ekolog-tanya писал(а)
Как я и думала)) спасибо Вам всем большое. Буду дальше им доказывать, что мы к плате за данные отходы никакого отношения не имеем.
По вопросу о правовых последствиях в части взимания платы за размещение отходов, в случае передачи отходов для размещения другой организации (в т.ч. без передачи права собственности на отходы)
Основные выводы заключения:
1. Плату за размещение отходов вносит организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (в части размещения отходов) и осуществляющая фактические действия по размещению отходов;
2. В случае передачи отходов другой организации для размещения в объекте размещения (безотносительно указания в договоре о передаче права собственности на отходы) плата за размещение отходов вносится организацией осуществляющей фактические действия по размещению отходов.
*** - Новости от 17.07.201211. Выпуск № 376 (1464) от 17 июля 2012 г.
*** - Новости от 13.08.2012
Практика правоприменения
Можно ли в договоре о передаче отходов для размещения указать, что право собственности на данные отходы переходит к лицу, оказывающему услуги по размещению с момента передачи отходов?
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
При этом согласно п. 2 указанной статьи Федерального закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Одновременно в соответствии с п. 3 данной статьи Федерального закона собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Более подробная информация рубрики – в полной версии «ЭКОЮРС – Новости».
*** - Новости от 30.07.2012
Выпуск № 385 (1473) от 30 июля 2012 г.
11. Юридические заключения АСУ ***
О необходимости сдачи «нулевых» расчетов платы
Основные выводы заключения:
1. Организации, не оказывающие виды негативного воздействия на окружающую среду, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, не обязаны предоставлять Расчет платы;
2. Предоставление «нулевого» Расчета платы действующим законодательством не предусмотрено.
Постановление суда от 22 марта 2012 года по делу № А35-3099/2011
Арбитражный суд: ФАС Центрального округа
Предмет рассмотрения: оспаривание перехода права собственности на отходы
Как следует из материалов дела, организация, эксплуатирующая полигон, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании ничтожным пункта договора об оказании услуг по сбору, транспортировке и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, согласно которому право собственности на отходы, вывезенные и размещенные исполнителем на полигоне бытовых отходов, переходит к исполнителю с момента поступления отходов от заказчика.
Организация-исполнитель при обосновании своей позиции о необходимости признания ничтожным данного пункта договора указывает на незаконность дарения между коммерческими юридическими лицами, которыми являются стороны по договору, учитывая, что договором не предусмотрено предоставление заказчику встречного возмещения за передаваемые в собственность исполнителя отходы.
Суд, рассмотрев материалы дела, установил, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а обязанность по внесению платы за негативное воздействие возникает лишь у лиц, занимающихся размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Основанием возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду является не наличие у лица права собственности на отходы производства и потребления, а осуществление специализированной деятельности по их размещению. Исполнитель договора непосредственно осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов.
Суд также указал, что данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 4433/10, согласно которой обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», то есть в данном случае только при размещении отходов.
Резюме суда:
По мнению суда, оспариваемый пункт договора не является ничтожным по своему содержанию, так как не регулирует отношения по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, а устанавливает момент перехода права собственности на отходы.
Комментарий Центра:
Арбитражным судом кассационной инстанции не дана соответствующая оценка доводам истца о ничтожности условия договора о передаче отходов в силу отсутствия встречного предоставления при передаче права собственности на отходы.
В отношении мотивов, побудивших арбитражный суд принять решение по делу, можно отметить следующее.
Принимая решение о том, что условие договора о безвозмездном переходе права собственности на отходы не противоречит закону, суд, очевидно, исходил из следующих тезисов:
1. Переход права собственности на отходы означает необходимость внесения платы за НВОС новым собственником отходов;
2. Согласно позиции ВАС РФ вносить плату за размещение отходов должны лица, фактически размещающие отходы, а не образующие и передающие их для размещения;
3. Признание судом ничтожности пункта договора о переходе права собственности на отходы привело бы к необходимости внесения платы за НВОС в части размещения отходов именно «образователем» отходов, а не лицом, фактически данные отходы размещающим.
В связи с тем, что последняя ситуация, по мнению суда, является недопустимой в силу ее несоответствия позиции ВАС РФ, арбитражный суд кассационной инстанции «был вынужден» отказать организации, принимающей отходы для размещения, в иске о признании условия о безвозмездном отчуждении отходов в собственность недействительным.
*** - Новости от 21.06.2012
Выпуск № 358 (1446) от 21 июня 2012 г.
8. Судебная практика
Постановление суда от 18 июня 2012 г. № А55-12965/2011
Арбитражный суд: ФАС Поволжского округа
Предмет рассмотрения: возврат платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов
Резюме суда:
Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов подлежат возврату организациям, не осуществляющим специализированный вид деятельности по размещению отходов на специально обустроенных объектах размещения отходов.
Более подробная информация рубрики – в полной версии «ЭКОЮРС – Новости».
*** - Новости от 28.06.2012
Выпуск № 363 (1451) от 28 июня 2012 г.
11. Юридические заключения Системы ***
По вопросу отражения в разделе 4 Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду массы отходов принятых/переданных в отчетном периоде по договору о конечном размещении отходов
Основные выводы заключения:
1. Договор подряд может быть заключен в форме смешанного договора;
2. В договоре подряда могут содержаться существенные условия, в т.ч договора поручения или комиссии;
3. Возложение на какую-либо из сторон договора подряда обязанностей по совершению действий по размещению отходов, расчету платы и ее внесению возможно при условии не передачи данной стороне права собственности на отходы;
Более подробная информация рубрики – в полной версии «ЭКОЮРС – Новости».
Практика правоприменения
Является ли положение, предусмотренное п. 1 ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» и касающееся необходимости руководителям организаций иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, природоохранным требованием?
В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п. 2 указанной статьи ФЗ «Об охране окружающей среды» подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
На основании изложенного, подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должна быть подтверждена документом о наличии специальных знаний в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Более подробная информация рубрики – в полной версии «ЭКОЮРС – Новости».
*** - Новости от 11.07.2012
Выпуск № 372 (1460) от 11 июля 2012 г.
Юридические заключения АСУ ***
По некоторым вопросам, возникающим в связи с применением Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50
Основные выводы заключения:
1. Указание в абз. 1 п. 11 Порядка на Методические указания, о которых говорится в п. 4 Порядка является технической ошибкой;
2. Требования к содержанию и оформлению технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами установлены в разделе IV Методических указаний;
3. Приказ от 19 октября 2007 г. № 703 до настоящего времени не отменен, является действующим нормативным правовым актом и подлежит применению, в т.ч. при составлении технического отчета о неизменности производственного процесса;
4. В соответствии с п. 11 Порядка установлен уведомительный характер технического отчета о неизменности технологического процесса.
При этом индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам не нужно подтверждать факт принятия технического отчета уполномоченным государственным органом;
5. Видом негативного воздействия на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления является размещение отходов;
6. В соответствии с действующим законодательством нормируется негативное воздействие на окружающую среду. При этом в рамках установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в т.ч. лимиты на размещение отходов;
7. Лимиты на размещение отходов устанавливаются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, размещающим отходы в объектах их размещения, либо передающим отходы для размещения, оставаясь собственником отходов;
Выпуск № 336 (1424) от 21 мая 2012 г.
9. Практика правоприменения
Каким образом собственник может контролировать обращение с принадлежащими ему отходами, переданными без перехода права собственности третьему лицу?
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Также, в соответствии со ст. 211 указанного Федерального закона риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании изложенного, в случае если при передаче отходов в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») право собственности не передается, собственник отходов несет бремя содержания принадлежащих ему отходов, а также риск случайной гибели или случайного повреждения отходов, если иное не предусмотрено договором.