![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
![]() Блоги
Уважаемый коллега! На страницах портала «Экология производства» Вы можете вести свой блог - делиться опытом профессиональной деятельности, высказываться по актуальным вопросам промышленной экологии и охраны окружающей среды. Для того чтобы вести блог необходимо зарегистрироваться и ознакомиться с правилами ведения блогов, а также со справкой по размещению информации в блог. Всего записей: 812, показаны: 1-7 Эксперт Субботинская В.А.
Санитарно-защитная зона считается установленной только при наличии решения уполномоченного органа. Положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указывают лишь на размер ориентировочных санитарно-защитных зон, без придания им какого-либо правового статуса.
Почему установление СЗЗ отвечает интересам самих предприятий.
Вопрос установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) традиционно воспринимается преимущественно через призму защиты здоровья населения.
Однако важно помнить, что режим СЗЗ — это не только инструмент охраны среды обитания человека, но и один из правовых механизмов, обеспечивающих бесперебойность хозяйственной деятельности предприятий.
Установленная санитарно-защитная зона ограничивает возможность размещения в границах зоны (близи предприятий) объектов, несовместимых с ее режимом.
Это означает, что вовремя установленные границы СЗЗ могут стать эффективным барьером против приближения к промышленной площадке территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (например, жилой застройки) или другой активности, способной затруднить или сделать невозможной эксплуатацию производственного объекта.
Как показывает анализ судебной практики, промедление с установлением санитарной зоны влечет серьёзные негативные последствия.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.05.2025 г. по делу N А63-3928/2024.
1. Суть дела
В одном из таких случаев производственный объект рискует остаться без "защиты" от наступающей жилой застройки именно из-за отсутствия установленной в предусмотренном законом порядке СЗЗ на момент принятия спорного градостроительного решения.
История развивалась по классическому сценарию.
В непосредственной близости от объекта хозяйственно деятельности планировалось строительство многоквартирного жилого дома.
Застройщик обратился в Администрацию муниципального образования за получением разрешения на отклонение от предельных параметров строительства. Запрос организации был удовлетворен.
Владелец промышленного объекта, недалеко от которого намечалось размещение жилого дома, оспорил постановление администрации, считая его принятым с нарушением норм санитарно-эпидемиологического законодательства.
Хозяйствующий субъект указывал, что возведение жилого дома вблизи от производственного объекта недопустимо, так как такой объект должен быть окружен санитарно-защитной зоной.
И всё бы ничего, но на момент выдачи Администрацией муниципального образования разрешения на строительство дома:
1) установленной санитарно-защитной зоны объекта не существовало (еще не было принято решение об установлении СЗЗ);
2) в ЕГРН отсутствовали сведения о границах СЗЗ объекта.
В то же время владелец объекта был убежден:
при принятии решения о возможности строительства жилого дома рядом с производственным объектом должен был учитываться ориентировочный размер СЗЗ по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Увы, но положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в том числе в части касающейся санитарной классификации объектов и размеров ориентировочных санитарно-защитных зон для них) не играют никакой роли, когда речь заходит о соблюдении режима СЗЗ, применении ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ.
Для того, чтобы ограничения в СЗЗ (режим СЗЗ) действовали, имели силу, необходимо, чтобы зона была установлена.
2. Позиция суда
Суд постановил: санитарно-защитная зона считается установленной только при наличии решения уполномоченного органа, которое отсутствовало на момент выдачи разрешения застройщику.
Довод хозяйствующего субъекта о необходимости учета положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 при принятии решения о строительстве жилого дома по соседству с производственным объектом были судом отклонены, так как нормы СанПиН указывают лишь на размер ориентировочных санитарно-защитных зон, без придания им какого-либо правового статуса.
Владелец объекта также указывал на факт более позднего установления СЗЗ для эксплуатируемого им объекта.
Загвоздка была в том, что решение Роспотребнадзора об установлении СЗЗ для объекта было принято после принятия спорного акта Администрации.
В результате постановление Администрации муниципального образования признано законным, все три судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем суд кассационной инстанции отметил, что предприятие не лишено возможности защищать свои интересы иными способами, включая иски о запрете эксплуатации объектов, нарушающих режим СЗЗ.
Это дает хозяйствующему субъекту надежду на предотвращение строительства жилого дома в границах СЗЗ.
3. Что делать экологу
Рассмотренное дело демонстрирует, что формальное отсутствие СЗЗ даже при очевидном воздействии объекта на среду обитания человека лишает предприятие действенных способов защиты от приближения жилой застройки.
При этом своевременное установление зоны с особыми условиями использования территорий влечёт юридические последствия: ограничения использования земельных участков в части недопустимости размещения объектов и территорий, не совместимых с режимом СЗЗ.
Таким образом, санитарно-защитная зона — это не только инструмент охраны здоровья населения (несмотря на то, что именно такую цель она преследует в первую очередь), но и важное условие стабильной работы предприятия, позволяющее избежать конфликтов с надзорными органами, судебных споров и ограничений хозяйственной деятельности.
4. Что будет, если не делать
Бездействие в части установления СЗЗ (даже, если законодательство временно позволяет зону не устанавливать) играет не в пользу хозяйствующих субъектов.
Ситуация, когда у объекта, за пределами промышленной площадки которого превышены нормативы качества среды обитания человека, отсутствует СЗЗ, грозит тем, что кто-то успеет раньше, и за забором предприятия окажутся объекты и территории, в отношении которых придется соблюдать ПДК веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений. Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 Опубликовано Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.04.2025 № 805-р.
Данным распоряжением изменен Перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2021 N 2979-р.
Стоит отметить, что государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется в целях получения достоверной информации о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, а также обеспечения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан такой информацией (ч.1 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ)).
В данном случае меняются коэффициенты пересчета величин выбросов парниковых газов в эквивалент диоксида углерода (на горизонте 100 лет).
Добавляются коэффициенты для региональных регулируемых организаций в ходе проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах РФ.
Данные государственного учета выбросов парниковых газов учитываются при подготовке кадастра парниковых газов.
Государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов осуществляются в отношении парниковых газов, включенных в указанный перечень (ч.2 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 296-ФЗ).
Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 Опубликован Приказ Минприроды России от 13.11.2024 № 659 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в связи с созданием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды" (далее - приказ).
Изменения связаны с созданием и функционированием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды (ФГИС СОС).
Цель -обеспечить интеграцию данных из различных источников мониторинга окружающей среды в единую систему.
Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 Сведения о состоянии и использовании водоохранных зон и о наблюдениях за водными объектами
Сведения представляют предприятия, осуществляющие водопользование.
Порядок представления сведений утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.03.2024 N 329.
Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 Опубликован проект приказа Минприроды России "Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается" (далее - проект).
Проект направлен на установление перечня видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых на территории РФ будет запрещена в соответствии с Лесным кодексом и положением о Министерстве природных ресурсов и экологии.
Цель - сохранение редких, ценных и уязвимых видов растений, а также обеспечение устойчивого управления лесными ресурсами.
Основные положения:
Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 На рассмотрение вынесен проект постановления Правительства РФ “О внесении изменений в перечень видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров” (далее - проект).
Цель - модернизировать существующий перечень видов отходов и вторичного сырья для улучшения системы самостоятельной утилизации отходов производителями и импортерами товаров.
Ключевые положения проекта
Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 ПСБ окажет финансовую поддержку строительству комплекса по сортировке, утилизации и обезвреживанию мусора в Пермском крае.
Соответствующее соглашение о сотрудничестве подписали на Пермском инженерно-промышленном форуме – 2022 ПСБ, региональное Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и ООО «Пермский узел переработки отходов».
ПСБ предоставит проектное финансирование строительства мусоросортировочного и перерабатывающего комплекса мощностью 80 тысяч тонн в год. Планируется, что проект стартует уже в 1 квартале 2023 года.
Подписи под документом поставили региональный директор ПСБ в Пермском крае Андрей Клепиков, министр жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Артем Балахнин и генеральный директор ООО «Пермский узел переработки отходов» Алексей Лапшин.
«ПСБ уделяет большое внимание теме охраны окружающей среды. Проект, который будет запущен в рамках подписанного соглашения, направлен на строительство предприятия сортировки и вторичной переработки отходов в Пермском крае и полностью соответствует целям национального проекта «Экология». Мы рады оказать финансовую поддержку этой природоохранной инициативе и готовы финансировать и другие проекты, способствующие развитию современной региональной инфраструктуры для безопасного обращения с отходами», – прокомментировал Андрей Клепиков.
«Правительство края ведет комплексную работу, направленную на улучшение экологии в регионе. В частности, создаются условия для раздельного сбора отходов, их своевременного вывоза и переработки. Наша цель – сделать сортировку отходов привычной для жителей. Важно повышать экологическую грамотность населения – объяснять насколько необходимо внедрение раздельного сбора – от этого напрямую зависит состояние окружающей среды», – обозначил Артём Балахнин.
«Исполнение федерального национального проекта «Экология» в регионах подразумевает создание объектов сортировки, утилизации и обезвреживания отходов. Для реализации строительства ПСБ предоставил нам кредитование по субсидированной ставке, обеспечив «длинными» деньгами, что в свою очередь гарантирует сохранение тарифов без повышения для конечных потребителей», – рассказал Алексей Лапшин.
Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |