![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Учредители![]() Издательский дом "Отраслевые ведомости" ![]() ![]() |
![]() ![]() Блоги
Уважаемый коллега! На страницах портала «Экология производства» Вы можете вести свой блог - делиться опытом профессиональной деятельности, высказываться по актуальным вопросам промышленной экологии и охраны окружающей среды. Для того чтобы вести блог необходимо зарегистрироваться и ознакомиться с правилами ведения блогов, а также со справкой по размещению информации в блог. Всего записей: 814, показаны: 764-770 ![]() Перечень приказов по экологической безопасности предприятия *** Приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за проведение вводного, первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности Приказ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля Приказ о разработке плана мероприятий по производственному экологическому контролю Приказ об утверждении перечня загрязняющих веществ и отходов производства и потребления, образующихся на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок Приказ о назначении лица, ответственного за обслуживание и эксплуатацию локальных очистных сооружений Приказ о разработке плана мероприятий, направленных на повышение качества сбрасываемых сточных вод Приказ о назначении лица, ответственного за проведение мероприятий по дератизации Приказ руководителя о направлении лиц, допущенных к работ с опасными отходами, на обучение или переподготовку Приказ о назначении ответственного лица по обращению с отходами производства и потребления Приказ о назначении ответственного лица по обращению с опасными отходами Приказ о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов. вот примеры некоторых из них ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Империал» П Р И К А З № 1 _______________2.__года (первый) г. Кольчугино «Об обеспечении экологической безопасности на предприятии» В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г., реализацией Постановления Правительства РФ от 20.05.1999 г № 556 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» П Р И К А З Ы В А Ю: 1 Инженеру-экологу Ивановой П.П. разработать, представить на утверждение до ______________200__ г.: - Положение о контроле в области обращения с отходами производства и потребления; - Порядок организации сбора, хранения, утилизации и вывоза отходов производства и потребления; - Программу производственного экологического контроля; - График мероприятий по проведению производственного экологического контроля в ООО «Империал»; - Технологические регламенты и инструкции по экологической безопасности согласно «Списка…», утвержденного __________ года. - Программу вводного инструктажа по охране окружающей среды; - Программу первичного инструктажа на рабочем месте по экологической безопасности. 1.1 Ввести в действие вышеперечисленные документы с ___________ г.. 2 Принять следующий порядок проведения инструктажей по экологической безопасности: 2.1 Инженеру-экологу Ивановой П.П. проводить: - вводный инструктаж по экологической безопасности со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности; - первичный, повторный, внеплановый, целевой инструктажи на рабочем месте с вновь принятыми работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу. 2.1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте по экологической безопасности проводить по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране окружающей среды, локальных нормативных актов ООО «Империал», инструкций по экологической безопасности, технической и эксплуатационной документации, на основании типовой программы (Приложение 1). 2.2 Мастерам и начальникам участков: 2.2.1Внеплановый инструктаж проводить индивидуально или с группой работников: - при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны окружающей среды, а также стандартов, правил, инструкций по экологической безопасности и изменений к ним; - при нарушении работниками требований экологической безопасности, если нарушения могли создать или создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (загрязнение окружающей среды, авария и т.п.); - при изменении технологических процессов, замене, модернизации оборудования, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на экологическую безопасность; - по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля. 2.2.2 Целевой инструктаж проводить при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий, стихийных бедствий. 2.2.3 Объем и содержание внепланового, целевого инструктажей определять в каждом конкретном случае, в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. 2.3 Проведение всех инструктажей по экологической безопасности регистрировать в соответствующих журналах регистрации инструктажей с указанием подписи инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (Приложение 2). 3 Инженеру-экологу Ивановой П.П. обеспечить: - наличие необходимых документов по вопросам окружающей среды согласно Приложению 3 до _____________________г.; - учет первичной документации по проведению мероприятий производственного экологического контроля (включая акты, протоколы, результаты проведения инструментальных замеров состояния атмосферного воздуха, санитарно-защитной зоны, на рабочих местах). 4 На время отсутствия инженера-эколога Ивановой П.П. лицом, ответственным за проведение производственного экологического контроля возложить на инженера по охране труда – Петрова И.И.. 5 Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Генеральный директор С.С. Сидоров Ознакомлены: _________________ П.П. Иванова _________________ И.И. Петров ____________________________________________________________________________________________________ Приложение № 3 к Приказу №_ от «____» ___________20__г. Перечень необходимых документов по вопросам охраны окружающей среды на предприятии ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ДОКУМЕНТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
− приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание пылегазоочистных установок и о его функциях; − инструкции по обслуживанию и эксплуатации пылегазоочистных установок; − паспорта на каждую установку очистки газов (установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия). По результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт; − план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования; − график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа.
− № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»; − № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» − схема расположения источников выбросов. ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД
− приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание очистных сооружений, и о его функциях; − должностные инструкции для персонала, обслуживающего очистные сооружения; − паспорта на очистные сооружения; − инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; − журналы учета работы очистных сооружений; − график планово-предупредительного (текущего) ремонта очистных сооружений.
