![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Блоги
Уважаемый коллега! На страницах портала «Экология производства» Вы можете вести свой блог - делиться опытом профессиональной деятельности, высказываться по актуальным вопросам промышленной экологии и охраны окружающей среды. Для того чтобы вести блог необходимо зарегистрироваться и ознакомиться с правилами ведения блогов, а также со справкой по размещению информации в блог. Всего записей: 811, показаны: 372-378 Стоимость вывоза медицинских отходов составляет меньше 1% от расходов лечебных учреждений. За год в России производится около 1 млн тонн медотходов. В отрасли по утилизации медицинского мусора, оборот которой оценивается в 20 млрд руб., еще много проблем. Не все больницы и медицинские центры пользуются услугами добросовестных компаний, утилизирующих отходы строго по санитарным правилам, многие просто отправляют их на свалку под видом обычных твердых коммунальных отходов.
Доли процента
Медицинские отходы — всевозможные фармацевтические препараты, перевязочные материалы, инструменты, загрязненные биологическими жидкостями, предметы медицинского ухода, кровь и другие жидкости тела, ткани человека — утилизируются в соответствии с определенными правилами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Медицинские отходы особенно опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов. Они также могут быть загрязнены токсичными, прежде всего используемыми в лечении онкологии цитостатиками, антибиотиками, дезсредствами, радиоактивными веществами.
Для лечебных учреждений, аптек, санаториев, медцентров утилизация медицинского мусора не является большой проблемой и стоит относительно недорого. Крупные клиники Москвы оценивают свои траты на утилизацию в "доли процента всех своих расходов". Крупнейший фармдистрибутор ЦВ "Протек" сообщил "Ъ", что на утилизацию медотходов в 2016 году затраты компании составили около 1 млн руб. Утилизация происходит по определенной схеме: персонал медорганизации самостоятельно сортирует отходы, при необходимости проводит дезинфекцию, хранит по определенным правилам, планирует утилизацию. Отходы с предприятия забирает специально аккредитованная компания. Учреждения, которые хотят продемонстрировать, что правильно утилизируют все медотходы, проходят сертификацию системы менеджмента качества ISO 9001 и системы экологического менеджмента ISO 14001 — в России, в отличие от западных стран, эти процедуры добровольны.
Проблем с выбором подрядчика на вывоз отходов у медучреждений нет: отрасль вполне конкурентная. "Компания выбиралась нами после проведения открытого тендера. Основные принципы отбора — репутация компании, наличие полного пакета требуемой документации, полное административное сопровождение технологической цепочки с обязательным представлением талонов, актов на проведение термического обезвреживания",— рассказывает гендиректор сети клиник "Будь здоров" Вячеслав Новиков. В тендере, проведенном ЦВ "Протек" в середине 2016 года, приняли участие 11 компаний. "В целом никаких сложностей с утилизацией медотходов компания не испытывала, процесс давно отлажен",— отмечает гендиректор ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский.
По оценкам опрошенных "Ъ" экспертов, медотходы составляют в медучреждении от 1 кг на одного больного в сутки. В Москве цена вывоза медотходов начинается от 20 руб. за 1 кг и порой доходит до 110 руб., но можно найти и дешевле. Александр Гаврилов, эксперт компании "Экосфера", отмечает, что периодичность и стоимость услуги вывоза отходов зависит от масштабов учреждения, но все стараются экономить.
"Некрупные медицинские центры вывозят отходы раз в месяц, храня их до вывоза в морозильной камере, для больших медорганизаций вывоз отходов осуществляется раз в день",— отмечает он. Стоимость услуги варьируется соответственно от 6 тыс. руб. в месяц для крошечных медцентров до 300 тыс. руб. в месяц для крупных. Большая больница в среднем вывозит около 200 кг отходов в день, или пять-шесть контейнеров. Вывезти один контейнер в Москве стоит в среднем 600 руб. Крупное медучреждение на утилизацию своего медицинского мусора тратит около 1,4 млн руб. в год. По данным экспертов "Общероссийского народного фронта", за год в России производится 1 млн тонн медицинского мусора. Таким образом, утилизация медотходов обходится системе здравоохранения как минимум в 20 млрд руб.
Убыточная утилизация
Сами компании по утилизации медицинских отходов жалуются, что их деятельность становится менее прибыльным бизнесом, рынок стагнирует — цена на услуги на торгах падает на 50-60% от первоначальной. Также бизнес тянут вниз попытки медучреждений экономить на вывозе с помощью специальных установок по термическому обеззараживанию медотходов. "Крупные, особенно государственные, центры тратят сейчас большие деньги — в среднем около 50 млн руб.— на покупку оборудования по обезвреживанию отходов. После этой процедуры вывоз отходов обходится дешевле в десятки раз",— рассказывает гендиректор компании "Экосервис" Вадим Зверев, впрочем отмечая, что такие затраты окупятся нескоро. Самостоятельное обеззараживание позволяет лечебным учреждениям перевести медотходы в класс "обычных" твердых коммунальных отходов (ТКО).
Система сбора и утилизации отходов далека от совершенства, жалуются участники отрасли, многие подвергают существующие правила резкой критике, утверждая: правила обращения с медицинском мусором — СанПиНы — устарели, отрасли требуется ужесточение контроля со стороны госорганов, в том числе усиление надзора за больницами и клиниками. "К сожалению, не все медучреждения и не все производители медматериалов всегда следуют установленным правилам утилизации медицинских отходов",— отмечает гендиректор ГК "Альфа Регистр" Денис Салахов. По его словам, медорганизации экономят на найме компании, которая заниматься вывозом и утилизацией, не все проводят обучающие программы для персонала по грамотной утилизации; в лечебных учреждениях может отсутствовать необходимое оборудование:
специальные пакеты с маркировкой, одноразовая твердая тара, тележки для сбора и перевозки контейнеров и пакетов. "Для крупных центров затраты на утилизацию не смертельны, но маленькие клиники экономят на всем. Просто куда-то выбрасывают медотходы в качестве ТКО",— отмечает гендиректор "Экоплана" Виталий Вавилов. И добавляет: когда в небольшую медорганизацию приходят с проверками и смотрят договор, то инспекторов не смущает, что вывоз отходов может быть указан один раз в год.
Серые схемы
Вопросы использования медицинских отходов, по существу, выпали из сферы централизованного государственного управления, сетуют эксперты. По сути, сегодня отсутствует единый документ, который бы связывал все этапы утилизации медицинского мусора и прописывал бы ответственность исполнителей на каждом этапе обращения с отходами. В отрасли есть одна большая проблема — серые компании, занимающиеся вывозом и утилизацией медотходов. Их деятельность не контролируется никаким государственным органом.
В 2011 году было отменено обязательное лицензирование деятельности по вывозу и утилизации медицинского мусора, на рынок пришло много неквалифицированных новичков. Некоторые из них просто не имеют необходимых условий для обеззараживания медицинских отходов. "Меньше половины компаний по утилизации в России работают по правилам. Большинство же просто сваливает медотходы на полигонах ТКО или даже на несанкционированных свалках — хорошо еще если обеззараживает, но этого никто не проверяет. А ведь это угроза, которая может привести к эпидемии опасных заболеваний",— говорит учредитель ЗАО "Экология обращения отходов" Александр Ершов. По его словам, сейчас система утилизации устроена так, что все происходящее с отходами за забором медучреждения медиков не интересует. В первую очередь это касается контрактов медицинских организаций из государственного сектора, которые заключаются в соответствии с федеральным законом N44, так что Минздрав в случае проверки может проконтролировать только добросовестность проведения конкурсных процедур. При этом деятельность компании по утилизации находится вне компетенции медиков.
Медучреждения заключают с предприятиями, утилизирующими медотходы, договоры по таким ценам, что возникают большие сомнения относительно качества выполняемых работ, подтверждают в Профессиональном экологическом союзе. По расчетам организации, если утилизировать медицинский мусор по правилам, то минимальная стоимость процедуры увеличится вдвое — как минимум до 36 руб. за 1 кг.
Добавить комментарий 2 Пункт №1 – 10) приказа от 3 ноября 2017 № 10 «О внесении изменений в отдельные приказы управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами» содержит новую формулировку пункта 21 Приказа управления ЛО по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 27.06.1017 №4 (в ред. 02.08.2017):
«Сведения о лицах, принимающих отходы и сведения о дате, номере и сроке действия договора на передачу отходов указываются в табличном виде (столбцы 11-14 формы сведений табличного вида) в следующих случаях:
а) в случае предлагаемой передачи отходов производства и потребления в целях размещения;
б) в случае образования на объекте в результате хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующего субъекта отходов строительства и ремонта, наименования которых включены в блок 8 ФККО вида «Отходы строительства и ремонта»;
в) в случае образования на объекте в результате хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующего субъекта растительных отходов при подготовке строительного участка (Блок 1 ФККО, группа 1 50).
Хозяйствующий субъект также вправе в табличном виде (Приложение 10 к Методическим указаниям) указать сведения о лицах, принимающих иные включенные в ФККО наименования видов отходов и включить в раздел «Приложения» ПНООЛР копию договора, сведения о котором приводятся в табличном виде.
В сведениях о лицах, принимающих отходы, указываются полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (последнее – при наличии), место нахождения (жительства) и ИНН хозяйствующих субъектов, принимающих отходы, а также номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и наименование лицензирующего органа.»
Таким образом, договора на обезвреживание, утилизацию и обработку отходов субъект отчетности "вправе" включить к проекту ПНООЛР по Ленобласти. Добавить комментарий 2 В перспективе законодатели также урегулируют вторичное обращение отходов
Председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов подготовил поправки в законодательство, после принятия которых организовать раздельный сбор отходов станет проще. Пока же в Госдуме по предложению парламентария были установлены контейнеры для сбора отработанных батареек. Какие ещё изменения в скором времени могут произойти в российском экологическом законодательстве, депутат рассказал в интервью «Парламентской газете».
- Владимир Владимирович, для чего в Госдуме установлены контейнеры? Как это поможет решить экологическую проблему?
- Глобальной экологической проблемы мы этими действиями не решим, но это вопрос экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде. Всегда надо начинать с себя. Это вопрос перехода к цивилизованной практике утилизации отработанных элементов питания, которые являются одним из наиболее опасных загрязнителей окружающей среды. Батарейки после их использования относятся к отходам второго класса опасности (высокоопасные отходы — прим. ред.). Это обусловлено наличием в их составе химических элементов, которые даже в незначительных количествах могут наносить значительный вред здоровью людей и опасность для окружающей среды (цинк, марганец, ртуть, кадмий, никель и др.).
В мире за год порядка миллиарда батареек выбрасывается, а там и ртуть, и тяжелые металлы, и никель, и чего только нет. И просто разобраться с этим, даже в плане утилизации, — это целая история.
Напомню, что ранее в Государственной Думе был организован сбор бумажных отходов. Кроме того, мы в своём Комитете (по экологии и охране окружающей среды — прим. ред.) отказались от использования воды в пластиковых бутылках, заменив их на стеклянные, а также от пластиковых стаканчиков — используем только биоразлагаемые бумажные. Ещё раз говорю, в вопросах экологии надо начинать с себя.
- В чём суть подготовленного вами законопроекта?
- Мы хотим ликвидировать те прорехи в законодательстве, которые сейчас не позволяют осуществлять раздельный сбор мусора. Смотрите, даже те огромные торговые сети, мегамоллы, в корпоративных правилах которых прописано, что во всех странах мина, где они открываются, они должны осуществлять отдельный сбор отходов, у нас этим часто не могут заниматься. Дело в том, что это до сих пор лицензируемый вид деятельности. У нас сбор и накопление мусора никак не разделены. Если вы просто поставите бак и у вас будет четыре отделения под разный мусор, вы должны получить лицензию на то, что вы осуществляете раздельный сбор мусора. В Госдуме мы сейчас это делаем и специально заключаем договор с компанией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Поправки заключаются в том, чтобы вывести накопление мусора из видов деятельности, для которых нужно лицензирование. Таким образом ставить контейнеры для раздельного сбора мусора станет проще.
- На прошлой неделе Президент России Владимир Путин дал поручение кабмину внести в Госдуму проект федерального закона, регулирующий обращение вторичных материальных ресурсов, предварительно проработав вопрос о стимулировании роста продукции на них.
- Мусорная проблема не только в этом. Если бы вопрос стоял просто в переработке тех отходов, которые могут быть подвергнуты переработке, то это беда была бы не такая серьёзная. Мусорная проблема комплексная, она связана и с безобразной ситуацией вокруг свалок, которые даже никто не может посчитать толком.
В том числе мусорная проблема связана и с тематикой экологического просвещения. Потому что можно бесконечно устанавливать контейнеры для раздельного сбора мусора, но если всё будут при этом сваливать в один отсек этого контейнера, то дальше-то что? А если раздельный сбор мусора организовать, встаёт вопрос, как он дальше утилизироваться-то будет? Есть кому перерабатывать? Смотрите, какие митинги идут против мусоросжигательных заводов. Справедливые митинги, потому что людей не услышали, когда принимали это решение местные власти, региональные власти. У нас по действующему законодательству до сих пор при формировании территориальных схем обращения с отходами нет нормы, которая бы обязывала региональные власти провести публичные слушания. Вы можете запроектировать мусоросжигательный завод, можете новый полигон построить, не спросив людей. А это очень плохо — и вот откуда митинги потом.
- Что можно производить из мусора и как привлечь в эту сферу инвесторов?
- Вообще во многих странах мира бизнес, связанный с переработкой отходов, — это высокодоходный, высокорентабельный бизнес, относящийся к категории крайне востребованных с экономической точки зрения. У нас есть страны, которые экспортируют мусор. Экспортируют, продавая его как сырье для переработки и использования в качестве топлива. Второе — у нас тоже мусор — очень высокодоходный бизнес, но, к сожалению, эта сфера очень криминализирована.
Если бы вопрос стоял просто в переработке тех отходов, которые могут быть подвергнуты переработке, то это беда была бы не такая серьёзная. Мусорная проблема комплексная, она связана и с безобразной ситуацией вокруг свалок, которые даже никто не может посчитать толком.
А так ёмкость этого рынка просто огромна. К примеру, батарейки, собранные в Госдуме, уедут в Челябинск на переработку. Там расположен единственный в нашей стране завод по их переработке. Один завод на всю страну! Представляете, какое это пространство для бизнеса? А чтобы вы понимали, в мире за год порядка миллиарда батареек выбрасывается, а там и ртуть, и тяжелые металлы, и никель, и чего только нет. И просто разобраться с этим, даже в плане утилизации, — это целая история. Так что это огромная индустрия, с которой нам ещё предстоит выстроить какие-то отношения.
- По другому поручению президента Правительству совместно с главами регионов предстоит обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном сборе твердых коммунальных отходов. Как мотивировать население?
- Это как раз экопросвещение. Я депутат-одномандатник от Челябинской области и я в школах провожу уроки экологии. Я могу сказать, что люди готовы.
- Вы активный интернет-пользователь, можно ли к вам обращаться через соцсети?
- Начиная с прошлого созыва, когда я в первый раз был избран, у меня была заведена такая практика, что я любое обращение ко мне, независимо, как оно поступило, воспринимаю как обращение граждан. Всё равно, что человек на приеём ко мне пришел. Мне какая разница, как удобно человеку, так он должен иметь возможность до депутата достучаться. У нас работают помощники и аппарат мой, которые рассматривают обращение вне зависимости от того, как оно поступило. Добавить комментарий 1 ![]() Артём Сидоров провёл совещание, на котором детально обсудили формирование планов проверок на 2018 год с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с применением чек-листов Росприроднадзора.
Одной из ключевых новаций в рамках реформирования федерального государственного экологического надзора, является внедрение проверочных листов (чек-листов) при проведении проверок.
Внедрение чек-листов позволит существенно оптимизировать государственные ресурсы: инспекторы будут действовать в соответствии с заданными стандартами. Появится чёткий спектр задач для инспекторов, что позволит оптимизировать продолжительность и качество проведения проверок. В ходе обсуждения Артём Сидоров отметил, что «….необходимо снижать количество плановых проверок, выдерживая тренд в отношении предприятий чрезвычайно-высокого и высокого риска…Главная задача — мы должны преобразовать репрессивные методы взаимодействия в партнёрство на перспективу, на улучшение экологической обстановки. Никто не заинтересован в формировании штрафной отрасли, важно понимать, прогнозировать и предотвращать ущерб природе». Руководителю Службы был продемонстрирован функционал природопользователя и личного кабинета должностного лица по работе с проверочными листами на портале Росприроднадзора.
Артём Сидоров обратил внимание на то, что «…активное использование поднадзорными субъектами Личных кабинетов позволит существенно ослабить административную нагрузку на бизнес, значительно сократит время, которое предприятия затрачивают на подготовку к проверке, а также создаст условия для самоконтроля, и сделает гораздо более понятной саму процедуру и правомерность применения обязательных требований в сфере экологии и рационального природопользования. Такой вид взаимодействия гораздо более эффективен. Нет необходимости распространять надзор на всех в равной мере, упуская из виду критически опасные предприятия».
В 2017 году проверочные листы будут применяться при осуществлении 6 видов экологического надзора (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; в области охраны атмосферного воздуха; в области использования и охраны водных объектов; государственного земельного надзора; в области обращения с отходами; за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, в том числе на объектах I категории).
А уже с 1 июля 2018 года проверочные листы будут применяться в отношении объектов всех категорий по всем видам экологического надзора, лицензионному контролю.
«Чек-листы - это история с продолжением. В перспективе в них останутся только требования высокой степени риска. Всё остальное будем исключать. Но с учётом наработанной практики. Тут важная оговорка: основа чек-листов - высшая опасность. Надо научить инспекторов пользоваться чек-листами. Это в том числе ядро работы и с Прокуратурой и с поднадзорными объектами», - резюмировал Руководитель Росприроднадзора.
После презентации функционала состоялось экспертное обсуждение, в ходе которого высказаны предложения по совершенствованию возможностей Личного кабинета природопользователя. В частности, было предложено выработать единые стандарты отчётности, наладить межведомственное взаимодействие для оптимизации временных и иных затрат на проведение проверки, включить возможность пояснений по порядку проверки обязательных добавить дополнительные разъяснения и описание лучших практик их реализации, а также запустить функционал «общения» в режиме «Вопрос-ответ».
Первые итоги и новые «вызовы» по результатам практического применения чек-листов Росприроднадзор планирует получить в январе 2018 года. Добавить комментарий 3 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела письмо Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по вопросу разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) и сообщает следующее.
В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают ПНООЛР.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР) утверждаются территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, далее - Порядок), а также Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.
Так, согласно п.12 Порядка НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления хозяйствующими субъектами в целях подтверждения заявленных в проекте НООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период, а также подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения НООЛР.
При этом, согласно ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Кроме того, ч.1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Таким образом, технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения НООЛР. Добавить комментарий 3 В организации разработан проект НДС, утверждены нормативы сбросов в ЦСВ, но необходимо разработать план снижения сбросов.
Кто может разработать такой план, какие организации этим занимаются? Ключевые слова: план снижения сбросов Добавить комментарий 0 |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |