![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Решение совещания "Вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны атмосферного воздуха в промышленности в свете обязательств, принятых Российской федерацией в связи с реализацией Киотского протокола"Авторы: Комитет Совета Федерации по науке,
совещания «Вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны атмосферного воздуха в промышленности в свете обязательств, принятых Российской Федерацией в связи с реализацией Киотского протокола» Комитет Совета Федерации 22 сентября 2005 года по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы охраны атмосферного воздуха на предприятиях Российской Федерации, участники совещания, организованного Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, отмечают следующее: Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена тем, что параллельно росту производства промышленной продукции, который в нашей стране отмечается последние годы, увеличивается также и уровень загрязнения окружающей среды промышленными выбросами, сбросами, отходами. Связано это с неудовлетворительным состоянием основных фондов, выработкой ресурсов оборудования, нехваткой или нежеланием выделения финансовых средств на закупку современного оборудования, а также с несовершенством экологического законодательства. При оценке риска от воздействия взвешенных частиц на здоровье населения, проживающего в зонах с наибольшими уровнями загрязнения атмосферного воздуха, выявлено, что общая смертность при этом возрастает на 200- 600 дополнительных случаев на 1 млн. жителей. За 5-летнии период (2000-2004 гг.) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выросли с 18,8 до 20,5 млн. т., в то время как улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, уменьшилось с 66 до 56 млн. тонн. В 2004 году первое место в промышленности по выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, заняла топливная промышленность - 6,2 из 16,7 млн. т. На втором месте -предприятия цветной и черной металлургии - 5,5 млн. т. На третьем месте -электроэнергетика - 3,3 млн. тонн. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану атмосферного воздуха выросли за 2000-2004 гг. с 7583 до 15331 млн. руб. При этом если в черной и цветной металлургии они выросли с 1944 до 8688 млн. руб., а в электроэнергетике с 344 до 1934 млн. руб., то в топливной промышленности они уменьшились с 4080 до 3039 млн. рублей. Выросли и текущие затраты на охрану атмосферного воздуха с 16752 до 28719 млн. руб. Вместе с тем рост финансовых расходов недостаточен, т.к. не ведет к улучшению экологической обстановки. В перечень городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха входят Норильск, Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк, Братск и ряд других, где расположены крупнейшие предприятия черной и цветной металлургии. Но если в Липецке, Магнитогорске, Новокузнецке, Братске в 2004 году по сравнению с 2003 годом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились, то в Норильске увеличились. На промышленных предприятиях проводятся мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Так на металлургических предприятиях ежегодно принимаются меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: совершенствование технологических процессов, ввод в эксплуатацию новых и повышение эффективности действующих очистных установок, ликвидация источников загрязнения, работы по перепрофилированию цехов и участков. Вместе с тем в 2003 году было выполнено только 3,4 тыс. из 4,1 тыс. запланированных мероприятий. При этом общие расходы составили 4,95 млрд. руб. из запланированных 9,6 млрд. руб. Оснащение предприятий воздухоочистными установками проводится недостаточно. В 2003 году введено в строй 402 установки по сравнению с 440 в 2002 году. Имеется положительный опыт работы по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Северсталь», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» и ряде других. Их достижения опираются на сотрудничество с производителями отечественного пылегазоочистного оборудования, такими как Семибратовский завод ОАО «Финго» (Ярославская область) и некоторыми другими. Регулирование качества атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ регламентируется федеральными законами "Об охране атмосферного воздуха" (1999), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999), а также рядом других нормативно-правовых актов, которые нуждаются в совершенствовании. Необходимо отметить, что нормы федеральных законов в части охраны атмосферного воздуха в ряде случаев носят декларативный характер, не в полной мере обеспечены подзаконными актами по процедурам нормирования качества атмосферного воздуха и нормирования воздействия на него, по порядку проведения мониторинга состояния атмосферного воздуха и информирования населения и хозяйствующих субъектов о качестве воздуха и прогнозах его изменения, порядку проведения контроля за воздействием на воздушную среду. Важность нахождения путей решения проблем загрязнения атмосферного воздуха возросла в связи с ратификацией Российской Федерацией Киотского протокола, в соответствии с которым Россия берет на себя обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов. Участие России в протоколе повлечет за собой расходы, в том числе из федерального бюджета, на проведение мероприятий по снижению выбросов парниковых газов в промышленности, в т.ч. на основе наилучших существующих технологий, предусматриваемых технологическим нормированием и разрабатываемыми техническими регламентами. Правительство Российской Федерации полагает, что большая часть мероприятий должна выполняться в рамках федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года. Вместе с тем конкретных расчетов таких затрат нет. Важной составляющей положительного эффекта проектов по снижению выбросов парниковых газов является сопутствующее им снижение выбросов обычных загрязнителей. Эта так называемая «сопряженная выгода» является дополнительным важным аргументом в пользу активизации действий по снижению выбросов парниковых газов. Необходимым направлением совершенствования воздухоохранной деятельности является развитие нормативно-правового регулирования техногенной деятельности в рамках реализации Федерального закона «О техническом регулировании». В первую очередь технические регламенты должны быть разработаны для экологически опасных отраслей промышленности, металлургии, энергетики, цементной промышленности, химической промышленности и др. Положение с загрязнением атмосферного воздуха усугубляется из-за широкой распространенности правонарушений в области охраны атмосферного воздуха, значительная часть которых остается ненаказуемыми. Во многих регионах Российской Федерации хозяйствующие субъекты в нарушение ст. 9 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" не разрабатывают планы мероприятий по охране атмосферного воздуха. Нередко они не имеют разрешений на выброс загрязняющих веществ или превышают установленные нормативы (лимиты) этих выбросов. В 2003 году было проверено соблюдение законодательства в области охраны атмосферного воздуха на 22,4 тыс. предприятий и выявлено 22,2 тыс. нарушений. Однако органы государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха не всегда принимают действенные меры к нарушителям законодательства об охране атмосферного воздуха. Как правило, они ограничиваются выдачей предписаний об устранении нарушений, контроль за выполнением которых проводится недостаточный. Эффективность управления в области охраны окружающей среды зависит не только от разработки соответствующего законодательства и соблюдения законодательных требований, но и от управленческих решений руководства предприятий, предусматривающих установление ответственности работников, повышение их квалификации и активное участие в экологической деятельности предприятия, постоянный контроль, корректировку и совершенствование деятельности предприятия в области охраны окружающей среды. Такой подход к экологическому управлению соответствует международным стандартам серии ИСО 14000, которые устанавливают требования к созданию систем экологического менеджмента. Переход на систему экологического менеджмента с последующей сертификацией по стандартам ГОСТ Р ИСО 14000 представляет реальный путь улучшения не только экологического, но и экономического состояния предприятий. Решение проблем предупреждения техногенных аварий и сверхнормативного загрязнения окружающей среды в результате деятельности промышленных предприятий тесно связано с внедрением экологического страхования. В целях реализации системного подхода к решению проблем охраны атмосферного воздуха в отраслях промышленности в свете реализации Киотского протокола, участники совещания приняли следующее решение: 1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации: 1.1. Активизировать разработку и принятие пакета федеральных законов, касающихся реализации Киотского протокола. 1.2. Ускорить разработку и принятие проекта федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», заложив в основу его концепции систему технологического нормирования, основанную на применении наилучших существующих технологий. 2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: 2.1. Ускорить разработку и принятие Комплексного плана действий Правительства Российской Федерации по реализации Киотского протокола. 2.2. Определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Киотского протокола. 2.3. При разработке технического регламента «О безопасности процессов металлургических производств» заложить в его основу концепцию «наилучших существующих технологий» и обратить особое внимание на проблему уменьшения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу. 2.4. Рассмотреть вопрос о наделении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочиями в сфере газоочистки. 2.5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство с целью установления налоговых льгот для промышленных предприятий, добившихся снижения уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ в пределах законодательно установленных лимитов, а также для предприятий, производящих экологическое оборудование. 2.6. При разработке технического регламента «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования» ужесточить требования к качеству оснащения стационарных источников вредных выбросов на промышленных предприятиях пылегазоочистным оборудованием. 3. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии: 3.1. Ускорить разработку и внесение на рассмотрение Федерального 4 Собрания проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». 4. Руководителям промышленных предприятий: 4.1. Принять необходимые меры по поэтапному внедрению в 2005-2006 годах на предприятиях отрасли систем управления окружающей средой на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 14001. 4.2. Обеспечить обязательное обучение руководителей и персонала предприятий экологическому менеджменту. 4.3. Шире использовать при совершенствовании пыле- и газоочистных систем отечественное пылегазоочистное оборудование. 4.4. Увеличить ассигнования на решение вопросов охраны атмосферного воздуха. 5. Рекомендовать страховым организациям и объединениям страховщиков: 5.1. Создавать объединения страховщиков для развития страхования экологических рисков и рисков природопользования (ассоциации, пулы), обеспечения взаимодействия с Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации в целях развития законодательного обеспечения экологического страхования и аудита. 5.2. Активно содействовать развитию добровольных видов страхования экологических рисков и рисков природопользования. 6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: 6.1. При разработке и реализации целевых региональных программ по охране окружающей среды предусматривать в качестве приоритетных разделы по охране атмосферного воздуха. 7. Некоммерческому партнерству «Агентство экологической безопасности» совместно с Экологической машиностроительной группой «Фильтры индустриальные газоочистные» («Финго»): 7.1. Рассмотреть возможность в инициативном порядке разработать и издать методические материалы по порядку проверки и оценки технического состояния пылегазоочистного оборудования при проведении производственного экологического контроля. ![]() Средняя оценка содержания статьи: 3 из 5 ![]() |
![]() |
30.04.2025 Утверждены меры противопожарного обустройства лесов В Госдуме рассматриваются изменения лесного законодательства в части размещения ГТС Рассматривается порядок направления документов по административным делам в электронном виде ![]() 6 июня 2025 года 21-23 мая 2025 года 15 мая 2025 г. ![]() ФГИС "Экомониторинг" новая площадка. Вчера, 16:23 Экосбор 2024 Вчера, 13:55 Fix Price провел субботник в городском ... Вчера, 12:23 Документация на списание эрбиевого лазе... Вчера, 11:02 Начинающий эколог без опыта работы Вчера, 06:42 ![]() ![]() Контактная информацияРЕДАКЦИЯ ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: ![]() |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |