|
|||||
|
|||||
Вход
|
|||||
|
УчредителиИздательский дом "Отраслевые ведомости" |
Блоги
Уважаемый коллега! На страницах портала «Экология производства» Вы можете вести свой блог - делиться опытом профессиональной деятельности, высказываться по актуальным вопросам промышленной экологии и охраны окружающей среды. Для того чтобы вести блог необходимо зарегистрироваться и ознакомиться с правилами ведения блогов, а также со справкой по размещению информации в блог. Всего записей: 802, показаны: 64-70 Письмо Росприроднадзора от 01.02.2021 г. № МК-02−02−34/2531 «О предоставлении разъяснений»
В своем запросе представители строительной фирмы интересовались, кто ставит объект на учёт — строительная организация или организация — заказчик объекта.
Ответ: обязанность по постановке на учет объекта НВОС возникает у ЮЛ, непосредственно осуществляющего работы по строительству на строительной площадке.
П. 11 статьи 69.2. Закона № 7-ФЗ определено основание для снятия объекта НВОС с государственного учета — предоставление ЮИ и ИП сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС. При этом документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС, будет акт о его ликвидации или консервации. Ключевые слова: новости Добавить комментарий 2 Новые данные Роспотребнадзора озвучила сегодня вице-премьер РФ Виктория Абрамченко на встрече с главами российских регионов. В представленном федеральным ведомством перечне указаны 12 городов, в которых по итогам экологического мониторинга эксперты зафиксировали наиболее высокую степень аэрогенных выбросов. Всего же в списке перечислено 48 населенных пунктов, вызывающих особую обеспокоенность в связи с повышенной концентрацией в атмосфере опасных веществ.
В тройку российских городов с самым грязным воздухом ожидаемо вошли промышленные кузницы страны - Челябинск, Нижний Тагил и Магнитогорск. Примечательно, что в «грязную дюжину» не вошел ни один южный город. Также не попали в него Москва и Санкт-Петербург.
Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила главам регионов предпринять все необходимые меры, чтобы уже к 2024 году в отмеченных городах в рамках федерального проекта «Чистый воздух» сократить совокупный объем вредных выбросов на 20% - в сумме не менее чем на 1,5 тысячи тонн. По ее словам, для каждого из 12 городов экологическая программа должна быть разработана индивидуально, с учетом региональной специфики.
Ключевые слова: загрязнение воздуха, рейтинг, челябинск, Добавить комментарий 0 Сейчас такого рода мусор в основном гниёт на свалках, загрязняя окружающую среду
Производители должны полностью, а не частично нести ответственность за утилизацию упаковки из-под изготовленных товаров, а не отправлять подобные отходы на свалку. Предусматривающий такую норму законопроект внесён в Госдуму 19 января. Депутаты также ждут от Правительства новый документ о расширенной ответственности производителей, чтобы за то, что осталось от неэкологичных товаров, платил загрязнитель, а не потребитель. Как предлагают реформировать систему и скажется ли это на кошельках граждан, разбиралась «Парламентская газета».
Бизнес должен гарантировать утилизацию
С 2015 года в России действует система расширенной ответственности производителей (РОП). Эта система предусматривает утилизацию компаниями определённого объёма изделий, которые потеряли потребительские свойства. Объём утилизации определяет Правительство для каждой группы товаров. Например, в 2021 году предприятия, которые изготавливают шины и покрышки, обязаны утилизировать десять процентов таких же или аналогичных отходов, стекольные предприятия — 25 процентов, а производители пластмассовых упаковочных изделий — 30 процентов. Выполнить нормативы можно одним из трёх способов: переработать мусор на собственных мощностях, заключить договор с оператором по обращению с отходами или другой специализированной компанией либо уплатить экологический сбор в бюджет.
Но за шесть лет система не принесла существенных результатов, считают в Правительстве и в Госдуме. В 2019 году только 15 175 производителей подали отчёт о выполнении нормативов утилизации из 160 тысяч производителей и импортёров, которые должны были это сделать. Перерабатывают, как посчитали в Счётной палате, только семь процентов мусора, а 90 процентов отправляется на свалки. Причина тому — недостатки администрирования, слабое стимулирование предприятий использовать в производстве «вторичку» и отсутствие эффективного целевого использования средств экологического сбора, говорится в концепции развития системы, которую Правительство утвердило 28 декабря. Этот документ запускает масштабную реформу РОП.
С компаний хотят брать обязательства, что они займутся утилизацией, например в виде банковской гарантии и поручительства, выданного мусороперерабатывающим заводом. Постепенно станут повышать нормативы утилизации — каждый год не меньше чем на десять процентов. Отдельно говорится об упаковке. С 2022 года ответственность за её утилизацию должна быть стопроцентной. До 15 февраля в кабмине должны утвердить «дорожную карту» по подготовке необходимой нормативной базы.
Без базового закона не обойтись
Особенно важно разобраться с утилизацией упаковки — она составляет половину объёма всех твёрдых коммунальных отходов и её объём растёт, считает член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин. 19 января он внёс в Госдуму поправки в Закон «Об отходах производства и потребления», по которым каждая компания должна будет утилизировать столько упаковки, сколько продала или ввезла в Россию в течение отчётного года. Или — заплатить экосбор за весь объём реализованной тары.
Депутат не первый раз вносит законопроект о расширенной ответственности производителей. Новый вариант учитывает позицию Правительства, пояснил он «Парламентской газете». По словам Фокина, такой подход позволит увеличить собираемость экосбора до 150-160 миллиардов рублей в год. Для сравнения: в 2019 году собрали 2,3 миллиарда. «Это позволит наполнить пустые кошельки операторов, которые занимаются сбором и утилизацией отходов. У них практически нет денег, чтобы реализовывать эти программы», — считает он.
Сейчас в Госдуме ждут, когда Правительство внесёт комплексный базовый законопроект о расширенной ответственности производителей, который позволит перейти от слов к делу. Депутаты рассчитывают, что в нём закрепят принцип «загрязнитель платит», сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Именно такое поручение дал президент в Послании Федеральному Собранию в 2020 году. «Нужно, чтобы утилизацию и переработку отходов оплачивали не потребители, а производители, как это делают во всём мире. А то производители получают сверхприбыли, почти ни за что не отвечают, тогда как их упаковка является одним из основных загрязнителей на территории России», — сказал депутат. Получается, что сейчас основная финансовая нагрузка ложится на граждан, которые оплачивают вывоз мусора. «Мы уже купили продукцию. Почему мы должны ещё платить за то, что как-то обезвредить то, что от неё осталось? Это уже заложено в стоимость», — считает он.
При этом в законопроекте должны быть прописаны прозрачные, эффективные и понятные механизмы реализации этого принципа, говорит Бурматов. Когда документ поступит в Госдуму, законодатели проведут парламентские слушания, чтобы обсудить его с экспертами и участниками рынка. Депутат не сомневается, что закон будет резонансным. «Он затрагивает коммерческие интересы очень серьёзных компаний, и они явно не в восторге от этих перспектив. Но мы за экологию боремся. Поэтому мы будем добиваться того, чтобы принцип «загрязнитель платит» был реализован», — отметил Бурматов.
Пока обязанность утилизировать упаковку остаётся на производителях товаров, которые продают их в этой таре. Но, судя по концепции Правительства, в будущем обязанность заниматься утилизацией или платить экосбор могут прописать и для тех, кто производит упаковку, которая сама по себе является конечным товаром, например пакеты, фольгу или одноразовые стаканчики.
Законопроект, который разработал Александр Фокин, может стать первым шагом, но без базового закона не обойтись, считает руководитель Центра общественного мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии Дмитрий Миронов. Комплексной реформы системы экологи ждут много лет. «То, что делается сейчас, не ведёт к уменьшению образования отходов, не стимулирует бизнес менять своё отношение к утилизации упаковки и производству более экологичной упаковки», — считает эксперт.
Подорожают ли товары
Александр Фокин отметил, что, по экспертным оценкам, с введением новой системы РОП товары могут подорожать не больше чем на один процент. Но с развитием системы раздельного сбора мусора это будет компенсироваться снижением платы для населения за вывоз отходов, добавил он.
На эту тему высказалась вице-премьер Виктория Абрамченко. Она также считает, что, когда обязанность за утилизацию упаковки возложат на бизнес, это позволит снизить тарифы за вывоз мусора для граждан, передаёт слова вице-премьера ТАСС. Сейчас россияне платят за обращение с отходами приблизительно 190 миллиардов рублей, а компании в рамках экосбора - 3 миллиарда. Теперь настало «время бизнеса», подчеркнула Абрамченко.
А по мнению Владимира Бурматова заявления о том, что из-за новой системы РОП всё подорожает, — это уловки тех, кто не желает вступления в силу цивилизованных мер обращения с отходами в России. Он отметил, что за тем, чтобы не допустить сговоров производителей, задирания цен на продукцию и других злоупотреблений, должны будут следить ФАС и надзорные органы. Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 Автор инициативы - депутат Госдумы Александр Фокин
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект федерального закона) разработан во исполнение подпункта «а» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами от 15.11.2017 № Пр-2319, Концепции совершенствования механизма расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 28.12.2020 № 12 888п-П11.
Проект федерального закона направлен на совершенствование института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, а именно на отмену норматива утилизации отходов упаковки и установление обязанности для производителей и импортеров по утилизации 100% отходов упаковки.
В связи, с чем проектом федерального закона предусматривается установление обязанности по утилизации отходов упаковки равной количеству упаковки, запущенной в хозяйственный оборот в отчетном году. Указанная мера будет стимулировать организацию системы раздельного накопления отходов в коммунальном секторе как региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и предприятиями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров.
Также проектом федерального закона предусматриваются положения, определяющие расчет экологического сбора исходя из массы товаров и упаковки с дифференциацией на формирование платежной базы, как для товаров, так и для их упаковки.
Проектом федерального закона предусмотрен особый порядок вступления в силу — с 01.01.2022, поскольку для применения положений закона необходима корректировка подзаконных актов, регулирующих исполнение расширенной ответственности производителей и импортеров, а также, учитывая, что механизм исполнения в 2021 году расширенной ответственности производителей и импортёров был запланирован с учетом установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год» нормативов утилизации, производителям и импортерам товаров и упаковки необходимо время для перезаключения договоров на утилизацию отходов или организации (модернизации) собственных производств в части увеличения объема утилизации отходов от использования упаковки. Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 На территории ТОР «Хабаровск» введено в эксплуатацию 55-ое предприятие Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ. Инвестиции в запуск Завода по переработке вторичных полимеров составили 171 миллион рублей. Новая линия сможет ежегодно переработать до 10 000 тонн вторичных полимеров. На полную мощность завод выйдет к 2024 году. В России ежегодное накопление полимерных отходов, по оценкам экспертов ТЕХНОНИКОЛЬ, составляет от 800 тыс. до 1 млн. тонн в год. Большинство отслуживших пластиковых изделий не подвергаются рециклингу и выбрасываются в окружающую среду или сжигаются, поэтому средний уровень сбора и переработки в стране не превышает 10%. «Сейчас большое внимание во всем уделяется снижению воздействия на окружающую среду: сокращению потребления первичных ресурсов и выбросов парниковых газов. Поэтому экология должна быть на первом месте для всех отраслей промышленности, — комментирует Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнер ТЕХНОНИКОЛЬ. — Повсеместно ужесточаются экологические требования, в частности к сокращению объемов отходов. В России государственная система раздельного сбора и вторичной переработки еще в самом начале формирования. Но уже сейчас доступны эффективные решения в борьбе с пластиковым загрязнением — вторичная переработка полимеров и возвращение их в производство. На наш взгляд, в России в течение пяти лет возможно достигнуть показателя рециклинга полистирольных отходов в 30%». Современная линия позволит перерабатывать вторичное сырье, включая отслужившие упаковки из полистирола и пенопласта: различную одноразовую тару из-под фруктов, овощей, яиц, замороженной и охлажденной продукции. А также утилизировать теплоизоляционные материалы и прочие вторичные полимеры. Полученная в результате переработки гранула вторичного полимера будет применяться для производства тяжелых плит XPS, применяемых в дорожном строительстве. «Переработка вторичных полимеров — это основа, на которой базируются принципы циклической экономики, — отмечает Алексей Касимов, руководитель направления „Полимерная изоляция“. — Если в Японии ежегодно перерабатывается около 125 тысяч тонн вспененного полистирола, в Европе — около 50 тысяч, то в России уровень переработки вторичных полимеров не превышает 10 000 тонн. В целом проблему переработки можно разделить на 3 основных вопроса — формирование культуры раздельного сбора пластика и сама организация переработки, далее мы понимаем, что недостаточно произвести надо еще и понять кому это нужно дальше, и третье, нужен опыт применения и использования. Я уверен, что Хабаровский завод ТЕХНОНИКОЛЬ по вторичной переработке полимеров станет мощным ресурсом развития важных для экологии России программ рециклинга». Весной 2018 года компания ТЕХНОНИКОЛЬ подписала соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока, согласно которому в рамках ТОР планировалось построить два завода — по вторичной переработке полимеров и выпуску пластиковых водосточных систем. Ввод в эксплуатацию предприятия по вторичной переработке полимеров стал завершающим этапом инвестиционного проекта ТЕХНОНИКОЛЬ в ТОР «Хабаровск». О Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ Корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ — ведущий международный производитель надежных и эффективных строительных материалов, и систем. Компания предлагает рынку новейшие технологии, сочетающие в себе разработки собственных Научных центров и передовой мировой опыт. Производственная компания ТЕХНОНИКОЛЬ, возглавляемая Сергеем Колесниковым, — это 55 производственных площадок в 6 странах мира (Россия, Беларусь, Литва, Италия, Великобритания, Германия), 22 представительства в 18 странах мира, 19 Учебных центров, 6 Научных центров, укомплектованных высокотехнологичным оборудованием и квалифицированным персоналом. В центрах ведется регулярная разработка и внедрение новых продуктов и решений для строительной отрасли. Продукция компании поставляется в 116 государств. Штаб-квартиры ТЕХНОНИКОЛЬ располагаются в России, Польше, Италии, Китае и Индии. Выручка Производственного комплекса ТЕХНОНИКОЛЬ за 2019 год составила 103,7 млрд рублей. Добавить комментарий 0 Спор с регулятором грозит промышленности срывом проектов
Как стало известно “Ъ”, между Минприроды и промышленниками возник крупнейший конфликт за последние годы. Речь идет о применении методик расчета выбросов для различных промышленных объектов — Минприроды считает большинство существующих методик устаревшими и признает только одобренные им документы. Но пока одобрение получили менее 15% применяемых на практике методик: теперь крупному бизнесу, от нефтедобычи и энергетики до металлургии, грозят миллиардные штрафы. Более того, компании не могут получить основные экологические разрешения, что, по их мнению, приведет к срыву новых проектов.
Крупная промышленность попытается на уровне правительства решить спор с Минприроды, который грозит им штрафами и срывами проектов, рассказали источники “Ъ” в компаниях. Речь идет о методиках нормирования выбросов для промышленных предприятий — по ним компании подсчитывают, сколько выбрасывает тот или иной объект. Всего таких методик около 160, своя для каждого типа объектов и вида выбросов. С 2016 года правительство обязало Минприроды вести специальный перечень таких методик. В июле 2018 года министерство выпустило свой приказ о том, что в списке должны находиться лишь одобренные им методики. Пока что туда попала лишь 21 методика, и список пополняется крайне медленно.
До недавнего времени претензий к промышленности из-за этого не предъявлялось, однако в конце октября глава Росприроднадзора Светлана Радионова поручила территориальным органам службы штрафовать компании за использование неутвержденных методик (письмо есть у “Ъ”). В итоге подавляющее большинство крупных промышленных предприятий теперь не могут получить никаких документов по нормированию выбросов, а также комплексное экологическое разрешение (КЭР) — оно необходимо для ввода всех новых объектов.
Более того, поскольку расчеты выбросов ведутся по неутвержденным методикам, они могут быть признаны сверхнормативными, что означает рост платы в 25 или 100 раз в зависимости от типа объекта.
В Минприроды заявили “Ъ”, что большинство методик требуют актуализации, поскольку были разработаны до 2000 года и не учитывают современный уровень технологического развития. В министерстве отметили, что требования к методикам расчета действуют уже 3,5 года, а порядок формирования перечня методик — 1,5 года и «представляется, что бизнес-сообщество имело необходимый запас времени для обеспечения установленных на законодательном уровне требований».
Сами промышленники могут разработать такие методики, но это долго и затратно. В некоторых случаях логичнее актуализировать старые методики, для этого им нужна помощь прежнего разработчика. Например, в области атмосферных выбросов такой компанией является АО «НИИ Атмосфера». Заместитель гендиректора «НИИ Атмосфера» Александр Романов сообщил “Ъ”, что на утверждение одной новой методики институту потребовалось более года. По его мнению, порядок утверждения Минприроды новых методик следует доработать, повысив прозрачность процедур.
Промышленность уже жаловалась на эту критическую ситуацию в правительство, в частности, письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко направлял глава РСПП Александр Шохин (есть у “Ъ”).
В «Юнипро» “Ъ” сообщили, что проблема «актуальна для всей страны»: она создает административные барьеры как для эксплуатации действующих объектов, так и для инвестиционной деятельности. В «РусГидро» сообщили “Ъ”, что утверждены не все методики для тепловых электростанций. Включать методики в перечень для их последующего утверждения в Минприроды — обязанность разработчиков методик, но они не заинтересованы в этом, отметили в «РусГидро», которая готовит обращение в Минприроды «для утверждения используемых методик». По мнению «Интер РАО», включение 21 методики в утвержденный перечень «не может расцениваться как окончательное, системное и сбалансированное решение вопроса». При этом компанию особенно беспокоит намерение Росприроднадзора применять повышающие коэффициенты к выбросам, хотя на деле те находятся в пределах, установленных в разрешительной документации. В «Т Плюс» отмечают, что сейчас под большим вопросом легитимность КЭР, выданных в 2019–2020 годах. «Сейчас речь идет не о каком-то конкретном ущербе, а о парализации работы всех предприятий, находящихся в частной или государственной собственности»,— считают в компании.
Проблема касается всех без исключения и зеркально бьет по Минприроды и Росприроднадзору, так как президент РФ поручил до 1 марта 2021 закончить сводные расчеты выбросов для 12 городов, сообщили “Ъ” в Сибирской генерирующей компании (СГК, входит в СУЭК Андрея Мельниченко). В результате компании не смогут реализовать новые проекты по снижению выбросов, это в первую очередь все мероприятия из федерального проекта «Чистый воздух», сообщили в компании. При этом, если в итоге все разрешения на выбросы, выданные с января 2019 года, будут признаны недействительными, это приведет к миллиардным платежам бизнеса, отмечают в СГК.
Источник “Ъ” в крупной металлургической компании говорит, что Минприроды должно было приступить к формированию собственного перечня методик в 2018 году, но по факту занялось этим только во второй половине 2020 года.
Источники “Ъ” в двух крупных компаниях отрасли считают, что промышленникам надо дать два-три года на урегулирование этого вопроса.
Ситуация создает риски для компаний с точки зрения штрафов, отмечает Игорь Коротецкий из KPMG, но важнее то, что из-за формальных несоответствий компании могут не получить КЭР — это серьезный удар по их мотивации внедрять наилучшие доступные технологии и риск для реализации одноименного федерального проекта.
Дмитрий Козлов, Полина Смертина, Ольга Никитина, Анна Васильева, Евгений Зайнуллин Ключевые слова: новости Добавить комментарий 5 На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров".
Документ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2022 года.
Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2020 г. № 2010
Ключевые слова: новости Добавить комментарий 1 |
31.10.2024 Изменения в порядке получения КЭР 31.10.2024Дополнение в методику расчета выбросов ЗВ в атмосферу 31.10.2024Новые правила исчисления сроков подачи жалоб 20-22 ноября 2024 года 07 ноября 2024 г. 12 декабря 2024 г. кадастр отходов по г.Москве в АИС СКО Вчера, 18:04 формы отчетности 6.1, 6.2 водопользован... Вчера, 17:47 Начинающий эколог без опыта работы Вчера, 17:30 Какой аппарат смас лифтинг для салона в... Вчера, 17:08 Компонентный состав отхода Вчера, 14:54 Контактная информацияРЕДАКЦИЯ ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2024 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |