Garbageman писал(а)
К сожалению, учитывая печальный опыт того, что при появлении "новой Дубы" , как правило, отсутствует приемственность, то появление этого "интересного закона" всё-таки под вопросом. Вспомните судьбу законопроекта "Об экологическом контроле", который, в частности, исправил бы "размытость" знаменитого правительственного постановления от 29.10.2002 № 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
Дума это или Дуба, но итоги выборов V созыва нижней палаты Федерального собрания показали, что преемственность будет. Ведь у руля единороссы, а законопроект внесен в ГД от фракции Единая Россия.
Вот лучше почитайте вот это.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Пояснительная записка к проекту федерального закона
«О праве собственности и других вещных правах на окружающую среду»
В законопроекте реализуется подход к решению проблемы обеспечения экологической безопасности, предусматривающий формирование правовых основ для отнесения окружающей среды к экономической и имущественной категории, регулируемой нормами гражданского законодательства и подлежащей обороту в рамках гражданско-правовых отношений, определения количественной и стоимостной оценки окружающей среды, которая учитывается в макроэкономических показателях и обязательствах по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в целях удовлетворения публичных и частных интересов в области обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на благоприятное состояние окружающей среды и возмещение в полном объеме экологического ущерба.
В настоящее время безопасность окружающей среды в силу ограничения её регулирования рамками экологического законодательства не обеспечивается из-за отсутствия реализационных механизмов, содержащихся в других отраслях права, нормы которого имеют прямое действие.
Для определения гражданско-правовых основ обеспечения безопасности окружающей среды в концепции законопроекта решаются следующие вопросы:
- определено правовое содержание и предметная область безопасности окружающей среды;
- установлена взаимосвязь экологических и имущественных отношений;
- обозначены гражданско-правовые подходы к разграничению публичных и частных интересов в области безопасности окружающей среды;
- предложен механизм имущественно-правового регулирования ответственности за безопасность окружающей среды.
Возможность гражданско-правового подхода к обеспечению экологической безопасности обусловлена смысловым значением окружающей среды как имущественной категории. Такой смысл возникает из определения окружающей среды, установленного Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и предполагающего ее одновременное рассмотрение и представление в виде совокупности:
- компонентов природной среды, под которыми понимается земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир,
- природных и природно-антропогенных объектов, под которыми понимаются соответственно естественные экологические системы и объекты, созданные человеком и сохраняющие свойства природного объекта;
- антропогенных объектов, созданных человеком и не обладающих свойствами природного объекта.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Право собственности на компоненты окружающей среды подразумевает возможность их оборота, регулируемого гражданским правом. При вовлечении в оборот компонентов окружающей среды их качественное состояние может изменяться, причем эти изменения могут носить негативный характер и затрагивать интересы других лиц в области обеспечения безопасности окружающей среды.
Очевидная взаимосвязь экологических и имущественных отношений ставит задачу интеграции экологического права и гражданского права в целях приведения их в соответствие целям и требованиям обеспечения безопасности окружающей среды.
К вопросам безопасности окружающей среды в гражданском праве относятся, с одной стороны, правоотношения в области гражданского оборота объектов окружающей среды, составляющих основы жизни народов, проживающих на соответствующей территории. С другой стороны, к этой сфере относятся правоотношения в области осуществления прав собственности на объекты окружающей среды, в том числе созданные трудом человека, или образовавшиеся в процессе его жизнедеятельности, в том числе при осуществлении экономической деятельности.
Поскольку данные правоотношения связаны с реализацией частных интересов, именно в этих правоотношениях должны быть реализованы требования по обеспечению экологической безопасности, которые, в свою очередь, должны определять особое эколого-правовое положение участников гражданского оборота, а также эколого-правовые основания возникновения прав собственности и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, связанных с объектами окружающей среды.
К объектам окружающей среды, созданным трудом человека в результате переработки природных ресурсов, относятся в том числе загрязняющие вещества и отходы производства и потребления, которые образуются в процессе жизни и деятельности общества и поступают в окружающую среду, ухудшая её качество.
В законопроекте воплощается принцип ограничения свободы в реализации права собственности на загрязняющие вещества, которые до момента их выброса или сброса в окружающую среду были собственностью конкретного хозяйствующего субъекта. Это ограничение связано с тем, что факт негативного воздействия на окружающую среду, связанный с бесплатным отчуждением хозяйствующим субъектом от себя права собственности на загрязняющие вещества порождает ситуацию безответственности за негативные экологические последствия, что представляется неправомерным в виду ущемления публичных и частных интересов на благоприятную окружающую среду.
Мера свободы имущественных прав хозяйствующих субъектов, которая установлена в статье 17 Конституции Российской Федерации, связывается в законопроекте с вполне конкретным условием: при реализации этой свободы не должны нарушаться права и свободы других лиц. Поскольку общественный интерес в сфере обеспечения экологической безопасности относится к области публичного права, а интерес по реализации свободы предпринимательской деятельности – к области частного права, то согласование этих интересов, а также применение методов частно-правового и публично-правового регулирования вместе с формированием условий их реализации необходимо осуществлять с учетом установленного Конституцией Российской Федерации приоритета публичного права над частным.
Следовательно, при реализации права свободы на экономическую деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, не только собственники экологически опасных объектов и собственники объектов окружающей среды, но и потребители материальных и природных благ должны нести солидарную ответственность за безопасность состояния окружающей среды в целях удовлетворения публичных интересов, направленных на поддержание благоприятной окружающей среды для всех и каждого. Это требование солидарной ответственности за состояние окружающей среды основывается на том, что существование определенных экологических интересов в период жизни конкретного индивидуума не прекращается с его смертью, то есть наличие экологических интересов общества зависит не столько от жизни отдельных носителей этих интересов, сколько от общества в целом. Понимая под этими интересами область обеспечения безопасности окружающей среды, наличие этих интересов в обществе позволяет отнести их к предмету публичного права с присущим ему приоритетом над частным правом.
Все находящиеся на территории Российской Федерации субъекты гражданских прав обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивая при этом публичные интересы в сфере безопасности окружающей среды.
Проблема регулирования ответственности за безопасность окружающей среды с позиций имущественного (вещного) права в законопроекте решается посредством законодательного регулирования экономического нормирования и стоимостного выражения таких правовых категорий, как окружающая среда и ее компоненты, накопленный экологический ущерб, экологический риск, длящееся во времени негативное воздействие на окружающую среду и другие параметры и характеристики окружающей среды.
В установленные в законопроекте экономические оценки условной единицы окружающей среды должны стать основой для количественного определения и юридического доказательства меры ответственности и размеров экологического ущерба, подлежащего возмещению в случаях нарушения прав и свобод лиц и связанного с экологическими факторами.
Оздоровление окружающей среды в целом по стране и предупреждение негативных экологический явлений требует больших капитальных затрат.
Поэтому гражданско-правовое регулирование безопасности окружающей среды, наряду с установлением общих положений по возмещению вреда, должно содержать экономико-правовые механизмы их реализации применительно к окружающей среде. К таким механизмам в законопроекте относится вовлечение экологических факторов и природоохранной деятельности в воспроизводственный цикл реального сектора рыночной экономики. При этом эффективность воспроизводственного цикла, определяемая сегодня соотношением затрат и прибыли, после принятия законопроекта будет оцениваться с учетом экологических факторов, в том числе с учетом экологического ущерба.
При этом стоимость одного квадратного километра условно нетронутой окружающей среды предлагается установить не ниже 1 миллиарда рублей. Экономическая оценка окружающей среды позволит придать ей статус полноправного элемента рыночной экономики, имея в виду её включение в состав основных производственных фондов с амортизационными отчислениями на воспроизводство природы.
В законопроекте устанавливается, что окружающая среда представляет собой имущественную категорию, являющуюся пространственно непрерывной и неделимой вещью, находящейся в общей совместной собственности без определения долей и составляющей основы жизни народов, проживающих на всей территории Российской Федерации.
Согласно законопроекту в Российской Федерации должна проводиться ежегодная инвентаризация состояния окружающей среды в целях определения региональных и местных коэффициентов, применяемых при денежной оценке отдельных участков окружающей среды, с учетом которых проводится ежегодная корректировка показателей стоимости окружающей среды и её отдельных участков в денежном эквиваленте.
При этом порядок проведения ежегодной инвентаризации окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Инвентаризация окружающей среды предполагает установление усредненных фоновых значений состояния окружающей среды на определенной территории в течение года по всем видам нормируемого негативного воздействия на окружающую среду.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются Правительством Российской Федерации и указывают предельно допустимые значения всех нормируемых видов негативного воздействия на окружающую среду, суммируемые за год, при постепенном поступлении которых окружающая среда в данных географических условиях не становится опасной для здоровья и жизни людей и не утрачивает свойств основ жизни народов, проживающих на соответствующих территориях.
При соблюдении нормативов качества окружающей среды территория признается условно ненарушенным участком окружающей среды.
Сравнение частных результатов деления, при котором в качестве делимого берется каждое из суммируемых за год фоновых показателей для всех видов негативного воздействия, полученных в результате инвентаризации и характеризующих фактическое состояние определенного участка окружающей среды, а в качестве делителя берется нормативное значение окружающей среды по каждому виду негативного воздействия, допустимое для аналогичного условно ненарушенного участка окружающей среды, показывает степень отклонения от нормы в случае, если хотя бы одно из частных такого деления превышает единицу.
В случае множественного превышения за основу берется самое наибольшее значение, которое признается как коэффициент понижения при расчете денежной стоимости участка окружающей среды.
Предыдущая и последующая стоимости участка окружающей среды сравниваются каждый отчетный год. Если стоимость стала ниже, то полученная разность показывает размер причиненного вреда окружающей среде в стоимостной форме.
Финансирование вынужденных затрат на поддержание качества окружающей среды обеспечивается посредством капитализации окружающей среды, отражения стоимостной оценки природного капитала в виде окружающей среды с учетом её качества в макроэкономических показателях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выпуска и оборота ценных бумаг, которые обеспечены природным капиталом.
Ценные бумаги, обеспеченные природным капиталом, регистрируются в специальном государственном реестре и допускаются в оборот исключительно для целей реализации природоохранных мероприятий.
Региональные расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России принимают решение об эмиссии денежных средств по заявлению собственника ценных бумаг, обеспеченных природным капиталом, в лице государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды. К заявлению должна быть приложена проектно-сметная документация на осуществление природоохранных мероприятий капитального характера, имеющая положительное заключение государственной экологической экспертизы и рекомендации по внедрению от уполномоченных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
РКЦ Банка России заключает договор с собственником ценных бумаг, обеспеченных природным капиталом, сроком на один год, в соответствии с которым стороны принимают на себя соответствующие обязательства, в том числе передачу ценных бумаг субъекта Российской Федерации на баланс Российской Федерации (в лице МЭРТ).
Учетная ставка банковского процента по кредитам денежных средств, выпущенных РКЦ Банка России, выдаваемым под ценные бумаги, обеспеченные природным капиталом, устанавливается не выше одной трехсотой доли ставки рефинансирования.
В законодательном порядке следует установить запрет о том, что не допускается размещать денежные средства, выпущенные РКЦ Банка России и предназначенные для реализации природоохранных мероприятий, на депозитных счетах коммерческих банков с целью получения процентов по денежным вкладам, или расходовать такие средства на иные цели.
Доходы соответствующих бюджетов, образовавшиеся в результате целевых эмиссий РКЦ Банка России, устанавливаются равными расходам на природоохранные мероприятия. Перечень природоохранных мероприятий должен быть установлен федеральным законом.
Ценные бумаги, обеспеченные природным капиталом, переданные по договору на баланс Российской Федерации (в лице специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти), могут быть выкуплены субъектом Российской Федерации по номинальной стоимости.
Лица, на которые возлагается обязанность проведения компенсационных мероприятий по возмещению в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде не по их вине, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранные мероприятия по своей инициативе и за свой счет, имеют право на получение субвенций из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации на условиях и в порядке, установленном законом.
Разграничение права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в отношении окружающей среды, а также возникновение, приобретение, прекращение и защита права собственности на окружающую среду также осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждение права собственности на материальные объекты и все виды негативного воздействия, загрязняющие и нарушающие окружающую среду, является платным.
Оборот имущественных объектов, входящих в состав окружающей среды, без обременений обязательствами по соблюдению нормативов качества окружающей среды не допускается.
Затраты на создание окружающей среды не отменяют обязанности осуществления природоохранных мероприятий.
Принятие законопроекта не потребует привлечения на его реализацию дополнительных средств из федерального бюджета и иных материальных затрат.
-------------------------------------------------------------------------------------------