siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А47-633/2014 по заявлению АО «НЗХС» к Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области о признании недействительным требования от 23.10.2013 № АЖ-05-01-12/4997 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 87 336 806 рублей 16 копеек


Материал прочитан 928 раз и оценен
0
АС Оренбургской области
Дата рассмотрения: 06.07.2016


[pdf, 444 KB]
Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело № А47-633/2014


г. Оренбург
06 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 06 июля 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарём судебного заседания Е.В. Явновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» (462353, Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Промышленная, д.49; ОГРН 1025600820431; ИНН 5607002135) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании недействительным требования от 23.10.2013 № АЖ-05-01-12/4997 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 87 336 806 рублей 16 копеек.

В судебном заседании приняли участие представители

от заявителя: Голубев Д.В. (доверенность от 01.08.2015г. №104, удостоверение адвоката), Жарко А.Н. (доверенность от 24.02.2016г., № 30, паспорт);

от заинтересованного лица: Борисов И.Ю. (доверенность от 13.04.2016г. №13/2016).

Открытое акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» (далее – заявитель, АО «НЗХС», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Росприроднадзора) о признании недействительными уточненного требования от 23.10.2013 г. № АЖ-05-01-12/4997.

В последующем заявитель изменил форму собственности на акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» (протокол от 29.02.2016г.).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что требование от 23.10.2013г. №АЖ-05-01-12/4997 является незаконным и необоснованным, так как оно противоречит нормативно-правовым актам и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Заявитель считает, что освобожден от уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании п.4.5. приложения №1 к Инструктивно –методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России 26.01.1993г.). Также, по мнению заявителя, Росприроднадзор неправомерно начислил плату за размещение части отходов, которые общество временно (сроком до 6 месяцев) складировало, а затем передало для дальнейшего размещения специализированной организации на основании договора оказания услуг. Кроме того, заявитель считал, что ответчик неверно применил норматив платы за размещение отходов V класса опасности (строка расчета 10 "Стеклянный бой незагрязненный", строка 12 "Абразивные круги отработанные, лом кругов абразивных отработанных", строка 13 "Электрическое оборудование, приборы, устройства и их части") 15 руб./тонн, следовало применить 8 руб./тонн. В последующим (протокол от 30.06.2016г.) представитель заявителя в судебном заседании от данного основания отказался. Согласился с расчетом ответчика по данным позициям.

Представители заинтересованного лица возражали по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзывах. Указали на то, что пункт 4.5 Инструктивно-методических указаний не подлежит применению, поскольку противоречит положениям федерального законодательства и принятому позже Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 №344. Основания освобождения от внесения платы за негативное воздействие могут быть предусмотрены только федеральным законом, данный пункт также не может быть применен непосредственно к объекту размещения отходов заявителя, т.к. имеются доказательства негативного воздействия объекта размещения отходов. Кроме того, ответчик правомерность начисления обществу платы за размещение отходов, переданных специализированной организации, обосновывает тем, что плата за размещение отходов взимается с собственника, а при передаче заявителем отходов сторонней организации на складирование по договору оказания услуг, отсутствует переход права собственности.

Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.


При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

В связи с невнесением ОАО «НЗХС» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, оказанное в результате размещения отходов общей массой 131 341,672 тонн Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области был произведен расчет недоимки по плате за 2012 год и в адрес общества выставлено уточненное требование от 23.10.2013 №АЖ-05-01-12/4997, в соответствии с которым, заявителю предложено в срок до 01.09.2013 уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 87 336 806,16 рублей. Требование получено обществом 28.10.2013г.

При этом, как следует из приложенного к требованию расчета, расчет платы произведен управлением по 14 видам отходов, исходя из данных о количестве образованных отходов, содержащихся в отчете общества по форме 2-ТП (отходы) за 2012 год. Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области установлено, что за 2012 год обществом размещено 131 341,672 тонны отходов из них : на собственных объектах 130 418,472 тонн отходов (с целью захоронения) и на объектах третьих лиц - 923,200 тонн отходов (с целью захоронения), плата за негативное воздействие, оказанное в результате размещения отходов, не внесена. Общая сумма недоимки по плате за размещение отходов АО «НЗХС» за 2012 год составила 87 336 806,16 рублей, из них доля платы за размещение отходов на собственных объектах составляет 86 822 587,86 рублей, на объектах третьих лиц 514 212 рублей.

Сумма указанная в требование - 514 212 рублей, фактически Управлением Росприроднадзора начислена сумма 514 218 рублей 30 коп. В судебном заседании представитель управления Росприроднадзора пояснил, что в требовании ошибочно указана сумма 514 212 рублей.

Расчет платы за сверхлимитное размещение отходов произведен в соответствии с п.4.2 Приложения №1 к Методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и определен путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину повышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов. С применением нормативов платы установленных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и составляют для отходов второго класса опасности 745,4 рублей за 1 тонну отходов, третьего класса опасности - 497 рублей, четвертого класса опасности - 248,4 рублей, пятого класса опасности - 15 рублей. Согласно данным отчета по форме 2-ТП за 2012 год, у АО «НЗХС» образуется 61 вид отходов производства и потребления I-V класса опасности, что подтверждается паспортами опасных отходов. Пять видов отходов размещены на собственном объекте АО «НЗХС», девять видов отходов размещены на объектах, эксплуатируемых сторонними организациями, пять видов отходов из числа вышеуказанных были размещены сверх установленного лимита.

Определением от 06.03.2015 по данному делу суд назначал комплексную судебную экспертизу. Проведение экспертизы было поручено экспертам ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» (л.д.4-6 т.9).

Перед экспертами были поставлены следующие вопросы. - соответствовал ли объект размещения отходов ОАО «НЗХС» в 2012 г. всем необходимым критериям, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, вод, то есть, критериям специализированного полигона, а именно:

а) Соответствовал ли объект размещения отходов ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» требованиям строительных норм и правил проектирования, установленных СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»?;

б) Оказывал ли в 2012г. объект размещения отходов ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» негативное воздействие на окружающую природную среду сверх установленных нормативов в области охраны окружающей среды?

04.12.2015г. эксперты дали заключение №1045-1048/28-3, 1044/31-19-3 (л.д. 12- 64 т. 12), в котором содержатся следующие выводы:

1а. В результате анализа проектной и эксплуатационной документации объекта размещения отходов «Шламонакопитель ОАО «НЗХС» на соответствие требованиям строительных норм и правил СНиП 2.01.28-85, применяемым к полигонам для хранения токсичных промышленных отходов, можно сделать следующий вывод: эксплуатируемый шламонакопитель ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» на протяжении всего периода его эксплуатации (в том числе, в 2012 году) вплоть до настоящего времени соответствовал (соответствует) требованиям строительных норм и правил СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов» к размещению, планировочным и конструктивным решениям, технологическим процессам, и по своему назначению является полигоном для захоронения токсичных промышленных отходов.

1б. Из результатов проведенных исследований (исследование представленных документов, экспертный осмотр и лабораторные анализы проб воды и почвы) следует, что шламонакопитель ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» не оказывает негативного воздействия на объекты окружающей среды сверх установленных нормативов в области охраны окружающей среды.

Согласно представленным экспертам материалам арбитражного дела объект размещения отходов ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» в 2012 году не оказывал негативного воздействия на окружающую среду сверх установленных нормативов в области окружающей среды.

Определением от 01.06.2016г. суд отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении дополнительной экспертизы.


Заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, и порядок их рассмотрения регламентирован положениями главы 24 АПК РФ, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона №7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением №632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно- методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе №7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления).

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

В силу п.4.4 Приложения №1 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26.01.1993, объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).

Статьей 12 Закона №89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. То есть, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Как следует из материалов дела заявитель на основании лицензий №ОТ-49-001344(56) от 10.01.2008г. сроком действия до 10.01.2013г. и №00066 от 19.09.2012г.(бессрочная лицензия) размещал в 2012 году 4 вида токсичных отходов (отходы солей (шлам монохромата натрия), отходы от чистящих и моющих средств, отходы от водоэксплуатации, минеральные шламы (шлам от мойки автотранспорта)на специализировнном полигоне- шламонакопителе, созданном в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления», СНиП 2.06.05-85 «Плотины из грунтовых материалов», Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов ПБ 03-438-02, утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002г. №6.

Факт соответствия шламонакопителя техническим требованиям, факт строительства объекта в соответствии с нормативными требованиями подтверждается актом приемки в эксплуатацию законченного строительства от 01.12.1970г., рабочим проектом шламонакопителя АО «НЗХС», заключением государственной экспертизы по проекту «Шламонакопитель Новотроицкого завода хромовых соединений» №2-15 от 17.01.1992г., актом рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 27.121999г., проектами «Реконструкция шламонакопителя.III очередь, заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы градостроительной и проектной документации о 30.03.2005г.№05-51, актом обследования шламонакопителя после III очереди реконструкции от 26.12.2006г., заключением №103 от 10.01.2008г. о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, заключением о соответствии шламонакопителя АО «НЗХС» требованиям СНиП2.01.28-85.

Таким образом, шламонакопитель общества спроектирован, построен и реконструирован в соответствии с требованиями СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов», утвержденных Приказом Госстроя СССР от 15.06.1984 № 47, СНиП 2.06.01-85 «Гидротехнические сооружения», СНиП 2.06.05-85 «Плотины из грунтовых материалов», Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов (ПБ 03-438-02).

Соответствие шламонакопителя критериям полигона подтверждается заключением специализированной организации ООО НИПЭЦ «Промгидротехника», изготовленным в 2013 году, согласно которому шламонакопитель полностью соответствует требованиям СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов» и по своему назначению является полигоном для захоронения токсичных отходов, эксплуатируется в проектном контролируемом режиме и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду сверх установленных нормативов и лимитов. Критериями, по которым объект признается объектом размещения отходов, являются порядок его создания, размещения и наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ст.3 Федерального закона РФ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных организаций относятся к числу гидротехнических сооружений. Пункт СНиП 2.01.28-85 относит гидротехнические сооружения ко 2 классу капитальности и включает в состав полигона.

Статья 10 Федерального закона РФ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Следовательно, гидротехническое сооружение – ограждающая дамба – является составной частью шламонакопителя, наряду с иными составляющими (шламопроводы, насосная станция, ливневая канализация, КИА, насосная станция глубокого заложения, нагорная канава). Разрешение Ростехнадзора на эксплуатацию, а также разработанные заявителем критерии безопасности, проект мониторинга касаются только дамбы, являющейся гидротехническим сооружением.

В соответствии с п. 4.4 Приложения 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, размещение отходов производства и потребления осуществляется на:

-полигонах захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов IV класса опасности;

-полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;

-полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;

-отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;

-свалках (санкционированных, несанкционированных).

Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно п. 4.5 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.

АО «НЗХС» разработан, утвержден в 2011 году и действовал проект мониторинга безопасности шламонакопителя, в соответствии с которым Центральной заводской лабораторией общества, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории № РОСС RU.0001.22ХИ71 сроком действия до 24.11.2014г. 1 раз в месяц проводится отбор проб и исследование воды в наблюдательных скважинах, 1 раз в год - почвы вокруг шламонакопителя, 1 раз в год – воздуха в районе полигона, 1 раз в месяц воздуха санитарно-защитной зоны. Согласно представленным заявителем протоколам исследования воды, почвы и воздуха за 2012 год содержание хрома в исследуемых объектах ниже предельно допустимой нормы концентрации либо отсутствует, что свидетельствует об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду при размещении отходов производства на шламонакопителе.

Так же общество осуществляет страхование опасных производственных объектов при причинении возможного вреда окружающей природной среде, что подтверждается договорами страхования №11592 А3000006 от 14.01.2011г.и №0100269336 от 12.01.2012г.

Как установлено заключением экспертов от 04.12.2015г.№ №1045-1028/28-3,1044/31-19-3 в результате анализа проектной и эксплутационной документации объекта размещения отходов «Шламонакопитель ОАО «НЗХС» на соответствие требованиям строительных норм и правил СНиП 2.01.28-85, применяемым к полигонам для хранения токсичных промышленных отходов: эксплуатируемый шламонакопитель ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» на протяжении всего периода его эксплуатации (в том числе и в 2012 году) вплоть до настоящего времени соответствовал (соответствует) требованиям строительных норм и правил СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов» к размещению, планировочным и конструктивным решениям, технологическим процессам, и по своему назначению является полигоном для захоронения токсичных промышленных отходов.

Не соглашаясь с выводами экспертов, Управление Росприроднадзора указывает на невозможность сопоставления понятий «полигон» и «шламонакопитель» ввиду их различного значения.

Определение понятие «полигон» содержится в ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст). Согласно пунктам 4.9. и 4.17. ГОСТа 30772-2001 захоронение отходов – это размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду, а полигон захоронения отходов – это ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др. Как следует из абзаца 7 статьи 1 Закона №89-ФЗ, захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Из результатов проведенных исследований (исследование представленных документов, экспертный осмотр и лабораторные анализы проб воды и почвы) следует, что шламонакопитель АО «Новотроицкий завод хромовых соединений» не оказывает негативного воздействия на объекты окружающей среды сверх установленных нормативов в области охраны окружающей среды.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Серенко А.А. пояснил, что СНиП 2.01.28-85 применяется к полигонам, на которых размещаются отходы как в жидком, так и в твердом состоянии. При этом большинство требований СНиП 2.01.28-85 обращено к размещению твердых отходов, однако в силу специфики производственного процесса отходы общества поступают на шламонакопитель в жидком виде (в виде шлама), что допускается нормами СНиП 2.01.28-85. В этой связи при проведении экспертизы на соответствие шламонакомителя СНиП 2.01.28-85 эксперты не учитывали нормы СНиП, которые применимы к обезвреживанию, захоронению и транспортированию исключительно твердых отходов. По мнению эксперта шламонакопитель является составной частью полигона, а именно участком захоронения токсичных промышленных отходов. Показаниями эксперта Серенко А.А. подтверждается, что шламонакопитель общества соответствует требованиям СНиП 2.01.28-85 и по своему назначению является участком захоронения отходов.

Пояснения эксперта свидетельствуют о том, что комплекс сооружений, расположенный на промышленной площадке АО «Новотроицкий завод хромовых соединений», в который в том числе входит и шламонакопитель (участок захоронения отходов), отвечает всем необходимым критериям, установленным СНиП для полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и обеспечивает изоляцию (захоронение) вредных веществ.

Управление Росприроднадзора полагает, что методика отбора проб экспертами РФЦСЭ не могла обеспечить объективность результатов анализа проб, ссылаясь при этом на методические документы, которыми предусмотрена предварительная прокачка воды из гидронаблюдательных скважин при отборе проб.

Как следует из пояснений допрошенного в судебном заседании эксперта Гончарук Н.Ю. при проведении экспертизы, эксперты проводили отбор подземных вод с предварительной прокачкой ручным способом. В период времени, в течение которого проводился отбор проб, существенные изменения состава проб (изменения содержания веществ) не произошли, поскольку для изменения состава пробы в условиях атмосферного воздуха требуется более продолжительное время. Отбор проб проводился в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51592-2000, ГОСТа 26207-91 которые идентичны ГОСТу 31861-2-12, ГОСТу Р 54650-2011, предварительная прокачка воды из гидронаблюдательных скважин при отборе проб экспертами производилась. Каких-либо оснований полагать, что отобранные после такой прокачки пробы воды не могут обеспечить объективность результатов анализа проб на предмет наличия в них проверяемых веществ, не имеется.

Довод Росприроднадзора о том, что методика отбора проб экспертами не может обеспечить объективность результатов анализа проб судом отклоняется, так как Методические рекомендации по геохимическому изучению загрязнения подземных вод носят рекомендательный характер и с учетом положений Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» применение данного документа возможно на уровне стандарта организаций.

Управление Росприроднадзоратакже указывает на то, что эксперты не пришли к выводу о том, какое необходимое количество скважин должно быть у шламонакопителя общества. Однако данный вопрос перед экспертами не ставился. В судебном заседании эксперт А.А. Серенко указал, что количество и место расположения скважин должны определяться проектной документацией с учетом проведенных геологических изысканий.

Как установлено заключением экспертов от 04.12.2015г. № №1045-1028/28-3,1044/31-19-3 в результате анализа проектной и эксплутационной документации объекта размещения отходов «Шламонакопитель ОАО «НЗХС» на соответствие требованиям строительных норм и правил СНиП 2.01.28-85, применяемым к полигонам для хранения токсичных промышленных отходов: эксплуатируемый шламонакопитель ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» на протяжении всего периода его эксплуатации (в том числе и в 2012 году) вплоть до настоящего времени соответствовал (соответствует) требованиям строительных норм и правил СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов» к размещению, планировочным и конструктивным решениям, технологическим процессам, и по своему назначению является полигоном для захоронения токсичных промышленных отходов. Из результатов проведенных исследований (исследование представленных документов, экспертный осмотр и лабораторные анализы проб воды и почвы) следует, что шламонакопитель ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений» не оказывает негативного воздействия на объекты окружающей среды сверх установленных нормативов в области охраны окружающей среды.

Из анализа названных норм и экспертного заключения суд приходит к выводу о том, что шламонакопитель ОАО «НЗХС» отвечает критериям специализированного полигона и обеспечивает защиту от негативного воздействия на окружающую среду. Действующее законодательство освобождает природопользователей от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах.

На основании изложенного, суд считает неправомерным начисление платы за размещение отходов за 2012г. в размере 86 822 587, 86 рублей, в этой части оспариваемое требование суд признает незаконным.


Ссылка Управления Росприроднадзора на преюдициальное значение иных судебных актов по делам об уплате платы АО «Новотроицкий завод хромовых соединений» №А47-10907/2012, №А43-16305/2011, №А47-9799/2011 вступивших в законную силу, судом отклоняется, поскольку при рассмотрении этих дел судами не исследовался вопрос соответствия шламонакопителя критериям полигона, судебная экспертиза не проводилась.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что на момент начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду пункт 4.5 Приложения №1 к Инструктивно-методическим указаниям не применялся в связи с принятием Постановления Правительства №344 от 12.06.2003г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через центр ализованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (далее по тексту - Постановление Правительства №344 от 12.06.2003г.), по следующим основаниям.

На момент возникновения спорных правоотношений действительно действовало Постановлением Правительства №344 от 12.06.2003г. В разделе «нормативы платы за размещение отходов производства и потребления» предусмотрено, что нормативы в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Суд считает, что данные нормы регулируют различные отношения по поводу исчисления платы за размещение отходов.

Предметом регулирования п.4.5 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993г. являются исключительно токсичные отходы, которые признаются законодательством самостоятельной группой отходов и к объектам по размещению которых устанавливаются особые требования безопасности. Действующие нормативные правовые акты и нормативные документы предусматривают специальные требования при размещении и проектировании полигонов токсичных отходов, отличные от требований, предъявляемых к объектам по размещению иных отходов.

Более поздняя норма Постановление Правительства №344 от 12.06.2003г. имеет иную сферу правового регулирования и не влечет утраты силы действия п.4.5 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993г.

Суд также отклоняет довод заинтересованного лица о том, что пункт 4.5 Приложения 1 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26.01.1993, не соответствует федеральному законодательству.

Статьей 16 №7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным, а одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.

В соответствии с пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации поручено разработать по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей. Во исполнение пункта 6 названного постановления Минприроды России 26.01.1993 года утвердило Инструктивно-методические указания.

Из положений пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, пунктом 1.2 Инструктивно-методических указаний следует, что Минприроды России наделено правом конкретизировать применение базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, установленных Правительством Российской Федерации, но не наделено правом устанавливать дополнительные коэффициенты. В данном случае Инструктивно-методическими указания были направлены на конкретизацию применения базовых нормативов платы, а также поправочных коэффициентов.

Инструктивно-методические указания зарегистрированы в Минюсте России 24.03.1993 за № 190 и действовали в спорный период в редакции приказа Госкомэкологии от 15.02.2000 № 77.

Таким образом, суд не усматривает противоречий пункт 4.5 Приложения 1 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26.01.1993, федеральному законодательству.


Относительно отходов, передаваемых на размещение сторонним специализированным организациям, судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с условиями договора оказания услуг от 25.05.2011 №505, ООО «Производственное объединение «ЭЦЕЗИС» обязалось оказать заявителю возмездные услуги по приему и размещению указанных выше твердых бытовых отходов на городской свалке ТБО.

По смыслу заключенный договор не является договором о конечном размещении отходов, согласно которому сторона принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению) и не предусматривает переход обязанности к ООО «Производственное объединение «ЭЦЕЗИС» по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из толкования статьи 1, статьи 16 Закона №89-ФЗ размещение отходов в виде их хранения представляет собой длящийся процесс, начинающийся с момента помещения отходов в объекты хранения и заканчивающийся моментом их захоронения (обезвреживания, использования), в течение которого происходит негативное воздействие на окружающую среду и такое воздействие является платным. Платным является само негативное воздействие на окружающую среду, а не хозяйственная деятельность связанная с данным воздействием. То есть обязательство по плате за размещение отходов возникает у собственника отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов.

Согласно п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г.№632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающийся в распоряжении природопользователя.

Пунктом 1 ст.18 Закона №89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, образующим отходы.

Согласно ст.4 Закона №89-ФЗ отходы являются объектом права собственности.

В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отхода к специализированной организации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у заявителя только лишь в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов, не передавались.

Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на 7 нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.

Указанным выше постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», на основании которых в системе действующего правового регулирования определяются элементы обложения публично-правовым платежом в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированными организациями, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.

На основании изложенного суд считает, что ответчик правомерно начислил плату в размере 514 218, 30 рублей (87 336 806, 16 руб. - 86 822 587, 86 руб.), в этой части требования заявителя удовлетворению не подлежат.


Заявителем на депозитный счет суда 02.12.2014г. были перечислены по платежному поручению № 7113 - 1 300 000 рублей.

На основании счета №665 от 15.12.2015 г. стоимость проведения судебно – экологической и судебно-строительно-технической экспертиз составила 1 298 905 рублей.

Излишне уплаченные денежные средства в размере 1 095 рублей подлежат возврату заявителю.

Заявителем при обращении в суд 27.01.2014г. уплачена по платежному поручению № 283 государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Учитывая положения ст.ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46, расходы подлежат взысканию с участников спора пропорционально удовлетворенным заявленным требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:


Требования акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» удовлетворить частично.

Признать недействительным уточненное требование от 23.10.2013 № АЖ-05-01-12/4997 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 86 822 587 рублей 86 копеек.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области в пользу акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 988 рублей 29 копеек и судебные издержки в размере 1 291 241 рублей 86 копеек.

Возвратить акционерному обществу «Новотроицкий завод хромовых соединений» с депозитного счета Арбитражного суда Оренбургской области 1 095 рублей как излишне уплаченные за проведение судебной экспертизы.

Исполнительный лист выдать заявителю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
30.04.2024

Сибирские ученые разработали оборудование для прогнозирования обрушений на угольных разрезах

В РФ предложили маркировать пластиковую посуду как вредную для природы

Зеленое финансирование открывает новые возможности для российского рынка

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 27 апреля, 16:09
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Tue, 30 Apr 2024 03:16:02
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения