siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А55-9320/2011 по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Южное" о приостановлении деятельности


Материал прочитан 621 раз и оценен
0
Арбитражный суд Самарской области
Дата рассмотрения: 10.08.2011

Арбитражный суд Самарской области

Именем Российской Федерации

Решение от 10 августа 2011 года
По делу № А55-9320/2011



г. Самара
10 августа 2011 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Львова Я.А.,
рассмотрев 03 августа 2011 года в судебном заседании дело по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 23 мая 2011 года
к обществу с ограниченной ответственностью "Южное" о приостановлении деятельности,
при участии в заседании, протокол которого вела помощник судьи Рагуля Ю.Н.:
от истца – Объедковой И.В., доверенность от 11.01.11 года,
от ответчика – Мельниковой М.Г., доверенность от 01.03.11 года,

Установил:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требовании (л.д. 71-72), о приостановлении деятельности ООО "Южное", осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды до момента устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды, послуживших основанием для приостановления деятельности (до момента составления, утверждения и согласования в установленном порядке паспортов на отходы I-IV класса опасности; прохождения профессиональной подготовки (подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности лицами, допущенными к обращению с отходами I-IV класса опасности; организации и ведения учета образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов; представления отчетности 2-ТП (отходы) в специально уполномоченные органы; разработки и согласования с компетентными государственными органами порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработки нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовании их с соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти; оформлении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; производства выбросов на основании разрешения, выданного соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти; внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном размере по доводам, изложенным в заявлении и уточнении к заявлению.

ООО "Южное" в представленном письменном отзыве пояснило, что определением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.11 г. возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) №А55-8292/11 в отношении ООО "Южное". Определением суда от 14.06.11. г. в отношении ООО "Южное" введена процедура наблюдения. Общество полагает, что заявление Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подлежит оставлению без рассмотрения (л.д.65).

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2011 года.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон №127-ФЗ) наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Довод общества об оставлении заявления без рассмотрения отклоняется с учетом следующего.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о банкротстве требования по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Следовательно, требование по обязательству, которое не предусматривает денежную форму исполнения, не может быть включено в реестр требований кредиторов.

Данный вывод подтверждается позицией ФАС Московского округа, изложенной в постановлении от 12.01.2007 по делу №КГ-А40/12529-06, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2005 по делу №Ф04-8410/2005 (17225-А45-21), ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2005 по делу №Ф04-5937/2005 (14761-А46-21).

При рассмотрении судом вопроса о полномочиях заявителя на обращение в арбитражный суд с заявлением о прекращении деятельности Общества судом установлено следующее.

Согласно ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, закреплены в статьях 5 и 6 Закона.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 6 Закона).

В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 06.04.2009 N 46-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области" к полномочиям органов исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования относится обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Пунктом 2.2. Положения о министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской от 18.02.2009 № 34, закреплены полномочия министерства по осуществлению в порядке, установленном действующим законодательством, государственного контроля, отнесенного к ведению органов исполнительной власти Самарской в сфере обращения с отходами и по обращению в суд с требованиями о приостановлении и (или) запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства в сфере охраны окружающей, в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 56 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» при нарушении правоохранительных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 89-ФЗ исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО "Южное" зарегистрировано в качестве юридического лица, осуществляет деятельность по производству зерновых и масличных культур; на балансе находятся 15 единиц автотранспорта; в ходе обслуживания и проведения ремонтных работ образуются отходы производства и потребления 3-4 класса опасности.

В ходе проверки, проведенной в отношении ООО "Южное" (на основании распоряжения от 04.03.2011 № 37р-ГЭК) государственным инспектором управления государственного контроля министерства установлены следующие нарушения:

- не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), что является нарушением ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности Общества, что является нарушением ч.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- отсутствует профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельством на право работы с отходами I-IV класса опасности, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- нарушены требования по временному размещению отходов - отсутствуют специально оборудованные места для временного размещения отходов, что является нарушением ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- не организован и не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов, что является нарушением ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- не представляется отчетность в области обращения с отходами, образующимися в результате деятельности ООО «Южное», в специально уполномоченные органы исполнительной власти, что является нарушением ч.2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- не согласован порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с государственными органами исполнительной власти, что является нарушением ч.2 ст. 26 нарушением ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух и их источников, что является нарушением ст.ст.22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- не установлены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух, что является нарушением ст.ст.12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Также, установлено, что не вносится в установленные сроки плата за загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух, что является нарушением ст.28 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В ходе проверки установлено, что основными видами деятельности ООО "Южное" являются производство зерновых и масличных культур, на балансе общества находится 15 единиц автотранспорта, которые являются передвижными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в ходе обслуживания и проведения ремонтных работ транспортных средств образуются отходы производства и потребления 3-4 класса опасности.

По результатам проверки составлен Акт №30-ГЭК проверки соблюдения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования от 23.03.2010г. и протоколы об административном правонарушении: №Пр 32-ГЭК от 23.03.2010, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ; №Пр 33-ГЭК от 23.03.2010, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

23.03.2010 г. государственным инспектором Самарской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов было выдано ООО "Южное" предписание № 13/30-ГЭК об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования, согласно которому обществу предписано:

1.Разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (до 20.09.10 г.);

2.Составить, утвердить и согласовать в установленном порядке паспорта на отходы I-IV класса опасности (до 20.09.2010);

3.Пройти профессиональную подготовку (подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-IV класса опасности лицам, допущенным к обращению с отходами I-IV класса опасности (до 20.09.2010);

4.Временное хранение отходов осуществлять в установленных местах, оборудованных в соответствии с требованиями (до 30.05.2010);

5.Организовать и вести учет образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов (до 20.09.2010);

6.Представлять отчетность 2-ТП (отходы) в специально уполномоченные органы (в установленные сроки);

7.Разработать и согласовать с компетентными государственными органами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (до 20.09.2010);

8.Провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (до 20.09.2010);

9.Разработать нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовать их соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти (до 20.09.2010);

10.Оформить разРешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выбросы производить на основании разрешения, выданного соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти (до 20.09.2010);

11.Осуществлять внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (в установленном законом порядке).

От ООО «Южное» 20.09.2010 поступило ходатайство о продлении сроков исполнения предписания до 01.03.2011г.

По результатам проверки исполнения указанного предписания, проведенной на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 10.03.2011 г. №10р-ГЭК, министерством установлено, что ООО «Южное» не исполнены п.2,3,5,6,7,8,9,10,11 предписания. Данный факт отражен в акте проверки от 05.04.2011 №12-ГЭК, протоколе об административном правонарушении от 05.04.2011 № Пр13-ГЭК, и материалы дела об административном правонарушении были переданы в суд.

Министерство, обращаясь с требованием о приостановлении деятельности ООО "Южное", ссылается на то, что она осуществляется ответчиком с нарушением требований в области охраны окружающей среды, статьями 1, 6, ч. 1 и 3 статьи 18, ч.1 статьи 19, статьи 29 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 6 Федерального закона от 10.01.2001 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным Законом Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 1 Закона охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направлены на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 2 Закона законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации.

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности определены в главе VII Закона.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Министерство считает, что, поскольку в процессе деятельности общества образуются отходы, заявитель осуществляет деятельность по их накоплению.

Между тем из содержания статьи 1 Закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) следует, что из понятия "обращение с отходами" исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы.

Таким образом, образующиеся в процессе деятельности юридического лица отходы, такие как покрышки отработанные, отработанные масла, лом черных металлов, обтирочный материал, загрязненный маслами, смет, загрязненный маслами, мусор от уборки помещений др., который накапливаются на территории производственной площадки, не свидетельствуют о том, что организация осуществляет деятельность по обращению с отходами в том смысле, который придает этому понятию Закон N 89-ФЗ в действующей редакции.

Заявителем вменяется обществу обязанность организовать и вести учет всех видов фактически образующихся, используемых, передаваемых для переработки или захоронения отходов в соответствии с требованиями статьи 19 названного Закона, исходя из содержания заявления следует, что Министерством установлено неисполнение обществом обязанностей, предусмотренных п.1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ.

Согласно данным правовым нормам юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны: вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который предусматривает обязанность по представлению соответствующей отчетности хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, и также устанавливает уведомительный порядок по представлению указанной отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об осуществлении обществом деятельности в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, суд считает необоснованным вывод заявителя о допущенном нарушении ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ.

Министерством также указывается на то, что у ООО "Южное" отсутствуют паспорта на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся в результате деятельности Общества, что является нарушением ч.3 ст.14 Закона №89-ФЗ.

Cтатья 14 Закона N 89-ФЗ предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 класса опасности, по составлению паспортов опасных отходов.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности общества является производство зерновых и масличных культур, на балансе общества находится 15 ед. автотранспорта, которые являются передвижными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отстой транспорта осуществляется в здании ремонтной мастерской. Ремонт техники производится собственными силами. В ходе обслуживания и проведения ремонтных работ транспортных средств образуются отходы производства и потребления 3-4 класса опасности: покрышки отработанные, отработанные масла, лом черных металлов, обтирочный материал, загрязненный маслами, смет, загрязненный маслами, мусор от уборки помещений др., который накапливаются на территории производственной площадки.

Представитель ответчика подтверждает факт осуществления обществом хозяйственной деятельности.

Представленными в дело доказательствами, а именно: актом проверки № 30-ГЭК от 23.03.2010 г., протоколом об административном правонарушении от 23.03.2010 года подтверждается, что в процессе деятельности общества образуются отходы производства и потребления.

Учитывая фактическое осуществление обществом деятельности с использованием помещений и наличие персонала, образование мусора в рассматриваемом случае является очевидным фактом.

Следовательно, к бытовым отходам, относится мусор от бытовых помещений. Таким образом, факт образования этого вида отходов в процессе деятельности заявителя является подтвержденным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае в результате деятельности общества образуются покрышки отработанные, отработанные масла, лом черных металлов, обтирочный материал, загрязненный маслами, смет, загрязненный маслами, мусор от уборки помещений.

При этом фактическое наличие данных отходов в момент проверки общества не освобождает последнего от исполнения обязанности, установленной пунктом 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, поскольку из материалов дела следует, что в процессе деятельности заявителя такие отходы образуются.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786, тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - 1 класс опасности, 2 - 2 класс опасности, 3 - 3 класс опасности, 4 - 4 класс опасности, 5 - 5 класс опасности).

Из пункта 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ следует, что порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Так, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" определено, что Минприроды России и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, об условиях и о конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 785 утверждена инструкция по заполнению паспорта опасного отхода, согласно которой такой паспорт составляется и утверждается юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (пункт 1).

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов.

Согласно данному Порядку он предназначен для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 1.3); паспортизация опасных отходов осуществляется Ростехнадзором на основании информации, представляемой юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 2.3); деятельность по паспортизации опасных отходов включает в том числе подготовку заявителями сведений об отходах и завершается согласованием паспортов опасных отходов (пункт 2.4).

При этом суд приходит к выводу о наличии у Общества правовой обязанности по его выполнению, поскольку материалами дела установлено, что в процессе деятельности общества образуются отходы 1-4 класса опасности, вследствие чего оно соответствует критериям лиц, указанных в статье 14 Закона N 89-ФЗ.

Оценивая положения приведенных нормативных правовых актов в их нормативном единстве, суд считает, что министерством доказано наличие обязанности заявителя разработать соответствующие паспорта отходов 1-4 класса опасности, наличие которых требуется при осуществлении хозяйственной деятельности, в процессе которой образуются отходы.

Министерство также вменяет Обществу обязанность по организации обучения специалистов на право обращения с отходами 1 - 4 классов опасности.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с соответствующими отходами.

По смыслу данной нормы наличие указанного допуска предусмотрено в случаях осуществления деятельности по обращению с отходами.

Как установлено в ходе рассмотрения данного дела, в его материалах отсутствуют доказательства, свидетельствующие об осуществлении обществом деятельности в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.

Таким образом, обязанность по исполнению ч 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ у ООО "Южное" отсутствует.

Заявителем также утверждается нарушение Обществом требований пункта 1 статьи 19 названного Закона, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения утвержден Приказом Росстата от 28.01.2011 N17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".

В соответствии с пунктам 2 и 3 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.

Следовательно, такая обязанность может быть возложена только на лиц, осуществляющих деятельность по обращению с опасными отходами, к которым ООО "Южное" не относится.

При таких обстоятельствах вывод заявителя об осуществлении Обществом деятельности с нарушением ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ является необоснованным.

В соответствии со ст. 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (ч. 1). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ч. 2).

Следовательно, такая обязанность может быть возложена только на лиц, осуществляющих деятельность по обращению с опасными отходами, к которым ООО "Южное" не относится, поскольку по указанным выше основаниям не осуществляет деятельность в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.

Выводы суда по данному делу подтверждаются правовой позицией по толкованию норм Закона № 89-ФЗ арбитражными судами, в частности изложенной в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 по делу N А13-8896/2010.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Пункт 2 вышеназванной статьи закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относит размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" мусору от бытовых помещений присвоен 4-й класс опасности для окружающей среды.

Поскольку в результате деятельности общества образуются отходы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, общество должно уплачивать платежи за размещение отходов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и проведение государственного контроля (государственного экологического контроля) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в числе прочего, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов (ст. 30 Закона №96-ФЗ).

В соответствии со ст.28 Закона №96-ФЗ за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.22 Закона №96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Закон №96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст. 56 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» при нарушении правоохранительных требований деятельности, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»).

Приостановление, ограничение, прекращение деятельности является видом природоохранительной ответственности. Как следует из анализа вышеперечисленных норм, суд может применить данный вид ответственности. То есть при решении вопроса о применении предусмотренной ответственности суд учитывает конкретные обстоятельства по делу, тяжесть допущенных нарушений, их вредные последствия и иные обстоятельства по делу.

Санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

При решении вопроса о приостановлении деятельности общества судом учитывается, что заявителем не представлено доказательств того, что нарушения, послужившие основанием для обращения в суд в части отсутствия паспортов на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся в процессе производственной деятельности Общества, повлекли какой-либо вред для окружающей среды.

Из пункта 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ следует, что порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Так, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" определено, что Минприроды России и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, об условиях и о конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

Исходя из положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок паспортизации опасных отходов, используются методы, которые позволяют произвести оформление соответствующих паспортов только в процессе производственной деятельности. Приостановление деятельности Общества приведет к невозможности проведения работы по оформлению паспортов на опасные виды отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности.

Проведение замеров для определения количества, составе, свойствах, классе опасных отходов без осуществления производственной деятельности невозможно.

Учитывая, что определением Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-8292/11 в отношении ООО «Южное» введена процедура наблюдения, позволяет суду сделать вывод о том, что приостановление хозяйственной деятельности общества может нарушить права и законные интересы кредиторов общества.

Кроме того, приостановление деятельности в период уборочной кампании может привести к потере урожая сельскохозяйственных культур.

Принимая во внимание данные обстоятельства, устранимый характер допущенных нарушений, недоказанность грубого существенного нарушения Обществом законодательства об охране окружающей среды, осуществление производства зерновых и масличных культур, нахождение Общества в процедуре наблюдения, суд считает возможным не применять к заинтересованному лицу такой вид ответственности, как приостановление производственной деятельности.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если Решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.

Подп.4) п.1 ст. 333.22 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

Поскольку Решение не в пользу ответчика судом не принято, дело рассмотрено без взимания государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 171, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать. Настоящее Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.



Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
29.04.2024

Цифровизация встала на службу экологии

Пчел хотят защитить от ядохимикатов штрафами

Российские ученые придумали технологию переработки соломы в удобрения и стройматериалы

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 27 апреля, 16:09
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Mon, 29 Apr 2024 23:13:39
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения