sra18 писал(а)
ultra,
Но ведь данный приказ №14 не зарегистрирован в Минюсте и не имеет правовой силы, следовательно, и правовых последствий. Сертификация то добровольная.
И еще в дополнение к тому, что касается добровольных систем сертификации.
У *** есть юридическое заключение по этому поводу:
«О некоторых вопросах, возникающих в связи с требованием территориальных органов Ростехнадзора о проведении организациями, осуществляющими деятельность по обращению с опасными отходами, сертификации по системам добровольной сертификации».
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании») добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Согласно пункту 5 статьи 21 ФЗ «О техническом регулировании» федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия осуществляется, в том числе, на основании принципа недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
На основании изложенного, требование о проведении обязательного подтверждения соответствия, в отношении работ и услуг, а также иных объектов, в отношении которых требования устанавливаются системами добровольной сертификации, не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти не установлена обязательность сертификации по системам добровольной сертификации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании») лицензирующие органы осуществляют, в том числе, полномочия по приостановлению действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года № 524, (далее – Положение о лицензировании деятельности с опасными отходами), лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 13 ФЗ «О лицензировании» приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности с опасными отходами лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
в) проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
г) наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;
д) иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Таким образом, приостановление Ростехнадзором (его территориальными органами) действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности с опасными отходами, в том числе по причине не проведения сертификации по системам добровольной сертификации, не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 5.3.4. Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401, Ростехнадзор устанавливает лимиты на размещение отходов.
Согласно пункту 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461, (далее – Правила разработки и утверждения образования отходов и лимитов на их размещение) для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации следующие документы:
а) заявление с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридических лиц; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей;
б) копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
в) проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации;
г) свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с последними изменениями от 27 марта 2006 года) образована Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ей переданы функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с последними изменениями от 3 октября 2005 года) Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с передачей функций в сфере экологического надзора Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, территориальные органы Ростехнадзора утверждают лимиты на размещение отходов на основании документов, установленных пунктом 7 Правил разработки и утверждения образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании изложенного, отказ территориальных органов Ростехнадзора в утверждении лимитов на размещение отходов по основаниям, не предусмотренным пунктом 7 Правил разработки и утверждения образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе по причине не проведения сертификации по системам добровольной сертификации, не соответствует действующему законодательству.