Praktik,
Финансирование природоохранных мероприятий является важнейшей задачей экономического механизма охраны окружающей природной среды. Среди источников финансирования экологических программ и мероприятий Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды" выделяет экологические фонды.
Первоначально создание внебюджетного экологического фонда было предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988 г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР". В его исполнение в 1990 г. был основан Экологический фонд при Государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию.
Правовую основу для создания системы внебюджетных государственных экологических фондов заложил закон "Об охране окружающей природной среды". Экологические фонды образуются для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач.
Закон "Об охране окружающей природной среды" предусмотрел создание единой системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды.
В 1992 году для решения неотложных природоохранных задач Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 года N 442 был образован Федеральный внебюджетный экологический фонд, исполнительным органам власти субъектов РФ и администрациям различных территориальных единиц в составе субъектов РФ рекомендовалось образовать соответствующие внебюджетные экологические фонды и утвердить положения о них. Постановлением определено, что Федеральный экологический фонд является самостоятельным государственным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Федеральный экологический фонд Российской Федерации находился в ведении Госкомэкологии России. Последний организовывал работу Федерального экологического фонда Российской Федерации, участвовал в подготовке предложений по использованию его средств, контролировал их целевое использование.
В соответствии с Положением о федеральном экологическом фонде, утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства, фонд являлся самостоятельным государственным внебюджетным учреждением, обладающим правами юридического лица.
Правовой основой создания фондов явился Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", который предусматривал создание системы внебюджетных экологических фондов.
Федеральный экологический фонд просуществовал до 1995 года, был консолидирован в федеральный бюджет в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1995 год" и был окончательно ликвидирован в 2001 году вместе с рядом других федеральных бюджетных фондов Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год". Однако большинство территориальных и местных фондов оставались внебюджетными до начала 2000 года.
В настоящее время явно назрела необходимость внесения изменений в существующие акты федерального законодательства, посвященные регулированию порядка формирования и деятельности территориальных и местных экологических фондов.
Наиболее острым вопросом, возникающим в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ, является судьба местных экологических внебюджетных фондов, который является частью целой проблемной ситуации, связанной с правом муниципальных образований на создание таких фондов.
Согласно п.6 постановления Правительства Российской Федерации № 442 Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации было поручено разработать и утвердить порядок направления в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные внебюджетные экологические фонды средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан.
Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды содержался в письме Минфина России, Минприроды России от 21, 22 декабря 1992 г. №№ 04-04/72-6344, 9-5-12 (с изменениями от 23 мая 1995 г.).
В соответствии с п.2 вышеуказанного письма данный Порядок регулировал направление в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные экологические фонды средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан.
Согласно п.1 р.III Порядка направления средств в государственные внебюджетные экологические фонды плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения подлежала аккумулированию на счетах экологических фондов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В последствии средства экологических фондов распределялись в следующем порядке: 60 % средств направляется на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов; 30 % средств остается в распоряжении экологических фондов, указанных в пункте 1 настоящего раздела для финансирования мероприятий соответствующего значения; 10 % средств перечисляется в Федеральный экологический фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» (с изменениями 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) Федеральный экологический фонд упразднен с 1 января 2001 года.
С ликвидацией государственных внебюджетных экологических фондов принципиально изменились: правовой статус экологических фондов, который в настоящее время регулируется гражданским законодательством; характер платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая в настоящее время формирует неналоговые доходы бюджетов в установленном порядке.