siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Кассационная жалоба Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 по делу №А36-4751/2009


Материал прочитан 1494 раза и оценен
0
Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата рассмотрения: 31.05.2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу



31 мая 2010г.
Дело №А36-4751/2009
г. Брянск

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Стрегелевой Г.А.
Судей Радюгиной Е.А., Чаусовой Е.Н.

При участии в заседании:
от заявителя не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица Филатова Д.А. – представителя
(дов. от 24.09.2009, №162, пост.),

рассмотрев кассационную жалобу Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 (судьи Миронцева Н.Д., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу №А36-4751/2009,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «РАССВЕТ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления вынесенного заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по
Тульской и Липецкой областям Павленко В.А. от 08.09.2009 №106 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.8 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2009 (судья Захарова Е.И.) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям Павленко В.А. от 08.09.2009 г. №106 изменено, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти) тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 решение суда отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям (далее - Управление) просит постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь при этом на нарушение судами норм материального права.

Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.08.2009 №359-ЛП и решения прокурора от 19.08.2009 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки 26.08.2009, 28.08.2009 и 04.09.2009 должностными лицами Управления Россельхознадзора проведена внеплановая выездная проверка ОАО «РАССВЕТ», о чем составлен акт проверки от 04.09.2009 №48-181-09.

В ходе проведения проверки Управлением выявлены следующие нарушения:

1) при обработке посевов наземным способом химическим средствами нарушены требования п.5.3 СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортированию пестицидов и агрохимикатов», устанавливающего санитарные разрывы от населенных пунктов не менее 300 метров;

2) обнаружен карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых (щебень) на принадлежащем ОАО «РАССВЕТ» земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, на северо-восток в 420м от границы Липецкого района Липецкой области, разработка которого ведется без разрешительных документов;

3) обнаружено образование несанкционированной свалки ТБО на принадлежащем ОАО «РАССВЕТ» земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га в 30 метрах на северо-восток от границы Задонского района Липецкой области. Земельный участок захламлен: пластиковыми бутылками, строительным мусором, отходами целлофана, прочими коммунальными отходами, глиной (суглинки).

Посчитав, что земельный участок сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га в 30 метрах на северо-восток от границы Задонского района Липецкой области, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по назначению и обществом не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям составило протокол от 04.09.2009 №106 об административном правонарушении.

Постановлением Управления от 08.09.2009 №106 обществу за выявленное административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.8.8 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 15000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ОАО «РАССВЕТ» обратилось с заявлением в суд.

В силу ст. 8.8 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 14-ФЗ)

использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати пятя тысяч рублей.

Из содержания названной нормы следует, что диспозиция ст. 8.8 КоАП РФ содержит три самостоятельных состава административного правонарушения.

Судами обеих инстанций установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении от 04.09.2009 №106 и постановлению от 08.09.2009 №106 обществу вменено два самостоятельных нарушения, а именно: неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по назначению и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением установлена статьей 42 ЗК РФ.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.8 КоАП РФ.

Таким образом, привлечение к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, возможно только при условии, что земельный участок не используется в течение трех и более лет (ст. 284 ГК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 45 и пп. 4 п. 2 ст. 46 Земельного кодекса РФ). Факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.

Вместе с тем административным органом не исследовался и не доказан тот факт, что на принадлежащем ОАО «РАССВЕТ» земельном участке с кадастровым номером 48:11:1470501:158 несанкционированная свалка мусора находится в течение трех и более лет, в связи с чем земельный участок не использовался для сельскохозяйственного производства в течение указанного срока.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действия ОАО «РАССВЕТ» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.8 КоАП, выразившегося в неиспользовании по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.

Поддерживая названные выводы Арбитражного суда Липецкой области, суд апелляционной инстанции указал, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение дел о неиспользовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, по целевому назначению, в том числе, и земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 22.1 КоАП Российской Федерации дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689 «О государственном земельном контроле» утверждено Положение о государственном земельном контроле (далее - Положение).

Согласно п. 5 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В силу п. 3 Положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; порядка переуступки права пользования землей; выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; порядка представления сведений о состоянии земель; исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и установления нарушений в области земельных отношений; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Из анализа указанных положений следует, что к компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов не относится контроль за соблюдением законодательства об использовании земель по целевому назначению, в связи с чем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689 данная Федеральная служба и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение административных дел о привлечении к ответственности за использование земель не по целевому назначению, в том числе, и земель сельскохозяйственного назначения.

Суд кассационной инстанции считает вышеуказанные выводы судов правильными.

Проверяя законность оспоренного постановления №106 в части вменненого ОАО «РАССВЕТ» административного правонарушения, заключающегося в невыполнении обществом обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом не осуществлялись мероприятия по ликвидации последствий захламления земельного участка, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки мусора, в связи с чем, указанное бездействие образует состав правонарушения, предусмотренного ст.8.8 КоАП РФ, при этом суд снизил размер наложенного штрафа, усмотрев наличие смягчающих обстоятельств.

Суд апелляционной инстанции в этой части не согласился с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Статьей 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе материалы административного дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в оспариваемом постановлении в нарушение требований ст. ст. 26.1, 26.2, 29.10 КоАП РФ не указано, какие требования и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв не были выполнены обществом, в материалы дела административным органом не представлены доказательства, подтверждающие факт ухудшения плодородия почв в результате невыполнения обществом обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался, в нарушение ст. 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст.8.8 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у административного органа достаточных оснований для привлечения ОАО «РАССВЕТ» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.8 КоАП РФ, за невыполнение мероприятий по улучшению и охране земель.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что вмененное обществу согласно протоколу правонарушение, выразившееся в наличии на принадлежащем ОАО «РАССВЕТ» земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га в 30 метрах на северо-восток от границы Задонского района Липецкой области несанкционированной свалки, а именно, его захламлении: пластиковыми бутылками, строительным мусором, отходами целлофана, прочими коммунальными отходами, глиной (суглинки), в результате чего земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по назначению и не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель охране почв, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из анализа диспозиции указанной статьи следует, что к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ могут быть привлечены только лица, осуществляющие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и допустившие несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Между тем, материалами дела не доказано, что ОАО «РАССВЕТ» указанную деятельность осуществляло, в связи с чем общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, ошибочный вывод суда о возможности квалификации вменяемого обществу правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления суда апелляционной инстанции, поскольку не повлиял на законность и обоснованность данного судебного акта.

Наличие нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 по делу №А36-4751/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий Г.А. Стрегелева

Судьи Е.А. Радюгина, Е.Н. Чаусова

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
03.05.2024

В Курской области около 120 тыс. тонн отходов будут перерабатывать для производства цинка

Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы

Минприроды планирует утвердить состав и содержание заключения ГЭЭ

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

Экосбор 2024 Вчера, 08:51

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 03 May 2024 23:52:30
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения