ultra,
На пленарном заседании Шестой Всероссийской экологической конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики», состоявшемся 30.11.2010г. в Кремлёвском Дворце (б. Дворец Съездов) докладчиком по экологической политике Совета Федерации было заявлено, что 6 законов МПР отклонены. Для обновления экологического законодательства эксперты Совета Федерации настоятельно рекомендовали использовать наработки из зарубежного опыта. В связи с этим участники конференции получили очень интересный раздаточный материал под эгидой торгово-промышленной палаты: брошюру форматом А-4 на 212 стр. под названием «Европейский опыт обращения с отходами производства и потребления» М. 2010, снабжённую следующей аннотацией: «В брошюре рассматривается законодательная и нормативная база Европейского союза в области обращения с отходами (директивы, справочники по наилучшим доступным технологиям для различных отраслей промышленности), приводится анализ российской правоприменительной практики в этой области, рассматриваются возможности применения европейских норм в российском правовом поле и последствия для российских предприятий».
В брошюре, в частности, приведён профессиональный перевод документа «Директива 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 19 ноября 2008г. «Об отходах и отмене определённых директив» (текст с возможностью использования при административном контроле над экспортом)». Там же приведены сайты для ознакомления с полной английской версией нормативных актов ЕС (официальный сайт Европейской комиссии), европейских справочников по НТД (официальный сайт Европейского бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений).
Во введении составители брошюры указали, что Россия входит в международное сотрудничество 20 стран, подписавших в 2004г. «Инициативу 3R» по обращению с отходами (Reduce - сокращение, Reuse – повторное использование, Recycle – использование в качестве вторичных ресурсов).
В Евродирективе «Инициатива 3R» отражена следующим образом (ст.4 «Иерархический порядок обращения с отходами»):
(1) В основе правовых предписаний и регулятивных норм в области предотвращения образования отходов и обращения с ними лежит следующая иерархия приоритетов обращения с отходами:
а) предотвращение образования отходов;
b) предварительная обработка отходов для их повторного использования;
c) переработка отходов в качестве вторичных материальных ресурсов;
d) другие методы утилизации отходов, например, утилизация в энергетических целях;
е) размещение.
В Евродирективе неоднократно подчёркивается важность ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЯСНОСТИ и постоянное разъяснение ключевых терминов и определений. Европейская Директива даёт свои разъяснения по каждому из приводимых терминов, настоятельно советуя установить чёткие различия терминов и понятий, таких, например, как:
«отходы» (обозначают материалы или предметы, от которых их владелец избавляется, хочет избавиться или должен избавиться (по п.1 Ст.3 «Термины и определения»)) и «вторичное сырьё» (отработавшие материалы или предметы, которые следует вывести их статуса «отходы»),
«утилизация отходов» (означает любой процесс (основным результатом которого является полезное использование отходов на месте их образования на установке/предприятии или в других отраслях экономики), в котором отходы используются для замены других материалов (которые в дальнейшем могли бы быть использованы для выполнения определённых функций) и в котором отходы подвергаются такой предварительной подготовке, что могут выполнять эти функции (п.15 Ст.3)) и «размещение» (означает любой способ обращения с отходами, который не является процессом утилизации, даже если этот процесс имеет следствием получение материалов или энергии (п.19 Ст.3)). Одновременно в Приложениях II и I к Директиве приводятся списки (как написано «не исчерпывающие») 13-ти способов утилизации (R1-R13) и 15-ти способов размещения отходов (D1-D15).
Например: R1 основной способ утилизации в качестве топлива (вторичных энергетических ресурсов) или других средств для выработки электроэнергии при условии соблюдения энергетической эффективности отходов на разрешённых к эксплуатации установках не менее 0,65 (после 31.12.08) и приведена формула расчёта. Способами утилизации являются: восстановление/регенерация растворителей, металлов, кислот и оснований, составных частей катализаторов, составных частей, которые служат для борьбы с загрязнениями, повторная рафинация масел и т.д. Утилизацией является размещение отходов на почве для улучшения её структуры в сельскохозяйственных или экологических целях (R10).
К способам размещения относятся: захоронение в почве или на её поверхности (на полигонах и т.д.), обработка в почве/грунте/земле (н-р, биоразложение (биодеградация) жидких или шламообразных отходов в почве и т.д.), закачка отходов (насосом) в буровые скважины и т.п., запруживание с отведением жидких отходов в ямы, пруды и т.д., спецполигоны, оборудованные герметизированными и изолированными друг от друга отсеками, камерами и т.д., сброс в водоёмы, за исключением морей/океанов, сброс в моря/океаны, включая размещение на морском дне и другое.
На мой взгляд, для приодопользователей и разработчиков полезной может оказаться следующая информация из Евродирективы о «побочных продуктах» и «вторичном сырье»:
Различные аспекты, относящиеся к определению термина «отход» не должны вносить неразбериху и приводить к смешиванию понятий; в случае необходимости должны использоваться соответствующие процедуры по отношению, с одной стороны, «к побочным продуктам», которые не считаются отходами, и, с другой стороны, по отношению к «вторичному сырью» (отработавшим материалам или предметам, которые следует вывести из статуса «отходы»).
Вещество или материал должны считаться «побочным продуктом» только при выполнении определенных условий.
Ст.5. Побочные продукты.
(1) Вещества, материалы или предметы, которые являются результатом производственного процесса, основной целью которого не является изготовление этих веществ, материалов или предметов, могут только тогда считаться «побочным продуктом» и не относиться к категории «отходы» в соответствии с п.1 Ст.3, если имеются следующие предпосылки:
a) имеется уверенность, что эти вещества, материалы или предметы будут использоваться в дальнейшем;
b) вещества, материалы или предметы могут использоваться сразу, без последующей обработки, которая выходит за нормальные рамки производственного процесса;
с)вещества, материалы или предметы образуются в рамках производственного процесса, и
d) их дальнейшее использование является законным, т.е. вещества, материалы или предметы отвечают всем требованиям безопасности для продукции окружающей среды и здоровья человека (при соответствующем использовании) и в целом не приводят к негативным последствиям для окружающей среды или здоровья человека.
Согласно Директиве «Побочный продукт» может применяться к незагрязнённым изъятым грунтам и другим материалам природного происхождения. (Озвученный в докладе семинара практический совет от экоюридической фирмы состоял в том, что в случае использования приема с «побочным продуктом» вся аргументация размещается в аннотации и приложениях (раздел «другое»), но! ни в коем случае не в разделе «расчёт и обоснование нормативов образования отходов» и не в стандартизированных нумерованных таблицах ПНООЛР).
Ст. 6. Выведение из статуса «отходы» (установление статуса «вторичное сырьё»).
(1) Некоторые конкретно определённые отходы не должны считаться «отходами» в смысле п.1 Ст.3, если они подвергаются процессу утилизации (к которому также причисляется переработка отходов в качестве материальных ресурсов) и отвечают определённым критериям, которые должны быть установлены в соответствии со следующими условиями:
a) вещество, материал или предмет обычно используется для определённых целей;
b) для этих веществ, материалов или предметов существует рынок или на них имеется спрос;
c) вещество, материал или предмет соответствует техническим требованиям для определённых целей и отвечает требованиям существующего законодательства и стандартам, установленным для этого «вторичного сырья» и
d) использование вещества, материала или предмета не приводит к негативным последствиям для окружающей среды или здоровья населения в целом.
(2) … Во внимание следует принимать специальные критерии выведения из статуса «отходы» (установление статуса «вторичное сырьё»), в т.ч., по меньшей мере, по отношению к каменно-рудным (минеральным) материалам, макулатуре, стеклобою, металлолому, отработавшим автомобильным шинам и утильному тряпью (текст Директивы в этом смысле упоминает в др. местах ещё и пластмассу).
(3) Отходы, которые в соответствии с (1) и (2) выведены из статуса «отходы» не должны учитываться в составе целевых показателей по утилизации отходов и их переработке в качестве вторичных материальных ресурсов при реализации требований Директив (указаны номера), а также других специальных предписаний Сообщества …..
В завершении этого обширного поста, охватившего лишь часть материалов Евродирективы, хочется привести текст ст. 14. Затраты:
(1) В соответствии с принципом «загрязнитель платит», затраты, связанные с обращением с отходами, должен нести первый производитель отходов или последний собственник отходов или более ранний собственник отходов.
(2) Государства - члены ЕС могут устанавливать, что затраты, связанные с обращением с отходами, должен полностью или частично нести производитель продукции (которая в конце жизненного цикла превращается в отходы), и что в этих затратах может также участвовать лицо, которое ввело эту продукцию в обращение на рынок.