siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А47-3273/2018 по заявлению ООО "ММСК" к Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области о признании незаконным пункта 3 приказа от 17.01.2018 № Н/О-7, обязании утвердить нормативы образования и лимиты на размещение по виду отходов


Материал прочитан 1654 раза и оценен
0
Арбитражный суд Оренбургской области
Дата рассмотрения: 04.07.2018


[pdf, 374 KB]
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело № А47-3273/2018

г. Оренбург
04 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Т.Э. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" (ОГРН 1025600752726, ИНН 5606001611) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области о признании незаконным пункта 3 приказа от 17.01.2018 № Н/О-7, обязании утвердить нормативы образования и лимиты на размещение по виду отходов «шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди», включенных в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направленный с заявлением от 18.09.2017 года № 01-2017/1725, сроком действия на 5 лет, начиная с 07.11.2017 года.

Представители лиц, участвующих в деле:

от заявителя - Шарипова Елена Павловна, начальник юр.отдела, доверенность от 02.05.2017 года № 10/98, постоянная, паспорт; Васильева Ольга Александровна, зам.директора, доверенность от 12.10.2017 года № 10/176, постоянная, паспорт,

от заинтересованного лица - Борисов Игорь Юрьевич, зам.начальника отдела, доверенность от 04.12.2016 года № 155/15, постоянная, удостоверение,

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 27.06.2018 года до 04.07.2018 года 12 часов 00 минут, информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебного акта.

Общество с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" (далее - заявитель, общество, ООО "ММСК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным пункта 3 приказа от 17.01.2018 № Н/О-7, обязании утвердить нормативы образования и лимиты на размещение по виду отходов «шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди», включенных в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направленный с заявлением от 18.09.2017 года № 01-2017/1725, сроком действия на 5 лет, начиная с 07.11.2017 года.

В обоснование заявленных требований общество указывает, что образующийся в ходе его производственной деятельности отход "шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" по своим классификационным признакам соответствует отходу "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди", включенному в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). В связи с чем отказ Управления в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по указанному виду отхода является незаконным (т. 1, л.д. 4-8, 118-120, т. 2, л.д. 52-54).

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву (т. 1, л.д. 75-77, т. 2, л.д. 1-5). В обоснование возражений заинтересованное лицо указывает, что обществом в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предоставлена недостоверная информация относительно вида отхода "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства меди", поскольку для производства черновой меди используются шахтные печи, а в качестве сырья - медьсодержащее сырье, а не только медные концентраты. Образующийся в производственной деятельности общества отход "шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди" по своим классификационным признакам (происхождение и условия образования, химический и компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма) не соответствует отходу "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди", включенному ФККО.

Арбитражный суд первой инстанции в открытом судебном заседании установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.02.2018 года по делу № А47-7728/2017 установлено, что ООО "ММСК" обратилось в Управление с заявлением от 26.04.2017 года № 03-2017/323 о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (отходы не включены в ФККО и БДО): шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди). Материалы обоснования класса опасности отходов ООО «ММСК» прошли проверку в ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия", согласно заключению которого от 05.06.2017 года № 05/2582, заявленные материалы не могут быть рассмотрены, так как в представленном комплекте документов отсутствуют материалы отнесения отходов к заявленному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду; в представленных материалах недостаточно информации, чтобы отнести их к заявленным классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Решением суда признаны незаконными действия ФГБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», выразившиеся в отказе в подтверждении отнесения к V классу опасности шлаков производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди), на учреждение возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества, поскольку ФГБУ "ФЦАО" не указало в оспариваемом заключении в чем конкретно заключается несоответствие материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, не указало ошибки, допущенные в установлении класса опасности вида отходов, не указало конкретные меры, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 года № 18АП-4476/2018, 18АП-4624/2018 решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-7728/2017 оставлено без изменения, апелляционные жалобы ООО "ММСК" и ФГБУ "ФЦАО" без удовлетворения.

Общество 26.09.2017 года обратилось в Управление с заявлением от 18.09.2017 года № 01-2017/1725 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 2, л.д. 6-9). В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение общество указало, что в результате производственной и вспомогательной деятельности: обслуживания и ремонта оборудования, освещения производственных помещений, жизнедеятельности сотрудников медеплавильного цеха образуются отходы, в том числе шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди, код по ФККО 3 55 410 01 29 5, класс опасности V, наименование технологического процесса, в результате которого образуются отходы - производство черновой меди, плавка медьсодержащего сырья (порядковый номер 41).

Решением Управления, оформленным приказом от 07.11.2017 года № Н/О-184, в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отказано (т. 1, л.д. 17-18). Письмом от 07.11.2017 года № МК 04-01-15/5830 Управление разъяснило причины отказа: класс опасности отхода, образующегося в технологическом процессе (плавка медьсодержащего сырья в шахтной печи), не подтвержден в установленном порядке, отход не включен в ФККО.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями о признании незаконным решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленное приказом от 07.11.2017 года № Н/О-184 «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а также об обязании в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить нормативы образования и лимиты размещения отходов, включенных в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направленный с заявлением ООО «ММСК» от 18.09.2017 № 01-2017/1725, сроком действия на 5 лет, начиная с 07.11.2017 года - дело № А47-14668/2017. Определением арбитражного суда от 26.04.2018 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 года № 18АП-8452/2018 определение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.

Заявитель 29.11.2017 года вновь обратился в Управление с заявлением от 27.11.2017 года № 01-2017/2218 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приложив новый пакет документов (т. 2, л.д. 11-14).

В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение общество указало, что в результате производственной и вспомогательной деятельности: обслуживания и ремонта оборудования, освещения производственных помещений, жизнедеятельности сотрудников медеплавильного цеха образуются отходы, в том числе шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди), код по ФККО 3 55 410 00 00 0, класс опасности 5, наименование технологического процесса, в результате которого образуются отходы - производство черновой меди, плавка медьсодержащего сырья (порядковый номер 41).

Управлением 17.01.2018 года издано два приказа «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»: по заявлению от 18.09.2017 года № 01-2017/1725 приказ № Н/О-7 (т. 1, л.д. 19) и по заявлению от 27.11.2017 года № 01-2017/2218 приказ № Н/О-7/1 (т. 1, л.д. 102).

Приказом № Н/О-7 отменен в полном объеме приказ от 07.11.2017 года № Н/О-184 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «ММСК (п.1); утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ООО «ММСК» сроком действия с 07.11.2017 по 06.11.2022 согласно приложению (п.2); отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «ММСК» по виду отходов «шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди» по причине наличия недостоверной информации, связанной с ошибочным указанием в таблицах проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вида отходов «шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди», как отхода, образующегося в технологическом процессе плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи при производстве черновой меди, на основании п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (п.3).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что основания принятия п. 3 оспариваемого решения - наличие в представленных документах недостоверной информации, связанной с наличием логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 года № 349, в том числе логических ошибок, связанных с внесением в блок-схемы технологических процессов и таблицы проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) вида отходов "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди".

Законность п. 3 приказа № Н/О-7 является предметом спора в рамках настоящего дела.

Приказом № Н/О-7/1 утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ООО «ММСК» сроком действия с 17.01.2018 по 16.01.2023 согласно приложению (п.1); отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «ММСК» по виду отходов «шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)» по причине наличия недостоверной информации, связанной с указанием в таблицах проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение неподтвержденного в установленном порядке пятого класса опасности на основании п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (п.2).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что основания принятия решения № Н/О-7/1 - наличие недостоверной информации, связанной с указанием в таблицах ПНООЛР неподтвержденного в установленном порядке пятого класса опасности вида отходов "шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди").

Законность данного приказа (№ Н/О-7/1) является предметом рассмотрения в рамках дела № А47-4253/2018.

Заявитель указывает, что предметом спора по настоящему делу является установление соответствия образующегося в его деятельности отхода «шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди» классификационным признакам отхода "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди", включенному в ФККО под номером 3 55 410 01 29 5.

Изучив предоставленные в материалы дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона об охране окружающей среды нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 19 Закона об охране окружающей среды).

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).

Статьей 4.1 Закона об отходах производства и потребления установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Как следует из п. 1 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 2 данной статьи подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Пунктом 1 ст. 20 Закона об отходах производства и потребления определено, что государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Согласно ст. 18 Закона об отходах производства и потребления нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Законом об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (п. 1).

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 2).

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (п. 3).

Как следует из пункта 4 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 года № 50 (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты (пункт 1 Порядка).

Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг (абзац первый пункта 4 Порядка).

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (абзац второй пункта 4 Порядка).

В силу пункта 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Из п. 7 Порядка следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

Пунктом 11 Порядка определено, что территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является, в том числе, наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

В соответствии с п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 года № 349 (далее - Методические указания), ими устанавливается единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению ПНООЛР, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

Пунктом 19 Методических указаний определено, что в разделе "Сведения о хозяйственной и иной деятельности" ПНООЛР в текстовой форме приводится краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы.

По каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам), информация по которым включена в ПНООЛР, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков:

используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;

производственные операции (без детализации производственных процессов);

производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);

образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);

операции по обращению с отходами, включающие их накопление, использование, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.

Из п. 21 Методических указаний следует, что для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации

При этом в приложениях № 8 и № 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Приказом Минприроды России от 05.12.2014 года № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок № 541).

В силу п. 3 Порядка № 541, класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011 года, регистрационный № 22313);

при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО.

Из абз. 1 п. 5 Порядка № 541 следует, что установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

Согласно письму Минприроды России от 15.09.2014 года № 05-12-44/20925 "О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов", вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

Пунктом 14 Порядка № 541 установлено, что для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФБУ "ФЦАО"), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем" (далее - ФГБУ "УралНИИЭкология"), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.

Разделом IV Порядка № 541 установлено, что Росприроднадзором ведется банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее - Банк данных), который содержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.

Банк данных включает следующие сведения в части данных об отходах: наименование и код вида отходов по ФККО (последовательность представления видов отходов в банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов соответствует структуре ФККО); наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции; химический и (или) компонентный состав отхода в процентах; агрегатное состояние и физическая форма вида отходов (твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное); класс опасности вида отходов; состав (примерный химический состав основных горных пород, представленных в минеральном сырье) и происхождение (указывается географическое место залегания (геологическая провинция) горных пород, представленных в минеральном сырье) исходного минерального сырья, при переработке (использовании) которого образовался вид отходов (заполняется для видов отходов, образованных в результате переработки (использования) минерального сырья); другие сведения о виде отходов.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2016 года № АПЛ16-407 установлено, что отсутствие в Порядке № 541 указания на подтверждение отнесения хозяйствующими субъектами отходов V класса опасности к данному классу опасности, как этого требует в настоящее время Закон об отходах производства и потребления, не является основанием для признания его недействующим в полном объеме, поскольку такое отсутствие не отменяет обязанность хозяйствующего субъекта исполнить предписание федерального законодателя в соответствующей части.

Согласно п. 1 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее - Порядок № 792), им устанавливаются процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Из п. 6 Порядка № 792 следует, что ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Пунктом 7 Порядка № 792 определено, что для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.

Как следует из п. 8 Порядка № 792, ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:

происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),

химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),

агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).

В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.

Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.

Согласно пункту 9 Порядка № 792, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

Девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 - данные не установлены; 01 - твердый; 02 - жидкий; 03 - пастообразный; 04 - шлам; 05 - гель, коллоид; 06 - эмульсия; 07 - суспензия; 08 - сыпучий; 09 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 - иное.

Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Письмом Росприроднадзора от 03.09.2014 года № ВК-03-04-36/13543 до территориальных органов Росприроднадзора для кодирования видов отходов, включенных в ФККО, доведен кодификатор агрегатного состояния и физической формы, согласно которому код 20 - твердое (используется, если твердый отход представлен смесью различных физических форм), 21 - кусковая форма, 22 - стружка, 23 - волокно, 29 - прочие формы твердых веществ (т. 2, л.д. 35-39).

ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности (п. 10 Порядка № 792).

В Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242, под кодом 3 55 410 01 29 5 включены шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди.

В БДО включен вид отходов с наименованием по ФККО "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" с кодом по ФККО 3 55 410 01 29 5. Указанный вид отходов образуется при производстве черновой меди в технологическом процессе "плавка медных концентратов в отражательной печи"; агрегатное состояние, физическая форма "прочие формы твердых веществ"; класс опасности V; примечание о компонентном составе - может содержать диоксид кремния, оксид железа, оксид меди.

Управлением проведено соотнесение классификационных признаков вида отхода, включенного в ФККО - "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" с кодом по ФККО 3 55 410 01 29 5, и вида отхода, образующегося в технологическом процессе плавки в шахтной печи медьсодержащего сырья медеплавильного цеха ООО "ММСК", поименованного заявителем как "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди".

Установлено совпадение классификационных признаков по признаку "производство" - производство черновой меди.

Установлено несовпадение классификационных признаков по признаку "процесс". Вид отхода "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" образуется при производстве черновой меди в технологическом процессе "плавка медных концентратов в отражательной печи". Согласно сведениям о происхождении отходов, подписанным генеральным директором ООО "ММСК" и предоставленным в составе заявления о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (отходы не включены в ФККО и БДО) от 16.03.2018 года № 01-2018/395, отход V класса опасности шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди), код по ФККО 3 55 410 00 00 0, образуется в ходе технологического процесса шахтной плавки медьсодержащего сырья с целью получения черновой меди, сырьем для производства черновой меди являются медный концентрат, клинкер и другие медьсодержащие материалы, в том числе и образующиеся на предприятии медьсодержащие отходы (т. 1, л.д. 92).

Из ПНООЛР, являющегося приложением к заявлению от 18.09.2017 года № 01-2017/1725, следует, что в медеплавильном цехе используется следующее сырье и материалы: сульфидное медьсодержащее сырье, медный кек, пыли, флюсы, топливо, в том числе отходы: лом и отходы меди несортированные незагрязненные; пыль газоочистки обжигового и плавильного переделов производства черновой меди, содержащая цветные металлы; отходы мокрой газоочистки брикетирования медьсодержащего сырья в производстве черновой меди обезвоженные; ткань фильтровальная из полимерных волокон при очистке воздуха отработанная; отходы обезвоженные флокуляционной очистки подотвальных вод при хранении некондиционных руд цветных металлов; ткань фильтровальная полипропиленовая фильтр-прессов флокуляционной очистки подотвальных вод при хранении руд цветных металлов; ткань фильтр-прессов полипропиленовая, отработанная при утилизации пылей производства черновой меди гидрометаллургическим способом; отходы бумаги и картона и изделий из них загрязненные (т. 1, л.д. 41).

Как следует из инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ ООО "ММСК", справки по переработке медных концентратов в 2015-2017 годах, обществом в 2016 году запланирована переработка 325,6 тыс.тонн сырья, в том числе концентрата медного, клинкера медного, руды месторождения Яман-Касы, руды мелкомедной, смешанного медьсодержащего сырья, просыпи шихты, медного кека, пыли электрофильтрованной, из этого количества медный концентрат составляет 216,6 тыс.тонн (т. 1. л.д. 122, т. 2, л.д. 34).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.11.2008 года № 291-СТ утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52998-2008 "Концентрат медный. Технические условия", согласно п.п. 3.1.1. которого в зависимости от массовой доли меди медный концентрат подразделяют на следующие марки: КM0, КМ1, КМ2, КМ3, КМ4, КМ5, КМ6, КМ7. Массовая доля меди (в зависимости от марки концентрата) не должна быть менее 12%, в медном концентрате не допускается наличие посторонних включений (кусков породы, дерева, металла и т.д.).

Согласно Информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям. Производство меди. ИТС 3-2015, утвержденному Приказом Росстандарта от 15.12.2015 года № 1573, в производстве меди в зависимости от состава обрабатываемого сырья и стадии технологического процесса используются следующие основные типы печей: печи взвешенной плавки; печи плавки в жидкой ванне; электрические печи; вращающиеся печи или конвертеры; шахтные/доменные печи; индукционные печи; отражательные печи.

Установлено несовпадение классификационных признаков по признаку "агрегатное состояние, физическая форма". Согласно БДО, агрегатное состояние, физическая форма отходов с наименованием по ФККО "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" с кодом по ФККО 3 55 410 01 29 5, "прочие формы твердых веществ". Согласно сведениям о происхождении отходов, предоставленным обществом, агрегатное состояние и физическая форма отхода V класса опасности шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди) - прочие формы твердых веществ.

Установлено несовпадение классификационных признаков по признаку "химический и (или) компонентный состав". Согласно БДО, в примечаниях к компонентному составу отходов с наименованием по ФККО "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" с кодом по ФККО 3 55 410 01 29 5, содержится информация о возможном содержании диоксида кремния, оксида железа, оксида меди. Из предоставленной обществом технологической инструкции производства черновой меди ТИ 41848759-02/11-02/2017 следует, что состав отхода шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди), размещаемого на шлакоотвале предприятия, не содержит оксида меди (т. 1, л.д. 123).

Письмом от 23.05.2018 года № МК-04-01-14/3004 заинтересованное лицо запросило от ФГБУ "ФЦАО" материалы обоснования класса опасности вида отходов, на основании которых вид отходов "шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" был включен в ФККО (т. 2, л.д. 16). ФГБУ "Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем" (ФГБУ УралНИИ "Экология") предоставило в ФГБУ "ФЦАО", а последнее в Управление, информацию о том, что вид отходов "шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" был включен в первую редакцию ФККО на основе материалов обоснования класса опасности и паспортов на опасные отходы из фондовых материалов ФГБУ "ФЦАО" и ФГБУ УралНИИ "Экология", полученных от Центрального аппарата Росприроднадзора, с приложением отчета ФБУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" о научно-исследовательской работе "Санитарно-гигиенические и токсилогические испытания отходов металлургического производства (металлургические шлаки, съемы и пыль) ОАО "Святогор" для подтверждения класса опасности отходов и степени их воздействия на среду обитания и здоровье человека" (т. 2, л.д. 16-32).

Согласно отчету, исследуемые шлаки от плавки цветных металлов являются многотоннажным отходом отражательной плавки медных концентратов, образуются при плавке огарка (обожженные медные концентраты, уже прошедшие термическую подготовку) в отражательной печи с получением штейна. При выпуске из отражательной печи шлаковые расплавы подвергаются водной грануляции, в результате образуется гранулированный шлак. По компонентному составу "шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди" и "шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди" (заключение ОАО "УРАЛМЕХАНОБР" (т. 1. л.д. 124-126) различны, в отходе, включенным в ФККО, отсутствует полностью мышьяк, в разы меньше содержание свинца.

Из письма ФГБУ "ФЦАО" от 26.02.2018 года № 05/61 следует, что отход "шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди" не соответствует виду отходов "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди", включенному в ФККО, по всем классификационным признакам (т. 1, л.д. 94-95).

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что у заинтересованного лица имелись достаточные основания для принятия решения от отказе заявителю в утверждении ПНООЛР по виду отходов «шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди» в связи с наличием недостоверной информации, связанной с наличием логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями, а именно, на странице 10 ПНООЛР описывается процесс производства черновой меди в шахтной печи, на странице 12 в столбце "Производственные операции" указано на производство черновой меди, плавку медьсодержащего сырья, в столбце "образующиеся отходы" указано шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди.

В ходе производства по делу обществом не предоставлены надлежащие и исчерпывающие доказательства соответствия по всем классификационным признакам образующегося в медеплавильном цехе отхода шлака производства меди, поименованного заявителем как «шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди», отходу, включенному в ФККО под кодом 3 55 410 01 29 5 «шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди".

Также суд считает возможным отметить непоследовательность позиции заявителя. В медеплавильном цехе общества при получении черновой меди образуются отходы в виде шлака производства меди. В заявлении об утверждении ПНООЛР от 18.09.2017 года № 01-2017/1725 указанные отходы поименованы "шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди", в заявлении от 27.11.2017 года № 01-2017/2218 - "шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)". Обществом разработаны материалы отнесения отхода "шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди" к V классу опасности, 27.10.2017 года получено положительное заключение ФГБУ УралНИИ "Экология", 26.04.2017 года, 30.10.2017 года и 19.03.2018 года общество обращалось в Управление с заявлениями об подтверждении отнесения указанного вида отходов к конкретному классу опасности (отходы не включены в ФККО и БДО) (т. 1, л.д. 92 оборот, 110).

В предмет доказывания по настоящему делу не входит оспаривание обществом отказа Управления в подтверждении V класса опасности отхода "шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди". В связи с чем, арбитражным судом не производится оценка предоставленных лицами, участвующими в деле, соответствующих доказательств, доводов и возражений.

Оспариваемый обществом пункт 3 приказа от 17.01.2018 № Н/О-7 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" соответствует требованиям Закона об охране окружающей среды, Закона об отходах производства и потребления, Порядка, Методическим указаниям, Порядка № 541, Порядка № 572, не нарушает права и законные интересы заявителя. Установленная законом совокупность обстоятельств для признания оспариваемого ненормативного акта Управления недействительным отсутствует.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
29.04.2024

Цифровизация встала на службу экологии

Пчел хотят защитить от ядохимикатов штрафами

Российские ученые придумали технологию переработки соломы в удобрения и стройматериалы

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 27 апреля, 16:09
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Mon, 29 Apr 2024 12:18:30
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения