![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() Обращение с отходами Михаил Мень: мусор — золотое дно, только не в России30 октября 2020 ![]() Что делать с отходами и куда идёт мусорная реформа? Эти вопросы проанализировала Счётная палата. Результаты «АиФ» обсудил с аудитором СП РФ Михаилом Менем. - В 2019 г. по регионам прокатились волна «мусорных» скандалов. Где-то бастовали владельцы мусоровозов, не получавшие деньги за работу, где-то собирались граждане, возмущённые планами организации новых свалок... - Обычно конфликты возникают, когда у людей и бизнеса нет достоверной картины происходящего, а власть их не слышит. Слухов вокруг перерабатывающих предприятий или мусоросжигательных заводов много, а какой проект на самом деле планируется, какие он технологии будет использовать — об этом мало кто проинформирован. Или, например, к нам обратилась компания из Смоленской обл. Она организовала предприятие по переработке и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Но её мощности недозагружены, а местные операторы отправляют несортированный мусор на полигон. Почему в регионе принята такая схема? Почему в ней не отражены интересы переработчиков? Анализом подобных ситуаций займёмся в начале 2021 г. Но, по нашим наблюдениям, конфликтов, связанных с мусором, стало меньше. Региональные власти начали активнее объяснять свои действия. — Многие операторы после старта реформы оказались на грани банкротства. Как сейчас? — Правительство операторам помогло, выделив для них 10 млрд руб. Эти деньги должны были снизить остроту проблемы. Насколько они эффективно были потрачены, мы также увидим в следующем году. А в июне 2020 г., по нашей оценке, банкротство угрожало 22 региональным операторам. Главный источник их финансирования — плата за вывоз мусора, которая собирается пока очень плохо. Прогноз на 2020 г. — только 76% от положенного. Хуже всего платят юрлица. — А в чём дело? Мусорный тариф слишком велик? — Он везде разный. В Дагестане в 2019 г. платили в среднем 244 руб. за кубометр отходов, а в Красноярском крае — 1411 руб. Понятно, что в Сибири огромные расстояния и, возможно, отходы приходится вести дальше. Но уж слишком разница между тарифами высока — в 5,5 раза! Это раздражает. Люди говорят: мы готовы заплатить, но не понимаем, почему так много. Нет прозрачного экономического обоснования размеров оплаты. ФАС приняла первые меры, и в отдельных регионах тариф снизился. В среднем по РФ он сегодня 553,4 руб. — на 3% меньше, чем в 2019 г. Но проблема ещё в том, что люди не видят, какая работа проделана на их деньги. Предполагалось, что операторы начнут устанавливать контейнеры для раздельного сбора. Но анализ региональных программ показал, что только 39 регионов из 67, которые мы обследовали, предусмотрели такую работу. — Много ли мусороперерабатывающих и сортировочных предприятий появилось за первые два года реформы? — Новые предприятия есть, но они, как правило, построены без госпомощи, и их пока недостаточно. По данным госкорпорации «Российский экологический оператор» (РЭО), надо, чтобы до 2024 г. заработали 250 перерабатывающих и сортировочных объектов. Столько нужно, чтобы перерабатывалось не 7% твёрдых коммунальных отходов, как сейчас, а 36%, как запланировано в нацпроекте «Экология». Именно для этого и был создан РЭО, через которого правительство решило оказывать финансовую поддержку инвесторам, осуществляющим проекты по утилизации отходов. Однако в 2019 г. РЭО получил на это из федерального бюджета 10 млрд руб. — и ни копейки не потратил. Деньги вернулись в резервный фонд. В итоге они стали тем самым источником, из которого получили помощь регоператоры, хотя планировалось их использовать более эффективно — не на затыкание финансовых дыр, а на развитие экологической отрасли. В целом мероприятия, запланированные в проекте «Комплексная система обращения с ТКО», в 2019 г. были профинансированы лишь на 5,5%. И винить только РЭО в такой ситуации нельзя: он получил деньги на поддержку инвесторов лишь в декабре. — Почему так поздно? — Во-первых, так окончательно и не утверждены правила, по которым будет предоставляться поддержка регионам. Во-вторых, Минприроды долго согласовывало с субъектами проекты, которые поддержит государство. В итоге выяснилось: 42% регионов не готовы начать строительство новых объектов. Они или не смогли заинтересовать ими инвесторов, или не подготовили вовремя документацию. — Расхожее мнение о том, что мусор — золотое дно, в России не подтверждается? — Пока нет. Обычно бизнес считается привлекательным, если инвестиции в новые проекты окупаются за 10 лет. А вложения в объекты, которые нужно сегодня строить, чтобы создать мусорную отрасль, окупятся за 15–18 лет. Поэтому важно со стороны государства на первом этапе поддерживать частных инвесторов, чтобы сократить эти сроки. — В целом денег на мусорную реформу достаточно? — Судите сами. По оценке РЭО, на поддержку всех инвестиционных проектов по формированию инфраструктуры обращения с ТКО, запланированных до конца 2024 г., нужно 420 млрд руб. А из федерального бюджета пока выделено только 84,3 млрд — 20% от требуемого финансирования. — Острейшая проблема — свалки. Какими должны быть приоритеты в её решении? На что в первую очередь стоит направлять федеральные средства? — На ликвидацию несанкционированных свалок на территории городов. Всего их в России 916. В ближайшие 4 года решено ликвидировать 191. А когда исчезнут остальные? Об этом ничего не известно. Мы обратили на это внимание правительства и рекомендовали, чтобы в ходе доработки нацпроекта «Экология» в план до 2030 г. попала рекультивация всех городских свалок. — Но количество мусора растёт. Достаточно ли места для его захоронения? — Мощности официальных полигонов в 17 регионах будут исчерпаны уже к 2022 г. Работу части из них позволяют продлить поправки в законодательство, разрешающие на старте мусорной реформы использовать полигоны, не продлившие лицензию. Но это временная мера, которая должна действовать, пока не заработают новые перерабатывающие мощности. В будущем отдельные новые полигоны могут создаваться взамен рекультивируемых. Но они должны работать под строгим экологическим контролем. И попадать туда должен только тщательно отсортированный мусор, с предварительным изъятием всех полезных фракций, которые можно переработать в ценное вторсырьё. При этом важно не только увеличивать переработку коммунальных отходов, но и сокращать объёмы производимого мусора. Например, нужно отказываться от пластиковой упаковки в пользу бумаги и картона. И это не требует серьёзных финансовых вложений. Главное — политическая воля, соответствующее законодательное и нормативное регулирование. Только в случае решения обеих задач — сокращения производимых отходов и увеличения объёмов переработки ТКО — реформа будет успешной. Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться ![]() Еще 5 новостей по теме «Обращение с отходами»![]() Изменены особенности размещения информации в ФГИС УТКО Опубликован Приказ Минприроды России от 28.05.2025 N 299 «О внесении изменений в приказ Минприроды России от 26 декабря 2... Утвержден новый перечень медотходов класса «Г»: обязательная передача федеральному оператору с 2026 года Опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 28.05.2025 N 1354-р.
Включение данных об искусственных грунтах из ТКО в ПЭК: новые требования с сентября 2025 Опубликован Приказ Минприроды России от 12.05.2025 N 262 «О внесении изменений в требования к содержанию программы произв... Рекультивация в гражданском строительстве и при строительстве линейных объектов (газопроводы, дороги, ЛЭП, полигоны и др.)
При каких условия необходимо разрабатывать проект ликвидации накопленного вреда и/или проект рекультивации нарушенных земель?
Какие характеристики почв, поверхностных и подземных... Какие формулировки можно использовать, заключая договор на «продажу» отхода?
Что обычно продают предприятия под видом отходов?
Что такое возвратные и безвозвратные отходы с точки зрения бухгалтерского учета?
Почему формулировка «утрата потребит... Другие новости за 30.10.2020![]() Возвращены Минюстом без государственной регистрации Минюст не зарегистрировал ряд приказов Минприроды, ФАС, Росрыболовства, Росприроднадзора.
Приказ Минприроды России от 11.08.2020 N 581"Об утверждении методики разработки (расчет... Разрешительная документация для строящихся объектов Необходимо ли строительной организации разрабатывать документы по нормативам образования отходов, стоков и выбросам загрязняющих веществ по строящемуся объекту и/или строительной площадке, а такж... Разрешительная документация по сбросам, согласование НДС для предприятия 2 категории Вопрос:
Разрешительная документация по сбросам, согласование НДС для 2 категории. Какие требования к документации?
Отвечают специалисты Южного межрегионального Управления Росприроднадзора
Ответ:... Утверждена форма рекомендаций российского экологического оператора при утверждении и корректировке региональной программы в области обращения с отходами, а также при установлении нормативов ТКО
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2020 № 640 «Об утверждении формы рекомендаций российского экологического оператора при утверждении и корректировке регио... |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |