Garbageman,
Знать бы, о чём Вы спрашиваете...
По-моему, чёткой устоявшейся терминологии в этом вопросе нет. Встречаются выражения: нормы накопления ТБО, нормы вывоза ТБО, нормы образования ТБО и т.п.
Определения нормативов накопления ТБО на законодательном уровне, видимо, не сделано.
Хотя, в «Рекомендациях по выбору методов и организации удаления бытовых отходов», М., 1985 г., АКХ им. К.Д.Памфилова, сказано, что норма накопления бытовых отходов - среднегодовая величина, служит для определения годового накопления бытовых отходов в городе, населенном пункте или районе.
В «Рекомендациях по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР», М., 1982 г., АКХ им. К.Д.Памфилова, упоминается, что работа по определению или уточнению норм накопления твердых бытовых отходов проводится специальной комиссией, создаваемой гор-, рай-, облисполкомом. Нормы вводятся в действие на основании решения горисполкома.
Из более свежих документов можно упомянуть о «Методических рекомендациях по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов», М., 2005 г. (утв. СЗО ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России).
В этом документе сказано, что
--------------------------------------------------------------
… Временные нормативы ТБО применяются при отсутствии Проекта нормативов образования и лимитов на размещение ТБО в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений.
Временные нормативы накопления ТБО предназначены для определения количества накапливающихся отходов образуемых в результате деятельности владельцев (арендаторов, собственников) нежилых помещений в соответствии с видом деятельности.
Основными показателями для определения временных нормативов накопления ТБО являются: средний удельный норматив накопления твердых бытовых отходов в сутки
(куб. м), средняя плотность (кг/куб.м.). Временные нормативы ТБО целесообразно применять до разработки Проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение…
----------------------------------------------------------------------
К нормативным актам, устанавливающим полномочия органов СМС и муниципальных образований, по утверждению норм (удельных нормативов) накопления ТБО можно отнести:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления
1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся (в том числе):
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
Методические рекомендации МДК 7-01.2003 "О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации" (утв. постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 152).
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема очистки территорий должна содержать данные по нормам накопления, предложения по системам и методам сбора и удаления, расчетным объемам работ, определению необходимого количества мусоровозного транспорта и инвентаря, обезвреживанию твердых бытовых отходов (ТБО).
В основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления по жилому фонду и от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и коммунальных учреждений, утвержденные органами местного самоуправления.
При расчете объема накопления ТБО следует учитывать тенденцию роста норм накопления.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются:
- титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
- нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
----------------------------------------------------------------------------------------
Можно еще добавить, что нормы накопления твердых бытовых отходов разрабатываются для бытовых отходов, образующихся в муниципальном, государственном, ведомственном жилом фонде, в жилом фонде товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и частных домовладений.
Нормы накопления твердых бытовых отходов применяются муниципальными организациями города, занятыми в сфере сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, для определения потребности в специализированном автотранспорте и необходимого количества контейнеров.
Нормы накопления и вывоза мусора установливаются с использованием норм накопления твердых бытовых отходов объектов общественного назначения ("Санитарная очистка и уборка населенных мест", Справочник АКХ им. К.Д.Памфилова) с учетом специфики и режима работы учреждений.
В соответствии с Письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29 июня 2005 г. N ЮТ-2783/03 "О мониторинге отходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства"
… для обеспечения единого подхода к определению основных параметров контроля в динамике (мониторинге) отходов потребления (твердых бытовых отходов и приравненных к ним) мониторингом отходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства считается:
- контроль объемов образующихся отходов;
- контроль норм накопления отходов от различных групп образователей отходов;
- контроль потоков отходов;
- контроль морфологического состава отходов;
- контроль объектов, обеспечивающих свою деятельность в сфере обращения отходов;
- контроль плотности отходов в процессе накопления;
- контроль над формированием тарифов и платежей населения.
Ответственность за разработку необходимых документов по вопросу мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложена на ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами".
---------------------------------------------------------
Что касается накопления промышленных отходов, то можно привести определение из "Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации":
-------------------------------------
Временное накопление отходов на промплощадке - хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов. Является временной мерой, предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.
-----------------------------------------
Хотя, конечно, нельзя считать этот документ нормативно-правовым актом, но он еще раз показывает различный подход в определении норм накопления коммунальных и промышленных отходов.