siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А13-15279/2013 по заявлению ООО «Кирилловская электросеть» о признании недействительными предписаний Управления Росприроднадзора по Вологодской области № 06-17/2013 от 19.092013, № 06-19/2013 от 19.09.2013, недействительным предписания № 06-18/2013 в части указания на обязанность ООО «Кирилловская ЭТС» разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления» в Управлении Росприроднадзора по Вологодской области


Материал прочитан 586 раз и оценен
0
АС Вологодской области
Дата рассмотрения: 03.06.2014


[pdf, 286 KB]
АС Вологодской области
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А13-15279/2013

город Вологда
03 июня 2014 года

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шадриновой Ю.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой М.Г. Плахиной М.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» о признании недействительными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области № 06-17/2013 от 19.092013, № 06-19/2013 от 19.09.2013, недействительным предписания № 06-18/2013 в части указания на обязанность ООО «Кирилловская ЭТС» разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления» в Управлении Росприроднадзора по Вологодской области.

при участии от заявителя – Пискунова А.А. по доверенности от 17.01.2012,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» (далее – общество, ООО «Кирилловская ЭТС») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (далее – Управление) № 06-17/2013 от 19.09.2013, № 06-19/2013 от 19.09.2013, недействительным предписание № 06-18/2013 от 19.09.2013 в части указания на обязанность ООО «Кирилловская ЭТС» разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления» в Управлении Росприроднадзора по Вологодской области (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что общество не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере по следующим основаниям: ООО «Кирилловская ЭТС» относится к субъектам малого предпринимательства и в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50, Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 10, не обязано разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; общество не является лицом, осуществляющим специализированную деятельность по размещению отходов; факт внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не является основанием для автоматического применения пятикратного повышающего коэффициента. Указало, что Управлением в ходе проверки не был произведен перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду; в материалах проверки отсутствуют документы, подтверждающие факт размещения на территории предприятия того количества тонн, вида и класса опасности отходов, которые предложены к уплате в пятикратном размере. Считает, что Управление не может предписывать обществу внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае Управление вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности. Полагает предписание № 06-17/2013 от 19.09.2013 невозможным к исполнению; порядок производственного контроля в области обращения с отходами производства разработан обществом и утвержден генеральным директором 11.01.2012; действующим законодательством не предусмотрена необходимость неоднократной разработки порядка производственного контроля; твердые бытовые отходы (далее – ТБО) обществом не хранятся и не накапливаются; ООО «Кирилловская электросеть» заключены договоры на сбор, транспортировку и размещение мусора на свалке ТБО, а также на сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности со специализированными организация, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по разработке и согласованию паспорта отходов IV класса опасности; несмотря на отсутствие данной обязанности общество составило паспорт на отходы IV класса опасности и направило его сопроводительным письмом от 08.06.2012 № 419 в Управление для согласования; отказ в согласовании вышеуказанного паспорта был направлен Управлением в адрес ООО «Кирилловская ЭТС» только 28.08.2013; плановая проверка в период с 17.09.2013 по 19.09.2013 проведена без согласования с прокуратурой.

В судебном заседании представитель общества поддержал предъявленные требования в полном объеме.

Управление о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, поэтому дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя административного органа. В отзыве на заявление предъявленные требования не признало, полагая оспариваемые предписания законными и обоснованными.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 29.05.2014 по 03.06.2014.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителя заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, Управлением в период с 17.09.2013 по 19.09.2013 на основании приказа руководителя от 09.09.2013 № 1271 в отношении ООО «Кирилловская электросеть» проведена плановая выездная проверка по соблюдению обществом требований природоохранного законодательства (т. 1, л.д. 71-79).

В ходе проверки выявлено нарушение обществом статьи 14, пункта 1 статьи 18, статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», а именно: не установлены лимиты на размещение образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов на 2013 год; без установленных лимитов плата за негативное воздействие на окружающую среду должна производиться с пятикратным повышающим коэффициентом (т. 1, л.д. 84); программа производственного контроля в области обращения с отходами в ООО «Кирилловская электросеть» разработана и утверждена директором предприятия без согласования с Управлением; паспорт на отходы IV класса опасности не согласован с Управлением, так как отсутствует протокол определения компонентного состава отхода, выполненный в аккредитованной лаборатории

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 19.09.2013 (т. 1, л.д. 82-87).

На основании выявленных нарушений Управлением были вынесены предписания от 19.09.2013 № 06-17/2013, № 06-18/2013, № 06-19/2013 (т. 1 л.д. 42-47).

В предписании от 19.09.2013 № 06-17/2013 Управление предписало обществу произвести перерасчет платы за сверхлимитное размещение отходов с пятикратным повещающим коэффициентом и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011-2012 годы, 1 и 2 кварталы 2013 года.

В предписании от 19.09.2013 № 06-18/2013 Управление предписало обществу разработать и согласовать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления» в Управлении Росприроднадзора по Вологодской области.

В предписании от 19.09.2013 № 06-19/2013 Управление предписало обществу разработать и направить для согласования в Управление Росприроднадзора по Вологодской области паспорта на отходы IV класса опасности – мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный).

Полагая вышеуказанные предписания № 06-17/2013 от 19.09.2013, №06-19/2013 от 19.09.2013 незаконными, предписание № 06-18/2013 от 19.09.2013 незаконным в части указания на обязанность ООО «Кирилловская ЭТС» разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления» в Управлении Росприроднадзора по Вологодской области, ООО «Кирилловская ЭТС» обратилось в арбитражный суд с предъявленными требованиями.

Из содержания статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

На основании статей 65 и 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

В соответствии с частями 1,2 статьи 25 Закона № 89-ФЗ государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя, в частности, контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами, выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 № 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее – Правила государственного контроля).

В силу пункта 1 Правил государственного контроля настоящие правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее - государственный экологический контроль) в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил государственного контроля, государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 №285 (пункт 5 Правил государственного контроля).

В силу пункта 9 Правил государственного контроля при исполнении своих должностных обязанностей государственные инспектора в области охраны окружающей среды вправе в установленном порядке проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Пунктом 8 Правил государственного контроля установлено, что государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» (далее – Постановление № 716), и должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 Постановления № 716 предусмотрено, что должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), являются одновременно по должности государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы, в том числе федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта Российской Федерации).

Таким образом, вышеприведенными нормами установлено, что государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, которые одновременно являются государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы.

Из материалов дела следует, что ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в сфере охоты и особо охраняемых природных территорий Управления Ловгой Д.П. в период с 17.09.2013 по 19.09.2013 проводилась плановая проверка ООО «Кирилловская ЭТС», по результатам которой указанным должностным лицом обществу выданы предписания от 19.09.2013 № 06-17/2013, № 06-18/2013, №06-19/2013.

Должностной регламент ведущего специалиста – эксперта отдела надзора в сфере охоты, за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности, утвержденный руководителем Управления 01.07.2013, предусматривает право ведущего специалиста указанного отдела по приказу руководителя Управления и согласованию с начальником отдела осуществлять государственный надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами (пункт 2.24).

Приказом № 1271 от 09.09.2013 государственному инспектору Вологодской области Ловге Д.П. поручено провести проверку в отношении ООО «Кирилловская ЭТС» (т.1, л.д. 71-79).

Таким образом, проверка проведена и предписания выданы уполномоченным лицом.

Судом отклоняются доводы общества о не размещении сведений о проверке на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Из материалов дела следует, что такие сведения размещались, что подтверждается скриншотом страницы сайта Генеральной прокуратуры РФ www.genproc.gov.ru (т.2, л.д.25).

Судом установлено, что при открытии вышеуказанного сайта (раздел «Сводный план проверок на 2013 год») появляются сведения о данной проверке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Частью 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

Согласно части 3 этой же статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок № 632), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Положения Порядка № 632 конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Минюсте РФ 24.03.1993 № 190).

Закон № 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно пунктам 5, 6 Порядка № 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Статьей 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу пункта 3 данной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего лимиты размещения отходов не устанавливаются.

Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-11842/2013 от 23.01.2014, вступившим в законную силу, установлено, что общество относится к субъектам малого предпринимательства и освобождено от разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Изложенные обстоятельства являются преюдициальными для настоящего дела.

Кроме того, в акте проверки от 19.09.2013, на основании которого выдано предписание № 06-17/2013, установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду производится своевременно в пределах установленных лимитов.

В связи с этим, суд приходит к выводу о неправомерности требования Управления о перерасчете платы за сверхлимитное размещение отходов с пятикратным повышающим коэффициентом и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011-2012 годы, 1 и 2 кварталы 2013 года. Предписание Управления № 06-17/2013 от 19.09.2013 не соответствует вышеприведенным нормам.

Пунктом 1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона № 89-ФЗ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011 изложена позиция, согласно которой накопление отходов осуществляется не только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Ими выступают и иные организации, в процессе производственной деятельности которой образуются отходы.

Из материалов дела следует, что обществом осуществлялась хозяйственная деятельность, в процессе которой образуются отходы.

В связи с этим на общество возложена обязанность по соблюдению требований Закона № 89-ФЗ.

Общество считает незаконным предписание Управления № 06-18/2013 в части обязанности разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления».

Как следует из материалов дела, обществом в 2012 году разработана программа производственного контроля, которая утверждена директором общества, но не согласована с Управлением.

Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-11842/2013 от 23.01.2014, вступившим в законную силу, и являются преюдициальными для настоящего дела.

При указанных обстоятельствах предписание Управления № 06-18/2013 в части обязания общества разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления» не является законным.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: первый класс - чрезвычайно опасные отходы; второй класс - высокоопасные отходы; третий класс - умеренно опасные отходы; четвертый класс - малоопасные отходы; пятый класс - практически неопасные отходы.

Пунктом 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

При этом согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе, признается паспорт отходов.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ).

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности (пункт 4 статьи 14 Закона № 89-ФЗ).

Согласно имеющимся в материалах дела документам в процессе хозяйственной деятельности общества образуется следующий вид отходов – мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), относящийся к IV классу опасности.

Из материалов дела видно, что ООО «Кирилловская электросеть» составило паспорт отходов IV класса опасности на указанный вид отходов и письмом от 08.06.2012 № 419 направило паспорт в Управление для согласования. Управление письмом от 20.07.2012 (направлено в общество только в августе 2013 года) сообщило обществу о несогласовании паспорта «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» по причине отсутствия протокола определения компонентного состава отхода, выполненного в аккредитованной лаборатории.

Таким образом, фактически паспорт на указанный вид отходов был разработан обществом.

Указанные обстоятельства подтверждены решением Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-11842/2013 от 23.01.2014, вступившим в законную силу, и являются преюдициальными для настоящего дела.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» работу по паспортизации опасных отходов проводят Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (далее – Порядок №570). Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.11.2013 № АА-03-03-31/17837 «О паспортизации отходов» установлено, что до вступления в силу (01.08.2014) порядка проведения паспортизации отходов I - IV класса опасности Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов руководствуется Порядком № 570.

Пунктом 3.3. Порядка № 570 установлено, что заявления регистрируются территориальным органом Ростехнадзора.

В случае выявления неполноты сведений, указанных в представленных материалах заявителя, и (или) некомплектности материалов территориальный орган Ростехнадзора в 5-дневный срок со дня поступления материалов заявителя в письменной форме уведомляет об этом заявителя.

Территориальный орган Ростехнадзора в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя обеспечивает в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка рассмотрение материалов заявителя, указанных в пункте 3.1.1, и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа (пункт 3.5 Порядка № 570).

Как было указано выше, паспорт отходов IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)) для согласования направлен в Управление 08.06.2012. Управление письмом от 20.07.2012 (фактически направлено обществу 26.08.2013 и получено последним 28.08.2013) уведомило общество о несогласовании указанного паспорта, в связи с отсутствием протокола определения компонентного состава, выполненного в аккредитованной лаборатории, предусмотренного пунктом 2.5.2 Порядка №570.

В соответствии с пунктами 2.3, 2.5 Порядка № 570 паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно пункту 2.5.2 Порядка № 570 компонентный состав отхода указывается на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, а также сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.

Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу №А13-14688/2013 от 31.03.2014, вступившим в законную силу, установлено, что с заявлением о согласовании паспорта отхода обществу в обязательном порядке необходимо было представить протокол отбора проб и анализов, выполненный аккредитованной лабораторией.

Указанные обстоятельства являются преюдициальными для настоящего дела.

Из материалов дела усматривается, что в период с 28.08.2013 (даты получения письма об отказе в согласовании паспорта отходов) и до 19.09.2013 (даты вынесения предписания № 06-19/2013) обществом не предприняты действия по согласованию паспорта на отходы IV класса опасности (мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный).

В судебном заседании представитель общества пояснил, что общий срок для проведения мероприятий по получению протокола определения компонентного состава, выполненного в аккредитованной лаборатории, составляет 3 недели.

Следовательно до 20.12.2013 (срок исполнения предписания №06-19/2013) у общества было достаточно времени для проведения согласования паспорта на отходы IV класса опасности (мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный) в Управлении.

Таким образом, предписание Управления № 06-19/2013 от 19.09.2013 не является законным в части обязания ООО «Кирилловская ЭТС» разработать паспорт на отходы IV класса опасности (мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный).

При изложенных обстоятельствах, заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению.

Поскольку требования заявителя частично удовлетворяются судом, государственная пошлина в сумме 6000 рублей, уплаченная обществом, в силу статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с Управления в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

признать не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области от 19.09.2013 № 06-17/2013.

Признать не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области от 19.09.2013 № 06-18/2013 в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления».

Признать не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области от 19.09.2013 № 06-19/2013 в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» разработать паспорт на отходы IV класса опасности (мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный).

В остальной части заявленных требований отказать.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1043500072230, ИНН 3525141575, расположено по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» (зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1053500472497, ИНН 3511005438, расположено по адресу: Вологодская область, город Кириллов, улица Ленина, дом 133).

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1043500072230, ИНН 3525141575, расположено по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» (зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1053500472497, ИНН 3511005438, расположено по адресу: Вологодская область, город Кириллов, улица Ленина, дом 133) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.

В части признания недействительными предписаний решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
27.04.2024

Путин предложил изучить вопрос изменения требований к сточным водам предприятий

Путин поручил решить вопросы, связанные с экологией в ДНР

Матвиенко поручила регионам проверить, куда пошли средства на вывоз мусора

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

ФГИС ОПВК Сегодня, 06:04
Экосбор 2024 Вчера, 14:43

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sat, 27 Apr 2024 06:52:39
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения