siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Кассационная жалоба Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010по делу № А29-10537/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автотракторсервис» о признании незаконным и об отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о привлечении к административной ответственности


Материал прочитан 1001 раз и оценен
0
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата рассмотрения: 04.05.2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции



Нижний Новгород
Дело № А29-10537/2009
04 мая 2010 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2010.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю., судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И. в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010,

принятое судьями Перминовой Г.Г., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,

по делу № А29-10537/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автотракторсервис» о признании незаконным и об отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ :

общество с ограниченной ответственностью «Автотракторсервис» (далее – ООО «Автотракторсервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство, административный орган) от 30.09.2009 № 2/3-эк-вод о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 13.11.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды (далее – Департамент).

Решением суда от 17.12.2009 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 12.02.2010 решение суда отменено, оспа­риваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Министерство не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 и 3 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ, утвержденные Государствен­ным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998, заяви­тель жалобы считает, что Общество обоснованно привлечено к административной ответст­венности; его вина подтверждена имеющимися в деле доказательствами.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве просило оставить постановление апелляционного суда без из­менения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

ООО «Автотракторсервис» и Министерство заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.

Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседа­ние не направил.

Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 27.04 по 15.05.2009 Министерство про­вело документальную проверку выполнения Обществом предписания от 05.11.2008 № 11‑вк-вод об устранении выявленных нарушений в области природопользования и ох­раны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что ООО «Автотракторсервис» со своей производст­венной базы в местечке Човью по адресу: город Сыктывкар, улица Мелиораторов, 5, а также с эксплуатируемых зданий и сооружений осуществляет сброс поверхностных (дож­девых и талых) вод в бесхозную производственно-дождевую канализацию с неисправны­ми очистными сооружениями без соблюдения утвержденных проектом мероприятий по охране окружающей среды, в том числе проектных решений по сбросу и очистке произ­водственных и дождевых вод через систему производственно-дождевой канализации; без внесения платы за загрязнение окружающей природной среды; без оформления разреше­ния и лимитов на сброс загрязняющих веществ.

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества нарушение требований статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, статей 16, 23 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Министерство составило протокол об административ­ном правонарушении от 28.09.2009 № 2/2-эк-вод по статье 8.1 КоАП РФ и приняло постанов­ление от 30.09.2009 № 2/3-эк-вод о назначении Обществу наказания в виде штрафа в раз­мере 20 000 рублей.

ООО «Автотракторсервис» обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 8.1 КоАП РФ, статьей 1, пунктом 2 статьи 5, пунктом 2 статьи 11, пунктом 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 16, пунктами 1, 3 и 4 статьи 23, пунктами 1 и 2 статьи 39, статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7‑ФЗ), Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс за­грязняющих веществ, утвержденными Государственным комитетом Российской Федера­ции по охране окружающей среды 29.12.1998, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Второй апелляционный арбитражный суд руководствовался этими же нормами, а также частью 1 статьи 1.5, статьей 1.6, частями 1 и 2 статьи 2.1, частью 3 статьи 26.1, пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отменил решение суда первой инстанции и удов­летворил требование Общества. Суд исходил из того, что административный орган не до­казал событие административного правонарушения (факт сброса Обществом загрязняю­щих веществ в водный объект).

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В статье 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблю­дение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строи­тельстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, вы­воде из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строи­тельства.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяс­нению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послужив­ших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В качестве противоправных деяний, образующих объективную сторону правона­рушения по статье 8.1 КоАП РФ, Обществу вменено осуществление сброса поверхностных (дождевых и талых) вод с производственной территории предприятия, а также эксплуати­руемых зданий и сооружений, в бесхозную систему производственно-дождевой канализа­ции с неисправными очистными сооружениями без соблюдения утвержденных проектом мероприятий по охране окружающей среды, в том числе проектных решений по сбросу и очистке производственных и дождевых вод через систему производственно-дождевой ка­нализации; без внесения платы за загрязнение окружающей природной среды; без оформ­ления разрешения и лимитов на сброс загрязняющих веществ (нарушение требований ста­тьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, статей 16, 23 и 39 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюде­нием требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законода­тельством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные во­ды – воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществля­ется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документаци­ей мероприятий по охране окружающей среды. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и тех­нологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребле­ния, обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполне­ние установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением ок­ружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружаю­щей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1,2 статьи 38 Федерального закона № 7-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физиче­ские лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объек­тов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окру­жающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и вос­производства природных ресурсов.

Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ негативным воздействием на ок­ружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, являются, в том числе поверхностные и подземные воды (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружаю­щую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) кон­центрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе ра­диоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воз­действие на окружающую среду (статья 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

В силу пунктов 1, 3-4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допусти­мых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйст­венной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбро­сов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране ок­ружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нор­мативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление ли­митов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государст­венное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управле­ние в области охраны окружающей среды.


Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводам, что административный орган не представил доказательств сброса Об­ществом загрязняющих веществ в водный объект, неисправности очистных сооружений, наличия в водах, стекающих с территории предприятия и попадающих в ручей Безымян­ный, загрязняющих веществ; не доказал, что Общество не соблюдает утвержденные про­ектом мероприятия по охране окружающей среды, не вносит плату за сброс загрязняющих веществ в водный объект, что у него отсутствуют лимиты на сброс загрязняющих ве­ществ.

С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о недоказан­ности Министерством события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, а также вины Общества в его совершении.

Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пере­оценке судом кассационной инстанции не подлежат.

Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материаль­ного права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу № А29‑10537/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Н.Ю. Башева

Судьи И.Л. Забурдаева, А.И. Чиграков

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
29.04.2024

Цифровизация встала на службу экологии

Пчел хотят защитить от ядохимикатов штрафами

Российские ученые придумали технологию переработки соломы в удобрения и стройматериалы

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 27 апреля, 16:09
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Mon, 29 Apr 2024 18:12:32
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения