siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело №А15-1005/2010 по заявлению ООО «Сафинат-Махачкала» об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО


Материал прочитан 867 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Дагестан
Дата рассмотрения: 20.08.2010

20 августа 2010 года
Дело №А15-1005/2010
г. Махачкала

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2010.
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2010.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Аблешовой Н.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халипаевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Сафинат-Махачкала» об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО от 17.05.2010 №0011/2/10-1

при участии в заседании:

от заявителя - Алиева М.К. (доверенность от 03.02.2010 №10-07, паспорт серии: 8205 №986397);

от заинтересованного лица – главного специалиста Алиевой К.А. (доверенность от 25.12.2009 №01/2990, удостоверение №059), государственного инспектора Магомедова К.Р. (доверенность от 16.08.2010 №01-11/2880, удостоверение №628),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сафинат-Махачкала» (далее – заявитель, общество, ООО «Сафинат-Махачкала») обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением от 31.05.2010 о признании незаконными и об отмене постановлений Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) от 17.05.2010 № 0011/2/10-1, №0011/2/10-2, №0011/2/10-3, №0011/2/10-4, №0011/2/10-5.

Определением суда от 24.06.2010 суд принял к производству заявление общества, определил выделить в отдельные производства требования заявителя об оспаривании постановлений административного органа от 17.05.2010 №0011/2/10-2, №0011/2/10-3, №0011/2/10-4, №0011/2/10-5, а требование об оспаривании постановления от 17.05.2010 №0011/2/10-1 рассмотреть в рамках настоящего дела.

Определением суда от 21.07.2010 судебное разбирательство по делу отложено на 19.08.2010.

В судебном заседании представитель заявителя просил признать незаконным и отменить оспариваемое постановление, а также отнести на заинтересованное лицо судебные издержки общества по оплате услуг представителя по настоящему делу, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представители Департамента в судебном заседании в удовлетворении заявления, а также в удовлетворении требований общества о взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя просили отказать, ссылаясь на доводы и возражения, изложенные в отзыве и дополнении к нему.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, пришел к следующим выводам.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с приказом Департамента №126 от 23.03.2010 Махачкалинским отделом по надзору на море Департамента в период с 07.04.2010 по 14.04.2010 проводилась комплексная плановая проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства РФ.

Уведомление о проведении контрольно-надзорного мероприятия с приложением копии упомянутого приказа №126 от 23.03.2010 направлено заказным письмом с уведомлением 24.03.2010 и получено обществом 25.03.2010, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением №01943.

Приказом Департамента от 15.04.2010 №170 срок проведения проверки в отношении общества продлен до 16.04.2010 включительно.

В ходе проведенного контрольно мероприятия государственным инспектором Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Магомедовым К.Р. выявлен ряд нарушений, в числе которых отсутствие у общества паспортов отходов, составленных на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности, а также отсутствие журналов первичного учета отходов производства и потребления по установленным формам по учету образовавшихся, накапливающихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки №0011/2/10 и приложение к акту проверки №0011/2/10 от 16.04.2010, которые направлены заказным письмо с уведомлением и получены обществом 22.04.10, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением №02546.

По признакам нарушений, за которые статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, Департаментом возбуждено дело об административном правонарушении №0011/2/10-1. Письмом от 19.04.2010 №00049/2/10 обществу предложено направить 30.04.2010 законного представителя на составление протокола. Указанное письмо вместе с определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.04.2010 №0011/2/10-1 направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением и получено им 22.04.2010, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением №02547.

На составление протокола об административном правонарушении заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте его составления, явку представителя на обеспечил, в связи с чем в отношении общества 30.04.2010 по статье 8.2 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении №0011/2/10-1 в отсутствие представителей заявителя. Указанный протокол направлен обществу и вручен ему 06.05.2010, что подтверждает представленное в материалы дела почтовое уведомление №13475.

Время и место рассмотрения дела об административном правонарушении №0011/2/10-1 указаны в протоколе об административном правонарушении от 30.04.2010.

Посчитав доказанным факт нарушения обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, Департамент вынес постановление от 17.05.2010 №0011/2/10-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. Постановление направлено в адрес общества и получено им 20.05.2010, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением №03786.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, а также с дополнением к нему, в котором со ссылкой на 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) просит взыскать с Департамента судебные издержки на оплату услуг представителя по делу в размере 5000 руб.

В своем заявлении и дополнении к нему общество указывает, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления не учтено, что обязанность, за невыполнение которой общество привлечено к административной ответственности, возникает лишь при осуществлении деятельности, предусмотренной Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее – Закон об отходах производства и потребления), в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении отсутствует указание на виды деятельности общества, в процессе которых образовались отходы 1-4 класса опасности, не установлен сам факт образования отходов.

Департамент в отзыве и дополнении к нему просит в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на соблюдение требований к процедуре привлечения к административной ответственности, на отсутствие у общества при проведении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушении паспортов на отходы 1-4 класса опасности, которые образуются на действующих предприятиях вне зависимости от видов и целей их производственной деятельности, а также на отсутствие журналов первичного учета отходов производства и потребления, необходимость которых вытекает из требований статьи 19 Закона об отходах производства и потребления, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии со ст.4.1 Закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Статьей 11 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст.14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В соответствии с пунктами 2 и 4 ч.2 ст.7 Закона Республики Дагестан «Об отходах производства и потребления» от 04.12.2008 №58 юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны определять свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с нормативно-правовыми документами; вести учет и отчетность отходов в соответствии с порядком учета в области обращения с отходами и порядком статистического учета в области обращения с отходами.

В соответствии со ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления установлены основные понятия закона, среди которых:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Департамент в протоколе об административном правонарушении от 30.04.2010 №0011/2/10-1 указывает на отсутствие паспортов отходов, составленных на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности, отсутствие журналов первичного учета отходов производства и потребления по установленным формам по учету образовавшихся, накапливающихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В то же время объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения заключается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Таким образом, при привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ административный орган обязан установить не только не соблюдение определенных требований законодательства, но и сам факт сбора, накопления, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и иного обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в смысле, придаваемом указанным действиям Законом об отходах производства и потребления, чего административным органом сделано не было.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении (постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2, часть 2 статьи 28.4 Кодекса). Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия). Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Из акта проверки, приложения к нему от 16.04.2010, а также из протокола об административном правонарушении от 30.04.2010 по делу №0011/2/10-1 не усматривается, что при проведении проверки и составлении протокола в помещениях и иных территориях, принадлежащих обществу, обнаружены отходы, а также зафиксирована деятельность по обращению с ними.

В нарушение статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении Департамента не указаны факты непосредственного нарушения обществом природоохранного законодательства, не указано также, в чем конкретно состоит вина общества, привлеченного к административной ответственности по статье 8.2. Кодекса.

Судом установлено, что протокол осмотра территории не составлялся, фото, киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных и иных доказательств при проверке принадлежащих заявителю территории не проводились.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении от 30.04.2010 №0011/2/10-1 не может подтверждать событие вменяемого обществу административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Суд установил, что административный орган привлек общество к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ при отсутствии на то достаточных оснований, в связи с чем считает, что оспариваемое постановление Департамента вынесено незаконно и подлежит отмене.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. К судебным издержкам относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела суд установил, что обществу оказаны юридические услуги, связанные с рассмотрением настоящего дела в арбитражном суде. Факт оказания этих услуг и их оплата подтверждаются договором на возмездное оказание юридических услуг от 01.07.2010 №10-01, заключенным с Алиевым М.К., и платежным поручением от 16.08.2010 № 267.

В соответствии с общим порядком распределения судебных расходов, установленным главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понесенные заявителем судебные расходы при удовлетворении его требований взыскиваются в его пользу непосредственно с проигравшей стороны по делу, которой в рассматриваемом случае является Департамент.

Поскольку суд считает установленным факт исполнения своих обязательств по договору от 01.07.2010 №10-01 Алиевым М.К., который подготовил дополнение к заявлению общества от 13.08.2010, а также представительствовал от имени заявителя в судебных заседаниях Арбитражного суда Республики Дагестан по делу №А15-1005/2010, а также учитывая, что процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт, суд пришел к выводу о применении общего порядка распределения судебных расходов, установленного главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и взысканию с Департамента судебных расходов в размере 5000 руб., понесенных заявителем в связи с рассмотрением в суде настоящего дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 106, 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 17.05.2010 №0011/2/10-1, как не соответствующее требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сафинат-Махачкала» 5000 руб. расходов на оплату услуг представителя.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
01.05.2024

Зеленое финансирование открывает новые возможности для российского рынка

Отходы — в доходы: российские предприятия осваивают производство замкнутого цикла

Развитие Дона войдет в федеральный проект «Оздоровление водных объектов»

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 27 апреля, 16:09
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Wed, 01 May 2024 06:32:59
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения