siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А12-25322/2013 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области к ОАО «Волжский Оргсинтез» о взыскании 385 640 457 руб. 12 коп.


Материал прочитан 735 раз и оценен
0
АС Волгоградской области
Дата рассмотрения: 29.09.2015


[pdf, 265 KB]
Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело № А12-25322/2013

город Волгоград
«29» сентября 2015 г.

Резолютивная часть решения оглашена 28.09.2015
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе судьи Загоруйко Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Доценко А.В,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ОГРН 1033400470773; 400001, г.Волгоград, ул.Профсоюзная, 30) к Открытому акционерному обществу «Волжский Оргсинтез» (ИНН: 3435900563; ОГРН: 1023402000511; 404117, Волгоградская область, г.Волжский, ул.Александрова,100) о взыскании 385 640 457 руб. 12 коп.,

при участии в судебном заседании:
от истца – Голованова О. Ю., доверенность №2 от 12.01.2015г.;
от ответчика – Ракитина Е. В., доверенность №70 от 07.07.2014г.,


У С Т А Н О В И Л :


Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (Росприроднадзор) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к ответчику ОАО «Волжский Оргсинтез» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013г. в размере 385 640 457 руб. 12 коп. за размещение отходов на собственных объектах размещения. Исковые требования обоснованы неисполнением ответчиком обязанности по внесению платежей в полном объёме и их доначисление согласно требованию №4388 от 28.08.2013г.

Ответчик просит в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве. Ссылается в том числе на преюдициальность судебных актов по делам А12-18892/2013, А12-19786/2013, А12-20130/2013, А12-24158/2013, а также по делу №5-2/2014, рассмотренному Ворошиловским районным судом г.Волгограда.

В судебном заседании объявлялся перерыв 22.09.2015г до 9 час.45 мин. 28.09.2015г; по окончании которого судебное заседание продолжено.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, истцом в адрес ответчика выставлено требование №4388 от 28.08.2013г об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на собственных объектах размещения за 1 квартал 2013гг. на общую сумму 385 640 457 руб. 12 коп. Согласно приложенному к требованию расчету, сумма взыскания включает в себя доначисление за сверхлимитное размещение (хранение) отходов химического происхождения (жидкие отходы – код ФККО 5000000000000, 1 класса опасности) и за сверхлимитное размещение (захоронение) отхода (бой шамотного кирпича – код ФККО 314014010199 5 класса опасности) на полигоне захоронения промышленных отходов (отвале сухих солей)

В требовании от 28.08.2013 № 4388 и расчете доначислений платы за негативное воздействие на окружающую среду указано, что предприятием осуществлялось захоронение и хранение отходов первого класса в прудах-накопителях, в то время как документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (№ РРС 39 03-10 003598 сроком до 2014 года) нормативы образования и лимиты на размещение (хранение) в шламонакопителе для отходов химического происхождения (жидкие отходы - код ФККО 5000000000000, первого класса опасности) не установлены. Кроме того, лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (№ ОП-3 9-001630 34) осуществление обществом деятельности по размещению (хранению) отходов химического происхождения (жидкие отходы код ФККО 5000000000000, первого класса опасности) не предусмотрено.

Указанное требование от 28.08.2013 № 4388 ответчиком не исполнено, что повлекло обращение истца в суд с рассматриваемым иском.

Под негативным воздействием на окружающую среду в силу положений статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст.3 указанного Федерального закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Платность негативного воздействия на окружающую среду установлена также положениями статьи 16 Закона об охране окружающей среды.

Согласно п.2 ст.16 Закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия".

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации поручено разработать по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

Согласно данному пункту постановления Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации разработало и утвердило 26.01.1993 Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (зарегистрированы в Минюсте России 24.03.1993 № 190).

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, от 12.06.2003 № 344, «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утв. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, норматив платы за размещение отходов зависит от класса опасности (токсичности) отходов .

Определением суда от 01.11.2013г производство по данному делу приостанавливалось до рассмотрения дел А12-20130/2013 и А12-24158/2013.

Предметом рассмотрения в рамках дела А12-20130/2013 являлись требования ОАО «Волжский Оргсинтез» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области о признании незаконными предписаний от 25.07.2013г №11/78-Э/1; №11/78-Э/2; №11/78-Э/3; №11/78-Э/4; №11/78-Э/5; №7/78-Э/1; №7/78-Э/2; №11/78-Э/6; №7/78-Э/3. При этом заявитель ссылался на неправомерность требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, непосредственно относящихся к вопросам размещения обществом отходов химического производства.

Предметом рассмотрения в рамках дела А12-24158/2013 являлись требования ОАО «Волжский Оргсинтез» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области о признании незаконными действий по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013г, выраженных в требовании от 28.08.2013г №4388 и расчета платы к нему.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2015г по делу А12-20130/2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015г и постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2015г, признаны недействительными выданные ОАО «Волжский Оргсинтез» предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области от 25.07.2013г. № 11/78-Э/1, № 11/78-Э/2, № 11/78-Э/3, № 11/78-Э/4, № 11/78-Э/5, №11/78-Э/6, № 7/78-Э/1, № 7/78-Э/2, № 7/78-Э/3, как не соответствующие требованиям Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия", Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами ", Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2015г по делу А12-24158/2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015г, признаны незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года, выраженные в требовании от 28.08.2013 № 4388 и расчете платы к нему.

В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исходя из указанной нормы закона, признание преюдициального значения судебного решения направленно на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов и предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, принимаются судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами , обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов . Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно пункту 10 Порядка учета в области обращения с отходами , утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 таблицы данных учета ведутся по каждому виду отходов и каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», природопользователи, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов , оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно п.2.3 порядка паспортизации отходов , определенного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов », действовавшим на момент выставления Управлением Росприроднадзора требования № 4388, паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов , условиях и конкретных объектах размещения отходов , технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно пунктам 2.6. - 2.9. Порядка паспортизации материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511.

Согласно пункту 2.11 Порядка паспортизации дополнительная паспортизация опасных отходов осуществляется только при изменении технологического процесса и состава используемого сырья. Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов .

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 785 (действовавшим на момент выставления Управлением Росприроднадзора требования № 4388 от 28.08.2013). Согласно пункту 5.32. ГОСТ 30772-2001 вид отходов - это совокупность отходов , которые имеют общие признаки в соответствии с их происхождением, свойствами и технологией обращения .

Срок действия паспорта опасного отхода для отходов , включенных в федеральный классификационный каталог отходов , утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, не устанавливается.

Таким образом, основанием для начала процесса паспортизации отхода служит факт выявления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем нового отхода в результате инвентаризации отходов .

Как установлено судебными актами по делу А12-24158/2013, заявителем проведена паспортизация отхода , образуемого в пруде поз. 109 полигона промышленной закачки жидких отходов . В паспорте опасного отхода представлены сведения о деятельности, в результате которой образован отход , а также месте сбора, накопления и конечного размещения отхода - это отходы химического происхождения (жидкие отходы ), код 5000000000000, присвоен третий класс опасности. Паспорт утвержден территориальным органом Росприроднадзора 13.10.2011. Свидетельство о третьем классе опасности отхода (жидкие отходы ) выдано одновременно с паспортом Росприроднадзором. При этом, заинтересованным лицом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих необходимость проведения обществом дополнительной паспортизации опасных отходов с учетом требований закона.

Статьей 18 Закона об отходах производства предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50.

Согласно пункту 11 Порядка № 50 (в редакции, действующей на момент осуществления проверки) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Судебными актами по делам А12-20130/2013 и А12-24158/2013 установлено, что у ответчика в течение первого квартала 2013 года имелись утвержденные 24.07.2009г. нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе и на размещение отходов химического происхождения (жидкие отходы - код ФККО 50000000000000). Отсутствие изменений осуществления процесса производства, изменений в составе используемого сырья и способа обращения с отходами не создает оснований для осуществления инвентаризации отходов (выявления новых видов отходов ) и разработки нового проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В рамках дела А12-20130/2013, оспаривалась законность предписаний, вынесенных Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области ОАО «Волжский Оргсинтез», в том числе предписания от 25.07.2013 № 7/78-Э/3, обязывающего вносить плату за размещение отходов химического производства с учетом принадлежности отходов к первому классу опасности, и предписания от 25.07.2013 № 11/7-Э/3, обязывающего обеспечить наличие на ОАО «Волжский Оргсинтез» утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом всех обнаруженных на предприятии в ходе проверки ранее не учтенных в ПНООЛР отходов химического происхождения (в том числе, в отношении жидких отходов код ФККО, 1 класса опасности, хранящегося в шламонакопителе поз. 109).

Для определения класса опасности размещаемых обществом отходов и степени влияния отходов на окружающую среду определением от 02.12.2013 по делу № А12-20130/2013 назначалась судебная экспертиза, по результатам которой сделан вывод, что в пруду №109а единовременно происходит смешение, усреднение и в итоге образование многокомпонентного конечного жидкого отхода третьего класса опасности, подлежащего паспортизации. Экспертами установлено также, что на полигоне закачки ОАО «Волжский Оргсинтез» какой-либо деятельности, связанной с технологическим обезвреживанием (механическим, термическим, химическим) жидких промышленных отходов (жидкой или осадочной фракции) не производится. Деятельность по обращению с жидкими промышленными отходами на комплексе полигона закачки, исходя из его функционального назначения, не имеет признаков деятельности по хранению отходов в смысле ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2015г., оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015г. и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2015г по указанному делу установлен факт нарушения методики определения токсичности отходов производства и потребления экспресс-методом с применением прибора «биотестер» (ФР.1.31.2005.01883), что повлекло недействительность полученных результатов при проведении проверки Росприроднадзором.

Аналогичные выводы сделаны Ворошиловским районным судом г.Волгограда при рассмотрении дела №5-2/2014. Вступившим в законную силу решением суда от 19.12.2013г установлено, что в ходе проведенной проверки при определении 1 класса опасности жидких отходов была нарушена форма протокола биотестирования, в связи с чем, проверить ход экспертизы невозможно. Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменения.

Судебными актами по делам № А12-20130/2013 и А12-24158/2013 установлено, что размещаемые на полигоне промышленной закачки отходы относятся к 3 классу опасности, что подтверждено результатами исследования при паспортизации, паспортом опасного отхода , утвержденным территориальным органом Росприроднадзора 13.10.2011г., и свидетельством о классе опасности отхода (жидкие отходы ), выданным Росприроднадзором 13.10.2011г.

Согласно пункту 4.5 Приложения № 1 Инструктивно-методических указаний от 26.01.1993г, при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.

С учетом изложенного, обязанность по внесению природопользователями платы за размещение отходов не возникает при условии размещения токсичных отходов на собственном специализированном полигоне промышленных отходов , соответствующем санитарно-гигиеническим правилам и нормативам.

Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах при рассмотрении дел А12-19786/2013, А12-24158/2013, А12-8733/2013, А12-563/08, А12-273/07, А12-16922/2005 и др.

По результатам рассмотрения дела А12-19786/2013, решением суда от 04.03.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014г и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2014г установлено, что полигон промышленной закачки жидких отходов ОАО «Волжский Оргсинтез» отвечает всем необходимым критериям, обеспечивающим защиту окружающей среды от негативного воздействия, то есть критериям специализированного полигона.

Указанные обстоятельства подтверждаются рабочим проектом промышленной эксплуатации полигона по закачке жидких отходов № 876/86-4 ПЭ ТХ ПЗ; заключением государственной экологической экспертизы от 10.03.2010, утв. приказом Ростехнадзора от 12.03.2010 № 160; постоянным технологическим регламентом № 87 от 06.02.2012 подготовки и закачки жидких промышленных отходов , актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 16.12.2002.

При этом, в состав полигона входят как наземная (пруды-накопители), так и подземная (пласты-коллекторы) части. Деятельность по размещению жидких отходов на полигоне ОАО "Волжский Оргсинтез" включает в себя действия по смешению нейтрализации и подготовке жидких отходов в прудах-накопителях полигона, и непосредственно по закачке подготовленных жидких отходов в глубокие горизонты полигона.

Судебными актами по делам А12-20130/2013 и А12-24158/2013 установлено также, что в состав полигона входят как наземная (пруды-накопители поз. 109 и 135а), так и подземная (пласты-коллекторы) части, которые в комплексе выполняют функцию полигона - захоронение жидких токсичных отходов .

Подготовительные пруды полигона не являются объектами хранения жидких отходов , а представляют собой технологические емкости, предназначенные для доведения состава жидких отходов , подлежащих закачке, до установленных лицензионными требованиями норм путем усреднения жидких потоков, их подготовки, что достигается процессами усреднения, отстаивания и осветления.

Таким образом, жидкие химические отходы , образуясь на природоохранном полигоне, уже на стадии накопления в прудах не хранятся, а обрабатываются и проходят подготовку для будущего захоронения (безопасной изоляции). Соответственно, сами пруды являются не объектами хранения или обезвреживания отходов , а специальными сооружениями, несущими ряд технологических функций природоохранного значения.

Также судебными актами по делам № А12-19786/2013, А12-18892/2013 установлено, что пруды-накопители являются составной частью полигона промышленной закачки жидких отходов ; указанные пруды не являются объектами хранения жидких отходов ; в деятельности ОАО «Волжский Оргсинтез» отсутствуют признаки деятельности по хранению отхода химического происхождения (код 5000000000000).

Согласно выводам суда при рассмотрении дела № А12-19786/2013, в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы от 10.03.2010, утв. приказом Ростехнадзора от 12.03.2010 № 160 реализация решений, предусмотренных корректировкой рабочего проекта промышленной закачки жидких промышленных отходов общества, не влечет негативного воздействия на геологическую среду. Обществом 05.08.2009 и 24.04.2014 получены санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора о соответствии деятельности по размещению жидких отходов на полигоне промышленной закачки жидких отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что свидетельствует о соответствии полигона промышленной закачки жидких отходов критериям специализированного объекта в течение спорного периода.

Согласно ст. 1 Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует также, что 11.01.2001 ответчику выдана лицензия на право пользования недрами серии ВЛГ № 10971 3Г сроком действия до 15.01.2021 на осуществление деятельности по захоронению жидких токсичных отходов в глубокие горизонты.

Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставленные до дня вступления указанного Федерального закона (03.11.2011) лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению по истечении срока их действия.

Таким образом, у заявителя имеется действующая лицензия на осуществление деятельности (захоронение жидкого отхода ) срок, которой истекает 15.01.2021, что установлено также вступившими в законную силу судебными актами по вышеуказанным делам.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.03.2014 по делу №А12-19786/2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2014 и кассационного суда от 11.09.2014, Управлению Росприроднадзора отказано в удовлетворении иска к обществу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы по тем же основаниям.

В рамках указанного дела, а также при рассмотрении дела А12-18892/2013 (решение от 03.07.2014г, постановление апелляционной инстанции от 12.09.2014г и кассационной инстанции от 16.12.2014г) также установлено, что общество не осуществляет деятельности по хранению отходов химического происхождения (жидких отходов код ФККО 5000000000000) в шламонакопителях (поз. 109, 135), шламонакопители являются частью полигона промышленной закачки жидких отходов , у общества имеется действующая лицензия на захоронение жидких отходов со сроком действия до 15.01.2021, полигон промышленной закачки жидких отходов отвечает критериям специализированного полигона в смысле, придаваемом ему пунктом 4.4. Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством природы Российской Федерации от 26.01.1993, общество осуществляет деятельность по захоронению отходов химического происхождения (жидких отходов код ФККО 5000000000000) на полигоне промышленной закачки жидких отходов .

Установленные судами при рассмотрении вышеуказанных дел обстоятельства носят преюдициальный характер и не подлежат переоценке в рамках рассматриваемого дела в силу требований ст.69 АПК РФ.

Доводы Росприроднадзора о необоснованном применении к спорным правоотношениям сторон пункта 4.5 приложения № 1 к Методическим указаниям, поскольку освобождение от платы за размещение отходов по основаниям данного пункта основано не на федеральном законе, а на подзаконном акте, не могут быть приняты судом, поскольку названные Методические указания зарегистрированы в Минюсте России 24.03.1993 за № 190 и действовали в спорный период в редакции приказа Госкомэкологии от 15.02.2000 № 77.

Правовая позиция о возможности применения п. 4.5. Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям подтверждается также сложившейся судебной практикой (ФАС Поволжского округа: дело №А12-19786/2013, №А12-18892/2013, №А12-20130/2013, № А12-8733/2013, дело № А12-273/07;ФАС Восточно-Сибирского округа: дело № A33-3555/03 и др.).

Высший Арбитражный суд (определение ВАС РФ от 24.03.2014 № ВАС-2867/14 по делу № А12-8733/2013) подтвердил вывод об отсутствии у природопользователя обязанности вносить плату за размещение отходов на собственном специализированном полигоне промышленных отходов при условии соответствия объекта размещения санитарно-гигиеническим правилам и нормативам.

Определением Верховного Суда РФ от 24.11.2004 № 2-Г04-7 подтверждено, что Инструктивно-методические указания (зарегистрированные в Минюсте России 24.03.1993 за № 190) являются действующими.

Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 № 8-П применительно к данному делу также не может быть положена в обоснование удовлетворения иска, поскольку обязательность оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в данном случае судом не установлена в связи с недоказанностью факта такого воздействия со стороны общества.

С учетом анализа представленных доказательств и выводов вступивших в законную силу судебных актов, суд считает обоснованными доводы ответчика об отсутствии у Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области законных оснований для взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года за сверхлимитное размещение (хранение) отходов химического происхождения (жидкие отходы – код ФККО 5000000000000, 1 класса опасности) в шламонакопителе.

В состав взыскиваемой в рамках данного дела суммы включена также плата за сверхлимитное размещение (захоронение) в отвале сухих солей отхода «бой шамотного кирпича» за первый квартал 2013 года.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (стр. 67 ПНООЛР. Книга 5) данный вид отхода используется на предприятии для отсыпки отвала сухих солей в целях уменьшения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344, устанавливающего нормативы платы за размещение отходов производства и потребления, норматив платы применяется с учетом коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов , подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

Лимиты на хранение отхода «бой шамотного кирпича» у ОАО «Волжский Оргсинтез» имеются и они не превышены.

В «Разделе 4. Фактическое размещение отходов производства и потребления» за первый квартал 2013 года, переданном в Росприроднадзор для обоснования размера платы, по строке отхода «бой шамотного кирпича» указаны сведения об использовании (утилизации) всего объема образовавшегося в данном периоде отхода .

Преюдициальными для настоящего дела судебными актами по делам №А12-18892/2013, А12-19786/2013, А12-20130/2015 и А12-24158/2013 установлен факт того, что данный вид отхода используется на предприятии для отсыпки отвала сухих солей в целях уменьшения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

Вступившим в законную силу решением суда от 22.05.2015г по делу А12-24158/2013 установлен факт незаконности действий Управления Росприроднадзора по начислению платы за спорный период - 1 квартал 2013г за сверхлимитное размещение (захоронение) отхода (Бой шамотного кирпича – код ФККО 3140140101995Э, 5 класса опасности) на полигоне захоронения промышленных отходов (отвале сухих солей).

При таких обстоятельствах у суда также отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика платы за сверхлимитное размещение (захоронение) указанного вида отхода .

Доводы истца об учете позиции суда по делам № А47-10907/2012, №А07-28297/09, № А47-9799/2012, № А12-23425/2011 и др. судом не принимаются, поскольку указанные дела различны по предмету и основаниям рассмотрения и не имеют отношения к существу рассматриваемого спора.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд исходит из того, что в нарушение статьи 65 АПК РФ истец не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основание своих требований.

Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 169, 170 АПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия через арбитражный суд Волгоградской области.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
04.05.2024

Минэкономразвития предложило бизнесу новый стандарт отчетности об устойчивом развитии

РОП: подано 389 заявлений о включении в реестр утилизаторов

Внедрение зеленых стандартов стимулирует экономический рост

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

Экосбор 2024 2 мая, 08:51

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sat, 04 May 2024 00:47:05
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения