siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Системные ошибки в механизме обеспечения экологической безопасности


Материал прочитан 1450 раз и оценен
0
26.11.2014

Доцент кафедры государственного управления и права Михаил Мастушкин — о причинах отсталости российского механизма обеспечения экологической безопасности от мировых аналогов.

Неужели нам нужна масштабная экологическая катастрофа, чтобы осознать необходимость коренной модернизации системы охраны окружающей среды в Российской Федерации?

10 ноября в Москве случился серьезный переполох из-за явно чувствовавшегося загрязнения атмосферного воздуха пахучими веществами. В их числе, как выяснилось позже, находились как вещества, постоянно присутствующие в составе воздуха мегаполиса в концентрации выше среднесуточной предельно допустимой концентрации (ПДК), так и вещества, присутствие которых может свидетельствовать о наличии аварийного производственного выброса.

По данным разных источников (Мосэкомониторинг, МЧС, Росприроднадзор), среди этих веществ были сероводород и диоксид серы (превышение ПДК от 2 до 8 раз в зависимости от места отбора проб), стирол (более чем в 2 раза), изопропилбензол (до 30 раз), пропаналь (13 раз), формальдегид (более 1,5 раза) и др.

Государственным федеральным и региональным органам исполнительной власти не удалось оперативно выявить источник выбросов. Подозрение пало сразу на несколько предприятий: очистные сооружения Курьянова и Люберец, одну из ТЭЦ «Мосэнерго», предприятия промышленной зоны «Руднево» (всего предположительно более десяти). Но основным из них стал Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне «Газпром нефти» (МНПЗ), вокруг которого стал разворачиваться сюжет с привлечением к юридической ответственности (административной или уголовной) в связи с допущенным незаконным выбросом загрязняющих веществ.

Спустя несколько дней, когда ажиотаж, связанный с ощущавшимся населением запахом, исчез, а позднее был перебит ажиотажем, обусловленным загрязнением воздуха выбросами от порубочных остатков кампании по санитарной рубке в основном хвойных пород деревьев, которая осуществлялась в Подмосковье летом-осенью этого года, и установившимся смогом, внимание к выбросу 10 ноября сошло на нет.

К счастью, несмотря на сложные погодные условия, затруднившие быстрое рассеивание выбросов до концентраций ниже ПДК, указанная ситуация не привела к резкому внезапному ухудшению здоровья населения, попавшего под действие загрязняющих веществ, а выброс, судя по всему, был кратковременным (залповым).

Рядовое по меркам промышленно развитых регионов России событие было удостоено внимания средств массовой информации, обсуждалось в Государственной Думе РФ, Общественной палате, но, видимо, только потому, что произошло в Москве.

Ситуация напомнила аналогичную с лесными пожарами летом 2010 года, когда 7 сентября на первом же пленарном заседании Государственной Думы было принято постановление «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года“», а «разбор полетов» на федеральном уровне привел к реорганизации системы управления лесным хозяйством и изменениям в нормативном правовом регулировании лесопользования. На самом деле, объемы и последствия лесных пожаров в Российской Федерации не стали меньшими, просто повторных лесных пожаров, приводивших к дымовому смогу в московском регионе, по разным причинам не было.

Отметим также, что, упустив полноценный контроль над воздействием различных отраслей промышленности на окружающую среду, а также ставя в приоритет не здоровье населения, а инвестиционную активность и приток денег в промышленное развитие регионов, государство забывает, что охрана окружающей среды является конституционной обязанностью исполнительной власти. Более того, как показывают недавние события, емкость биосферы уже в ближайшее время не позволит перерабатывать различные виды загрязнения окружающей среды (выбросы в атмосферный воздух, стоки в поверхностные воды и загрязнение почв промышленными и бытовыми отходами), а следовательно, указанные воздействия станут более заметными и приведут к прогрессирующему негативному эффекту. Более того, изменение качества техногенных объектов и их нерациональное территориальное размещение может многократно усилить этот эффект. Например, для Москвы усиливающим фактором стала застройка последних двадцати лет (тот же самый Генеральный план развития города довольно долго не мог пройти экологическую экспертизу), уничтожившая «зеленые лучи», которые позволяли хоть как-то обеспечить сменяемость воздушных масс в центре мегаполиса.

При возникновении критических, т.е. заметных и вызвавших общественный резонанс, экологически обусловленных событий специально уполномоченные в области охраны окружающей среды органы действуют по отработанной схеме:
- успокоить население, в т.ч. заявлениями об отсутствии вреда здоровью;
- максимально закрыть информацию (которая зачастую является неполной);
- уверить заинтересованные стороны, что случайно возникшая ситуация находится под контролем, а ее повторение является маловероятным;
- примерно наказать виновных или заявить о неотвратимости наказания.

На самом деле проблема является более глубокой, а ее анализ приводит к неожиданным выводам.

1. В России не существует единой государственной системы мониторинга воздействия на окружающую среду. Можно сколько угодно говорить об эффективности отраслевых или региональных систем мониторинга, но, строго говоря, они работают на разные цели и задачи. Более того, существенную часть экологически значимой информации органы исполнительной власти получают от самих предприятий, которые обязаны создавать собственные системы производственного экологического мониторинга.

Государство переложило затраты по созданию таких систем на собственников предприятий, добровольно отказавшись в угоду снижения природоохранных затрат от эффективного государственного экологического контроля. Так, например, на МНПЗ отсутствовал на момент предполагаемой аварии ряд датчиков на источниках выбросов, что не позволяет точно сказать, принадлежал ли аварийный выброс заводу. Не секрет, что предприятия всеми правдами и неправдами стремятся сократить инвестиции в охрану окружающей среды, поэтому пытаются договориться с государством относительно набора низкозатратных средств приборного контроля, используемых в регулярном режиме и требующих постоянного обслуживания, расходуемых материалов и т.п.

Только наличие спланированной с учетом географических, климатических и других факторов системы постов экологического мониторинга с ярко выраженной мобильной составляющей может снять проблему оперативного обнаружения превышения режимных параметров загрязнения окружающей среды, а также аварийных воздействий. К слову, у ГПБУ «Мосэкомониторинг» сегодня в наличии только две достаточным образом оборудованных лаборатории. Ждать для привлечения предприятия к экологической ответственности данных этого же предприятия, мягко говоря, нерационально.

Отсутствие эффективно работающей государственной системы экологического мониторинга заставляет говорить и о еще одной проблеме — проблеме маскировки выбросов одного предприятия под выбросы другого.

Почему основным подозреваемым в воздействии на атмосферу Москвы 10 ноября стал МНПЗ? Да потому, что он у всех на слуху, на виду; более того, его технологические процессы более всего «подходят» под зафиксированный набор выбросов. Кстати, сразу же после предполагаемой аварии на заводе заявили, что некоторые из веществ, попавших в атмосферу в избыточных концентрациях, например, те же изопропилбензол и пропаналь, не используются в технологическом цикле.

Выводов два: или завод не является источником этих выбросов, или, если он является их источником, потребитель в Москве получает бензин, не соответствующий требованиям технического регламента на автомоторные топлива.

2. Предприятия не боятся привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения. Так, согласно УК РФ (ст.251), за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, если эти деяния повлекли загрязнение и иное изменение природных свойств воздуха, предусмотрен штраф до 80 тыс. рублей (самое строгое наказание по статье — арест до трех месяцев).

По вменяемой МНПЗ ст. 8.21 КоАП РФ за выброс в атмосферу вредных веществ без специального разрешения предприятие может быть наказано штрафом в размере от 180 тыс. до 250 тыс. руб., а с учетом возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде, — до 1 млн рублей. Указанные суммы штрафов в любом случае несопоставимы с объемами инвестиций, которые нужно было бы направить на природоохранные нужды при текущей модернизации предприятия.

Что касается обращения Росприроднадзора в суд по поводу приостановления деятельности МНПЗ на срок до 90 суток, то перспективы данного судебного решения представляются туманными как из-за позиции самой федеральной службы, которая не предоставила в суд полной доказательной базы по принадлежности выбросов МНПЗ, так и из-за возможных проблем московского региона по обеспеченности бесперебойными поставками автомоторного топлива.

На конкретном примере можно убедиться в слабой роли юридической ответственности в процессе экологизации хозяйственной деятельности. Безусловно, нужно усиливать карательную функцию государственного экологического контроля, касательно как неотвратимости самих проверок, так и механизма привлечения к ответственности. Но самое главное — пересмотреть набор и объем мер наказания, а также оценки экологического ущерба, которые были бы мало-мальски сопоставимы с необходимыми природоохранными затратами.

3. Существующий порядок нормирования воздействия предприятий на окружающую среду не соответствует современной практике развитых государств. Несмотря на принятые летом этого года поправки в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», касающиеся перехода к нормированию с использованием наилучших доступных технологий (НДТ), в настоящее время лишь начинается процесс изменения процедуры нормирования.

До сих пор предприятия получают разрешения от специально уполномоченных органов исполнительной власти воздействовать на окружающую среду (в т.ч. на атмосферный воздух). Претензии Росприроднадзора к МНПЗ как раз связаны с отсутствием такого разрешения.

4. Несмотря на принятие в 2002 году Федерального закона «О техническом регулировании», в России не сложилось стройной системы технических регламентов и национальных стандартов. Формирование такой системы осложнилось фактическим переходом с 2012 года от технических национальных регламентов к техническим регламентам Таможенного союза.

К сожалению, разделы технических регламентов, посвященные аспектам экологической безопасности, являются скупыми на конкретные требования. Это происходит по разным причинам, к основным из которых относятся:
- заявление о необходимости регулирования экологической безопасности специальным законодательством; однако, проект Экологического кодекса России пока не обрел вид, который мог бы позволить говорить о его принятии в ближайшее время;
- позиция промышленного лобби, стимулирующего замедление процесса имплементации в национальное право природоохранных норм, определяющих конкретные требования к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям по экологизации хозяйственной деятельности.

Более того, на разных уровнях обсуждается вопрос о снижении экологических требований к выбросам и отходам, как по их качеству, так и по параметрам акцептирующих их природных объектов. Причем основной причиной таких дискуссий называется обеспечение достаточной инвестиционной привлекательности.

Не приведет ли такая ситуация к окончательному позиционированию России как государства третьего мира, живущего за счет предоставления западному и отечественному инвестору не только ископаемых природных ресурсов, но и других ресурсов окружающей среды, основным из которых является хозяйственная емкость биосферы? Если государство готово на это, то уже в ближайшее время мы будем ускоренными темпами развиваться по китайскому сценарию, поднимая региональную экономику, но уничтожая окружающую среду с необратимыми последствиями для здоровья населения.

В заключение отметим, что мы живем в период подъема новой экологической волны, которая может затухнуть, а может и привести к эффекту цунами, т.е. к остановке большинства отечественных предприятий, использующих традиционные технологии, которые отличаются существенным объемом воздействия на окружающую среду различных видов. Причем эта волна не зарождается в глубинах нашей социально-экономической системы, а приходит к нам с Запада. Основными возмутителями этой волны являются новые экологические требования международных правовых актов, документы международных организаций и др.

Нельзя забывать и о все возрастающей активности общества, которое перестало закрывать глаза на ухудшение качества окружающей среды, в т.ч. и потому, что видит примеры наилучшей зарубежной практики природоохранной деятельности. Вызывающие широкий резонанс события, такие как выбросы в атмосферу 10 ноября, дают новый повод отметить несостоятельность и даже откровенную отсталость национального механизма обеспечения экологической безопасности от лучших мировых аналогов.

Эксперт МГИМО: Михаил Мастушкин, к.техн.н., доцент

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: mgimo.ru     Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться     


Еще 5 новостей по теме «Экологический контроль»

Ярославские власти намерены оценить вред Которосли от сброса стоков
В департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ждут результатов проб воды, взятых в Которосли, чтобы оценить вред окружающей среде и определиться с его взысканием. Об ...
Китай разработает систему ответственности за нарушение морской среды
Страна усиливает контроль над системами отвода сточных вод в море и соблюдением запрета на сброс радиоактивных сточных вод в океан Китайские законодатели начали работу над проектом поправок к Зако...
Минэкологии Московской области обнаружило в Коломне два предприятия-«невидимки»
Инспекторы эконадзора Минэкологии Московской области провели контрольные мероприятия в городском округе Коломна. Основанием стали обращения жителей, которые пожаловались на нарушения правил обращения ...
Планируется внести изменения в законодательство о контрольной и разрешительной деятельности
На официальном сайте проектов нормативных правовых актов размещен Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Проект)...
Новые экологические требования к промышленным предприятиям
Из шести целевых показателей, достигнуть которых необходимо к 2030 году в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", половина – экологические. Это, напомним: создан...

Другие новости за 26.11.2014

25% факторов, влияющих на здоровье человека, зависит от состояния окружающей среды
Об этом заявил глава Минприроды России Сергей Донской в ходе совещания по проблемам экологии и здоровья с участием представителей Роспотребнадзора и научных институтов. ...
В селе под Томском обнаружили 25 тонн ядовитых отходов
Инспекторы департамента природных ресурсов Томской области выявили сброс креазота в селе Октябрьское, сообщили корреспонденту ИА REGNUM 26 ноября в областном департаменте...
Качество воды в реках Амур и Уссури существенно улучшилось
Результаты российско-китайского мониторинга свидетельствуют, что качество воды в реках Хабаровского края в последние три года улучшается. В реках Амур и Уссури отсутствую...
В Ульяновской области пройдёт совместное заседание Экологической палаты и Совета промышленных экологов региона
Мероприятие состоится 27 ноября в 9.30 на производственной площадке компании «ЭФЕСрус» (Ульяновск, 44-й Инженерный проезд, д.1). В заседании примет участие Председател...
Прокуратура вновь наказала Мамоновский рыбоконсервный комбинат за неочищенные стоки
Калининградская межрайонная природоохранная прокуратура проверила соблюдение ОАО «Мамоновский рыбоконсервный комбинат» требований природоохранного законодательства при осуществлении с...
Прокуратура приостановила работу Добринского сахарного завода
Прокуратура выявила нарушения федерального законодательства об обращении с отходами производства и потребления на Добринском сахарном заводе. Установлено, что ОАО «Доб...
Прошла IX Специализированная выставка "Промэнерго – 2014
С 19 по 21 ноября в Оренбурге состоялись IX Специализированная выставка «Промэнерго – 2014» и IV Специализированная выставка «Управление отходами. Экология». Организа...
На маслобойном заводе в Колумбии прогремел взрыв, есть жертвы
На маслобойном заводе в промышленном районе города Кали в Колумбии прогремел взрыв. Как сообщают местные СМИ, в результате инцидента три человека погибли, не менее 15 пол...
КНР получит от АБР $300 млн на очистку сточных вод в селах
Азиатский банк развития (АБР) предоставит китайской компании по очистке сточных вод Sound Global Ltd. Кредит в объеме $300 млн. Эти средства планируется потратить...
4 декабря 2014 г. в рамках Федерального экологического совета пройдет Всероссийская встреча «Экологическая культура и образование – диалог регионов»
4 декабря 2014 г. в рамках Федерального экологического совета пройдет Всероссийская встреча «Экологическая культура и образование – диалог регионов». В рамках встречи буд...
МНПЗ обжалует приговор суда о взыскании более 1 млрд руб. за воздействие на экологию
Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) планирует обжаловать приговор арбитражного суда о взыскании 1,39 млрд руб. в качестве платы за воздействие на окружающую среду
В Башкирии будет определен единый оператор по сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов
Проблему сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов в республике можно успешно решить при использовании механизма государственно-частного партнерства, заявил на пресс-кон...
В США создали пластик, разлагающийся на солнце за несколько часов
Проблема переработки пластиковых отходов из-за свойств данного материала стоит, пожалуй, в числе наиболее актуальных для современного общества. Так, в США за год использо...

02.05.2024

Право собственности на отходы СИЗ — противоречия в НПА

02.05.2024

Как в столице следят за качеством воздуха

Профвизиты к угледобывающим предприятиям

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 08:51
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 03 May 2024 00:12:26
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения