Zinaida писал(а)
Уважаемые коллеги! Помогите советом. Ситуация следующая. В 2006 году для нашей котельной был разработан ПДС для сброса смешанных сточных вод (техвода + хозбыт от одного санузла) на рельеф местности (организованный выпуск). По сути на водосборную площадь ручья, хотя до водного объекта — более 500 м. При этом в разрешении на сброс сточных вод указаны ПДК, как для объекта культурно-бытового назначения. Сточные воды из трубы попадают в лоток ( 10 м) и далее на рельеф. Пробу на анализ сточных вод брали всегда на выходе из трубы. В анализе идет превышение ПДК по железу и меди. В результате Росприроднадзор выставил нам претензии, что мы нарушаем законодательство, потому что сбрасываем сточные воды на рельеф с превышением установленных ПДК, хотя при этом влияния на водный объект не оказывается (анализы воды из ручья показали, что там все в норме). Нас заставляют делать очистные сооружения. Пересмотрела много документации, форумов, но так и не нашла ответы на следующие вопросы:
1.Если мы не оказываем прямого влияния на водный объект, зачем нам проект ПДС?
2.Где нужно брать пробы при сбросе на рельеф? Каким документом регламентируется порядок отбора проб сточных вод (но не в водный объект)?
3.Существует ли вообще понятие «организованный сброс на рельеф»?
У нас в регионе используется понятие – «организованный выпуск сточных вод на рельеф местности».
Раньше при сдаче «Декларации о природопользовании» мы заполняли (да, и сейчас заполняем) форму Расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности организованным выпуском сточных вод.
При этом под сбросом загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности организованным выпуском сточных вод подразумевался сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности через специальные системы водоотведения (организованный сброс).
В случае, когда ливневой канализацией охвачена не вся территория предприятия, расчет платы за сброс загрязняющих веществ с территории, не охваченной ливневой канализацией, выполняется в соответствии с формой Расчета платы за загрязнение окружающей среды сбросом загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности поверхностным стоком.
При этом Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности поверхностным стоком выполняется природопользователями, осуществляющими пользование участками земель (в т.ч. на основании договора аренды земельного участка или помещений), не обустроенными системами сбора и отвода поверхностных (ливневых и талых) стоков.
А вообще, организованный сброс на рельеф вполне может быть, например, на поля фильтрации, земледельческие поля орошения и т.п. Только вот нормирование допустимого воздействия на окружающую среду при сбросе ЗВ на рельеф, это еще та проблема.
Дело в том, что в соответствии с № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Получается, что для получения разрешения на сбросы химических веществ необходимо иметь установленные нормативы допустимых сбросов в данном случае на рельеф местности.
Но в законодательстве отсутствует установленный Порядок и методика разработки нормативов допустимых сбросов химических веществ и микроорганизмов на рельеф местности.
Отсюда напрашивается очевидный вывод - отсутствие у природопользователей утвержденных нормативов допустимых сбросов применительно к сбросам загрязняющих веществ организованным или неорганизованным стоком на рельеф местности не может быть признано основанием для привлечения природопользователя к юридической ответственности.
В вашем конкретном случае проект ПДС на рельеф местности можно признать филькиной грамотой, а претензии Росприроднадзора по несоблюдению ПДК несостоятельными.
Им ведь самим должно быть известно, что допустимое негативное воздействие на водные объекты и на почву не могут быть сопоставимы, так как ассимилирующая способность данных сред абсолютно разная.
Но плату за сброс ЗВ на рельеф местности, конечно, вносить надо. Так как сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод с площади территории природопользователей приравнен в п. 1.2 «Методических указаний…» к сбросу загрязняющих веществ в водные объекты, то нормативы платы по ПП РФ № 344 необходимо брать как для сброса ЗВ в поверхностные и подземные водные объекты.