимости проведения аудита, цитирую «..независимость может быть продемонстрирована тем, что аудитор не несет ответственности за выполнение проверяемой им деятельности.»
В примечании к определению организации указано, что применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей, одна такая единица может быть определена как организация. Таким образом, каждая функциональная единица предприятия может обособленно стандартизироваться по ИСО 14001, если конечно экологическая политика подразделения не идет вразрез с экологической политикой всей организации в целом.
Большинство новых определений взяты из стандарта ИСО 9000:2000, чтобы упростить процедуру их совместного внедрения. Всего имеем 7 новых определений: аудитор, корректирующее действие, документ (информация и ее носитель, перечислены основные носители на которых могут находиться документы), несоответствие, предупреждающее действие, запись и такое важное понятие как процедура. Во избежание неконкретности процедура определяется как установленный способ осуществления деятельности или процесса. При том, что процедура должна устанавливать конкретный порядок действий. Она может быть документирована и не документирована.
2.2 Раздел разработки и внедрения СЭМ, включая разработку экологической политики и предварительный анализ.
Данный раздел начинается с общих требований, которые расширены в новом стандарте. Новым стало требование, согласно которому организация должно определить документально как она будет выполнять требования стандарта. Кроме того, указывается: «Организация должна очертить и документально закрепить область применения своей системы экологического менеджмента.» Согласно приложению А: «Определение области применения призвано прояснить границы в организации, к которым применяется система экологического менеджмента, особенно в тех случаях, когда организация является частью более крупной организации.» То есть опять можно заметить, что стандарт предполагает, что СЭМ по ИСО 14001 может быть внедрена в отдельных подразделениях более крупной организации.
Раздел экологической политики не претерпел существенных изменений, но в приложении расписано более подробно кто должен быть ознакомлен с экологической политикой: «Экологическая политика должна доводиться до сведения всех лиц, работающих на организацию или от ее имени, включая подрядчиков, трудящихся на объектах организации. Уведомление подрядчиков может осуществляться в формах, отличных от непосредственного заявления об экологической политике, например, в виде правил, указаний и процедур, а, следовательно, может включать только те разделы политики, которые имеют к ним отношение.» То, что подрядчиков будут ознакомлять с экологической политикой – это достаточно интересное нововведение.
Переходим к разделу планирование. Неоднократно встречающееся выражение «устанавливать и поддерживать» в новом стандарте заменяется более конкретным «разработать, внедрить и поддерживать».
Раздел, касающийся идентификации экологических аспектов не был изменен в основном тексте стандарта, однако было текст приложения по этому вопросу значительно расширился. Для выявления аспектов рекомендуют рассматривать также выделяемую энергию предприятия, а именно тепло и вибрацию, чего не было в документе 1998 года. Расписаны стадии жизненного цикла продукции, на каждой из которых определяются экологические аспекты. По вопросу ограниченного влияния организации на использование и утилизацию своей продукции, рекомендуется, чтобы: «…организация, там, где это практически возможно, должна рассмотреть вопрос информирования таких пользователей о правильном способе обращения и утилизации, таким образом проводя свое влияние.» Кроме того, указывается: «В некоторых местах культурное наследие может являться важным элементом окружения, в котором функционирует организация, а, следовательно, должно учитываться при разборе воздействий на окружающую среду.»
В разделе «Законодательные и другие требования» прописывается в основном тексте необходимость соблюдать требования, принятые на себя организацией: «Организация должна обеспечить, чтобы упомянутые выше применяемые законодательные и другие принятые ею требования учитывались при разработке, внедрении и поддержании ее системы экологического менеджмента.» В приложении приводятся примеры так называемых «других требований, которые может принимать на себя организация.
Раздел «Экологическая программа» практически не изменился, однако в новом документе прописали, что целевые и плановые показатели должны быть по возможности измеримыми. Это требование скорее всего обусловлено заявлениями противников стандарта о том, что в стандарте нет упора на конкретные численные результаты. В ИСО 14001:1999 численно измеримыми должны были быть только плановые показатели.
Далее будем рассматривать изменения, коснувшиеся этапа внедрения и функционирования стандарта.
В обоих стандартах, как в старом так и в новом, требуется, чтобы руководство обеспечило предоставление всех необходимых ресурсов для нормального функционирования СЭМ, однако в ИСО 14001:2004 в комментарии помимо прочих ресурсов указана организационная инфраструктура (здания, линии связи, подземные емкости, канализацию и т.п.)
Значительные дополнения были привнесены в разделе связи с общественностью, заинтересованными сторонами и государственными органами. Все изменения имеют общую направленность на то, чтобы связи организации с всеми перечисленными категориями были более четко прописаны, и функционировали однозначные процедуры, обеспечивающие обмен информации. В основном тексте указывается: «Организация должна определиться с тем, будет ли она информировать внешние стороны о своих существенных экологических аспектах, и документально оформить такое решение. В случае принятии решения о сообщении такой информации, организация должна разработать и внедрить метод(ы) внешней коммуникации.» В комментариях к разделу добывлены примеры(способы) внутреннего и внешнего обмена информацией. Полагаю, что этот шаг предпринят для того чтобы убедить организацию, принимающую стандарт и помочь ей использовать наиболее удобные варианты для обмена информацией. Для внешнего обмена информации рекомендуется разработать специальную процедуру.
Раздел «Документация» также был изменен. Во-первых, в новом стандарте конкретно указали документы, которые должно иметь предприятие. В приложениях к разделу в новом стандарте перечислены документы, необязательные для приятия на предприятии, и говорится: «Степень документированности системы экологического менеджмента может варьироваться от одной организации к другой». Это будет зависеть от размеров организации, сложности процессов ее функционирования и компетенции персонала.
Также указаны вопросы, опираясь на которые организация должна принимать решение, документировать ту или иную организационную процедуру или нет.
Добавлены новые требования в области управления документацией:
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы), предусматривающую(ие):
- проверку документов на адекватность до их выпуска;
- обеспечение идентификации и управления процессами распространения документов внешнего происхождения, определенных организацией в качестве необходимых для планирования и эксплуатации своей системы экологического менеджмента;
Новые комментарии к разделу: «Аварийные ситуации» даны в помощь для пошаговой разработки требуемых процедур.
2.3 Раздел проверки, анализа и совершенствования СЭМ.
В рекомендации по проведению мониторинга указывается, что данные, получаемые организацией во время мониторинга рационально использовать для создания моделей для получения информации в последствии. Ключевыми параметрами мониторинга разработчики стандарта назвали те «которые организация должна рассматривать для определения того, насколько ей удается управлять своими существенными экологическими аспектами, достигать целевых и плановых экологических показателей и повышать экологическую эффективность.»
Данный раздел по сравнению со стандартом 1998 года был расширен, добавлен пункт «Оценка соответствия», более подробно расписаны разделы «Внутренний аудит» и «Анализ со стороны руководства». Более четкие действия руководства организации в области анализа СЭМ, проведения проверок обеспечивают большую гибкость системе управления. Именно поэтому разработчики уделили особое внимание разделу.
В пункте «Оценка соответствия» излагаются требования о том, что организация должна с постоянной периодичностью проводить оценку выполнения законодательных и прочих взятых на себя обязательств, а также в обязательном порядке регистрировать данные проведения оценки, для того чтобы «организация должна быть в состоянии продемонстрировать, что ею была проведена оценка соответствия прочим идентифицированным требованиям, принятым организацией.»
Добавлены требования к процедурам по работе с действительными и потенциальными несоответствиями и по проведению корректирующих и предупреждающих действий. Первое дополняет понятие «Предупреждающее действие»: «Организация обязана осуществлять расследования несоответствия(ий) для определения его(их) причин(ы) и проведения соответствующих действий, чтобы избежать их повторения» И второе требование о том, что организация также должна оценивать эффективность проводимых корректирующих и предупреждающих действий.
Касательно управления записями, согласно новому стандарту организация должна больше внимания уделять общению со внешними сторонами, в пример стандарту ИСО 9000, а также документировать результаты этого общения: К экологическим записям, которые требуется вести теперь относят «решения, принятые относительно уведомления внешних сторон»; «корреспонденция с заинтересованными сторонами.» Также организация должна вести записи о результатах экологических совещаний, и о проведении мониторинга.
Название раздела «Аудит СУОС» заменяется на «Внутренний аудит». Результаты внутреннего аудита – основной источник внесения изменений в СЭМ в целом, в экологическую политику, программу, целевые и плановые показатели, различные процедуры. Поэтому в новый стандарт в основном тексте указывается «Выбор аудиторов и проведение аудитов должно обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита.» Однако это требование излагалось и в старом стандарте, только в разделе определений, в определении «Аудит системы управления окружающей средой». Для более четкого осуществления аудита СЭМ приводится ссылка на ИСО 19001.
В разделе «Анализ со стороны руководства» теперь четко указывается, что процесс должен иметь входные и выходные данные. В СЭМ должны быть предусмотрены процедуры для получения руководством любой информации о функционировании системы – входных данных. Подробно рассмотрено, что должны включать эти данные. Это в том числе и контролируемые действия, оставшиеся после предыдущих анализов руководством.
В приложении Б демонстрируется сочетаемость стандартов ИСО 9000 и ИСО 14001. Новый стандарт ИСО 14001:2004 имеет значительно больше точек пересечения с ИСО 9000:2000. Это облегчит организациям одновременное и комплексное внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента, а также одновременное подтверждение соответствия обоим стандартам.
Информацию прислал: Hecz Для того, чтобы добавить или прочитать статью в журнале, необходимо зарегистрироваться Обсудить статью в форуме
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
|
10.09.2024
Проект обязательных требований в сфере обращения с отходами 10.09.2024
Сегодня открылась выставка ВэйсТэк – крупнейшая экспозиция оборудования для обращения с отходами! 10.09.2024
Проект обращения с биологическими отходами
26 сентября 2024 года Онлайн-семинар «Обращение с отходами и РОП: что ожидать и как действовать?» 10 октября 2024 г. Онлайн-семинар «Экологическая проверка предприятия: как подготовиться и отстаивать интересы?» 20-22 ноября 2024 года XXXV Экологический форум
Контактная информация
РЕДАКЦИЯ Адрес: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10 E-mail: red@ecoindustry.ru
ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: support@ecoindustry.ru
|