www.ecoindustry.ru » Проблемы охраны окружающей среды » Экологический фонд (тема полностью)

Praktik 11.07.2006 08:31

Хотелось бы узнать у экологов-старожилов:
1. Ведь раньше подобные фонды были, почему от них отказались.
2. Какие были проблемы в фукционировании подобных фондов.
3. Каков был механизм передачи денег государству и обратно предприятию.
Заранее спасибо.

ultra 11.07.2006 10:04

Praktik,
Финансирование природоохранных мероприятий является важнейшей задачей экономического механизма охраны окружающей природной среды. Среди источников финансирования экологических программ и мероприятий Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды" выделяет экологические фонды.

Первоначально создание внебюджетного экологического фонда было предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988 г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР". В его исполнение в 1990 г. был основан Экологический фонд при Государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию.

Правовую основу для создания системы внебюджетных государственных экологических фондов заложил закон "Об охране окружающей природной среды". Экологические фонды образуются для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач.

Закон "Об охране окружающей природной среды" предусмотрел создание единой системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды.

В 1992 году для решения неотложных природоохранных задач Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 года N 442 был образован Федеральный внебюджетный экологический фонд, исполнительным органам власти субъектов РФ и администрациям различных территориальных единиц в составе субъектов РФ рекомендовалось образовать соответствующие внебюджетные экологические фонды и утвердить положения о них. Постановлением определено, что Федеральный экологический фонд является самостоятельным государственным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Федеральный экологический фонд Российской Федерации находился в ведении Госкомэкологии России. Последний организовывал работу Федерального экологического фонда Российской Федерации, участвовал в подготовке предложений по использованию его средств, контролировал их целевое использование.

В соответствии с Положением о федеральном экологическом фонде, утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства, фонд являлся самостоятельным государственным внебюджетным учреждением, обладающим правами юридического лица.

Правовой основой создания фондов явился Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", который предусматривал создание системы внебюджетных экологических фондов.

Федеральный экологический фонд просуществовал до 1995 года, был консолидирован в федеральный бюджет в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1995 год" и был окончательно ликвидирован в 2001 году вместе с рядом других федеральных бюджетных фондов Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год". Однако большинство территориальных и местных фондов оставались внебюджетными до начала 2000 года.

В настоящее время явно назрела необходимость внесения изменений в существующие акты федерального законодательства, посвященные регулированию порядка формирования и деятельности территориальных и местных экологических фондов.
Наиболее острым вопросом, возникающим в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ, является судьба местных экологических внебюджетных фондов, который является частью целой проблемной ситуации, связанной с правом муниципальных образований на создание таких фондов.

Согласно п.6 постановления Правительства Российской Федерации № 442 Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации было поручено разработать и утвердить порядок направления в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные внебюджетные экологические фонды средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан.

Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды содержался в письме Минфина России, Минприроды России от 21, 22 декабря 1992 г. №№ 04-04/72-6344, 9-5-12 (с изменениями от 23 мая 1995 г.).

В соответствии с п.2 вышеуказанного письма данный Порядок регулировал направление в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные экологические фонды средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан.

Согласно п.1 р.III Порядка направления средств в государственные внебюджетные экологические фонды плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения подлежала аккумулированию на счетах экологических фондов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В последствии средства экологических фондов распределялись в следующем порядке: 60 % средств направляется на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов; 30 % средств остается в распоряжении экологических фондов, указанных в пункте 1 настоящего раздела для финансирования мероприятий соответствующего значения; 10 % средств перечисляется в Федеральный экологический фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» (с изменениями 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) Федеральный экологический фонд упразднен с 1 января 2001 года.

С ликвидацией государственных внебюджетных экологических фондов принципиально изменились: правовой статус экологических фондов, который в настоящее время регулируется гражданским законодательством; характер платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая в настоящее время формирует неналоговые доходы бюджетов в установленном порядке.

ultra 11.07.2006 10:10

Praktik,
Средства экологических фондов

Экологические фонды образуются из средств, поступающих из ряда источников:
а) от российских предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;
б) от виновных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;
в) от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также незаконно добытой с их помощью продукции;
г) от использования собственных средств фонда и иных поступлений.

Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке: 60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения; 10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения (ст. 21 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Порядок формирования средств экологических фондов зависит от вида источника образования средств.
На практике в течение 1992-1993 гг. вместе с положительным результатом деятельности внебюджетных экологических фондов проявились злоупотребления и нецелевое расходование средств экологических фондов. Для решения этой проблемы Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" большинство государственных внебюджетных фондов, в том числе и Федеральный экологический фонд, были консолидированы в республиканском бюджете Российской Федерации. При этом сохранена целевая направленность консолидируемых фондов.

Органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований соответствующие региональные внебюджетные фонды.

Praktik 11.07.2006 10:35

ultra,
1. Т.е. выходит фонды были "консолидированы" из-за злоупотреблений и нецелевого расходования и теперь возможности взять от них нет, т.к. нет самих фондов (консолидированы значит ликвидированы?)?
2. Не совсем понятен механизм передачи средств от фонда прриодопользователям: по заявке, на основании проекта или как?

ultra 11.07.2006 12:36

Пользователь Praktik написал(а) 11.07.2006 10:35
1. Т.е. выходит фонды были "консолидированы" из-за злоупотреблений и нецелевого расходования и теперь возможности взять от них нет, т.к. нет самих фондов (консолидированы значит ликвидированы?)?

Консолидированы – не означает ликвидированы.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).

Статья "Экологические фонды: проблемы и решения":

….в некоторых органах местного самоуправления во многих субъектах Федерации прямо проигнорировали положения Бюджетного кодекса РФ о необходимости консолидации экологических фондов в бюджеты. Так, в Положении об экологическом фонде администрации города Мурманска, утвержденном решением Мурманского городского Совета от 2 июня 2000 года N 35-312, на основании отсылки к ст. 41 Федерального закона N 154-ФЗ устанавливается внебюджетный характер городского экологического фонда.

В Сахалинской, Владимирской, Ростовской областях в 2000 году были приняты законы о бюджетах областных внебюджетных экологических фондов. В Свердловской области законом утверждены доходы и расходы областного бюджетного экологического фонда. Такую практику нельзя признать достаточно обоснованной, поскольку в соответствии со ст. 39 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетных фондов должны обособленно учитываться в составе соответствующих бюджетов.

Все вышеизложенное указывает на существование определенных проблем в области бюджетного законодательства. Для разрешения возникшего на сегодняшний день противоречия между Бюджетным кодексом РФ и законодательными актами, допускающими формирование местных экологических внебюджетных фондов, есть несколько выходов.

Первый путь - это внесение соответствующих изменений в закон "Об охране окружающей среды", которые предусмотрят возможность формирования экологических фондов исключительно в составе соответствующих бюджетов. Кроме того, безусловно, потребует изменений и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части регулирования прав органов местного самоуправления на образование внебюджетных фондов.

Второй путь, прямо скажем, фантастический, - это внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, которые позволят муниципальным образованиям формировать свои собственные внебюджетные фонды. Однако повторим, что в сегодняшних условиях вряд ли возможно столь существенное изменение всей бюджетной системы Российской Федерации.
Пользователь Praktik написал(а) 11.07.2006 10:35
2. Не совсем понятен механизм передачи средств от фонда прриодопользователям: по заявке, на основании проекта или как?

Данные механизмы определяются на местах в Положениях о региональных экологических фондах.