− договор между абонентом (заказчиком) и организацией водопроводно-канализационного хозяйства; − нормативов допустимого сброса (ДС); − схема водоснабжения и канализации; − план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод; − акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности. ДОКУМЕНТЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
_______________________________________________________________________________________________________ Приложение № 2 к приказу № _ от «______» _____________20__г. Фрмы журналов регистрации инструктажей по экологической безопасности Титульный лист Общество с ограниченной ответственностью «Империал» ООО «Империал»
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте по экологической безопасности (первичный, повторный, внеплановый, целевой) Начат ________ _______г. г. Кольчугино Лист журнала *** Дата Фамилия, имя, отчество инструктируемого Должность инструктируемого Вид инструктажа на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой Причина проведения внепланового инструктажа, тема инструктажа Ф.И.О., должность инструктирующего, допускающего Подпись инструктирующего Подпись инструктируемого *** Титульный лист Общество с ограниченной ответственностью «Империал» ООО «Империал» Журнал регистрации вводного инструктажа по экологической безопасности Начат ________ _______г. г. Кольчугино Лист журнала Дата Ф.И.О. инструктируемого Наименование подразделения, куда направляется инструктируемый Должность инструктируемого Ф.И.О. инструктирующего Подпись инструктирующего Подпись инструктируемого ______________________________________________________________________________________________________ Приложение № 1 к приказу № _от «_____» _________20__г. Типовая программа вводного инструктажа по экологической безопасности
_______________________________________________________________________________________________ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Империал» П Р И К А З № __ от __________ 20__года г. Кольчугино Во исполнение Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г №52-ФЗ, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г №89-ФЗ, Положения о контроле в области обращения с отходами производства и потребления ООО «Империал» от _________20__ г.. П Р И К А З Ы В А Ю: 1.1 Инженеру-экологу Ивановой П.П. до ______20__года разработать и представить на утверждение план мероприятий по проведению производственного экологического контроля на 2….год. 1.2 Инженеру-экологу Ивановой П.П. до ________20__года разработать и представить на утверждение перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления, образующихся в ООО «Империал». 1.3 Инженеру-экологу Ивановой П.П. до ___________20___года разработать и представить на утверждение график мероприятий по проведению производственного экологического контроля на 20____ год. 2.1 Ввести в действие вышеперечисленные документы с ________20_____года. 3.1 Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Генеральный директор С.С. Сидоров Ознакомлены: ________________ П.П. Иванова _____________________________________________________________________________________________________ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Империал» П Р И К А З №____
____________ 20_______года г. Кольчугино «О назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок» В соответствии с Правилами эксплуатации газоочистных установок ПЭУ-99, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки», Трудовым законодательством РФ, стандартизации предприятия СП 66.01.-99 «Организация работ по обеспечению охраны труда» и во исполнение «Программы производственного экологического контроля предприятия» П Р И К А З Ы В А Ю :
4. Координацию деятельности газоочистных установок по вопросам соблюдения экологических, Генеральный директор С.С. Сидоров Ознакомлены: ___( Инженер-эколог)_______ П.П. Иванова ___(механик)________________ К.К. Карпов ___(инженер по ОТ и ТБ)______ И.И. Петров ______________________________________________________________________________________________ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Империал» П Р И К А З №________ ________20_ года г. Кольчугино
«О назначении ответственного лица по обращению с отходами производства и потребления» Во исполнение Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г, реализации Постановления Правительства РФ от 20.05.1999г № 556 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» П Р И К А З Ы В А Ю: 1 Назначить ответственной по обращению с отходами производства и потребления инженера по охране окружающей среды (эколога) Иванову П.П.. 2 Ивановой П.П. вести учет хранения и передачи отходов производства и потребления сторонним организациям, имеющим лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов производства и потребления. Генеральный директор С.С. Сидоров Ознакомлены: _________________ П.П. Иванова _____________________________________________________________________________________________________ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Империал» П Р И К А З №___ _________20___года г. Кольчугино «О назначении ответственного лица по работе с опасными отходами производства» Во исполнение Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г, реализации Постановления Правительства РФ от 20.05.1999г № 556 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» П Р И К А З Ы В А Ю: 1.Назначить ответственной по работе с опасными отходами производства инженера по охране окружающей среды (эколога) Иванову П.П.. 2. Ивановой П.П. вести учет хранения и передачи опасных отходов сторонним организациям, имеющим лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Генеральный директор С.С. Сидоров Ознакомлена: _________________ П.П. Иванова ____________________________________________________________________________________________________ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Империал» П Р И К А З № ____ от _____20______года г. Кольчугино «О назначении лица, ответственного за проведение работ по дератизации» В соответствии с СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к проведению дератизации» Министерства здравоохранения Российской Федерации П Р И К А З Ы В А Ю : 1.1 Назначить лицом, ответственным за проведение дератизации инженера по охране окружающей среды (эколога) Иванову П.П.. 1.2 Инженеру по охране окружающей среды (экологу) Ивановой П.П. обеспечить ведение документации по проведению работ по дератизации (акты, журнал учета мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) 2.1 На время отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) Ивановой П.П. лицом, ответственным за проведение работ по дератизации назначить инженера по охране труда.
Генеральный директор С.С. Смирнов Ознакомлены: ___________________Иванова В.В. __________________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.) _____________________________________________________________________________________________________ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Империал» П Р И К А З № ____ от _________ 20_года г. Кольчугино «О назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля» Во исполнение Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ и Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г№52-ФЗ П Р И К А З Ы В А Ю: 1 1.1 Назначить лицом, ответственным за проведение производственного экологического контроля инженера по охране окружающей среды (эколога) Иванову П.П.. 1.2 Инженеру по охране окружающей среды (экологу) Ивановой П.П. вносить изменения в программу производственного экологического контроля и план-график мероприятий по проведению производственного контроля в ООО «Империал» по мере необходимости. 1.3 Инженеру по охране окружающей среды (экологу) Ивановой П.П. обеспечить учет первичной документации по проведению мероприятий производственного экологического контроля (включая акты, протоколы и результаты проведения инструментальных замеров состояния атмосферного воздуха, на границе санитарно-защитной зоны, на рабочих местах). 2 2.1 На время отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) Ивановой П.П. ответственным лицом за проведение производственного экологического контроля назначить инженера по охране труда Петрова И.И.. Генеральный директор С.С. Сидоров Ознакомлены: ________________ П.П. Иванова ________________ И.И. Петров Ключевые слова: приказы по эб, экологическая безопасность предприятия, пэк Добавить комментарий 64 ![]() Компонент Плотность, кг/м3 Свободно 60-120 В контейнере 180-220 После выгрузки из мусоровоза 210-240 В мусоровозе 300-420 На свалке 300-530 Измельченные 350-530 Пакетированные 470-700 Плотность в куче Ящики из гофрокартона 30 Алюминиевые банки 37 Пластиковые бутылки (200 тыс. шт/м3) 38 Смешанная бумага 60 Садово-парковый мусор 70 Газеты 100 Резина 240 Стеклянные бутылки 300 Пищевые отбросы 370 Консервные банки (белая жесть) 80 Плотность материалов Дерево 600 Картон 680 Бумага 700-1150 Стекло 2500 Алюминий 2700 Сталь 7700 Полипропилен 900 Полиэтилен 950 Полистирол 1050 АБС 1020 Акрил 1180 ПВХ 1250 ПЭТ 1350 Продукты мусоросортировочного завода Вторичное топливо 620 Лом алюминия 240 Стальной лом 400 Стеклобой 1360 Порошок вторичного топлива 430 Смятые алюминиевые банки 150 Смятые консервные банки (стальные) 500 *** Материал Плотность, кг/м3 Насыпная плотность, кг/м3 Алебастр 2500 — Асбест 2600 — Бетон 2300 — Винипласт 1380 — Гипс кристаллический 2240 1300 Глина сухая — 1380 Гранит 2700 — Зола 2200 680 Земля сухая 1800 1300 Известняк 2650 1800 Каучук 930 — Кварц 2650 1500 Керамика кислотоупорная 2600 — Кирпич обыкновенный 1500 — Кокс 1300 500 Колчедан серный 5000 3300 Кожа сухая 860 — Литье каменное 3000 — Мел кусковой 2200 1300 Мрамор 2600 — Парафин 900 -- Паронит 1200 — Песок сухой 1500 1200 Пробка 240 — Резина 1500 — Сода кристаллическая 1450 800 Соль каменная 2350 1020 Сосна 500 — Стекло 2500 — Текстолит 1380 — Уголь каменный 1350 800 Цемент 2900 — Эмаль 2350 — Металлы Сталь 7850 — Чугун серый 7250 — Медь катаная 8800 — Латунь 8500 — Алюминий 2700 — Свинец 11400 — Огнеупоры Динас 1900 — Магнезит 2900 — Шамот 1900 — Ключевые слова: плотность отходов, таблица плотности отходов, отход, тбо Добавить комментарий 4 Господа, не забывайте, что согласно требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, орган государственного контролля проводит проверку на основании распоряжения, типовая форма которого разработана Минэкономразвития РФ. У каждого проверяющего есть свой статус. Если проверяет группа инспекторов одного органа государственного контроля, то это целевая или комплексная проверка. В данной проверке должен быть определен старший по проверке. Распоряжение за 3 дня до начала проверки должно быть выслано на предприятие в качестве уведомления о предстоящей проверке.Также в распоряжении должно быть указано, с каким перечнем документов будут знакомится проверяющие. Таким образом, на предприятии должен быть срок на подготовку к проверке. Ничего лишнего, кроме указанного перечня документов в распоряжении проверяющие требовать не имеют. Таким образом, если все эти моменты проверяющим органом не учтены, можно смело писать в прокуратуру, или обжаловать результаты проверки в суде. Добавить комментарий 4 Здравствуйте, Всем! Подошло время собирать камни :( Нарушения известны, протоколы написаны, сейчас расматривают дела. Собираюсь обжаловать твердое покрытие. У нас на одном филиале есть документально подтвержденные данные о том, что у нас на поверхности не почва, а насыпной искуственный грунт. Приложила эти материалы к материалам проверки. Видимо инспекторам не понравился данный факт, потому как решение по этому делу мне до сих пор не объявили, видимо пришлю стразу постановление по почте (если оно будет). Пересмотрела все законодательные акты, но как разобраться толком со сбросом еще не могу придумать. ФЗ "Об охране окружающей среды" ст. 51 (по которой нам будут выносить поставнление) говорит нам, что "запрещен СБРОС отходов на почву". Я так понимаю, что по логике ФЗ "Об охране окружающей среды" нормируются сбросы жидких отходов и размещение твердых отходов. в ГОСТе 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами дается определение именно СБРОСОВ. Также как и в других нормативно-правовых актах также говорится о СБРОСАХ (как потоке жидких веществ). Но все равно попробую обжаловать применение ст. 51 ФЗ "Об ООС" к временному хранению отходов на почву. Еще один вопрос: как можно обосновать малозначительность нарушения? Например, нам за отсуствие разрешения на выброс (5 мес.) в постановлении написали "правонарушение нельзя признать малозначительным, так как атмосферный воздух является жизнено важным компонентом окр. среды для всего человечества". на момент проверки все разрешения уже были получены. Предприятие не скрывало факт отсутствия разрешения на выброс и отчитывалось по сверхлимиту весь период. В конце концов это всего лишь бумага? Также попытаюсь обжаловать это постановление. Уже пловина лета прошла, а конца этому делу не видно :( Добавить комментарий 4 Нашей фирме предлагают сертификат ИСО 14001. Фирма занимается строительством. Обучат 3х человек и выдадут сертификаты! Как Вы считаете - это того стоит!? Добавить комментарий 6 УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «ССС» ___________________ А.С. Кораев «___»_________________20__ г
МП *** ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ ООО «ССС» I. Область применения и общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.1999 г. № 96-ФЗ, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ[1,2,3]. 1.2. Настоящее Положение предназначено для субъектов хозяйственной и иной деятельности, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзору), а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный экологический надзор.. 1.3. Положение о производственном экологическом контроле определяет порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства и выполнением природоохранных мероприятий, а также предусматривает обязанности субъектов хозяйственной и иной деятельности по выполнению требований настоящего положения. 1.4. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения природоохранных нормативов в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации. 1.5. Основными принципами производственного контроля являются, объективность, системность, комплексность. 1.6. Основными задачами производственного контроля являются:
6. К объектам производственного экологического контроля, подлежащим регулярному наблюдению и оценке (мониторингу), относятся: - материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве; - источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии; - источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; - источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения; - источники возникновения вредных воздействий физических факторов и полей; - системы очистки сточных вод, системы очистки отходящих газов; - системы повторного и оборотного водоснабжения; - объекты размещения и обезвреживания отходов; - объекты окружающей природной среды (включая биологические компоненты экосистем), расположенные в пределах промышленной площадки, санитарно-защитной зоны, зоны влияния объекта - системы предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду.
II. Порядок организации и проведения производственного контроля 2.1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, поднадзорные Федеральной службе обязаны выполнять требования природоохранного законодательства (Приложение 1), а также постановлений, предписаний и природоохранных заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить природоохранные мероприятия; обеспечивать безопасность для окружающей среды и здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный экологический контроль за соблюдением природоохранного законодательства и проведением природоохранных мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, в том числе посредством проведения оценки воздействия на компоненты окружающей среды. 2.2. Производственный экологический контроль осуществляется специальной службой, организованной в структуре организации, возглавляемой ее Главным инженером. Специалисты упомянутой службы должны быть компетентными в вопросах охраны окружающей среды и быть аттестованными в Независимом аттестационно-методическом Центре в соответствии с РД-03-19-2007 (Утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 г. № 37, зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007 г. № 9133). 2.3.. Производственный контроль включает: а) наличие официально изданных нормативно-методических материалов, методов и методик контроля сбросов и выбросов, а также компонентов окружающей среды в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний: - на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), с целью оценки влияния производства на окружающую природную среду и здоровье человека; - сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; г) контроль за наличием разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, установленных лимитов на размещение отходов; за выполнением предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; паспортов на опасные отходы, иных документов, подтверждающих экологическую безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; д) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством и др. нормативными актами по вопросам, связанным с осуществлением производственного экологического контроля; е) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений службы Ростехнадзора об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу окружающей природной среде и здоровью человека; ж) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением природоохранных (профилактических) мероприятий, соблюдением требований природоохранного законодательства, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений. 2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на окружающую природную среду и здоровье человека. Лабораторные исследования и испытания осуществляются субъектами хозяйственной и иной деятельности самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке. 2.6. Программа (план) производственного экологического контроля составляется субъектами хозяйственной и иной деятельности до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность субъектов - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящего Положения. Программа (план) производственного контроля составляется ежегодно, утверждается руководителем субъекта хозяйственной и иной деятельности либо уполномоченными в установленном порядке лицами и в представляется по запросам органов, осуществляющих государственный экологический контроль. 2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются субъектами хозяйственной и иной деятельности. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут руководители этих субъектов. 2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный экологический контроль. 2.9.Должностные лица организации несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ***3.1. Производственный экологический контроль организуется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя субъекта хозяйственной и иной деятельности, согласно которому:
- Положение о производственном экологическом контроле; - Порядок проведения производственного экологического контроля; - Положение о Службе производственного экологического контроля или дается поручение по разработке проектов этих документов. Рекомендуемая форма приказа приведена в Приложении 2. 3.2. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1, ст. 67, ч. 2] cведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля в организации, об организации экологической службы, а также результаты производственного экологического контроля направляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющей государственный экологический контроль. Форма представления указанных сведений приведена в Приложении 3.
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ***4.1. Для проведения производственного экологического контроля необходимо располагать следующими информационными ресурсами:
– нормативными требованиями в области охраны окружающей среды и природопользования, распространяющимися на субъект хозяйственной и иной деятельности; – данными по источникам загрязнения окружающей среды и воздействию на компоненты природной среды, оказываемому субъекта хозяйственной и иной деятельности; – качество окружающей среды в зоне возможного влияния субъекта хозяйственной и иной деятельности (санитарно-защитная зона, зона влияния субъекта, фоновые концентрации). 4.2. Нормативные требования в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе распространяющиеся на субъект хозяйственной и иной деятельности) содержатся в законодательных актах Российской Федерации (см. Приложение 1), указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах Ростехнадзора и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, нормативных актах субъектов Российской Федерации. 4.3. Нормативные требования формируются Службой производственного экологического контроля субъекта хозяйственной и иной деятельности по официальным источникам опубликования нормативных правовых документов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Информация об источниках загрязнения окружающей природной среды и воздействии субъекта хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды содержится в следующих документах: 1) материалы ТЭО на строительство субъекта хозяйственной и иной деятельности; 2) заключения государственной экологической экспертизы материалов ТЭО субъекта хозяйственной и иной деятельности; 3) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ субъекта хозяйственной и иной деятельности; 4) разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от субъекта хозяйственной и иной деятельности; 5) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение субъекта хозяйственной и иной деятельности; 6) разрешение на размещение отходов, образующихся на субъекте хозяйственной и иной деятельности; 7) документ на право владения земельными участками; 8) паспорт водного хозяйства субъекта хозяйственной и иной деятельности; 9) ведомость инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха, находящихся в ведении субъекта хозяйственной и иной деятельности; 10) декларация о безопасности промышленного субъекта хозяйственной и иной деятельности; 11) данные мониторинга воздействий на компоненты природной среды; 12) и др.
***Источниками информации о качестве атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель и почв, животного и растительного мира в зоне возможного влияния субъекта служат:
1) раздел «Охрана окружающей среды» в составе материалов ТЭО на строительство субъекта; 2) результаты мониторинга природной среды.
5. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГОКОНТРОЛЯ Основными этапами производственного экологического контроля являются: 1) планирование; 2) обеспечение выполнения; 3) подготовка отчетов. 5.1. Планирование ***5.1.1. Производственный экологический контроль осуществляется в соответствии с утвержденными планами природоохранной деятельности, при разработке которых необходимо учитывать экологические требования (Приложение 1), условия природопользования, технические требования к эксплуатации установок, устройств и сооружений по очистке газовых выбросов и сточных вод, результаты государственного и производственного экологического контроля.
***5.1.2. Условия природопользования установлены в следующей разрешительной документации субъекта хозяйственной и иной деятельности:
***5.1.3. Технические требования к эксплуатации установок, устройств и сооружений по очистке газовых выбросов и сточных вод изложены в документации на это оборудование (регламентах или инструкциях по эксплуатации).
***5.1.4. Выявленные нарушения природоохранного законодательства фиксируются в Журнале учета мероприятий по контролю (надзору) субъекта хозяйственной и иной деятельности. В упомянутом журнале государственным инспектором в области охраны окружающей среды (охраны отдельных видов природных ресурсов) производится запись о проведенном мероприятии по контролю (надзору), содержащая сведения о наименовании органа государственного экологического контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись. Кроме того, наряду с журналом учета мероприятий по контролю, результаты государственного экологического контроля (надзора) содержатся в актах проверок субъекта хозяйственной и иной деятельности, протоколах и предписаниях государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.[1]
***5.1.5. Результаты производственного экологического контроля (включая результаты производственного экологического мониторинга) содержатся в отчетной документации службы производственного экологического контроля.
***5.1.6. План на очередной год разрабатывается в конце текущего года. Структурные подразделения службы производственного экологического контроля составляют планы по отдельным направлениям производственного экологического контроля, принимая во внимание наряду с прочим необходимость проведения лабораторного контроля соблюдения природоохранных нормативов и осуществление производственного экологического мониторинга. При планировании определяется источник финансирования и возможность реализации каждого из предложенных мероприятий.
5.1.7. Планы по отдельным направлениям производственного экологического контроля объединяются в общий план природоохранной деятельности Субъекта хозяйственной и иной деятельности, который утверждается его руководителем до начала планового периода (года, квартала). Сроки подготовки планов природоохранной деятельности устанавливаются руководителем службы производственного экологического контроля. Рекомендуемая форма плана приведена в приложении 4. ***5. 2.Обеспечение выполнения
***5.2.1 Выполнение запланированных природоохранных мероприятий осуществляется службой производственного экологического контроля с привлечением в необходимых случаях в установленном порядке специалистов других подразделений субъекта хозяйственной и иной деятельности и сторонних организаций.
***5.2.2. Основными процедурами производственного экологического контроля являются:
***– производственный экологический мониторинг;
***– учет воздействий на компоненты природной среды;
***– инвентаризация источников загрязнения природной среды;
***– получение (продление) разрешительной документации;
***– контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха, природных вод, земель и почв, растительного и животного мира, на соблюдение требований по обращению с опасными отходами;
***– контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов;
***– анализ результатов природоохранной деятельности;
***– разработка корректирующих мероприятий.
***5.2.3. Производственный экологический мониторинг предусматривает наблюдение за качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных природных вод, почвы, растительного и животного мира в пределах зоны защитных мероприятий субъекта хозяйственной и иной деятельности. Мониторинг проводится в соответствии с документами Системы экологического мониторинга.
***5.2.4. Учет воздействий на компоненты окружающей среды является одной из основных, обязательных процедур, выполняемых в рамках производственного экологического контроля. Учет проводится по типовым формам, специфичным для каждого из направлений деятельности по охране окружающей среды. Учетные данные являются основой для подготовки отчетов, служебных записок, прогнозов, деклараций и иных документов по вопросам охраны окружающей среды. Отдельные формы учета рассмотрены в разделах 5-10 и представлены в приложениях 5-10.
***5.2.5. Инвентаризацию источников загрязнения окружающей среды проводят с целью актуализации имеющихся данных по воздействию на компоненты природной среды. При инвентаризации используют проектную документацию субъекта хозяйственной и иной деятельности, включая проект нормативов выбросов (сбросов)), паспорт водного хозяйства, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В процессе инвентаризации уточняются сведения по источникам загрязнения окружающей природной среды, качественному и количественному составу выбросов в атмосферу, сбросов в природные водные объекты, образующихся отходов, а также по режимам их образования и отведения в окружающую среду.
***5.2.6. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха проводится в соответствии с установленным порядком по специальным планам (программам). Данные по каждому источнику загрязнения заносятся в соответствующий бланк инвентаризации. По итогам инвентаризации составляются технические отчеты. Результаты инвентаризации вносятся в инвентаризационную ведомость.
***5.2.7. С учетом реализованных технологических решений на субъекте хозяйственной и иной деятельности должна иметься следующая разрешительная документация: разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, разрешение на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду договор водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Получение и продление перечисленных документов производится в порядке, установленном Ростехнадзором и Росприроднадзором.
5.2.8. Контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов проводится в соответствии с условиями действия вышеупомянутой разрешительной документации, полученной субъектом хозяйственной и иной деятельности. Отбор и анализ проб газовых выбросов, атмосферного воздуха, сточных вод, почвы, компонентов растительного и животного мира проводится по планам-графикам лабораторного контроля, согласованным территориальным органом Ростехнадзора и, в необходимых случаях, Роспотребнадзора. Результаты лабораторного контроля регистрируются в соответствующих журналах первичного учета (см. разделы 6-11). По результатам проверок составляются акты, а в случаях несоблюдения природоохранных требований и нормативов – предписания об устранении отмеченных нарушений. Если нарушения вызваны объективными причинами и не могут быть оперативно устранены, то о таких нарушениях ставят в известность территориальный орган Ростехнадзора, разрабатывают и утверждают (по согласованию с последним) планы мероприятий по устранению нарушений природоохранных требований (планы достижения установленных нормативов). ***5.2.9. Служба производственного экологического контроля не реже 1 раза в квартал анализирует результаты природоохранной деятельности в целом по субъекту хозяйственной и иной деятельности. Результаты анализа отражаются в квартальных и годовых отчетах. В необходимых случаях на основе этих результатов разрабатываются соответствующие корректирующие мероприятия, которые включают в планы природоохранной деятельности.
***
***5.3. Подготовка отчетов
***
5.3.1. По результатам производственного экологического контроля составляются квартальные и годовые отчеты, порядок подготовки которых устанавливает руководитель службы производственного экологического контроля. 5.3.2. Наряду с вышеупомянутыми отчетами в установленном Роскомстатом России порядке подготавливается и представляется государственная статистическая отчетность по формам федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении опасных отходов производства и потребления», № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв», № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах», № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Государственная статистическая отчетность готовится на основании данных первичного учета, осуществляемого по типовым формам Роскомстата.
6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
6.1. Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха[2] ***6.1.1. В план мероприятий по охране атмосферного воздуха включают следующие основные позиции:
1) получение (продление) разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 2) проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (в случае изменений на субъекте хозяйственной и иной деятельности, например, при расширении, реконструкции предприятия, вводе в действие новых цехов и пр., или по указанию органов государственного экологического контроля); 3) контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов (проводится в соответствии с положениями Проекта нормативов ПДВ субъекта хозяйственной или иной деятельности); 4) контроль соблюдения технических нормативов выбросов от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха; 5) проверка технических характеристик газоочистного оборудования; 6) проведение мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, в зоне защитных мероприятий субъекта хозяйственной и иной деятельности, в местах размещения отходов; 7) проведение мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате государственного экологического контроля (при их наличии); ***8) подготовка и представление государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (воздух);
9) проведение мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (при поступлении предупреждения/оповещения); 10) повышение квалификации специалистов в области охраны атмосферного воздуха. Мероприятия по вышеуказанным позициям должны быть конкретизированы. 6.1.2. План мероприятий составляется по форме приложения 4 в сроки, установленные Руководителем Службы производственного экологического контроля.
6.2. Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха 6.2.1. Контроль соблюдения ПДВ 6.2.1.1. Работа по контролю проводится с учетом условий действия Разрешения на выбросы загрязняющих веществ и требований ГОСТ 17.2.3.02-78 [10] в соответствии с утвержденной в установленном порядке Системой контроля соблюдения ПДВ на субъекте хозяйственной и иной деятельности, включающей следующие данные: карту-схему промзоны субъекта с указанием контролируемых источников выброса; перечень контролируемых показателей по каждому из источников выбросов, нормативы ПДВ, периодичность и способы их контроля (прямое измерение, отбор пробы с последующим измерением (расчет); перечень средств измерения, оборудования и методических документов, применяемых для контроля соблюдения ПДВ, с указанием их метрологических характеристик; план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ; данные о лаборатории, выполняющей измерения содержания загрязняющих веществ в выбросах субъекта хозяйственной и иной деятельности. 6.2.1.2.При контроле соблюдения ПДВ и лимитов выбросов основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля ПДВ, а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые и технологические методы. В качестве способов контроля выполнения ПДВ в случаях выбросов достаточно стабильных по составу смесей веществ и отсутствия приборов для прямого контроля нормативов выбросов интересующих ингредиентов возможен контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ. В качестве групповых показателей допускается использование показаний приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которым установлены ПДВ. 6.2.1.3.При контроле соблюдения ПДВ выбросы вредных веществ определяют за период 20 мин, к которому относятся максимальные разовые ПДК, а также в среднем за сутки, месяц и год. Если продолжительность выбрасывания вредных веществ в атмосферу меньше 20 мин, контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.
6.2.2. Первичный учет при производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха При производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха в обязательном порядке проводится первичный учет данных по типовым формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3, утвержденным приказом ЦСУ от 9 июня 1981 г. № 329. На каждую из упомянутых форм заводится соответствующий журнал. Журнал по форме ПОД-1 является первичным документом учета стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха[3] и их характеристик по каждому структурному подразделению субъекта хозяйственной и иной деятельности. Записи в журнале ведут на основании результатов измерений параметров вышеупомянутых источников и результатов анализа отобранных проб. Первичный учет по форме ПОД-1 позволяет решать следующие задачи: ¾ определение общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому источнику их выделения; ¾ определение максимального количества загрязняющих веществ в выбросах при каждой смене технологического режима источника выделения; ¾ контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов; ¾ оценка экологических характеристик технологических процессов субъекта хозяйственной и иной деятельности. Журнал по форме ПОД-2 применяется для учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, проводимого с целью: ¾ оценки эффективности мероприятий, улучшение экологических характеристик технологических процессов; ¾ упорядочения направлений снижения выбросов загрязняющих веществ; ¾ контроля сроков выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и затрат на их реализацию. Журнал по форме ПОД-3 используется для учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок. Первичный учет по форме ПОД-3 позволяет проводить оценку состояния пылегазоочистного оборудования, определять фактический объем отходящих и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. Формы ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 и инструкции по их заполнению приведены в приложениях 5-7. Данные форм ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 используются для подготовки отчетов по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) (см. п. 5.5).
6.2.3. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)[4] 6.2.3.1.Субъект хозяйственной и иной деятельности должен обеспечивать снижение нормируемых выбросов в атмосферу на весь период НМУ [7] в соответствии со специальным планом мероприятий, являющимся составной частью проекта нормативов ПДВ. Предупреждения (оповещения) о наступлении НМУ должны фиксироваться в журнале по форме табл. 6-1. Таблица 6-1. Форма журнала для записи предупреждений (оповещений) при наступлении неблагоприятных метеоусловий и принятых мерах по сокращению выбросов *** № п/п Дата, время приема предупреждения (оповещения) Текст предупреждения (оповещения) Фамилия, И.О. Меры, принятые по сокращению выбросов Примечание принявшего предупреждение (оповещение) передавшего предупреждение (оповещение) 1 2 3 4 5 6 7 Примечание: В графе 1 указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого на субъект хозяйственной и иной деятельности. В графе 6 указывают, в какие структурные подразделения субъекта была передана информация и какие конкретные меры были приняты.
6.2.3.2. При поступлении предупреждения о наступлении первого, второго или третьего режима НМУ руководитель субъекта хозяйственной и иной деятельности издает приказ о переходе на период НМУ на заданные режимы работы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по субъекту хозяйственной и иной деятельности и по его структурным подразделениям, определением порядка приема и передачи мер оповещения. Для веществ, выбросы которых не создают на границе санитарно-защитной зоны или в жилой застройке загрязнение более 0,1 ПДКм.р., мероприятия по снижению выбросов на период НМУ не разрабатываются. 6.2.3.3.При работе субъекта хозяйственной или иной деятельности в первом режиме НМУ осуществляются в основном мероприятия организационно-технического порядка без изменения режима технологического процесса и нагрузки субъекта хозяйственной и иной деятельности (усиление контроля технологической дисциплины, режима работы оборудования и средств контроля, исключение очистки оборудования и т.п.). Эти мероприятия позволяют снизить выбросы на 5-10%. Во втором и третьем режимах НМУ проводятся мероприятия на базе технологического процесса (снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий), введение запрета на сжигание отходов, остановка технологического оборудования в случае выхода из строя систем газоочистки, перестройка структуры топливопотребления и др. 6.2.3.4.Мероприятия по временному сокращению выбросов, оформленные в виде таблиц и пояснительной записки, приведены в Проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ субъектов хозяйственной и иной деятельности. 6.3. Отчетность по выполнению мероприятий в области охраны атмосферного воздуха 6.3.1. Порядок подготовки отчетов о выполнении мероприятий по охране атмосферного воздуха устанавливает руководитель службы экологического контроля. В отчете должны быть отражены все запланированные мероприятия, а также внеплановые работы по охране атмосферного воздуха. В отчете проводится анализ выполненных работ, оценивается их эффективность, указываются причины нарушения требований, несоблюдения нормативов, даются предложения по совершенствованию деятельности в области охраны атмосферного воздуха. 6.3.2.Ежегодная государственная статистическая отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» [9] представляется субъектом хозяйственной и иной деятельности до 15 января органам государственной статистики и природоохранным органам. Статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) готовится с использованием данных журналов первичного учета по формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД‑3. Наряду с годовой отчетностью по форме № 2-ТП (воздух) субъектом представляется полугодовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП-воздух (срочная). ***
7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ Служба Производственного экологического контроля в целях осуществления экологического контроля деятельности в области обращения с опасными отходами выполняет следующие основные виды работ: - разработку мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды; - учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления; - контроль соблюдения экологических требований, при обращении с отходами производства и потребления, отчетность о выполнении предписаний органов государственного экологического контроля; - мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду; - организацию и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); - получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов и контроль лицензионных условий.
7.1. Разработка мероприятий по снижению влияния отходов на состояние окружающей среды 7.1.1.Мероприятия перспективного планирования включаются в состав ПНООЛР. Годовое планирование осуществляется службой производственного экологического контроля и должно обеспечить выполнение заданий, включенных в ПНООЛР. В составе ПНООЛР проекты планов по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды должны быть согласованы с органами, осуществляющими государственный экологический контроль. субъекты хозяйственной и иной деятельности разрабатывают ежегодно План мероприятий по снижению образующихся отходов на состояние окружающей среды в развитие реализации пятилетнего плана, принятого к реализации в составе проекта ПНООЛР. 7.1.2.При разработке годового Плана мероприятий Службой производственного экологического контроля в первую очередь составляется перечень мероприятий, обеспечивающих снижение влияния образующихся отходов на окружающую среду. Целесообразность мероприятий должна быть подтверждена расчетами затрат на их реализацию и ожидаемыми результатами по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду. 7.1.3. К числу обязательных к включению в План относятся мероприятия по достижению лимитов размещения отходов, получению разрешения на размещение отходов (продлению разрешения), мероприятия по проведению текущих, планово-предупредительных ремонтов мест временного хранения отходов, а также мероприятия, предложенные вышестоящими организациями и предписаниями органов государственного экологического контроля. 7.1.4.План мероприятий на очередной год, как правило, разрабатывается в конце текущего года. План разрабатывает лицо, ответственное за организацию природоохранной деятельности в области обращения с отходами с участием заинтересованных руководителей подразделений Объекта. 7.1.5.Разработанные мероприятия по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду предварительно проверяется расчетными методами на эффективность и экономичность, определяются источники их финансирования и возможность реализации. План мероприятий подписывает главный инженер субъекта хозяйственной и иной деятельности и утверждает руководитель субъекта. Утвержденный План мероприятий представляется на согласование в Территориальный орган Ростехнадзора. 7.1.6. Контроль выполнения Плана мероприятий осуществляется службой производственного экологического контроля. Специалист службы, отвечающий за обращение отходов, не реже одного раз в месяц с целью принятия предупредительных мер в случае невыполнения запланированных работ проверяет: - сроки, своевременность начала работ и их завершения; - обеспеченность работ финансированием, оборудованием, материалами; - наличие плана графика работ по вводу в эксплуатацию, проведение капитального и планово-предупредительного ремонтов, наладке и своевременности выполнения мероприятий этого графика; - достоверность отчетности руководителей подразделений субъекта хозяйственной и иной деятельности о выполнении запланированных мероприятий. 7.1.7. После завершения работ по каждому мероприятию в графе 6 Плана мероприятий делается запись с указанием конкретных данных о выполнении: дата и номер документа (приказ, договор, разрешение на лимиты размещение отходов, согласования, ввод в эксплуатацию и т.д.), работы, проведенные при выполнении данного мероприятия, причина переноса и т.д. Полнота и своевременность выполнения Плана мероприятий контролируется органами государственного экологического контроля.
7.2. Учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления 7.2.1.В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» [3] Службой производственного экологического контроля Объекта осуществляется первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов. Журнал ОТХ-1 является формой первичного учета объемов образования отходов и их удаления с мест образования во всех подразделениях субъекта хозяйственной и иной деятельности. Первичному учету подлежат все виды отходов производства и потребления – твердые, жидкие и газообразные, не учитываемые по формам № 2 ТП- (водхоз), № 2 ТП – (воздух). 7.2.2. На каждый вид отхода в журнале отводится самостоятельный раздел. Число разделов журнала равно числу видов образующихся на объекте отходов. Журнал ОТХ-2 учета отходов ведется в случае наличия объекта размещения отходов (полигона захоронения). 7.2.3. В Приложениях 13 и 14 даны Формы журнала ОТХ-1, ОТХ-2 (сводные формы первичного учета движения отходов), а также требования по ведению указанных форм. 7.2.4.Формы первичного учета отходов являются основой для заполнения формы «Схема операционного движения отходов» (приложение 15), которая, в свою очередь, необходима для заполнения формы «Баланс массы отходов за отчетный период» (Приложение 16). Форма «Баланс массы отходов за отчетный период» в составе «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах» (Приложение 17) ежегодно представляется в Территориальный орган Ростехнадзора. В состав «Технического отчета …» входят также сведения о размещении отходов и информация о выполнении Плана мероприятий 7.2.4.Схема операционного движения отходов заполняется с использованием системы классификации и кодирования отходов и Федерального классификационного каталога отходов.. 7.2.5.Ведение первичного учета движения отходов обеспечивает также достоверность представления государственной статистической отчетности (форма № 2-ТП (отходы). При проверке достоверности заполнения статистической отчетности по форме № 2‑ТП (отходы) служба производственного экологического контроля сравнивает утвержденные нормативы образования и лимитов размещения отходов с фактическими результатами, полученными при анализе материального баланса и проведении инструментального контроля соблюдения установленных нормативов. 7.2.6.Служба производственного экологического контроля обеспечивает хранение данных первичного отчета, годового и статистического учета обращения отходов. Срок хранения документов определяет Территориальный орган Ростехнадзора.
7.3. Контроль соблюдения экологических требований при обращении с отходами, производства и потребления 7.3.1.Экологическим требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами фиксируются в ПНООЛР субъекта хозяйственной и иной деятельности, Разрешении на размещение отходов производства и потребления, лицензии на осуществление деятельности с опасными отходами. 7.3.2. Должностное лицо Службы производственного экологического контроля, ответственное за эксплуатацию мест хранения (накопления) отходов на территории субъекта хозяйственной и иной деятельности, ежемесячно проверяет их соответствие тому ПНООЛР и в случае обнаружения несоответствия дает предписания по устранению замеченных нарушений с указанием сроков его исполнения. 7.3.3.Контролю подвергаются места хранения (накопления) отходов на территории объекта, их границы (площадь, объемы), обустройство, предельное количество временного накопления отходов в соответствии с выданными разрешениями, сроки и способы их накопления. 7.3.4.При контроле используются таблица ПНООЛР «Характеристика мест хранения (накопления) отходов» и таблица «Характеристика объекта размещения отходов» тома ПНООЛР. В случае транспортирования отходов должностным лицом службы производственного экологического контроля оценивается возможность потери опасных отходов в процессе перевозки, создания аварийной ситуации, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. При этом контролируется: наличие паспорта опасных отходов, соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах, наличие документации( для транспортирования и передачи опасных отходов) с указанием объемов и видов транспортируемых отходов, цели и месте их транспортирования, оснащение транспорта специальным оборудованием и снабжение его специальными знаками. В случае возможности возникновения нештатной ситуации должностное лицо службы производственного экологического контроля запрещает транспортирование опасных отходов. 7.3.5.Служба производственного экологического контроля осуществляет контроль принятых или переданных на размещение отходов. Документами контроля передачи отходов другим организациям являются акты сдачи отходов, квитанции и контрольные талоны приема отходов на размещение. 7.3.6. При наличии объекта для размещения отходов его эксплуатация проверяется на эффективность и безопасность для окружающей среды и здоровья населения. В порядке, установленном законодательством, служба производственного экологического контроля вносит объект размещения отходов в государственный реестр. 7.3.7. При проверке деятельности в области обращения с опасными отходами субъекта хозяйственной и иной деятельности государственными органами контроля должен быть составлен Акт проверки с обязательными для исполнения предписаниями об устранении нарушений природоохранного законодательства. Сроки выполнения предписания согласовываются с руководством субъекта хозяйственной и иной деятельности. 7.3.8. На основании Акта проверки служба производственного экологического контроля, должностное лицо в сфере обращения с отходами оформляет План мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности. План утверждает руководитель субъекта хозяйственной и иной деятельности. Мероприятия по реализации предписаний можно включить в План Мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды. 7.3.7 Для государственного контроля за ходом реализации предписаний копию утвержденного плана мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности направляют в Территориальный орган Ростехнадзора. 7.3.7. О выполнении предписаний ежеквартально, не позднее 25 числа последнего месяца квартала, служба производственного экологического контроля субъекта хозяйственной и иной деятельности представляет отчет о ходе их реализации. В отчете перечисляются все предписания, подлежащие выполнению в данном квартале, запланированные сроки их выполнения и результаты реализации. Отчет подписывает главный инженер субъекта хозяйственной и иной деятельности. В случае невыполнения хотя бы одного предписания в сроки, указанные в Акте, руководитель субъекта хозяйственной и иной деятельности направляет в Территориальный орган Ростехнадзора письмо с обоснованием причин невыполнения предписания с просьбой о разрешении переноса срока выполнения мероприятия. Перенос сроков выполнения предписаний осуществляют только с разрешения Территориального органа Ростехнадзора.
7.4. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду 7.4.1.На территориях мест и объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду служба производственного экологического контроля контролирует организацию мониторинга состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенции [3]. 7.4.2.Практическую работу по мониторингу за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов и мониторингу за состоянием окружающей среды на объектах захоронения отходов выполняет подразделение службы производственного экологического контроля по экологическому лабораторному контролю.
7.5. Организация и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
7.5.1.Служба производственного экологического контроля организовывает и участвует в проведение (проводит) инвентаризации отходов и объектов их размещения. Этапы проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения: - подготовительный, - проведение инвентаризационного обследования; - обработка результатов обследования и оформление выходных материалов. 7.5.2.Программу работ по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения разрабатывает начальник службы производственного экологического контроля. В случае привлечения специализированной организации программа работ составляется совместно с представителями данной организации. После согласования Программы с руководителями структурных подразделений объекта она утверждается руководителями объекта и привлекаемой организации В программе должны быть указаны конкретные сроки проведения работ в каждом структурном подразделении. В графе 6 программы указывается ответственный за выполнение мероприятий или ответственный исполнитель. Сроки проведения работ и мероприятий, внесенные в программу, являются обязательными для обеих сторон. Перенос сроков допускается только при согласии обеих сторон. 7.5.3.Результаты инвентаризационного обследования служат основой для расчетов и установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения. Служба производственного экологического контроля организует (проводит) паспортизацию опасных отходов в соответствии с нормативными актами, действующими на период составления паспортов и др. 7.5.4. Служба производственного экологического контроля проводит расчеты (привлекает специализированную организацию на договорных началах) по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности в установленном в Приказе МПР России от 15.06.01. № 511 порядке. 7.5.5. В соответствии с требованиями Закона «Об отходах производства и потребления» [3] объекту устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещения. 7.5.4. Проекты ПНООЛР разрабатываются специализированными организациями на основе договора, оформленного в установленном порядке. При оформлении договора разработчик совместно с руководством объекта составляет План-график работ, в том числе согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещения и получения разрешения. 7.5.5. Служба производственного экологического контроля представляет организации данные по инвентаризации отходов и мест их размещения, карту-схему объекта с размещенными на ней местами хранения отходов, паспорта опасных отходов, материалы по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, сведения о перспективах развития объекта и другие материалы по запросу организации-разработчика. 7.5.6. Объем и содержание тома ПНООЛР регламентируется Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [18]. 7.5.7. Оформленный проект тома ПНООЛР проверяет Служба производственного экологического контроля и главный инженер субъекта хозяйственной и иной деятельности. При этом контролируется: качество исполнения и оформления, полнота и достоверность исходных данных, достаточность и выполнимость рекомендованных мероприятий по снижению воздействия опасных отходов на окружающую среду. После рассмотрения и немедленного устранения замечаний и недостатков проект тома ПНООЛР утверждается руководителями объекта и представляется на согласование в Роспотребнадзор и органы государственного экологического надзора. 7.5.8. Согласованный том ПНООЛР является необходимым условием выдачи разрешения на размещение отходов производства и потребления. Планируемые изменения качественной и количественной характеристик образующихся отходов должны заблаговременно доводиться до сведения Территориального органа Ростехнадзора путем представления дополнительных материалов по корректировке тома ПНООЛР. Разрешение на размещение отходов производства и потребления выдается Территориальным органом Ростехнадзора на основании согласованного ПНООЛР. 7.5.7 Для продления срока действия разрешения на размещение отходов производства и потребления, Службой производственного экологического контроля субъекта хозяйственной и иной деятельности не позднее чем за 45 суток до его истечения представляются необходимые оформленные материалы и документы в Территориальный орган Ростехнадзора. Перечень необходимой документации уточняется в соответствующем структурном подразделении охраны окружающей среды Ростехнадзора.
7.6. Получение лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами и контроль лицензионных условий
7.6.1.Служба производственного экологического контроля организует получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. При этом Служба производственного экологического контроля руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [19], Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2006 г.. № 524 [20]. В лицензии на деятельность с опасными отходами должны быть определены лицензионные условия этой деятельности. 7.6.2. Службой производственного экологического контроля ведется контроль соблюдения лицензионных условий. При выявлении нарушений Службой принимаются меры по их ликвидации. В случае выявления нарушений лицензионных условий уполномоченным должностным лицом службы государственного контроля и выдачи предписания, в том числе приостанавливающих действие лицензии, Служба производственного экологического контроля принимает меры по устранению нарушений лицензионных условий в сроки, указанные в предписании и уведомляет об этом лицензирующий орган. 7.6.3. Проверка проведения устранения Объектом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, проводится лицензирующим органом в течение 15 дней со дня получения от Объекта уведомления об устранении указанных нарушений. 7.6.4. Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию опасных отходов выдается на определенный срок. Указанный срок может быть продлен по заявлению субъекта хозяйственной и иной деятельности в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. 7.6.5. В случае изменения класса опасности отходов для окружающей среды, свойств и видов отходов, а также места нахождения объектов их размещения Служба производственного экологического контроля обязана в 15-дневный срок сообщить об этом в письменном виде в лицензирующий орган. 8. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ 8.1.Субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. 8.2 Службой производственного экологического контроля контролируются расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенные Субъектом хозяйственной и иной деятельности в соответствии с Приказом от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Добавить комментарий 12 Северо – Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 23 июня 2010 года провело плановую проверку состояния котельной АООТ «Новороссийский винзавод», г. Новороссийск.
В ходе обследования было установлено, что котельная предприятия эксплуатируется с грубыми нарушениями требований и правил: персонал и специалисты не подготовлены, не проведено техническое освидетельствование паровых котлов, не исправна автоматика безопасности котлов.
В результате проверки были составлены протоколы об административном правонарушении, которые переданы в Октябрьский районный суд г. Новороссийска для принятия решения о приостановке работы котельной. Ключевые слова: новости Добавить комментарий 3 |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |