siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

История или ущерб экологии: чем опасны затонувшие в Волге суда и кто их должен поднимать


Материал прочитан 1959 раз и оценен
0
11.09.2017

Почти 2000 плавсредств за 10 лет были подняты со дна Волжского бассейна, но еще несколько сотен затонувших судов остаются на дне одной из самых крупных рек России - Волги. Ржавеющее железо и оставшееся горючее медленно наносят ущерб экологии реки. Однако, как рассказали ТАСС эксперты, чтобы очистить Волгу от затонувших объектов, нужны не только средства, но и решение юридических проблем.

Масштабная "инвентаризация"

С 1998 года со дна Волжского бассейна было поднято 1967 плавательных средств, пять из которых подняли только в первом полугодии 2017 года. Еще 481 судно остается в воде. Такие данные приводит Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура по состоянию на 1 июля этого года.

"Находящиеся в водных объектах корабли и их фрагменты, окисляясь, загрязняют воды, негативным образом влияют на флору и фауну, а также зачастую препятствуют реализации права граждан на доступ к водным объектам общего пользования", - сказали ТАСС в ведомстве.

В настоящее время по решению различных инстанций ведется подъем 20 затонувших объектов. Но намного больше судов считаются бесхозными. Больше всего их насчитывается на территории Астраханской области - 192 единицы, в Татарстане - 90 единиц, в Нижегородской области - 53. Механизм их подъема и утилизации должен быть разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года, на нее уже выделено 257 млрд рублей.

"Мы планируем в следующем году начало масштабной инвентаризации, но уже в этом году в некоторых субъектах эта инвентаризация будет проведена, то есть надо будет провести анализ так называемого прошлого экологического ущерба, в том числе оценку того, что затонуло, что находится в трюмах, несет ли это какое-то негативное влияние на Волгу. После этого будут расставлены приоритеты в программе, потому что средства должны быть эффективно использованы", - сообщал ранее журналистам министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской на всероссийском экологическом форуме во Владимирской области.

Цена подъема затонувших "историй"

Подъем затонувших судов стоит немалых денег, и каждая операция по-своему уникальна, сказал ТАСС и. о. директора филиала "Подводречстрой-7" в Волгограде Андрей Паромов. Это федеральное учреждение Минтранса РФ, одно из крупнейших, которое занимается обследованием водных объектов и подъемом затонувших кораблей.

"Бывают сложности во всем - судно может быть частично затонувшим, может лежать на грунте, быть полностью замытым или наполовину, а внутри него могут быть сделаны технические вырезы, и, соответственно, туда со временем попали бревна, бетон, камень, песок. <...> Соответственно, это совсем другая масса, другой режим работы техники при подъеме. Либо это судно абсолютно чистое. <...> Это может быть от - условно - 500 тыс. рублей до 30 млн, разбег очень большой - в зависимости, где поднимается, что поднимается", - сказал Паромов.

Встречаются на дне Волги суда, которые можно перевести в разряд музейных экспонатов, и здесь уже другой подход. Старинное судно должно пройти специальную обработку - консервацию. Так, на протяжении нескольких лет решается вопрос с "Саратовским ледоколом", который лежит на дне Волги в черте Саратова с конца 60-х годов прошлого века. Он считается одним из самых старых сохранившихся ледоколов в мире.

"Мы работаем с саратовской администрацией по поводу подъема, его хотят сохранить, сделать на его базе музей. Уже над этим проектом два года думают, если честно, вопрос упирается в финансирование. <...> "Саратовский ледокол" на сегодняшний день самое крупное судно, которое сейчас находится в работе. Тут еще дело в том, что нужен и подъем, и сохранение его целостности, не так чтобы поднять и разорвать на куски металла", - рассказал ТАСС Паромов.

По словам подводного археолога из Самарской области, руководителя экспедиций "Батарея 29бис" Александра Елкина, от Самары до Астрахани на дне Волги можно обнаружить порядка 300 относительно старинных судов и пароходов. Но со временем число таких объектов сокращается - их заносит песком и илом, они зарастают ракушечником, разрушаются. Экспедиции, в которых участвовал Елкин, тщательно обследовали акваторию Волги в районе Самары и Волгограда.

"Около Самары нами была обнаружена деревянная баржа - предположительно, конец XIX века. Состояние разрушенное. Приборами в районе Молодецкого кургана недалеко от Тольятти на глубине 36 м было зафиксировано что-то похожее на старинный челн. Около Волгограда найден неизвестный пароход времен гражданской войны", - сказал Елкин.

Вред от затонувших судов

Эксперты уточняют, что затонувшие суда хоть и медленно, но ухудшают экологию реки. "Влияние на экологию реки есть, бесспорно, особенно если судно затонуло с остатками топлива, масел. Даже если там все закрыто герметично, то проходит 10-15-20 лет, металл прогнивает и начинает тихонечко сочиться, мы начинаем наблюдать нефтяное загрязнение", - сказал директор нижегородского экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов.

Специалисты Астраханской региональной службы природопользования и охраны окружающей среды отмечают, что затопленные объекты, которые давно находятся в воде, больше представляют собой механическое засорение, нежели загрязнение нефтесодержащими веществами. Причем затопленные плавсредства создают препятствия течению. Иногда такие объекты представляют опасность и судоходству.

В августе 2017 года в Краснослободском затоне Волгоградской области специалисты "Подводречстрой-7" подняли старинную немецкую баржу.

"Там в непосредственной близости находится слип, на котором поднимаются суда, там осуществляется и стоянка катеров, заходят теплоходы на отстой, на какие-то операции, а фактически внутри этого ковша находится затонувшая единица. Если судоводитель не местный, можно в темное время суток просто не знать, из-за этого авария - еще одно повредившееся судно, может вылиться масло, топливо", - рассказал Паромов.

Проблемы поднятия затонувших судов

Далеко не все суда можно беспрепятственно поднять со дна Волги, даже если на это найдутся деньги. Например, в волжском рукаве, реке Кизань в Астраханской области, находится один из самых крупных затонувших судов - жиромучной плавучий завод "Дон". Его длина - 72 м, высота борта - 5,7 м, затонуло судно в 2003 году, что привело к изменению течения реки и обрушению берега. Поднять его пытались в 2008 году с помощью самого большого в России плавкрана "Волгарь", но попытка не увенчалась успехом - тросы не выдержали вес судна.

Но такие примеры единичны, на сегодняшний день специалисты отмечают проблемы больше юридического характера: поднимать затонувшие суда должны их собственники. Если они не находятся, то вопрос подъема и утилизации стоит на месте.

"В числе затопленных (полузатопленных) есть, в том числе, и паромы, и неводники, и остатки теплоходов, и нефтянки, и брандвахты, и рыбницы. <...> Когда у судна есть собственник, проблем не возникает. В исковом порядке заставляем поднимать. Но если собственника нет, то суда являются бесхозяйными", - сообщили ТАСС в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

О проблеме поиска собственников рассказали и в Ивановской области. "Глава региона Павел Коньков выступил с предложением по установке специального порядка утилизации затонувших плавсредств. На сегодняшний день в России этот процесс не урегулирован: не определены ответственные исполнители и источники финансирования таких работ. <...> В настоящее время выделить средства из регионального бюджета на проведение работ по их подъему и утилизации невозможно, так как это будет считаться нецелевым расходованием денег", - уточнили ТАСС в пресс-службе.

О сложностях, связанных с законодательной базой, говорит и и. о. руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области Валерий Шутенко. В акватории Волги на территории региона находится 39 затонувших судов, и все они являются бесхозяйными, а некоторые используются даже как берегоукрепительные и волнозащитные сооружения.

"По бесхозяйным объектам в соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Так как затонувшие суда не представляют большой ценности, органы местного самоуправления не заинтересованы в признании права на данные объекты. Следовательно, для решения вопроса по подъему и утилизации затонувших судов и их фрагментов необходимо совершенствовать действующее законодательство и, в первую очередь, упростить систему получения разрешительных документов на проведение этих работ", - считает Шутенко.

Опыт в регионах

Несмотря на сложности, у регионов уже есть положительный опыт подъема затонувших кораблей. По словам Каюмова, Нижегородская область одна из первых начала заниматься подъемом плавсредств со дна Волги, потому что их было очень много.

"Большая часть этих судов откуда берется: у нас на самом деле весь Волжский флот процентов на 80 нуждается в замене, поэтому есть часть судов, которые уже нельзя эксплуатировать и собственники их бросают. Потому что утилизировать такое судно - это уже пошли затраты. Если его нельзя просто разрезать на металлолом, а надо куда-то везти на утилизацию - это тоже затраты. <...> В большинстве случаев, когда находится затонувшее судно - в этих случаях или собственника нет, или денег нет", - сказал Каюмов.

Как положительный пример подхода региональных властей к мониторингу затонувших плавсредств в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре приводят Татарстан. Там на выделенные по решению президента республики средства уже проведено обследование брошенных и затонувших судов.

"Мы сделали водолазные отчеты, видеосъемки со сканера эхолота, то есть фрагменты совместно с экологами Татарстана - они делали обследование на предмет негативного воздействия на водную среду", - рассказал Паромов.

Спикер признается, что очистить реку от затонувших судов быстро не получится. На это нужны и большие ресурсы, и большие средства, а работа должна быть системной и рассчитана на несколько лет. "И, естественно, начинать нужно с самых востребованных для подъема судов, в любом случае, эффект будет положительный. Потому что мы понимаем, что есть затонувшие суда, которые наносят экологический вред", - добавил Паромов.

Самая длинная в Европе

Официальная длина Волги - 3530 км. Река протекает через 15 субъектов России, начиная от Тверской области, где расположен исток Волги, до Астраханской, где река впадает в Каспийское море. В нее впадает 2600 рек. 35% грузоперевозок и 30% пассажирских перевозок по внутренним водным путям в России приходятся на Волгу.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: tass.ru     Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться     


Еще 5 новостей по теме «Экологический контроль»

Ярославские власти намерены оценить вред Которосли от сброса стоков
В департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ждут результатов проб воды, взятых в Которосли, чтобы оценить вред окружающей среде и определиться с его взысканием. Об ...
Китай разработает систему ответственности за нарушение морской среды
Страна усиливает контроль над системами отвода сточных вод в море и соблюдением запрета на сброс радиоактивных сточных вод в океан Китайские законодатели начали работу над проектом поправок к Зако...
Минэкологии Московской области обнаружило в Коломне два предприятия-«невидимки»
Инспекторы эконадзора Минэкологии Московской области провели контрольные мероприятия в городском округе Коломна. Основанием стали обращения жителей, которые пожаловались на нарушения правил обращения ...
Планируется внести изменения в законодательство о контрольной и разрешительной деятельности
На официальном сайте проектов нормативных правовых актов размещен Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Проект)...
Новые экологические требования к промышленным предприятиям
Из шести целевых показателей, достигнуть которых необходимо к 2030 году в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", половина – экологические. Это, напомним: создан...

Другие новости за 11.09.2017

Росприроднадзор: кировская свалка работает без экспертизы
Департамент Росприроднадзора по СЗФО проверил свалку ООО "Грюнбург" в Кировском районе Ленинградской области и нашёл целый ряд нарушений. Как стало известно 47news...
Минсельхоз начал мониторинг готовности предприятий к выполнению требований природоохранного законодательства
Минсельхоз РФ начал мониторинг ситуации в пищевой промышленности в части выполнения природоохранного законодательства. Об этом сообщается в письме министерства от 24 августа 2017 г. N...
Новые правила утилизации отходов повысят ответственность производителей и поставщиков
Производителей и поставщиков товаров могут обязать самостоятельно заниматься утилизацией мусора, который остается от их продукции, либо платить соответствующие утилизационные сборы в ...
Швейцария развивает инновационную переработку макулатуры
Спрос на упаковку растет, а значит, будет расти спрос на макулатуру в качестве сырья. В Берне запущена крупнейшая в стране линия по сортировке и переработке макула...
Башкирия улучшила позиции в экологическом рейтинге
За лето регион поднялся в списке на пять пунктов и занял 52 место Общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала экологический рейтинг регионов России по ...
Прокуратура: Завод синтетического спирта не контролировал размещение опасных отходов
Объемы кислых полимеров в два раза превысили отчетные данные Орская межрайонная природоохранная прокуратура выявила нарушения, допущенные Заводом синтетического сп...
В Перми обсудят план экологических мероприятий на 2018-2020 годы
21 сентября в Перми состоится круглый стол «Экология-территория диалога», на котором будут подведены итоги природоохранных мероприятий в первом полугодии и определён план на 2018-2020...
На Тюменский нефтегазовый форум приедут глава Минприроды РФ и замминистра энергетики
Планируется обсудить самые сложные проблемы ТЭК Более тысячи российских и международных экспертов, готовых обсуждать проблемы нефтегазового сектора, соберутся на Т...
Брянский облсуд запретил загрязнение ядовитыми стоками главной реки Клинцов
Брянская природоохранная прокуратура и специалисты Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в ходе проверки выяснили, что на выходе из очистных сооружений превышены...
В Петербурге нашли крупную нелегальную свалку с опасными отходами
В Петербурге в 100 метрах от строящегося жилого квартала «Новое Колпино» экологи нашли крупную несанкционированную свалку отходов, сообщили «Росбалту» в пресс-службе МОО «Зеленый фрон...
Пластик нашли в водопроводной воде всего мира
Обилие пластика в океане — давно известная проблема. Новое исследование указывает на то, что этого материала в воде еще больше, чем было известно ранее. Ученые проанализировали состав...
У берегов Греции затонул танкер с мазутом
У греческого острова Аталанти затонул танкер, на борту которого было 2,2 тысячи тонн мазута и 370 тонн морского газойля. Об инциденте в воскресенье сообщили местные информагентства. ...
Система сбора мусора в Алтайском крае кардинально поменяется с 2019 года
В крае появится региональный оператор, изменится плата за услугу С 2019 года в Алтайском крае сбор, вывоз и утилизация мусора будут осуществляться по-новому. Займется этим...

03.05.2024

В Курской области около 120 тыс. тонн отходов будут перерабатывать для производства цинка

Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы

Минприроды планирует утвердить состав и содержание заключения ГЭЭ

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 08:51
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 03 May 2024 00:49:04
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения