Региональный оператор отказывается заключать с заказчиком договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса А, ссылаясь на то, что требования к обращению с твердыми коммунальными отходами на такие отходы не распространяются
21 января 2019 2059
Следует ли заключить такой договор с региональным оператором, или заказчик вправе заключить его с другой организацией?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса А может быть заключен как с региональным оператором, так и с другой специализированной организацией.
Обоснование позиции:
В соответствии с абзацем двадцать седьмым ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
К твердым коммунальным отходам относятся, в частности, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Отходы класса А являются разновидностью медицинских отходов и представляют собой эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), п. 2.1 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10)).
Пунктом 2 ст. 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отсюда следует, что действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется (письма Минприроды России от 30.04.2015 N 12-50/3268-ОГ, от 25.01.2012 N 05-12-44/832, от 16.12.2011 N 12-46/18775). Вместе с тем если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то тогда в отношении таких отходов возможно применение норм Закона N 89-ФЗ (письмо Минприроды России от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ).
Можно отметить, что согласно п. 4.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Как указано в письме Росприроднадзора от 08.07.2016 N АА-03-03-32/13510, санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Однако, хотя медицинские отходы класса А по составу близки к ТКО и их транспортирование подчиняется нормативным требованиям, регулирующим обращение с отходами производства и потребления, из приведенных норм формально не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО. Отсюда можно сделать вывод о том, что региональный оператор не обязан заключать договор об оказании услуг по обращению с ТКО в отношении медицинских отходов. С другой стороны, согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Поэтому, с нашей точки зрения, региональный оператор, не будучи обязанным транспортировать медицинские отходы класса А, вправе сделать это, заключив с организацией, в деятельности которой образовались эти отходы (заказчиком), соответствующий договор.
Вместе с тем заказчик вправе привлечь к транспортированию медицинских отходов класса А другую специализированную организацию (п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10), поскольку такая деятельность законодательством не возлагается исключительно на регионального оператора. В связи с этим можно отметить, что закон не требует получения лицензии для осуществления деятельности по транспортированию медицинских отходов класса А (абзац третий п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч.ч. 1, 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", письмо Минприроды России от 29.02.2016 N 12-47/4056, письмо Росприроднадзора от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Правительство одобрило законопроект, вводящий новый вид использования недр. В пластах горных пород предлагается хранить воды, которые образуются при добыче природных солей.
«Законопроектом предлага...
Можно ли осуществлять природоохранную деятельность в роли эко-инспектора, не зная своих прав?
Мы считаем, что — нет. Поэтому подготовили небольшую статью об этом.
Общественный ...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.