
- Разработка проекта СЗЗ по новым рекомендациям
- Как правильно обратиться в орган государственной власти?
- Опыт подачи статотчета 2-ТП (водхоз) через ГИС ЦП «Вода»
- Основные требования к местам накопления ТКО
- История № 3. Случайно отмененная декларация о воздействии на окружающую среду
Читайте далее
Учредители

Издательский дом "Отраслевые ведомости"
 |

Вопрос – ответ
1. Почему получение лицензий стало одинаково обязательным для всех организаций, даже для тех, которые не содержат отходы других производств? Почему этот процесс не начали с полигонов, мусоросборников, а всех приравняли к одной системе? (ОАО «Промсинтез»)
В соответствии с презумпцией экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, определенной Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 как один из основных принципов охраны окружающей среды, все отходы считаются опасными, если их неопасность не доказана в соответствии с действующей нормативной документацией.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 указывает, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статьей 17 указанного закона деятельность по обращению с опасными отходами определена как лицензируемая.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.98 определяет, что отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, поскольку основной задачей лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является минимизация воздействия на окружающую среду — в том числе путем сокращения количества отходов, подлежащих захоронению; хранения отходов в специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту окружающей среды от отходов производства и потребления; транспортировки отходов с использованием специально оборудованного транспорта — лицензированию подлежат все хозяйствующие субъекты, осуществляющие обращение с отходами, а не только полигоны для их захоронения.
2. Должна ли 4-я категория предприятий (электрические сети) разрабатывать санитарно-защитные зоны? (По ОНД 86 и ОНД-90 это не обязательно, а по СанПиН обязательно, нет согласованности.)
Указанные Вами документы «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86) и «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы» (ОНД-90) касаются только вопросов расчета выбросов загрязняющих веществ.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются для промышленных, коммунальных, энергетических предприятий, являющихся источниками неблагоприятных физических факторов, расчетным путем с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, инфразвука и других физических факторов — независимо от категории предприятия.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 38 от 10 апреля 2003 года, распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В соответствии с п. 2.12 указанных СанПиН санитарно-защитные зоны устанавливаются для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Таким образом, указанное Вами противоречие отсутсвует.
3. Как осуществляется процесс согласования нормирующих деятельность предприятия нормативных документов в природоохранных органах? Какими должны быть сроки процесса продления нормативов? (ОАО «ТУАПСИНСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД»)
Порядок согласования и утверждения нормативной природоохранной документации и выдачи разрешений устанавливается территориальным органом федерального государственного органа, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды на основании федеральных нормативных документов и в зависимости от объекта нормирования (в области охраны атмосферного воздуха, водных объектов, обращения с отходами и т.д.).
Так например, в соответствии с приказом Главного управления
природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве
«Об утверждении положения о порядке рассмотрения материалов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, утверждения проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями г. Москвы № 05-п от 10.11.02, сроки рассмотрения проектов всех групп сложности — 30 дней.
По истечении срока действия проекта нормативов ПДВ предприятие делает запрос в ГУПР о необходимости переработки проекта в полном объеме, его частичной корректировке или доработке. Запрос сопровождается сведениями о произошедших на предприятии изменениях и актом отдела государственного контроля за состоянием атмосферного воздуха по результатам проверки воздухоохранной деятельности.
Таким образом, для получения исчерпывающей информации Вам необходимо обратиться в ГУПР МПР России по Краснодарскому краю.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды» (статья 3), одним из основных принципов охраны окружающей среды является обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности.
4. Как будут решаться вопросы интегрирования систем менеджмент — качество, менеджмент — экология, менеджмент — управление ООС, менеджмент — здоровье и безопасность (ОАО КОТЛАССКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ)
До недавнего времени в международной практике количество стандартов этой серии отличалось большим разнообразием, однако с 2000 года с целью повышения эффективности в применении количество стандартов сокращено (рис), а содержание имеет элементы общего управления качеством.
Предназначение стандартов следующее:
Стандарт ИСО - 9000 - 2000. Системы менеджмента качества. «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ». Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
Стандарт ИСО - 9001- 2000. Системы менеджмента качества. «ТРЕБОВАНИЯ». Определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
Стандарт ИСО - 9004- 2000. Системы менеджмента качества. «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организаций и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
Стандарт ИСО – 14001. Содержит рекомендации по формированию системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
Стандарт ИСО- 19011. Содержит методические указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
Стандарт ИСО -10012. Вспомогательный стандарт, определяющий требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию.
Если коротко, то термины нужно использовать в соответствии со стандартом ИСО-9000, разрабатывать и совершенствовать СК нужно по стандарту ИСО-9004, сертифицироваться в соответствии с требованиями ИСО-9001, проверять нас будут в соответствии с правилами ИСО-19011.
Системы управления качество — охрана окружающей среды — промышленная безопасность и охрана труда являются совместимыми, и их совместное внедрение или интеграция позволяют повысить эффективность производственного процесса и снизить совокупные затраты — в том числе на проведение внутреннего аудита. В настоящее время осуществляется разработка методического обеспечения интеграции этих систем, первым шагом этого процесса было создание ИСО 19011.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (статья 12), одним из основных принципов стандартизации является принцип добровольного применения стандартов, в полной мере это относится и к созданию интегрированной системы управления качество — охрана окружающей среды — промышленная безопасность и охрана труда на предприятии.
  Для того, чтобы добавить или прочитать статью в журнале, необходимо зарегистрироваться Обсудить статью в форуме
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
 |
11.02.2025
Минприроды разъяснило необходимость проведения ГЭЭ при утилизации отходов Обновлен перечень технологического оборудования с применением НДТ Корректируются санитарно-эпидемиологические требования к отходам животноводства
26–27 марта 2025 года VIII конференция «Обращение с органическими отходами. Внедрение новых экологических требований, включая лицензирование, ГЭЭ, РОП и получение КЭР» 4 марта 2025 г. Онлайн-практикум «Объекты размещения отходов производства: от проектирования до ликвидации» 20 февраля 2025 г. Онлайн-практикум «РОП в 2025 году: нововведения и отчетность»
Контактная информация
РЕДАКЦИЯ Адрес: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10 E-mail: red@ecoindustry.ru
ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: support@ecoindustry.ru
 |