siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - налог, сбор или фискальный сбор?


Всего записей: 4, показаны: 1-4

Тема прочитана 33416 раз и оценена
0


nrulc
03.02.2006 15:35

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - налог, сбор или фискальный сбор?
Здравствуйте, уважаемые друзья и коллеги!
Меня зовут Александр Кретов, я юрист ***.
Сегодня я предлагаю обсудить проблему правового статуса платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Для многих данный вопрос, с учетом позиции Конституционного суда РФ, представляется решенным. Но так ли это на самом деле?
Что же такое эта плата: налог, сбор или фискальный сбор?
Я считаю, что плата за негативное воздействие на окружающую среду – сбор; а понятие «фискальный сбор» равнозначно понятию «сбор».
Напомню историю вопроса.
В решении Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 года № ГКПИ 2002-178 по гражданскому делу по заявлению ОАО «Кольская Горно - Металлургическая Компания» о признании незаконным (недействительным) постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями от 27 декабря 1994 года, 14 июня 2001 года) (далее - постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632) был сделан вывод, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 Налогового кодекса РФ (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства).
Далее в указанном решении Верховного Суда РФ была дана ссылка на статью 17 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
На основании изложенного Верховный Суд РФ признал незаконным (недействительным) постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632, поскольку все существенные элементы платы за загрязнение окружающей природной среды установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
В связи с указанным решением Верховного Суда РФ Правительство РФ направило в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632.
С этого момента и началось все самое интересное.
По указанному запросу Конституционный Суд РФ принял Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О «По запросу Правительства РФ о проверке конституционности постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» (далее – Определение).
В пункте 3 Определения Конституционный Суд РФ обратил внимание, что налоги и сборы как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую природу: если налог - это индивидуальный безвозмездный платеж в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то сбор - это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении него государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В пункте 5 Определения Конституционный Суд РФ указал, что любой платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом.
Напомню, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В пункте 5 Определения Конституционный Суд РФ отметил, что платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Далее в пункте 5 Определения Конституционный Суд РФ делает обоснованный вывод, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Таким образом, в результате сравнения платежей за негативное воздействие на окружающую среду с закрепленными в статье 8 части первой Налогового кодекса РФ понятиями налога и сбора Конституционный Суд РФ сделал в Определении вывод, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не являются налогом (как ошибочно полагал в решении от 28 марта 2002 года № ГКПИ 2002-178 Верховный Суд РФ), а являются сбором. Слово «фискальный» всего лишь обозначает отношение сбора к доходной части государственной казны, государственного бюджета. Это неотъемлемая черта, характерная для всех видов сборов, например, для сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 части первой Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно части 3 статьи 17 части первой Налогового кодекса РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
В пункте 3 Определения Конституционный Суд РФ отметил, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель исходя из характера данного сбора.
На основании изложенного в пункте 3 Определения Конституционный Суд РФ сделал вывод, что обязательные индивидуально-возмездные федеральные платежи, внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции РФ не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но - при определенных условиях - и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ в соответствии со своими конституционными полномочиями может предусматривать в нормативных правовых актах обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство РФ. Правительство РФ также устанавливает ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения.
Для обоснования правомерности принятия Правительством РФ остановления от 28 августа 1992 года № 632 Конституционному Суду РФ было достаточно признать платежи за негативное воздействие на окружающую среду не налогом, а сбором, что он и сделал.
Я считаю, что «фискальным сбором» Конституционный Суд РФ назвал сбор (в том смысле, как сбор определен в пункте 2 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ).
А как думаете Вы?

zaid
03.02.2006 22:42

RE: Плата за негативное воздействие на окружающую среду - налог, сбор или фискальный сбор?
nrulc,
такой вопрос.
Раз плата за воздействие это сбор, то значит оплачивая эти сборы предприятие имеет право вести деятельность и загрязнять ОС? Особенно важен ответ на этот вопрос при такой ситуации.
У предприятие нет ГЭЭ рабочего проекта на производство (и рабочки тож нет - там всё просто 1000 кв м - станки, и сбор мебели корпусной). Оно разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подало материалы обоснование деятельности по обращению с опасными отходами на ГЭЭ. Проект утвердили, а лимита не выдали, ссылаясь на отсутствие лицензии тогда, когда эти лицензии на обращение с отходами выдавать перестали. Теперь, когда мы в очередной раз потребовали выдать лимит - они наконец приступили к рассмотрению материалов по отходам и узнав, что заключения ГЭЭ на производство у нас нет - думаю откажут в проведении экспертизы предоставленных материалов на этом основании.
Поэтому может просто в 5 кратке заплатить и ни о чём больше не задумываться раз это сбор и его уплата говорит о том, что предприятие компенсирует и оплачивает своё воздействие на ОС?

nrulc
04.02.2006 20:31

RE: Плата за негативное воздействие на окружающую среду - налог, сбор или фискальный сбор?
Честно говоря, не ожидали, что дискуссионная позиция об отнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду к сборам могла привести к такому упрощенному пониманию правового содержания данной платы и понятия сбор.
Кстати, Конституционный суд назвал данную плату «фискальным сбором».
Для начала, хочется напомнить, что в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, так же как и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов - относится к основным принципам охраны окружающей среды.
Одновременно, в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду являются методами экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
Таким образом, внесение платы за НВОС является составляющим элементом сложного юридического состава процесса природопользования, и, в свою очередь, составляющим элементом последнего, - предоставления права оказывать негативное воздействие на окружающую среду. При этом, не надо забывать, что указанная плата делится на две составляющие: плату собственно за негативное воздействие (в пределах нормативов) и плату за загрязнение (лимит и сверхлимит).
Интересно, откуда мнение, что уплата сбора предоставляет безусловное право? Например, уплатив сбор за пользование объектами животного мира, Вы не получаете безусловного права их изъятия из среды обитания - сначала оформите соответствующие разрешение или лицензию, причем в соответствии с требованиями и условиями, предусмотренными федеральными законами, и лишь затем, опять же в соответствии с установленными правилами, можете приступать к пользованию.
Что касается примера. Вообще-то непонятно, откуда мысли, что отсутствие ГЭЭ рабочего проекта может иметь некую связь с проведением ГЭЭ материалов обоснования деятельности по обращению с опасными отходами. Или Вы собираетесь каждый раз получать лицензию перед реализацией очередного проекта? Если же речь идет о связи утверждения ПНООЛР с необходимостью получения положительного заключения ГЭЭ рабочего проекта, то такая связь не прослеживается ни в одном из действующих нормативных правовых актов.
Если мы не поняли вопроса, - ждем уточнения.

zaid
05.02.2006 00:57

RE: Плата за негативное воздействие на окружающую среду - налог, сбор или фискальный сбор?
Возможно, я немного непонятно выразил мысль.
Суть получается вот в чём. Предприятие арендует помещение, где оно разместило станки по раскрою плит ДСП и ДВП, после чего происходит сборка корпусной мебели. Экспертиза на проект реконструкции помещений складских под мебельное производство не проводилась. Однако предприятие, решило исправиться и стать добросовестным природопользователем. Платежи до получения разрешительной документации не осуществляли.
И начало с разработки ПНООЛР, и подачи материалов обоснования деятельности на обращение с опасными отходами. Эти два документа оказались в РТНе 6 месяцев назад.
ПНООЛР утвердили спустя 3 месяца, но с оговоркой, что лимиты могут быть выданы при наличае лицензии, хотя уже были внесены изменения в наименование лицензии, в связи с чем, РТН прекратил выдачу лицензий на обращение с опасными отходами, но не прекратил проводить экспертизу материалов на деятельность по обращению с опасными отходами по существующему положению.
После утверждения ПНООЛР мы обратились с просьбой выдать лимит до решения мехнаизма лицензирования по новому (указали кгода были поданы материалы и когда утверждён проект).
РТН нам ответил через месяц, что в соответсвии с временным положением утверждённым приказом ВРиО Управления по технологическому и .т.д. надзору по Калининградской области лимит может быть выдан при наличии утверждённого ПРООЛР и положительного заключения на материалы обоснования деятельности (которые уже там находились уже 5 месяцев).
Нас такое ответ не устроил и мы ещё раз обратились с просьбой - в 10 дневный срок решить вопрос о выдачи лимитов или инициирования процесса экспертизы наших материалов (видимо в этом наша ошибка), в этой просьбе указали на ответсвенность за нарушения закондательства в области ООС и возмодным притензиям с 1.01.2006 года как к нам, так и к РТНу (мы не уплатили, они своевременно ничего не провели).
Теперь, звонит эксперт из экспертизы (спустя 8 дней с момента регистрации письма) и спрашивает о наличии у нас положительного заключения экспертизы на всё производство, а его у нас нет, на что он говорит, что посоветуется с руководством и в понедельник или вторник свяжется со мной.
Учитывая нынешнюю ситуацию с отсутствием положения о лицензировании по новому наименованию лицензии, думаю надо просто отозвать материалы, и ещё раз обратиться с просьбой выдать лимит, так как его не выдача необоснована, только почему не обоснована?
В положении о рассмотрении проектов НООЛР и утверждении лимитов сказано, что лимит выдаются при наличии лицензии - видимо и надо делать акцент на то, что лицензии нет, пока нет положения о новом лицензировании , а соответственно зачем нам проводить экспертизу материалов.
Я уж не говорю, что очень вероятно - то временное положение, где РТН выдаёт лимит при наличии утверждённого ПНООЛР и положительного заключения ГЭЭ на материалы, не имеет юридической силы.
А лицензия в принципе нам не нужна, рады будем если по новому положения она нас не коснётся. Поэтому нам нужен лимит для расчёта плата за негативное воздействие на окружающую среду в однократном размере и больше не для чего.
С другой стороны - мы можем расчитать в 5 кратном размере в связи с отсутствием разрешительной документацией (лимита, разрешения на выброс) и оплатить его. Далее при проверки нашего предприятия будет естественно выявлен тот факт, что у нас нет ни лимита, ни разрешения на выброс и естественно предъявлены санкции, однако, если учесть, что мы уже оплата к этому времени будет произведена в 5 кратном размере из-за отсутствия разрешительной документации (а в этом случае если платежи осуществляются в 5 кратном размере, то они списываются из чистой прибыли предприятия и являются уже штрафными санкциями) тогда привлечь нас из-за отсутствия у нас лимита и разрешения на выброс они наше предприятие не смогут, так как это уже получается двойная ответственность за одно и тоже деяние, а это перечет Конституции РФ.
Вот такая ситуация.

Резюмирую вышеизложенное, я понимаю, что РТН не имел в этом случае не выдавать нам лимит, только не знаю как точно это аргументировать.
Ну и знаю, и руководство тоже, что положительного заключения на производство у нас тоже нет. Ну акта ввода тоже нет. А зная требованя нашего РТНа - проект ПДВ они тож нам откажут согласовывать по этой причине. Так что, выяснять отношения нам с ними придётся точно в стенах арбитражного суда. Хотя пока суть до дело - то возможно к концу года мы переедем на своё собственное производственное помещение - и там уже будем получать все согласования от и до. Просто руководство хотело как лучше и по закону, несмотря на ранее допущенные нарушения.
Ведь принцип платности природопользования и нормирования воздействия никто не отменял. А нам значит, вот вы нарушили один пригцип - это про обязательность проведения экспертизы - тогда нарушайте и все остальные.



Фоновые концентрации загрязняющих веществ для городских и сельских поселений, где отсутствуют регуля... (293)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ПОДЗЕМНЫХ ВОДНА МЕЛКИХ ГРУППОВЫХ ВОДО... (167)

Проект Федерального закона N 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий... (332)

Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 39 "Об особенностях создания и эксплуатации систем ав... (412)

СП 30.13330.2020 Внутренний водопровод и канализация зданий СНиП 2.04.01-85* (332)

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Курской области в 2022 году (04.08.2023)

Доклад о реализации в 2021 году отраслевого документа стратегического планирования - Стратегии разви... (11.07.2023)

Доклад о реализации в 2022 году Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до ... (11.07.2023)

Доклад о реализации в 2021 году Основ государственной политики в области использования, охраны, защи... (11.07.2023)

Доклад о реализации в 2021 году Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до ... (11.07.2023)

БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Зона влияния выбросов предприятия

ВИНТОВОЙ СЧЕТЧИК ЖИДКОСТИ (ГАЗА)

Ситуация аварийная (аварийная ситуация)

КОМИТЕТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В помощь начинающим

Школа начинающего эколога Справочники и учебные пособия Рефераты по экологии

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Thu, 25 Apr 2024 05:04:46
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения