siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № КАС11-128 По заявлению ОАО "Орелстрой" о признании недействующими абзаца третьего пункта 4.1.2, пункта 6.6 СанПиН в части, устанавливающей запрет на сброс сточных вод в черте населенного пункта, указав, что пункты 4.1.2. и 6.6 противоречат части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, так как эта статья не содержит запрета на сброс сточных вод в водные объекты в черте населенных пунктов.


Материал прочитан 2478 раз и оценен
5
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ
Дата рассмотрения: 29.03.2011

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации



Дело №КАС11-128



ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Москва

29 марта 2011 г.



Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Меркулова В.П.
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Орелстрой» о признании частично недействующими пунктов 4.1.2, 6.6. Санитарных правил и норм
2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.,

по кассационной жалобе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2011 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Андре А.А., Новиковой Е.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ОАО «Орелстрой» Демичева А.И., Макарова А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

у с т а н о в и л а :



22 июня 2000 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены и введены в действие Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (далее - СанПиН).

СанПиН опубликованы в "Бюллетене нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора", 2001 г., № 2.

Согласно абзацу третьему пункта 4.1.2 СанПиН сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускается.

Пунктом 6.6 названных СанПиН предусмотрено, что место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях.

ОАО "Орелстрой" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 4.1.2, пункта 6.6 СанПиН в части, устанавливающей запрет на сброс сточных вод в черте населенного пункта, указав, что пункты 4.1.2. и 6.6 противоречат части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, так как эта статья не содержит запрета на сброс сточных вод в водные объекты в черте населенных пунктов. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации не вправе был устанавливать дополнительные ограничения. Оспариваемые заявителем в части положения СанПиН нарушают права ОАО "Орелстрой", осуществляющего проектирование и строительство различных объектов, в том числе многоквартирных жилых домов, на возможность сброса очищенных сточных вод в водный объект в границах населенного пункта при условии соблюдения норм Водного кодекса Российской Федерации и иных норм, регулирующих сброс сточных вод в водный объект.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. заявление ОАО "Орелстрой" удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац третий пункта 4.1.2, пункт 6.6 СанПиН в части, запрещающей сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в черте населенного пункта.

В кассационной жалобе Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека просит отменить решение суда и производство по делу прекратить, так как СанПиН с 1 января 2011 г. прекратили свое действие. Полагает, что решение принято с существенными нарушениями норм процессуального права и неправильным применением норм материального права.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Признавая недействующими в части абзац третий пункта 4.1.2 и пункт 6.6 СанПиН, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения СанПиН, устанавливающие запрет на сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, без учета соответствия конкретного водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, противоречат действующему законодательству.

Согласно статье 37 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных законодательством целей.

В силу части 1 статьи 44 названного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и
законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым водным объектам (ч. 2); запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон (ч. 3); сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 4).

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, которым установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, расположенным в
границах населенных пунктов и (или) используемым в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 1,4 ст. 18).

Возможность ограничения водопользования в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, предусмотрена пунктом 5 статьи 18 этого Федерального закона.

Исходя из приведенных норм федерального законодательства суд пришел к обоснованному выводу о том, что сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством. Запрет на использование водных объектов, расположенных в черте населенных пунктов, для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод эти нормы не устанавливают, и не наделяют такими полномочиями Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Правомерен вывод суда о том, что оспариваемыми в части положениями СанПиН введен дополнительный запрет сброса сточных вод и (или) дренажных вод, не предусмотренный федеральным законодательством. При этом согласно статьям 38, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению дополнительного ограничения или запрета на сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не предусмотренного
федеральным законодательством.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении дела неправильно применил нормы материального права, пришел к ошибочному выводу об отсутствии у Главного государственного санитарного врача полномочий устанавливать запреты на использование водных объектов для сброса сточных вод, основаны на ошибочном толковании норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Выводы сделаны судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

Не опровергает выводов суда ссылка в кассационной жалобе на то, что с 1 января 2011 г. СанПиН является недействующим нормативным правовым актом, учитывая, что срок его действия истек и не продлевался. Действие СанПиН не ограничено сроком, в установленном порядке не отменялись и являются действующими.

То обстоятельство, что пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 предусмотрено, что срок действия Санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет, не может служить поводом к отмене решения суда. СанПиН являются действующим нормативным правовым актом, так как срок действия СанПиН, законность положений которых проверялась судом, не был установлен. Кроме того, данное постановление Правительства Российской Федерации принято после издания оспариваемого нормативного правового акта.

Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьям 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л а :



решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - без удовлетворения.



Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
05.05.2024

Российский рынок электромобилей будет расти в среднем на 38% в год

Ежегодное изъятие 5,1 млрд тонн СО2 из атмосферы остановит потепление

Ученые в Чечне обнаружили способ сократить выбросы парниковых газов

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

Экосбор 2024 2 мая, 08:51

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sun, 05 May 2024 18:38:47
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения